Италийская ветвь (пифагорейская и элейская школы) Мифологическое образно-чувственное восприятие мира; очеловечивание окружающей природной среды; одушевление предметов космоса стирались грани между духом и материей, чудом и повседневностью Религиозное Удваивает мир на естественный (природный) и сверхъестественный; Вера в сверхъестественное; Опирается на эмоциональную сферу человека, в отличие от философского Философское Отвергая слепую веру, стремится к максимальной обоснованности и доказуемости своих выводов, базируется на рационально-логическом, теоретическом объяснении мира 2. Философия, ее предмет, методы, функции, структура. Философия-учение о всеобщих характеристиках мира, о месте Ч. в этом мире, его способностях воздействовать на мир и познавать его. Предмет-все сущее, предельно общие вопросы, принципы бытия, в т.ч. человеческого Методы Диалектика Метафизика Догматизм Эклектика Софистика; Герменевтика Функции Мировоззренческая Методологическая Познавательная Эвристическая Воспитательная Гуманистическая Идеологическая Социальная Структура философии (философского знания)философские науки: Онтология Гносеология Аксиология Логика Этика Эстетика Соц. Философия Философская антропология Философия истории 3. Особенности древнеиндийской философии и ее основные школы. Теоретическая основа древнеиндийской философии-Веды:сборники религиозных и предфилософских текстов Упанишады:сборники религиозно-философских ведических текстов. Для записи ведических текстов был создан спец. Язык-Санскрит. В Упанишадах содержатся почти все основные мировоззренческие понятия и идеи: Майя-представление об иллюзорном характере чувственно-воспринимаемого мира Брахман-мировая душа Атман-инд. Душа, часть Брахмана Йога-неразрывность Атмана и материального тела Сансра-переселение душ Карма-воздаяние за совершенные поступки Нирвана-состояние покоя Будда-постигший высшу истину Ортодоксальны школы признают авторитет Вед Веданта-философия жрецов, практикующих отрешенность от мирской суеты Миманса-идея о вечных звуковых сущностях мира Вайшешека-физ. Вселенная состоит из неделимых элементов Санкхья-идея о множественности этапов эволюции Неортодоксальные школы Чарвака-истинное-только постигаемое с помощью органов чувств Буддизм Жизнь-страдание Причина страданий-желания Единственный метод избавления от страданий-погашение желаний Путь, ведущий к нирване-восбмеричный путь спасения Буддизм-религия без Бога Ранний буддизм- «Хинаяна»-узкий путь спасения «Махаяна»-широкий путь спасения Джайнизм Цель-освобождение души и постижение статус совершенного Ч. 4. Особенности древнекитайской философии и ее основные школы (7-8вв до н.э) Начало всего сущего-Инь и Янь Не характерна вера в бессмертие души Конфуцианство Преодоление хаоса и наведение порядка в обществе Учение о нормах соц. Иерархии, выраженной в 5 взаимоотношениях: 1.между государем и подданными 2.отцом и детьми 3.старшими и младшими братьями 4.мужем и детьми 5.между друзьями Учение об исправлении имени, т.е.соц. положение Ч. должно определять характер его поведения Идеальная личность в Конфуцианстве-благородный муж, противопоставляется низкому Ч. Конфуций не учил вере в сверхъестественное Даосизм Основатель-Лао-Цзы Учение о Дао-едином первоначале всего сущего Большое внимание уделялось овладению техникой медитации Учение о большом и малом отшельничестве Рационализм конфуцианств и его стремление к абсолютному порядку уравновешиватся в Китайской философии мистицизмом даосизма, его спонтанностью и стремлением к естественности Сегодня даосизм-национальная религия Китая Моизм и легизм Моизм-гуманное и мудрое правление Легизм-исходил из идеи равенства всех перед законом, слился с конфуцианством 5.Возникновение древнегреческой философии. Первые досократические школы. Греческая философия первоначально развивалась не на территории материковой Греции, а на Востоке (в ионийских городах малой Азии) и на Западе (в Южной Италии и Сицилии) Ионийская ветвь философии (милетская школа) Интерес к чувственно-воспринимаемому миру. Центральный вопрос-единое первоначало всего сущего Фалес Милетский-первоначало всего-вода Гераклит Эфесский-огонь, основал дилектику Италийская ветвь (пифагорейская и элейская школы) Пифагорейская школа-единица-начало бытия, т.