Вопрос 6. Становление немецкой классической философии. И. Кант и его учение. В конце XVIII - начале XIX века в Германии, вслед за Францией, происходит социально - экономический и политический подъем. Отражением его в духовной жизни общества явилось немецкое Просвещение (И.Гете, И.Гердер,, Ф. Шиллер) , а затем немецкая классическая философия. Традиционно к немецкой классической философии относят философские учения И.Канта, Г. Гегеля, Л, Фейербаха. Родоначальник немецкой классической философии - Иммануил Кант (1724 - 1804). Философское учение Канта делится на два периода: докритический и критический. В работах докритического периода (до 1770 г.) главное место - исследования Канта, посвященные вопросам натурфилософии и естествознания. Он выступает как крупный ученый - астроном, физик, географ, антрополог. Разрабатывал классификацию животных по их возможному происхождению. Выдвинул и обосновал мысль о естественном происхождении человеческих рас. Одна из основных проблем критического периода – анализ возможностей человеческого познания, а также исследование природы человеческой нравственной. В работе «Критика практического разума», посвященной проблемам морали, немецкий мыслитель выдвинул принцип нравственного закона («категорического императива»), который требует от каждого индивида поступать в соответствии с долгом, а не пользой. В своем труде «К критике способности суждения» философ анализирует природу эстетических категорий («прекрасное», «возвышенное», «трагическое» и т.п.) и разрабатывает учение о смысле и предназначении искусства. Это предназначение он видит в том, чтобы преодолеть разрыв между миром природы («вещами-для-нас») и миром свободы («вещами-в-себе»). Истина и добро, утверждал он, «находят» друг друга в красоте. Вопрос 7. Идеалистическая диалектика Г.Гегеля. «Абсолютная Идея» – центральное понятие гегелевской философии, означающее саморазвивающуюся благодаря внутренним противоречиям и самопознающую себя объективную Мысль (мировой Разум). Панлогизм (гр. «пан» - всё, «логос» - мысль) – философская концепция, рассматривающая мир как результат саморазвития абсолютной Идеи и утверждающая в связи с этим тождественность законов ее бытия с законами бытия мира. Классическим примером панлогизма являлась философская система Гегеля. Отрицание (по Гегелю) – необходимый момент развития, характеризующий неразрывную связь между новым, зарождающимся и старым, отмирающим состояниями в развитии Идеи, источником которого выступает разрешение внутренних ее противоречий. Тезис(исходное положение) – Антитезис(противоположное ему положение) – Синтезис (синтезирующее положение) – по Гегелю, имеющие всеобщий характер последовательно сменяющие (отрицающие) друг друга этапы развития абсолютной Идеи, в каких бы формах она не развивалась. В результате процесс саморазвития Идеи принимает вид «отрицания отрицания». «Субъективный дух» (по Гегелю) – индивидуальное человеческое сознание. «Объективный дух» (по Гегелю) – человеческое сознание, выступающее в своих объективированных формах (право, нравственность, гражданское общество и государство). «Абсолютный дух» (по Гегелю) – высшее проявление человеческого сознания, выступающее как самопознание абсолютной Идеи в формах созерцания и эмоционального переживания (искусство), представления и откровения (религия) и понятия (философия). Вопрос 8. В.Соловьев и русская философская мысль XIX – XX вв. Славянофильство – одно из основных направлений русской общественной и философской мысли в середине XIX в., представители которого (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков и др.) выступили с критикой прямого переноса на российскую почву западных форм общественной и культурной жизни и с призывом к сохранению российской (славянской) самобытности, Западничество – противоположное славянофильству направление в российской общественной и философской мысли середины XIX в., представители которого (А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, Т.И.Грановский и др.) с резкой критикой российского самодержавия, подчеркивали научно-техническое и социально-политической отставание России от стран Западной Европы и видели ее будущее в творческом усвоении ценностей западной цивилизации: демократии, свободы личности, технического прогресса и т.д. «Положительное Всеединство» – центральная идея философского учения В.