Важным условием выполнения человеком своей миссии является его нравственного перерождение, превращение в «богочеловека» В центре социально-политической доктрины В.Соловьева – идея «свободной теократии» - богочеловеческого союза людей, объединяющего все нации и снимающего социальные противоречия. 22.Философия русского космизма, его сущность, специфика и основные направления. Специфика – в принципиально иной системе ценностей, которая легла в основу русского религиозного философствования в противовес ценностным ориентациям западной мысли. Николай Бердяев-русский экзистенционалист: Человек – это «микрокосмос» и «микротеос», поэтому именно на него падает вся ответственность за судьбы мироздания. Так Бердяев сформулировал одно из основных положений русского космизма. Идейные истоки русского космизма можно найти и в учениях славянофилов о «соборности» человека, и в концепции всеединства Соловьева, и в творчестве Ф.Достоевского, у тех мыслителей, для которых человек - не «винтик» мироздания, а его центр. В русском космизме обычно выделяют два основных направления: религиозное и естественнонаучное. Одним из основоположников русского космизма-Николай Федоров, не противопоставлял науку и религию, как это делали большинство представителей религиозного и научного направлений космизма, а настаивал на необходимости синтеза науки и религии во имя решения фундаментальных человеческих проблем. Религиозные космисты (Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский, С.Франк и др.) основной причиной возможной гибели мироздания считали зло, которое глубоко укоренилось в человеке. Научно-технический прогресс – одно из проявлений человеческой гордыни и греховности – лишь ускоряет процесс гибели цивилизации. Спасение мира – в победе Добра. Естественнонаучные космисты (К.Циолковский, А.Чижевский, В.Вернадский и др.) полагали, что человек должен осознать себя космическим существом. Видели в успехах науки возможные пути решения мировых проблем. Центральной идеей «космической философии» Константина Циолковского является учение об изначальной разумности и совершенстве космоса В.И.Вернадский: выход человека в космос – закономерное следствие эволюции жизни на Земле; в этом заключается космическое предназначение человечества: нести жизнь за пределы биосферы, превращая ее в «космосферу» Философия русского космизма, несомненно, опередила свое время; лишь во второй половине ХХ века пришло понимание значимости философских идей и научных «пророчеств» великих русских мыслителей. Сегодня космизм называют «общепланетарным мировоззрением», «мировоззрением третьего тысячелетия». 23.«Постклассическая» философия XIX-XX вв.: сущность, причины возникновения, основные черты. В 40-е гг. ХIХ века в европейской философии происходят изменения: среди мыслителей формируется критическое отношение к предшествующей философской традиции и выдвигаются претензии на создание принципиально нового типа философии. Возникает так называемая «постклассическая философия» - специфический феномен ХIХ. С одной стороны, возникает иррационалистическая философия: подвергаются критике основные принципы и ценностные установки классической философии Нового времени: вера в разум, в нравственно-гуманистические принципы, в возможности науки и социальный прогресс(Шопенгауэр) С другой стороны, как сохранение традиции научно-философского осмысления мира возникают позитивизм и философия марксизма, основатели которых, Огюст Конт и Карл Маркс, напротив, критикуют классическую новоевропейскую философию за «недостаток научности», заявляя о необходимости создании принципиально новой, действительно научной философии. 24. Западноевропейский иррационализм XIX в. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Философия жизни – одно из влиятельнейших направлений западной философской мысли второй половины ХIХ века. Центральное понятие- «жизнь». Шопенгауэр– «теоретик вселенского пессимизма» работа: «Мир как воля и представление». В названии работы прослеживается идейное влияние И.Канта, от которого А.Шопенгауэр заимствовал идею удвоения мира. С одной стороны - чувственно воспринимаемый мир - мир наших представлений. С другой - скрытая за ними сущность «вещь-в-себе». Неудача Канта, считает Шопенгауэр, состояла в том, что он пытался постичь сущность мира научными, рациональными способами, что в принципе невозможно. Только интуиция позволяет открыть, что кантовская «вещь-в-себе», сущность мира есть Воля - слепой, неудержимый порыв жизненной энергии. Мировая воля – неразумна, бессмысленна, что делает бессмысленной и саму жизнь, в том числе и человеческую. Обоснованию трагизма человеческого бытия посвящены многочисленные страницы труда А.Шопенгауэра. Наша жизнь трагична в силу ее конечности. Страдания, по Шопенгауэру, априорны. «Жизнь – это маятник между страданием и скукой». Тщетны и бессмысленны все попытки человека разумно устроить свою жизнь, поскольку миром правит иррациональная Воля. Шопенгауэр делает вывод о примате Воли над человеческим интеллектом. Шопенгауэр сам называл своё учение пессимизмом. Он полагал, что пессимизм – неизбежное следствие объективного устройства Вселенной, так как существующий мир – «наихудший из возможных». Выход, который предлагает человеку мыслитель, состоит в отрицании жизни: только направив свою индивидуальную волю против Мировой «Воли-к-жизни» человек может обрести чувство покоя и свободы. Ницше– испытал влияние идей А.