е. прослеживались идеалистические тенденции,т.к. число-не материальная вещь Элейская школа-чисто логическое конструирование бытия. Истину можно постичь только силой разума. Ксенофан - основатель школы: истинное бытие неизменно, это бытие и есть Бог Парменид-бытие-едино и неподвижно, небытие не существует Зенон-ученик Парменида-единая неподвижность бытия, апория «Дихотомия» о невозможности начала движения Эмпедокл-«античный эволюционист»-идея о естественном самозарождении жизни и ее последующей эволюции 6.Антропологический поворот в Античной философии (софисты и Сократ) В V в. До н.э. развитие античной философии стало перемащаться с колониальных окраин в материковую Грецию. Начало классического периода в античной философии связано с деятельностью софистов. Софисты-первые учителя красноречия. Почти не уделяли внимания натурфилософии, обращаясь прежде всего к проблемам человека, социально-политическим вопросам .Признавали относительный характер всех человеческих знаний. Протагор свой вывод об отсутствии обьективных истин и абсолютных ценностейвыразил в формуле: «человек есть мера всех вещей» В деятельности Сократа наблюдается перенос внимания с изучения природных процессов на человека и общество. Главный предмет-философия человека. «Познай самого себя» Невежетсов толкает Ч. на путь порока. «В споре рождается истина»-отличие от софистов, майевтка-диалектическое искусство. 7.Система объективного идеализма Платона Платон попытался создать целостную философскую систему: его учение включает онтологию, гносеологию, теологию. Свои взгляды излагал в форме диалогов. Онтология: Трактовал действительность с позиций обьективного идеализма. Каждому классу предметов и явлений предшествует их нематериальный прообраз-идея. Идея-сущность вещи, истинное бытие - не материальный мир вещей, а нематериальная сущность-мир идей. Мир идей – причина существования мира вещей. Гносеология: Истинное знание-знание идеи. Задача познающего - заставить свою душу вспомнить скрытые в ней вечные истины. Платоновская теория познания - теория воспоминания. Душа-сущность Ч. 3 части души: «разумная», «страждущая», «вожделеющая». У каждого главенствует одна из частей и определяет специфику его личности Разработал модель идеального гос-ва, в кот. нет частной собственности. 3 сословия в соответствии с трехчастной структурой души: высшее-философы, среднее-воины, низшее-крестьяне. 8. Философская система Аристотеля: основное содержание и историческое значение Создатель первого систематизированного всеохватывающего философского учения, автор трактатов «Метафизика», «О душе», воспитатель Александра Македонского. Подверг критике учение Платона «о мире идей». «Платон мне друг, но истина дороже». Необходимо изучать чувственно воспринимаемый мир. Главный недостаток теории Платона-невозможность объяснить, по какой причине идея порождает материальную вещь. 4 причины возникновения любого предмета: материальная, формальная – основные, движущая, целевая. Любой предмет – единство 2 начал: активного-форма и пассивного-материя. Понятия форма и материя относительны) В гносеологии различал 2 вида знания: вероятностное (получаемое в результате изучения чувственно-воспринимаемого мира), достоверное - получается в результате анализа и размышлений. В учении о гос-ве отошел от концепции Платона: граждане должны иметь средний размер частной собственности Тело у живого сущ-ва-материя, душа-форма. Разработал геоцентрическую систему, Аристотель-отец логики и один из основателей психологии. 9. Античная философия эпохи эллинистического и римского периода (киники, эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники) Эллинизм-период в истории античной цивилизации (III-I вв. до н.э.)