С.Соловьева, заключающаяся в достижении «цельного знания», а также восстановлении на этой основе на Земле разрушенного людьми триединства Бога путем движения к Богочеловечеству через построение Вселенской церкви и «свободной теократии» «Цельное знание» – введенное Соловьевым понятие, означающее органический синтез религии (веры), науки (опыта) и философии (мысли). «Ц.з.», по Соловьеву, противостоит «частному знанию», под которым понимается чисто научное знание. «Вселенская церковь»– Соловьевский идеал реформирования церкви, в котором устраняются различия и противоречия между исторически сложившимися христианскими конфессиями. «Свободная теократия» (гр. «теос» - Бог, «кратос» - власть) – Соловьевский идеал общественного устройства, при котором осуществляется Царство Божье на земле посредством свободного (добровольного) единения Вселенской церкви, государства как «всемирной монархии» и народа во имя служения Богу. София – божественная мудрость на Земле, служащая посредником между Богом и людьми. Вопрос 9. Современная западная философия. Неопозитивизм. Позитивизм (лат. «позитивус» - положительный) – одно из направлений западноевропейской философии, выступившей в 19 в. с претензией на преодоление раскола философии на материализм и идеализм и создание философии, которая не выходит за рамки опытных данных науки, т.е. «позитивного» знания. Задачей философии при этом становится служение науке, прежде всего путем освобождения ее от так называемых «пустых» понятий, не выражающих данных опыта. Основоположниками П. были О. Конт (Франция), Г.Спенсер и Дж.Миль (Англия), В дальнейшем своем развитии П. последовательно принимал формы эмпириокритицизма и неопозитивизма. Эмпириокритицизм (гр. «эмпирио» - опыт) – форма позитивизма конца 19 – начала 20 вв.; субъективно-идеалистическое течение, выдвинутое Р.Авенариусом и Э.Махом (отсюда другое название - махизм) с целью истолкования новейших открытий в физике .Исходный пункт – так называемый «чистый опыт», истолкованный как единство психической и физической реальности, в связи с чем Э. считает, что мир не может быть отражен в философских категориях материи, сознания, причинности и др. Неопозитивизм — современный этап развития позитивизма. Свою основную задачу его основатели (Р.Карнап, А.Айер, Л.Витгенштейн и др.) видели в разработке метода логического и лингвистического анализа знания – научного, философского, обыденного, в связи с чем их учения часто называют логическим позитивизмом. они отвергали философию в качестве теоретического знания, противопоставляя ей науку. Н. сыграл значительную роль в развитии математической логики, семиотики и логики науки. Верификация (лат. «верус» - истина; «факио» - делаю) – проверка истинности теоретического знания в непосредственном чувственном опыт, в экспериментеВ. ввели представители логического позитивизма, считывшие,что теоретические положения верифицируемыми, т.е. теоретическими, если допускалась принципиальная возможность такой проверки. Положения же, не допускающие такую возможность, не признавались научными и должны, исключаться из теоретического оборота. Вопрос 10. Иррационализм и экзистенциализм. Иррационализм – философское направление, объединяющее учения, где утверждается, что мир в основе своей неразумен, подлинное знание о мире можно получить иррациональных (т.е. немыслительных) форм познания – инстинкта, интуиции, переживания и т.п., а рассудок и разум лишь препятствуют постижению истины. У истоков иррационализма, возникшего в качестве противовеса гегелевскому панлогизму еще в XIX в. стояли немецкий философ Артур Шопенгауэр . «Философия жизни» – одно из течений иррационалистической философии, сложившееся в последней трети XIX в., в основе лежит представление о жизни как первичной реальности, целостном творческом процессе, предшествующем разделению мира на сознание и бытие, дух и материю, субъект и объект. Основной гносеологический принцип «Ф.ж.»: познание жизни может осуществляться только неинтеллектуально, прежде всего интуитивно. Представители –Ф.Ницше, О.Шпенглер, Экзистенциализм (лат. «экзистенциа» - существование) – одно из влиятельных субъективно-идеалистических течений в западной философии XX в., характерной чертой которого является иррационализм. Центральное понятие – экзистенция (индивидуальное бытие человека), которое понимается как нерасчлененная целостность объекта (мира) и субъекта (человека). Постигая мир и себя в нем прежде всего через переживания и интуицию, человек обретает свободу. Различают религиозный Э.