Шопенгауэра, Ницше главным объектом своей философии также сделал жизнь, выявив в ней, прежде всего, волевое начало. Жизнь – это «воля к власти».Воля-к-власти и есть движущая сила эволюции, а не естественный отбор. Анализируя наступающий кризис европейской культуры, Ницше называет основным его признаком нигилизм,проявления которого он видит в трех основных моментах: - ничто больше не является истинным; - Бог умер - морали нет, все дозволено Спасение европейской культуры от кризиса, преодоление нигилизма Ницше видит в «переоценке ценностей». «Переоценка ценностей» -это, фактически, отказ от традиционных религиозных и философских воззрений, культурных ориентиров и нравственных идеалов, приведших к упадку человеческое общество. Главными виновниками общеевропейского кризиса Ницше называет христианство и гуманистическую мораль, которые, как он считает, препятствуют дальнейшей эволюции человека, его совершенствованию как вида. Эволюция человека должна продолжаться. Итогом ее, по мысли Ницше, должен стать «сверхчеловек». Современный человек – всего лишь мостик между обезьяной и «сверхчеловеком» – высшим биологическим типом человеческого существа. Философия Ф.Ницше противоречива, но несмотря на общий нигилистический характер идей, они имели огромное влияние на последующее развитие философской мысли. 25.Философия позитивизма, его сущность, этапы развития и их особенности. Позитивизм -последователи обосновывали фундаментальное значение конкретного, основанного на опыте, проверяемого и практически эффективного знания. 4 этапа развития: - «первый позитивизм» возник в первой половине XIX века, основатель – О.Конт - «второй позитивизм» Э.Мах - «третий позитивизм» (логический позитивизм, неопозитивизм) - «постпозитивизм» (философия науки) Основателем позитивизма - Огюст Конт. Главные принципы позитивизма: - устранение философии из конкретно-научного знания: - отказ от рассмотрения философией мировоззренческих вопросов как «ненаучных» и эмпирически необоснованных - создание «научной», позитивной философии, способной давать проверяемое опытом и практикой знание. «научная философия – это социология». Появление «второго позитивизма» («теории критики опыта») было обусловлено революцией в физике. Представители третьего этапа - логического позитивизма видели задачу философии в логическом анализе научных высказываний. Был сформулирован принцип верификации– принцип опытной проверки, согласно которому истинность каждого утверждения о мире должна быть, в конечном счете, установлена путем его сопоставления с чувственными данными, с «непосредственным опытом». В рамках постпозитивизма наука окончательно становится основным объектом философского анализа (отсюда и второе название этого этапа – философия науки). Работы К.Поппера, Т.Куна и других представителей постпозитивизма привели к формированию в конце ХХ века особой философской дисциплины - философии науки, исследующей характеристики научно-познавательной деятельности. 26. Основные направления и особенности экзистенциализма. (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю). Постижение экзистенции – подлинной сущности человека – возможно лишь через непосредственное переживание таких феноменов как «страх» (Ясперс, Хайдеггер), «экзистенциальная тревога», «тошнота» (Сартр), «скука» (Камю). .Камю и Ж.-П.Сартр политизировали экзистенциализм, связав его с животрепещущими социально-политическими проблемами послевоенного времени. Кроме того, экзистенциальные идеи излагались ими не только в форме философских трактатов, но и в жанре философского эссе. В центре философии Альбера Камю – абсурдность человеческого бытия («Миф о Сизифе»). Он полагает, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Камю использует образ Сизифа, вечно толкающего свой камень в гору, как олицетворение бессмысленности человеческой жизни и деятельности. Жан-Поль Сартр: свобода, которая отождествляется им с экзистенцией. Свобода - это выбор человеком самого себя, формирование себя в каждый момент своего существования. Однако свобода – это и вечная ответственность, которая предназначена человеку как личности. Экзистенциализм можно рассматривать как философское отражение драматизма бытия человека ХХ века, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Актуальность и общественная значимость поднятых экзистенциализмом проблем обеспечили этой философии широкую популярность. 27.Философские аспекты фрейдизма и неофрейдизма. (З. Фрейд, Э. Фромм, К.Юнг). Основатель психоанализа – австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд создавал свою теорию на базе практической врачебной деятельности. Психоанализ – разработанный Фрейдом метод лечения психических заболеваний, и философская концепция сущности человека и культуры. Фрейд открыл, что под покровом сознания скрываются глубинные, наполненные энергией пласты бессознательных стремлений, желаний, влечений, которые определяют не только личную жизнь человека, но и развитие цивилизации.