МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава II. Система образов корейских сказок





На основе прочитанных мною материалов можно предложить классификацию персонажей корейских сказок по разным основаниям.

1. Положительные и отрицательные герои.

2. Возраст героев: молодые, пожилые.

3. Положение в обществе героев: богач-бедняк, господин-слуга.

4. Герои, наделённые волшебной силой и обычные люди.

5. Люди и животные.

Представляется интересным рассмотреть персонажей корейских сказок в соответствии с последней классификацией. Мне кажется, что эти категории героев включают в себя все предыдущие характеристики персонажей. Образы людей, в свою очередь, можно характеризовать как по нравственным качествам, так и по положению в обществе, возрасту. Именно на сказки о животных оказала большое влияние корейская мифология, можно проследить, какие герои появляются в фольклоре как отголосок мифологических представлений корейцев о мире.

 

§1. Образы людей

Корейские сказки повествуют о вопросах, волнующих всех людей: о доброте, мудрости, хитрости, жадности. Люди-герои сказок представляют разные профессии, разное положение в обществе, в семье. На основе сюжета и образов сказок я пытался выявить особенности героев корейских сказок.

Один изпопулярных героев корейских сказок является главный персонаж сказки «Как Ким Сон Даль досадил господину Ли». Ким Сон Даль не любил злых, самодовольных помещиков, особенно того, который жил в деревне Ким Сон Даля. Когда умер один из чиновников, Ким Сон Даль согласился надеть маску и участвовать в погребальной процессии. Хитрец отлучился и дал маску господину Ли, знатному помещику. Господин Ли был вынужден до кладбища идти в унизительном наряде, был унижен за гордость. После процессии Ким Сон Даль услышал, как в одном из домов плачет женщина. Оказывается, у неё болен единственный сын, а на покупку лекарств у неё нет денег. Хитрый Ким Сон Даль отправился в дом к господину Ли с просьбой о помощи несчастным беднякам. Богач наотрез отказался дать ему денег, тогда Ким Сон Даль вышел на улицу и закричал: «Господин Ли на погребальной церемонии был в…»[4] Тут же из дома выбежал посрамлённый господин Ли, вручил хитрецу деньги, на которые Ким Сон Даль купил лекарство. Благородный герой напоминает Ходжу Насреддина, традиционного героя восточных сказок, защитника угнетённых, борца за правду.

Сюжет сказки «Хон Киль Тон - защитник бедных» рассказывает, о том, как у рабыни родился сын. Его назвали Хон Киль Тон. Когда ему исполнился год, мать понесла его в горы, чтобы поклониться могилам предков. Когда она прошла половину пути, то тогда встретила старика. Он сказал, что сын вырастет и будет богатырём, погубит губернатора.

Когда Хон Киль Тону исполнилось семь лет, он уже всех поражал своим умом и богатырской силой. А когда исполнилось ему четырнадцать лет, узнал о его уме и силе губернатор и приказал привести сына рабыни. Он увидел её сына и вспомнил слова старика: «Погубит он нашего губернатора». Испугался губернатор и решил убить спящего Хон Киль Тона. Но хон киль тон разгадал их злые замыслы. Хон Киль Тон подружился с этими крестьянами и назвал их своими братьями с сёстрами. Эти крестьяне много раз пытались войти в этот храм, но Хон Киль Тон придумал план, помог крестьянам.

В этой сказке представлен образ находчивого героя, наделённого большой силой и смекалкой. Хон Киль Тон встаёт на защиту слабых, бедных. За множество подвигов народ полюбил героя, а обидчики крестьян были казнены.



 

Когда на Чечжу напали японцы (сказка «Как крестьянин Чечжу спас»), король приказал генералу придумать, как прогнать японцев. Генерал обратился за помощью к крестьянину. Первые три дня он делал бумажных змеев, потом он пускал этих змеев с детьми. Когда решили напасть они на японцев, тогда крестьянин приказал сжечь траву и вместе с травой они сожгли ограду из колючей травы. Тогда город Чечжу был спасён от японцев. Сказка прославляет патриотизм, находчивость крестьянина, глупость, нерешительность генерала.