(Н.Бердяев, К.Ясперс, Г.Марсель) и атеистический Э.(М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю). «Пограничная ситуация» – одно из центральных понятий экзистенциализма, обозначающее ситуацию острого кризиса существования человека, когда он оказывается как бы между жизнью и смертью. так наиболее полно и ярко проявляются подлинные черты личности, которые в других условиях она может скрывать, приспосабливаясь к общественным стереотипам. Вопрос 11. Проблема бытия и субстанции в философии. Бытие – центральная категория философской онтологии, обозначающая все действительно сущее, в предельно широком понимании – весь материальный и духовный мир употреблено древнегреческим философом Парменидом для обоснования устойчивости, неизменности и вечности мира. различают Б. подлинное, имеющее независимое существование, и неподлинное, зависимое как от первого, так и от человеческой субъективности. Небытие – понятие философской онтологии, противостоит «бытию». В различных философских учениях понимается по разному: от признания его абсурдности в силу невозможности его логического доказательства (Парменид) до сведения его содержания к абсолютной пустоте, как условию существования атомов (Демокрит), или же исчезновению предметов («уход в небытие»). Субстанция (лат. «субстанцио» - сущность; то, что лежит в основе) – предельное основание бытия, к которому сводятся все конечные формы его проявления. В этом смысле для субстанции нет никакой внешней причины. Она существует лишь благодаря самой себе и является причиной всего остального в мире. Субстрат – вещественная основа (то, из чего состоит) чего-либо; Монизм онтологический (гр. «монос» - один, единственный) – философский принцип, согласно которому все многообразие мира выводится из одной субстанции – материальной либо духовной, в зависимости от чего различают материалистический и идеалистический М. Дуализм онтологический (лат.: «дуалис» - двойственный) – философский принцип, согласно которому признанаются в качестве равноправных и несводимых друг к другу две субстанции бытия: и духовная, и материальная. Классическим представителем дуализма считается Р.Декарт, хотя ему и не удалось провести эту позицию до конца последовательно. Плюрализмонтологический (лат. «плюралис») – философский принцип, в соответствии с которым признается множество субстанций. В зависимости от того, являются ли эти субстанции материальными (как например в атомизме Демокрита) или же духовными (как в монадологии Лейбница), можно различать П.материалистический, либо идеалистический. Вопрос 12. Понятие материи в истории философии. Современные представления о материи, ее структуре и свойствах. Материя(лат.: «материа» - вещество) – центральная категория материалистической философии, выражающая субстанцию всех реально существующих в мире вещей и явлений. Три её основных этапа: 1) наглядно-чувственный; 2) вещественно-субстратный; 3) философско-гносеологический( М. стала определяться как «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его)В.И.Ленин). Движение – всеобщая изменчивость вещей и явлений действительности, осуществляющаяся в бесконечном многообразии форм, начиная от простого перемещения тел и до смены идей и состояний сознания. В диалектическом материализме Д. рассматривается в качестве атрибута (неотъемлемого свойства) материи, способа ее существования Пространство – всеобщая форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее систем, их внутреннюю структурность и внешнюю взаиморасположенность относительно друг друга. Время – всеобщая форма бытия материи, выражающая последовательность смены состояний и длительность протекания процессов и смену состояний материальных в ходе их изменения и развития. Материальное единство мира – один из основополагающих принципов материализма, состоящий в признании того, что в основе всего бесконечного многообразия вещей и явлений в мире лежит единое всеобщее материальное (т.