ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» издательство «Академический Проект» УДК 316 ББК 60.5 М 11 РЕЦЕНЗЕНТЫ Б.З. Вульфов доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой педагогики Университета Российское Академии образования В.А. Фокин кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой социальной педагогики и социальной работы Тульского государственного педагогического университета С.Н. Крыгина кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии развития личности Магнитогорского государственного университета Мустаева Ф.А. Ml Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с. –(Серия «Gaudeamus») ISBN 5-8291-0103-3 Рассматриваются теоретико-методологические и практические проблемы социальной педагогики в России и за рубежом. Учебник может использоваться как на факультетах социальной педагогики так и на факультетах социальной работы при изучении ряда дисциплин Он предназначен для преподавателей студентов аспирантов по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная работа». УДК 316 ББК 60. 5 ©Мустаева Ф.А., 2001 ©Академический Проект, оформление макет, 2001 ISBN 5-8291-0103-3 Введение В 1991 году в России официально введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука. В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна, Г. Спенсера, П. Наторпа и др.). Впервые понятие «социальная педагогика» было использовано А. Дистервегом в работе «Руководство для немецких учителей» (1850 г). Немецкий педагог и философ П. Наторп в 1899 г. опубликовал книгу «Социальная педагогика», в которой попытался определить сущность социальной педагогики и ее основные категории. В нашей стране социальная педагогика активно развивалась в 20-е годы на основе разработки идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Примером воплощения идеи стала теоретическая и практическая деятельность С.Т. Шацкого. Особенно активно социальная педагогика развивается в последние десятилетия. В этом развитии можно обозначить три этапа Первый – 60-е годы. Это период эмпирического поиска, появления в социально-педагогической практике категорий работников, специально ориентированных на организацию воспитательной работы в социуме (организаторы внеклассной и внешкольной работы школы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и воспитатели, работающие в учреждениях других ведомств). Этот этап можно назвать организационно-эмпирическим. Второй этап – 70–80-е годы, когда общественная потребность, достижения передового опыта социально-педагогической работы вывели проблему на качественно новый уровень. Активное развитие получили разнообразные комплексы: социально-педагогические, культурно-спортивные, сельские школы-комплексы и др. В педагогической науке этот период характеризовался усилением внимания исследователей к проблемам социальной педагогики, попыткой осмыслить и рассмотреть идеи педагогики среды, проблемы и противоречия ее развития в новой социально-экономической ситуации. На третьем этапе, к концу 80-х годов, в стране созрели все предпосылки для перехода от отдельных адресов передового опыта социальной педагогики к государственному уровню решения проблемы, к созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения. В научном плане социальную педагогику активно разрабатывают В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, B.C. Торохтий, г.Н. Филонов и др. С введением в стране института социальных педагогов появилась необходимость в составлении квалификационной характеристики специалиста, определении его прав, обязанностей, основных функций и т. д., а также в создании учебно-методической базы для подготовки квалифицированных социальных педагогов. Предисловие В 1992 году Магнитогорский государственный педагогический институт (в настоящее время – Магнитогорский государственный университет) в числе других вузов страны начал подготовку специалистов в области социальной педагогики. Дефицит учебников по социально-педагогическим дисциплинам явился одной из причин создания данного учебника. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, в учебных планах педагогических вузов, осуществляющих подготовку по специальности «Социальная педагогика», предусматривается изучение ряда дисциплин, составляющих систему знаний и умений по социальной педагогике. Задачи учебника состоят в том, чтобы помочь будущим социальным педагогам овладеть знаниями теоретических основ социальной педагогики и умениями, необходимыми для эффективной организации практической деятельности; заложить основы педагогического мышления студентов; развить способность принимать оптимальные решения в различных педагогических ситуациях. Предлагаемый курс «Основы социальной педагогики» включает три раздела. Первый раздел знакомит с профессией социального педагога, его назначением, функциями, правами, обязанностями, этическим кодексом, основными направлениями деятельности, содержит рекомендации по планированию и организации работы социального педагога, освещает критерии ее эффективности. Во втором разделе социальная педагогика рассматривается как наука и область практической деятельности. Раскрываются основные категории социальной педагогики, ее методы, исторические аспекты развития, ключевые проблемы: социализация и ее факторы, девиантное поведение подростков, социальная защита детства и молодежи, социально-педагогическая виктимология. Третий раздел освещает некоторые проблемы социальной педагогики и опыт социальной работы в ряде зарубежных стран. Для закрепления учебного материала и активизации самостоятельной работы студентов в учебнике предлагается перечень контрольных вопросов и заданий. Список литературы дается в конце учебника. Вошедшие в него источники использовались при написании учебника и рекомендуются студентам для углубленного изучения глав и параграфов. В основу глав 1, 2 учебника в значительной степени положены результаты работ В.Г. Бочаровой и сотрудников Института педагогики социальной работы РАО; содержание глав 4,11 основано на материалах работ А.В. Мудрика, глав 7, 8 – И.С. Кона, глав 4, 7, 10 – В.Т. Лисовского и его коллег, главы 8 – С.А. Беличевой. Учебник «Основы социальной педагогики» может использоваться студентами факультета социальное педагогики при изучении педагогики (раздел «Введение в профессию») и дисциплин предметной подготовки: социальная педагогика, история социальной педагогики, управление системой социальной защиты детства, основы социальной работы, методика и технология работы социального педагога, методология и методы психолого-педагогических исследований; .а также студентами факультета социальной работы при изучении общеобразовательных дисциплин: истории социальной работы, методики исследований в социальной работе; специальных дисциплин: семьеведения, проблем социальной работы с молодежью, содержания и методики педагогической деятельности в системе социальной работы (социальной педагогики). Раздел 1 ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Под профессией понимается вид или род трудовой деятельности, требующий от человека определенных общих и специальных знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе общего и специального образования путем практической работы. Педагогом называют специалиста, получившего специальную подготовку и занимающегося обучением и воспитанием людей. К педагогической профессии относится и профессия социального педагога. ГЛАВА 1 |