Сказка «Зеркальный раб» рассказывает об умном крестьянском сыне. Уже в семь лет он был известен на всю страну. Услышал об этом японский император и сказал: «Если дети такие умные, то какие умные взрослые!» Король отправил корабль со своими мудрецами к мальчику. Те попросили сложить из слов, которые они скажут, рифму. Он её сложил очень хорошо и быстро, тогда японцы отправились обратно.

А мальчик стал работать для того, чтобы заработать деньги. Он решил мыть зеркала и подошёл к дому важного чиновника. Когда он мыл зеркало дочери чиновника, то разбил его, и мальчика прозвали зеркальным рабом. Он должен был работать на того советника. А в это время японский император придумал загадку и отправил её к королю Кореи, которую смог отгадать только зеркальный раб. Тогда король Кореи сказал, чтобы этот раб сам отправился в Японию и сказал ответ, иначе Япония бы развязала войну. Благодаря путешествию стеклянного раба, Корея спаслась от войны.

В сказке «Награда царя птиц» рассказывается о двух братьях: Наль бу был очень богат, а хон бу был очень бедный. Бедный брат был награждён за то, что он спас птицу со сломанным крылом. Благодарная птица прилетела к нему, и дала семечко, из которого три тыквы. Они были очень большие, и тогда он их решил их распилить. Из первой тыквы вышли три осла с мешками риса. Из второй вышли три осла с мешками с золотом. А из третьей вышли рабочие, которые построили Хон бу и его семье восьмикомнатный дом. Когда узнал, об этом Наль бу он спросил у своего брата, как он получил, всё это богатство. Хон бу всё это рассказал. Тогда Наль бу нашёл гнездо птицы и убил двух птенцов, а последнему он переломал крылья. Царь птиц также дал Наль бу тоже тыквенное семечко. Когда Наль бу вырастил эти тыквы, он их распилил и стал беднее, а в конце сказки он умер. Добрый и отзывчивый герой вознаграждаются, жадный наказывается.

В «Смерти жадного богача» у крестьянина родился сын, но крестьянин не мог его обеспечить, поэтому он отдал мальчика богатому соседу. Когда все люди в деревне очень сильно заболели, мальчик решил найти корень женьшеня, но богач решил тоже найти этот корень, чтобы прожить ещё сто лет. Богач первый нашёл этот корень, но его раб его не нашёл вообще. Тогда этот богач заварил этот отвар и решил его выпить, чтобы прожить сто лет. Но он не успел выпить, как его растерзал тигр. А раб нашел это корень, дал выпить этот отвар всем. Добрый герой торжествует, жадный, эгоистичный погибает.

«Материнская любовь». Отец завещал сыну учить все науки до совершеннолетия. Сын вернулся к матери после половины срока учёбы и сказал, что он очень хочет, есть. Мать ему велела, чтобы он написал первые десять иероглифов, а его мать в это время пекла хлебцы. Она задула свечку, а когда она зажгла свечу, она показала свои хлебцы, они были очень ровные и красивые. А у сына иероглифы были кривые, а в некоторых местах были кляксы. Потом его мать сказала: «Ты должен доучиться» и отправила в путь сына. Когда в пути юноше хотелось, есть открыл сумку с хлебцами, и когда он увидел прямые хлебцы, то у него появилось желание доучиться. Когда он пришел домой после окончания учёбы, его иероглифы были красивые, аккуратные. Герой объяснял, что добился успеха благодаря материнской любви. Терпение, воля, трудолюбие, настойчивость матери научили труду сына.

О находчивости чиновников – сказка «Догадливый судья». Продавец шёлка пришёл в деревню, тон нашёл он статуи и заснул. Когда он проснулся, заметил, что шёлк пропал. Крестьянин обратился в суд и сказал, что у него украли шёлк. Судья спросил: «Кто был свидетелем?». Крестьянин сказал, что свидетелями были статуи. Тогда судья приказал привести статуи. Когда привезли статуи, судья начал спрашивать их: «Не видели, вы кто украл шёлк?» Все люди начали смеяться. Судья сказал: «Люди, вы должны принести мне шёлк!» Когда они принесли, шёлк крестьянин воскликнул: «Это мой шёлк!». Теперь судья спросил: «У кого вы купили шёлк?». Люди, которые принесли шёлк, ответили: «Мы купили его у лавочника». Лавочника казнили, зло наказано.