е. независящее от какого-либо сознания) начало. Вопросы 13 Категория отражения в философии. Сознание как высшая форма отражения действительности. Общественно-историческая сущность сознания. Отражение – всеобщее свойство материи, способность материальных предметов при взаимодействии с другими предметами различным образом воспроизводить в своих структурах и свойствах их характеристики. Отражение как атрибутивное свойство материи проявляется в бесконечном разнообразии своих форм, которые могут быть типизированы и классифицированы. Изоморфизм (от «изос» - равный, одинаковый и «морфе» - вид, форма) – воспроизведение отражающей системой внешней формы или структуры отражаемого предмета (примеры: следы на грунте, намагничивание металла, изменение химического состава вещества в процессе химической реакции и т.п.). Раздражимость – способность организмов различать позитивное или негативное воздействие на себя окружающей среды и соответствующим образом реагировать на него (пример: движение подсолнуха «за Солнцем»). Чувствительность – способность организмов, обладающих нервной системой, воспроизводить окружающий мир в виде ощущений. Психика (гр. «психе» - душа) – способность высших животных воспроизводить действительность в рефлекторных, образно-эмоциональных и даже элементарно-мыслительных формах. У человека высшим проявлением психики выступает сознание. Социализация индивида – необходимое условие формирования сознания, процесс «вхождения» индивида в общество, активное освоение им форм и способов деятельности, выработанных предшествующими поколениями людей. Вопрос 14. Субъект и объект познания. Практика и ее роль в познании. Объект познания (от лат. «объектиум» - предмет) – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. О. не следует отождествлять с объективной реальностью. Он представляет лишь ту ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом. Субъект познания (лат. «субъектус» - находящийся в основе) – носитель познавательной деятельности, направленной на определенный объект. В догегелевской гносеологии под субъектом познания понимался изолированный от общества человек, от природы или от Бога наделенный познавательными способностями – чувствами и умом. В современной гносеологии С.п.– общественно-исторический человек, познающий объект в процессе не только духовной, но и предметно-преобразовательной деятельности (практики). Практика (от гр. «праксис» - деятельный) – специфически человеческий способ жизнедеятельности, имеющий общественно-историческую природу и выражающийся в активном и целенаправленном преобразовании действительности. Различают П. материальную, направленную на изменение природного и социального мира, и духовную, в процессе которой осуществляется изменение духовных объектов (чувственных образов, абстрактных понятий, идеальных моделей и т.п.). Материальная П. бывает: 1) материально-производственная деятельность; 2) социально-преобразующая деятельность; 3) научный эксперимент. П. играет важнейшую (в марксистской философии — определяющую) роль в процессе познавательной деятельности человека и общества, являясь: 1) ее основой и движущей силой; 2) ее действительной целью; 3) критерием (определителем) истинности ее результатов. Созерцательность – общая характеристика гносеологических учений и подходов, отрывающих познавательную деятельность от практики, рассматривающих человека как субъекта познания в качестве лишь созерцателя изучаемых им объектов действительности. Вопрос 15. Проблема истины и ее критериев в философии. Истина – знание о действительности, соответствующее ей по своему содержанию. Важнейшими характеристиками И. в ее диалектико-материалистическом понимании являются объективностьиконкретность, а также то, что она представляет собой не застывший результат познания, а процесс, в котором происходят постоянные взаимопереходы, так называемых, абсолютнойиотносительной истин. Объективность истины – важнейшая характеристика истинного знания, выражающая зависимость его содержания от содержания познаваемого объекта и независимость от таких характеристик субъекта, как его интересы, желания и др. Конкретность истины – зависимость знания, претендующего на истинность от конкретных условий существования объекта – места, времени, взаимосвязей с другими предметами Критерий истины – показатель, с помощью которого определяется истинность полученного знания. В современной науке в качестве основного такового критерия рассматривается практика, хотя и понимается его относительность в силу исторического характера самой общественной практики. Когерентность истины (лат. «когеренс» - находящийся в связи) – критерий истины, применяемый в неопозитивистской гносеологии, согласно которому знание признается истинным, если оно представляет собой внутренне самосогласованную систему, не допускающую внутри себя логических противоречий. Прагматистский критерий истины (гр. «прагма» - действие, дело) – применяемый в прагматизме как философской концепции показатель знания, согласно которому истинным объявляется лишь такое знание, которое обладает полезностью для человеческих действий. Абсолютная истина(абсолютное в истинном знании) – знание, полностью тождественное по своему содержанию объекту познания, а потому не могущее быть опровергнуто дальнейшим развитием познания. Относительная истина (относительное в истинном знании) – знание, неполностью совпадающее по своему содержанию с объектом, а потому неточное и требующее уточнения и углубления в ходе развития познания. Вопрос 16. Методы научного познания. Наука – сложное общественное явление, основные составляющие: 1) исторически определенная система объективно-достоверного знания о закономерных связях бытия; 2) особым образом организованная деятельность по производству таких знаний 3) соответствующие методы и другие средства этой деятельности; 4) ученое сообщество, имеющее соответствующую организацию, регулирующую научную деятельность. Эмпирическое знание – знание, получаемое и накапливаемое опытным путем и отражающее действительность преимущественно со стороны внешних проявлений изучаемых объектов. Эмпирическое познание в науке базируется на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом и опирается, прежде всего, на чувственное познание. Осуществляется блягодоря– цнаблюдению, измерению, эксперимента и др. Его основная задача – сбор и первичный отбор, анализ и систематизация научных фактов. Факт научный – форма научного знания, в которой выражаются эмпирически фиксированные явления, объективность которых достоверно установлена путем строгого описания, измерения, опытной проверки и т.п. Теоретическое знание – знание, раскрывающее сущностные характеристики объекта исследования, закономерности его существования, функционирования и развития. Процесс его получения характеризуется преобладанием рационального (логического) познания и использованием соответствующих методов – абстрагирования и идеализации, анализа и синтеза, индукции и дедукции и др Теоретические объекты – абстрактные схемы, мысленные ,наделенные не только признаками, обнаруживаемыми у реальных объектов, но и такими, которыми последние не обладают ( идеальный газ, абсолютно твердое тело и т. д.). Метод (гр. «методос» - путь, способ) – способ теоретического или практического освоения объекта, представляющий собой определенную, основанную на объективном его знании систему действий человека. методы подразделяются на: частные, применяющиеся только в отдельных науках; общие, находящие применение в ряде наук; общенаучные. диалектика и метафизика. Методология – область научного знания, разрабатывающая и изучающая методы научных исследований, а также принципы подхода к различным типам объектов таких исследований и, к разным классам научных задач. Философская М. разрабатывает и исследует общенаучные методы и системы философских принципов в их взаимосвязи. Анализ –мысленное разложение сложного целостного объекта на составляющие его стороны или части с целью их более глубокого изучения. Анализ фиксирует и изучает то специфическое, чем отличаются элементы объекта друг от друга. В научном познании А. неразрывно взаимосвязан с синтезом. Синтез –мысленное объединение в единое целое расчлененных и рассмотренных в процессе анализа сторон и частей объекта. Синтез вскрывает в объекте то общее и существенное, что связывает его стороны и части (элементы) в единое целое (систему). Индукция (логическая) – (лат. «индуктио» – наведение) – метод познания, построенный на строгом учете, анализе и систематизации фактов с дальнейшим движением мысли от частного (чаще всего - опытного) знания ко все более общим выводам. В современной науке И. органично взаимосвязана с дедукцией. Дедукция (лат. «дедуктио» – выведение) – научный метод, представляющий собой движения мысли от принятых за истинные общих, т.е. относящихся ко всему классу изучаемых предметов, положений, к выводам о части предметов или даже об единичных предметах данного класса. |