Психика человека понимается Фрейдом как состоящая из трех слоев, или инстанций: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - сфера бессознательного:основные жизненные инстинкты. «Я» - важный элемент сознания человека, формируется в результате личного жизненного опыта индивида. «Сверх-Я» - та часть сознания, в которой сконцентрирован культурный опыт человечества. Основу человеческой жизни, по Фрейду, составляет вечный конфликт между «Оно» и «Сверх-Я», Юнгразработал учение об «архетипах коллективного бессознательного», под которыми он понимал древнейшие психические структуры, возникшие на стадии формирования человеческого общества. . К числу важнейших архетипов, детерминирующих личность человека, Юнг относил: -«тень» – «тёмный двойник» человека – вытесненные в подсознание неприемлемые черты характера, наличие которых в себе человек не хочет признавать; - «анима» (эмоциональное начало у мужчин, их способность быть терпимыми, нежными и пр.) и «анимус» (рациональное начало у женщин, их способность быть храбрыми, уверенными и пр.) - «персона» или «маска» – «официальное», публичное лицо человека Особенно большое значение в жизни человека Юнг отводил архетипу «самость» («мое истинное Я»), представляющего собой интеграцию всех аспектов человеческой души, синтез всех архетипов. Эрих Фромм дополнил учение Фрейда идеями экзистенциализма и марксизма. Его концепция «экзистенциальной дихотомии»,изложенная в работе), базируется на двойственной, биосоциальной сущности человека, который является единственным живым существом, знающим «своё будущее, которое есть смерть». Потребность в достижении гармонии с самом собой и внешним миром приводит человека к необходимости выбора одного из двух возможных способов поведения: - «регрессивное» («архаическое») поведение - либо «прогрессивное» поведение – достижение чувства гармонии с собой и миром через подавление животных инстинктов и максимальное развитие своих человеческих качеств Таким образом, Фромм отошел от фрейдистского, чисто биологизаторского подхода к человеку. Называя свое учение «гуманистическим психоанализом. 29.Проблема бытия в философии, многообразие форм бытия Бытие – это все, что существует, все, что есть в действительности. Поскольку мир многообразен, имеет смысл говорить о многообразии форм бытия, то есть,оразличных типах существования явлений, имеющих специфические закономерности функционирования и развития. 1.все виды бытия можно подразделить на бытие природных явлений и процессов (живых и неживых), социальное бытие (общественные явления и процессы) и бытие человека как особого явления в мироздании. 2. - объективное бытие(объективную реальность) – мир, существующий за пределами нашего сознания: природа, общество, Вселенная в целом и т.п. - и субъективное бытие(субъективную реальность) – содержание нашего сознания, субъективный мир наших мыслей, чувств, фантазий, желаний и т.п. 3. материальное бытие и «идеальное» бытие, называемое также «духовным», то есть, нематериальным. Сложились два основных подхода в трактовке сущности бытия: концепция «чистого бытия» и учение о «субстанции». «Чистое бытие», - это существование как таковое, без каких-либо свойств, признаков, конкретных форм его проявления. Второй подход в трактовке сущности бытия также зародился в древней философии и был связан с поиском некой первопричины, некого первоначала всех явлений и процессов в мире. Такое первоначало позже получило в философии название «субстанция». 30.Учение о материи в истории философии. Материя и дух, их единство и противоположность. Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с глубокой древности для обозначения единого «первоначала», которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни от людей, ни от богов. Представители раннего материализма положили начало субстратному пониманию материи:она трактовалась ими как субстрат (лат.substratum – основа), то есть, материал, вещество, из которого состоит все существующее. Позже античные атомисты субстратом, из которого состоят все тела, стали считать мельчайшие неделимые частицы атомы. Субстратный подход к пониманию материи доминировал в науке и материалистической философии вплоть до конца XIX века. В Новое время сложился гносеологический подход к определению материи, в рамках которого материальным объявлялось все, что существует объективно, то есть независимо от человеческого сознания. В.Ленин сформулирует определение материи как «объективной реальности, данной нам в ощущениях».Сегодня возникла еще одна, так называемая «атрибутивная» концепция материи. В рамках атрибутивной концепции материю предлагают рассматривать не как носитель атрибутов, а как их совокупность.То есть, материя – не что-то существующее отдельно от движения, пространства и времени, а система всех этих атрибутов, взятая как целое. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая. Онтологическая сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеологической стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? Суть дуализма заключается в том, что: материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; |