Ум и находчивость бедного крестьянинапрославляются в сказке «Как черти потеряли серебряные и золотые палки». У него на левой щеке была большая шишка. И пошёл он за хворостом. И он решил переночевать в лесу и увидел он дом, а в доме были черти, и когда он был в хижине, его увидели , и крестьянин запел. Чертям понравилось, как поёт крестьянин. Они спросили, откуда у него такой дар. Он сказал, что это всё благодаря его шишке на щеке, и тогда черти дали ему золотые и серебряные палки. И забрали у него шишку. И зажил крестьянин богато. Но об этом услышал жадный сосед и спросил, как он получил эти палки. Крестьянин сказал, что он отдал шишку этим чертям. Когда богач пришёл к чертям, то черти ему сказали, что шишка не работает, убили они его. Глупость и жадность богача наказаны.

Ум ребёнка восхваляется в сказке «Помещик и крестьянский мальчик». Жил в одной деревне злой помещик. Рядом с ним жил крестьянин, а у крестьянина был сын. Дошли до помещика слухи, что его сын очень умный. Позвал, тогда помещик этого крестьянина. И сказал ему, чтобы мальчик связал тигра на обоях. Потом крестьянин сказал, что ему нужна верёвка, чтобы связать тигра. После этого мальчик сказал: «Выпускайте тигра». Так ребёнок решил сложную задачу.

Итак, образы людей в корейских сказках противоречивы. С одной стороны, умные, находчивые, трудолюбивые, щедрые, благодарные герои, с другой – жадные, глупые, ленивые. Как правило, положительными чертами наделяются бедные крестьяне, дети, рабы. Богачи несут наказание за скупость и невежество. Корейские народные сказки на стороне простого народа.

§2. Образы животных; связь образов животных с корейской мифологией

Сказка мифологических героев словно «спускает на землю», делает действующими лицами житейских историй. Многие учёные считают, что корейской мифологии не было, потому что она испытала влияние китайской и индийско-буддийской цивилизаций[5]. Другие считают, что корейская мифология - это плагиат китайской мифологии.

В мифах, также есть животные, которые спускаются на землю и становятся героями сказок. Дракон в мифах считается, как творец добрых дел и непременный символ сана государя. Нередко с духом гор ассоциировался дух тигра. У древних корейцев животным, признававшимся предком рода, был медведь. Тотемами были также петух, сороки, лягушка или улитка, дракон, собака. В средние века были мифологизированы жаба, сороконожка, земляной червь, змея, свинья и заимствованы, главным образом китайские. Один из важных героев корейской мифологии – дракон.

В сказке «Счастливый заяц» главными действующими лицамиявляются Дракон, заяц и черепаха. Когда подводный царь Дракон заболел, ему лекарь сказал, что лекарство - печень зайца. Помочь царю решила черепахи, она поплыла на сушу и нашла зайца. Черепаха обманула зайца, пообещала, что ему покажет подводный мир. Заяц в сказке наделяется теми же чертами, что и герой мифов: хитрость, находчивость, изворотливость. Черепаха в мифах – хранительница мудрости, тайн прошлого. Он становится жертвой обмана расчетливой черепахи. Он согласился отправиться в плавание. Когда они приплыли в подводный мир, Дракон спросил, где у него печень. Заяц схитрил и ответил, он приплыл в подводное царство без печени. Дракон оказался простодушным и приказал черепахе забрать печень у зайца на суше. Заяц обманул всех, потому что, оказавшись на берегу, заяц убежал.

