ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | СОЦИАЛИЗАЦИЯ - КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Понятие социализации Процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром получил название социализации. Американский социолог Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог Я. Щепанский понимает под социализацией «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей». В различных словарях социализация определяется как (см.:147,с.67): 1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»; 2) «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»; 3) «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»; 4) «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретенияимсоциальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности». В отечественной науке наибольший вклад в постановку и рассмотрение проблемы социализации внес И.С. Кон. В его работах представлены как философские аспекты проблемы, так и социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические. С точки зрения И.С. Кона, «объем понятия "социализация" несколько шире, чем "воспитание". Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества». В педагогической науке последних лет проблему социализации активно разрабатывает А. В. Мудрик (82, 85,86). Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Однако содержание этих идеалов весьма существенно различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя. В то же время в современную эпоху можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для различных обществ. Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями (от урбанизации и информатизации до экологических и демографических сдвигов). Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины (т. е. в успешной поло-ролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т. д. Все это характеризует человека как объект социализации. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность. Становление личности представляет собой сложный процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризуется специфическими чертами и особенностями, однако все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. На различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. В детские годы наиболее интенсивно происходит физическое развитие человека, тогда как социальная и мировоззренческая компоненты выражены слабее. Затем начинают доминировать социальная и мировоззренческая компоненты, а физическая отступает на задний план. Специфика взаимосвязи отдельных компонент в ходе развития личности отражается и в характере деятельности. Так, игровая деятельность обычно не требует высокого уровня социализации и сформированности мировоззрения (хотя они и не исключаются полностью). Учебно-производственной деятельности сопутствует возрастание роли социального фактора, а творчески преобразовательная деятельность предполагает наличие зрелого мировоззрения. Развитие личности в процессе социализации происходит по мере решения человеком ряда задач. Условно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи –достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, имеющего нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т. д.). Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека. Специфические социально-культурные задачи ставятся перед человеком и в сфере познания социальной действительности, и в сфере участия в жизни общества и т. д. Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества, с другой – задачи, воспринимаемые им из общественной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем, эти два слоя не всегда совпадают между собой, а нередко и частично противоречат друг другу. Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения. Самосознание личности рассматривается как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, меры самопринятия, наличия относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения. У личности есть три пути самопознания. Первый – оценки, мнения других людей. Эти оценки бывают самыми элементарными (кривая усмешка в ответ на какое-либо замечание собеседника) и сложными (например, аттестация на производстве, во время которой высказанные мнения определяют перспективы профессиональной карьеры). Второй путь – это социальное сравнение. Любой человек с раннего детства начинает сравнивать себя с другими людьми, а сравнивая – делать заключения о том, не отстал ли он от сверстников, своего поколения, понимают ли его. Особенно часто это происходит в юности; потребность не отстать от других, быть на уровне времени для юных очень злободневна. Третий возможный путь – самооценка. Человек как бы извне наблюдает за своими поступками и делает вывод об их мотивах, об отношениях с окружающими и о своих личностных качествах. Действительно, поступок, т. е. действие в социальной ситуации, раскрывает внутренний мир личности, выявляет, что в нем главное, а что – внешнее, ситуативное. Такой путь самопознания более сложен, чем первые два: человеку иногда приходится специально конструировать особую ситуацию, а затем проверять себя в ней. Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на будущее. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющуюся у него систему отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола. В молодости необходимо найти свою позицию в семейной и трудовой сферах. И т. д. Самоутверждение личности означает удовлетворяющую человека реализацию своей активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Так, в подростковом возрасте особое значение приобретает самоутверждение через достижение автономности от взрослых. В ранней юности самоутверждение достигается через обретение определенной автономии от сверстников при сохранении связи со значимыми взрослыми. В зрелом возрасте – через обретение чувства продуктивности, ощущения контроля над ситуацией, а в пожилом – чувства удовлетворения прожитой жизнью. Самоутверждение личности может иметь разнообразные формы: социально ценные, социально полезные, социально приемлемые, а также асоциальные и антисоциальные. Говоря о социализации, следует исходить из того, что личность раскрывается, прежде всего, с социальной стороны как представитель определенной исторической эпохи, включенный в систему общественных отношений. Поэтому важнейшие характеристики личности – социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях, и роли – устойчивые социальные функции, которые она выполняет. Статус характеризуется правами и обязанностями. Например, достигнув