начавшийся с завоеваний Александра Македонского. Ч. эпохи элленизма становится уже не гражданином, принимающим активное участие в жизни полиса, а подданным монархической империи. Отходят на второй план такие ценности как достоинство личности, патриотизм, возрастает роль конкретных практических знаний. Основная философская дисциплина-этика, а не гносеология или онтология. Главное - принципы и правила личного поведения Ч., его способность устоять перед ударами судьбы. Древнеримская философия сформировалась под влиянием греческой философии эллинистического периода. Эпикурейцы В центре внимания Эпикура - практическая философия, этика. В онтологической проблеме первопричины мира отвергает учение о мире идей Платона и концепцию Аристотеля и соглашается с атомистическим учением Демокрита. Но в отличие от Демокрита он наделил атомы способностью к спонтанному изменению траектории своего движения. Эпикур делает вывод о существовании в мире спонтанностей и свободы, в т.ч для человека. Мир познаваем, основа познания-ощущения. Гуманистическая этика Эпикура основана на идее счастья как избавления от тревог.Основа счастливой жизни-невозмутимость и безмятежность духа: «Проживи незаметно!» Киники Последовательности сократической школы Основатель школы-Антисфен-преданный ученик Сократа: цель жизни-добродетель, добровольная нищета. Диоген Синопский-ученик Антисфена, «безумствующий Сократ». Вел себя вызывающе, подчеркивая превосходство мудреца над обычными людьми, высмеивал богатство, проповедовал естественность и неограниченную личную свободу.Кинизм-первый в истории протест против культуры и цивилизации. Отождествляют с цинизмом-осуждаемой воспитанными людьми формой поведения. Стоицизм Основатель-Зенон Китийский-внутренняя независимость человека в условиях могущества внешних сил. Акцент на этике. Деление философии на логику, физику и этику. В онтологии опирались на учение Гераклита-огонь как первовещество. Покорность мировому закону, добровольное следование своей судьбе. Критиковали эпикурейцев за их учение о свободе. Стоики, как и киники называли себя космополитами, но делали акцент на внутренней свободе человека Сенека-равенство людей, победа добра над злом, проповедь милосердия и любви ближнему. Марк Аврелий (римский император)-призыв к аскетизму и нравственному совершенствованию. Скептицизм Основатель-Пиррон, не оставил после себя сочинений (как и Сократ) Скептики, как и стоики: постижение счастья, душевный покой, невозмутимость и отсутствие страданий. Мудрец должен воздерживаться от высказываний с претензией на истину. Т.е. практически отрицание познаваемости мира. Неоплатонизм Плотин(религиозный мистик)-основатель Учение о душе. Тело для души-орган, с помощью которого она вступает в связь с внешним миром. Цель жизни- обуздание телесных влечений и окончательное слияние с Божеством Ученик Плотина Пофирий написал сочинение «Против христиан», было сожжено. 10.Особенности средневековой философии. Патристика и схоластика. Учение Августина и Фомы Аквинского(2-14 вв. н.э) Развивалась как религиозная христианская философия. Библейские тексты-главный источник развития философской мысли. Идеи: Единого Бога (монотеизм) Христианской любви как основы этики Творения (креационизма) и присутвия в мире Промысла Божия Характерная черта средневековой философии-теоцентризм-основной объект познания-Бог, трактуемый с позиций теизма. Теизм- представление и Боге как о Личности, обладающей разумом, памятью, сотворившей мир и управляющей им. Без Бога средневековые мыслители не могли бы ориентироваться в мире. 2 периода- патристика (4-7 вв) и схоластика (7-14 вв) Патристика-совокупность религиозно-философских учений так называемых «отцов церкви» - христианских мыслителей, имеющих главной целью защиту и обоснование христианства. 1 этап-ранняя патристика:оформление христианского вероучения и его защита от многочисленных врагов, главная проблема-отношение христианства к языческой философии. 2 этап-классическая патристика:основа-неоплатонизм, стремление рационально обосновать основные христианские догматы, породило проблемы (напр, сочетание в Иисусе двух пород-божественной и человеческой) Августин Аврелий-наиб. Яркий представитель всей средневековой патристики. Сформулировал основные принципы христианской философии. Вывел тринитарную форму личности Бога: «одн сущность-3 лица». Бог-всемогущий материальный Абсолют, сотворивший природу из небытия, и продолжающий творить. Создатель христианского неоплатонизма: трактует платоновский мир идей как мысли Бога до творения мира. Главный и единственный предмет достойный познания – Бог. Субъективность наших представлений о времени. Выделяет