Раздел 1. Общая характеристика профориентационной работы УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ Направление подготовки: Психология Квалификация выпускника: СПЕЦИАЛИСТ 
Пермь ПГПУ СОДЕРЖАНИЕ 1. Требования к содержанию и уровню усвоения учебной дисциплины «Основы профориентации" - 3 - 2. Цели и задачи изучения дисциплины.................................... - 4 - 3. Объем дисциплины и виды учебной работы....................... - 5 - 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.................. - 5 - 3.2. распределение часов по темам и видам учебной работы.................................................................. - 6 - 4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «основы профориентации».............. - 9 - Раздел 1. общая характеристка профработы с учащимися................. - 10 - Раздел 2. этапы профессионального самоопределения.................... - 11 - Раздел 3. методы работы психолога профориентатора....................... - 12 - Раздел 4. жизненный путь профессионала.......................................... - 13 - 5. ТЕМЫ реферативных работ......................................................... - 14 - 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов ПО ВЫПОЛНЕНИЮ реферетов................................................................... - 17 - 6.1. методические рекомендации для студентов по подготовке РЕФЕРАТОВ............................................................. - 18 - 7. уЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ............ - 19 - 7.1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ по курсу «основы профориентации»......................................................... - 19 - 7.2. Материально-техническое и информационое обеспечение дисциплины.................... -21 - 7.3. Методические указания студентам.................................. - 21 - 7.4. Методические рекомендации преподавателям......... - 22 - 7.5. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.........................................................................-23 СОДЕРЖАНИЕ............................................................................................ - 25 - Цели и задачи изучения дисциплины Цель изучения курса - профессиональная подготовка будущих психологов к работе с оптантами ; формирование личностной готовности студентов к профессиональному становлению и развитию. Задачи курса: - формирование у студентов понятийно-терминологического аппарата психологии профессионального самоопределения; - формирование знаний о существующих подходах к изучению проблем профориентации и современных технологиях работы психологов; - формирование умений по проведению диагностических исследований в процессе профессионального самоопределения и организации психологической помощи оптантам; - развитие профессиональной рефлексии. При разработке программы курса «Основы профориентации» учитывались следующие моменты. К началу изучения данной программы студенты уже имеют солидный багаж профессиональных знаний. В качестве определенной методологической и теоретической базы для изучения процесса профессионального самоопределения используется содержание таких курсов, как возрастная психология, социальная психология, анатомия и физиология, философия и др. Особенностью данного курса является также необходимость уделять особое внимание мотивационной основе учебной работы студентов, что позволяет глубже осознавать и присваивать получаемые знания. Объем дисциплины и виды учебной работы Программой по основам профориентации предусмотрено проведение лекционных, семинарских и практических занятий. Семинарские и практические занятия своей целью имеют закрепление и углубление теоретических знаний, а также ознакомление студентов с элементами практической работы психолога, в частности – с методами диагностики профсамоопределения. Объем дисциплины и виды учебной работы Виды учебной работы | Количество часов по формам обучения | Очная | заочная | Аудиторные занятия | | | Лекции | | | Практические и семинарские занятия | | | Самостоятельная работа | | | ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ | | | Виды контроля | экзамен | зачет | Освоение материала курса предусматривает значительный объем самостоятельной работы: работа с литературой, выполнение ряда практических заданий, возможно написание реферата по одной из тем курса «Основы профориентации» по своему выбору. 3.2. распределение часов по темам и видам учебной работы Очная форма обучения Наименование разделов и тем | Виды учебных занятий | В том числе: | Аудиторные занятия, в т.числе | Самост. работа | Всего часов | Лекций | Практ. занятия, семинары | Лабор. работы | Раздел 1. Общая характеристика профориентационной работы с учащимися | 1.Объект, предмет, задачи и основные понятия профориентации. Значение профориентационной работы с учащимися. | | | | | | 2Основы профессиографии. | | | | Раздел 2. Этапы профессионального самоопределения | 3. Основные принципы профессионального самоопределения | | | | | | 4. Основные подходы к профсамоопределению в зарубежной психологии | | | | 5. Основные подходы к профсамоопределению в отечественной психологии. | | | | | 6. Основные этапы профессионального самоопределения | | | | | Раздел 3. Методы работы психолога профориентатора | 8. Профессиональное просвещение. | | | | | | 9. Профессиональная активизация. | | | | | 10. Профессиональная консультация. | | | | | | 11. Методы психодиагностики. | | | | | | 12. Игровой метод в процессе профессионального самоопределения. | | | | | | Раздел 4. Жизненный путь профессионала | 13. Основные фазы развития профессионала. | | | | | | 11.Нормативные кризисы профессионального становления личности. | | | | | ИТОГО: | | | - | | | СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ» Раздел 1. Общая характеристика профориентационной работы С учащимися Тема 1. Объект, предмет, задачи и основные понятия профориентации. Значение профориентационной работы с учащимися. Социальное значение профориентационной работы с учащимися. Профориентация- важнейшая часть воспитания учащихся. Основные причины ошибок и затруднений учащихся при выборе профессии. Противоречия между различными обстоятельствами выбора профессии. Задачи профориентационной работы в школе. Основные звенья системы профессиональной ориентации в школе. Психологические и педагогические аспекты профессиональной ориентации. Медицинская консультация как необходимый компонент профориентационной работы с учащимися. Роль школьного психолога в проведении профориентационной работы. Тема 2. Основы профессиографии. Понятие о профессии. Изменчивость профессий и изменение требований, предъявляемых ими к человеку. Профессиограмма и её основные разделы. Психофизиологический раздел профессиограммы. Классификация профессий в целях профориентации. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А. Климову- выделение групп профессий по предмету труда, целям труда, орудиям труда и условиям труда. Различные варианты классификаций профессий. Психологические требования профессий к человеку в соответствии с их группировкой по предмету труда/ «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Классификация профессий по В.Г. Лоосу. |