В сказке «Почему волк без шкуры остался» мы встречаемся с образами волка, тигра, лисы, которые встречаются и в мифах. Волк в мифах наивен, глуп. Лиса в корейской мифологии, как и в мифах других народов, хитра и коварна. Тигр в мифах считался владыкой лесов и гор, повелителем животных. В сказке сохраняются все черты мифологических героев. Когда Тигр, хозяин гор заболел, то приказал волку, чтобы тот созвал всех животных. Они должны принести гостинцы тигру. Волк позвал всех, но лиса не пришла с подарками, волк донёс об этом тигру. Волк был готов по указу владыки лесов и гор растерзать лису. Хитрая лиса, подслушав разговор тигра, сама явилась к владыке. Она решила отомстить волку, сказал повелителю, что он может излечиться, если он будет спать на шкуре волка. Тигр приказал содрать шкуру с волка. Так в сказке показана сила, жестокость, решительность тигра. Однако тигр не излечился и понял, что лиса его обманула.

 

В сказке «Охотники на тигров»тигр выступает в роле жертвы, вместо хозяина гор. В сказке было общество богатых охотников на тигров. Один крестьянин тоже решил перейти туда, но его не приняли. Тогда он пошел в лес и снова спросил про вход в общество. Крестьянин сделал себе лук и стрелы. И вдруг он увидел льва у убил его. Потом он пошел к тем богатым людям и сказал, что есть в кустах тигр, а этот тигр и был тем, которого убил крестьянин. А охотники взяли его и потащили его в город.

В сказке «Отчего воробей прыгает». Рассказывается, когда воробей прилетает на пир к людям, он там увидел, пчелу и ему показалось, что она мешает людям. Потом он пошел к человеку и начал жаловаться. Но человек сказал, что пчела занимается благим делом. А воробью сказал: « Ты здесь не хозяин». И оторвал ему ноги. От этого воробьи прыгают, а не ходят. Так объясняется поведение птицы.

В сказке «Почему лягушки плачут, когда идет дождь» описывался непослушный сын лягушки, который ей во всём противоречил матери: мать велела ему идти в горы, а он на речке пропадал, велела сидеть дома – он гулял. Завещала мат похоронить себя не в горах, а возле реки, надеясь, что сын её снова ослушается. На этот рад сын лягушки послушался мать, переживал, что могилу матери смоет водой, сидел рядом на дереве и квакал. Важно слушать старших! Образы лягушек встречаются в корейских мифах, образ земноводных мифологизирован в Корее в средние века.[6]

В сказке «Бедняк и голубка» рассказывается, о том, как главный герой бедняк, беднее, которого нет в деревне и, тогда он отправляется в Сеул. Он делает себе лук и пять стрел. Четыре стрелы он использует для добычи, когда бедняк заметил, что у него осталась только одна стрела, он огорчился. И увидел, как змея ползет по дереву и пытается убить змею и это у него получается. А в том дереве он увидел голубку, которая сказала человеческим голосом: «Спасибо, я тебе за это отплачу!» Когда дошёл он до Сеула, то его схватил змей. Это был муж той змеи. Змеи в мифологии означали мудрость, силу воды и земли. В сказке мифологический герой действует рядом с человеком.

В произведении «Чёрная корова» говорится, как девочке помогает корова справляться с её разными приказаниями, которые давали ей дела. Эти дела ей давала её старая мачеха. Эта сказка чем- то похожа на сказку «Золушка»: несчастной героине помогает животное.

В сказке «Сороконожка и червяк» вот червяк решился жениться на тысяченожке, но он и его возлюбленная наслушались сплетен от друзей и отказались от свадьбы. Сказка учит тому, что не надо слушаться сплетен, а надо всё решать самому.

«Как лягушка тигра обманула» лягушка тигра обманула своей мудростью, потому что тигр не слушал и сам же себя одурачил, правильно говорят, что сила в уме.

«Почему волк без шкуры остался» волк прислуживает тигру, а лиса обхитрила тигра и заставила его содрать шкуру с его прислужника.

«Как барсук и куница судились». Куница и барсук судились: куница и барсук нашли кусок мяса и начали спорить, но потом они пошли к лисе. Она была судьёй и она начала делить кусок мяса. Когда она разделила кусок мяса, то у куницы кусок мяса был больше. Барсук сказал, что у куницы кусок больше, и тогда лиса откусила кусок мяса. И так лиса откусывала, каждый кусок пока у барсука и куницы не осталось мяса.

Таким образом, животные воплощают качества человека и отражают мифологические представления о них. Животные демифологизируются, «спускаются на землю».


 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.