два противоположных типа человеческой общности: «град земной» и «град Божий». «Град земной» жизнедеятельность людей, связанная с удовлетворением своих материальных интересов, жизнь, основанная «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу». «Град Божий» - основанная «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». В «граде земном» нет прогресса. Прогресс возможен только в «граде Божьем». Зло как некая изначальная сущность в мире отсутствует. Схоластика – этап в развитии христианской философии VIII –XIV вв., когда основные религиозные догматы были уже сформулированы «отцами церкви». Пересмотр основ вероучения не допускался, «ученые схоласты» занимались их уточнением и комментированием. Ранняя (находилась под влияниемфилософских концепций Платона и неоплатонизма), зрелая(Фома Аквинский, постепенное вытеснение платонизма и неоплатонизма философским учением Аристотеля), поздняя схоластика (упадок данного типа религиозной философии, Уильям Оккам фактически возродил принцип двойственной истины,утверждая, что у философии и теологии нет ничего общего; зарождение буржуазного строя, развитие научных знаний). Несмотря на принцип приоритета веры над разумом, схоласты отвергали мистику и видели основной путь постижения Бога через логику и философские рассуждения. Основным вопросом всей средневековой схоластики был вопрос о месте и роли «универсалий»(понятий: «человек», «животное») в структуре бытия. Решения: реализм (): универсалии существуют реально, обладают самостоятельным бытием и предшествуют существованию единичных вещей) и номинализм(универсалии не существуют реально как самостоятельные сущности, а являются лишь именами вещей). Фома Аквинский Учение «томизм» Единственный в христианстве мыслителем, причисленным к лику святых за свои философско-теологические сочинения. Сформулировал принцип «гармонии веры и разума». Разграничил знание на философию и теологию. Предметом теологии являются «истины откровения», предметом философии – «истины разума». Трактует Бога как «первопричину» Считал, что универсалии существуют в трех разновидностях: - «до вещи» – в Божественном разуме до сотворения мира; - «в вещи» – будучи воплощенными в материю - «после вещи» – в виде понятий, возникших в человеческом мышлении при изучении мира 11. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения (15-16вв.) Антропоцентризм-главный объект познания-Ч. Пантеизм-Бог как безличная сила, совпадающая с природой Индивидуализм-принание автономии прав каждой личности в обществе Гуманизм-ценность человека как личности Схоластическое постижение Божественного заменилось изучением Ч. Направления:гуманистическое, социально-политическое, религиозно-философское и натурфилософия. Первые 3 направления: Философ-гуманист Лоренцо Валла:отстаивал право на телесные удовольствия , обосновывал право Ч. на счастье в земной жизни Представитель идеи ренессансного антропоцентризма Джованни Пико дела Мирандола: Ч.-центр мироздания, венец божественного творения, отстаивал идею свободы выбора и самоопределения личности Основатель «христианского гуманизма» Эразм Роттердамский: возрождение идей раннего христианства, критиковал бездуховную обрядность Мишель Монтень: не склонен идеализировать Ч., признание своего несовершенства - единственный путь к самопознанию Социально-политическая мысль Ренессанса делится на 2 основных направления: утопические концепции идеального общества (Т.Мор) и социально-политическое учение Макиавелли Т.Мор-представитель английского гуманизма, «Утопия»-гуманистический идеал общества.Создавая образ идеального государства, воспроизводя платоновские идеалы отсутствия частной собств-ти, осудил войны и отстаивал право каждого Ч. на свободу вероисповедания. Николо Макиавелли-основатель политологии «Государь». Отделяет Политику от морали. Политика-синтез науки и искусства, но к нравственности никакого отношения не имеет. Научный подход к анализу общественных явлений. Мартин Лютер-сформулировал основные положения философии протестантизма. Церковь и духовенство не являются необходимыми посредниками между Богом и людьми Мирская жизнь важна в религии Спасение достигается только верой Идеал для подражания-Иисус Христос. |