совершеннолетия, молодой человек приобретает статус гражданина, который дает ему право избирать и быть избранным, вступать в брак, обязанность трудиться и многое другое. Статус и роль ученика предполагают, что он должен овладевать знаниями. Что касается социальных ролей, то в жизни приходится сталкиваться и с внутриролевыми, и межролевыми конфликтами. Роли определяются не только социально заданными образцами поведения и деятельности, но и ролевыми ожиданиями других людей. Нередко эти ожидания противоречат друг другу. Например, педагоги требуют выполнения роли прилежного ученика, одноклассники же, наоборот – роли весельчака, балагура, который мешает вести урок. В результате, если для школьника важны мнения и учителя, и одноклассников, возникает межролевой конфликт. Для разрешения ролевых конфликтов личности необходимо иметь устойчивую систему ценностей, жизненную цель и уметь делать выбор, совершать поступки. Ролевая теория не отрицает активности самого человека – исполнителя роли, его отношения к своей деятельности и влияния на нее, а лишь подчеркивает тот факт, что в любой деятельности необходимо сочетаются элементы импровизации, творчества, с одной стороны, и регламентации, заданности – с другой. Становление личности обязательно предполагает овладение широким спектром ролей в профессиональной сфере, быту, сфере досуга, межличностных отношениях. Социализация как двусторонний процесс означает, что, с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Человек не пассивен в решении объективных задач, а является в той или иной степени творцом своей жизни и может рассматриваться как субъект собственного развития, как субъект социализации. Однако, будучи объектом и субъектом социализации, человек может стать и ее жертвой. (Подробнее о жертвах социализации см. главу 11 «Социально-педагогическая виктимология».) Как уже отмечалось, социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное влияние, и требующих от него определенного поведения и активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации. В словарях фактор определяется как одно из необходимых условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рассмотреть, в каких условиях происходит этот процесс. А.В. Мудрик предлагает все условия или факторы социализации в обобщенном виде объединить в 4 группы. Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – планета, мир, космос. Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; это влияние опосредовано двумя другими группами факторов. Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село); по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через факторы четвертой группы – микрофакторы. К ним относятся условия, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание –учебные, профессиональные, общественные, религиозные организации. Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг, коллеги по работе, учебе и (или) службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – члены их семей. Как отмечает И. С. Кон, «общая черта всякого сложного индустриального общества – множественность институтов и агентов социализации, не складывающихся в жесткую иерархическую систему и развивающихся по своим собственным законам и правилам. Хотя мы постоянно говорим о координации их усилий, мы часто рассуждаем так, как если бы каждый из этих институтов в отдельности и все они вместе делали одно и то же и были бы всемогущими. Фактически это, конечно, не так». Влияние на личность различных факторов социализации можно представить схематично, где: I –мегафакторы, II –макрофакторы, Ш–мезофакторы, IV–микрофакторы. Факторы социализации:  В связи с тем, что социализация человека происходит во взаимодействии с различными факторами и агентами, а также учитывая его активность в процессе социализации, выделяют несколько универсальных «механизмов» социализации и условно называют и характеризуют их следующим образом: традиционный – через семью и ближайшее окружение; институциональный – через институты общества; стилизованный – через субкультуры; межличностный – через значимых лиц; рефлексивный –через индивидуальное переживание и осознание. Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского и профессионального), хотя они не всегда полностью соответствуют общественно одобряемым. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью некритического восприятия господствующих стереотипов. Институциональная социализация, как следует уже из самого термина, осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтами общества как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами социализация происходит на базе нарастающего накопления им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает стиль жизни возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура, как правило, легко выявляется, ибо проявляется в ряде норм поведения и взаимоотношений, в некоторых чертах стиля поведения и общения, речи, внешнем виде, способах свободного времяпрепровождения. Для субкультуры характерны пристрастия к определенным пластам эстетической культуры, иерархия ценностей относительно стиля жизни. Субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере группы коллег или сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для него. Межличностный механизм социализации действует в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами. Таковыми могут быть родители (в любом возрасте), любимый учитель, уважаемый взрослый или сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола. В процессе общения идет идентификация (отождествление) с конкретным человеком. Естественно, что значимые лица могут быть членами институтов общества, влияющих на человека, а если это сверстники или коллеги, то они могут быть и носителями возрастной или профессиональной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами возникает вне организаций и групп. Кроме того, общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация, Влияние всех названных механизмов опосредствуется рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает ценности, свойственные различным институтам общества, семье, группе сверстников, значимым лицам. Поэтому есть все основания рассматривать рефлексивный механизм социализации человека как специфический. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: во-первых, диалог между разлии Я человека; во-вторых, диалог с реальными или вымышленными лицами, который происходит наедине с собой. Особый вид внутреннего диалога представляет собой глубокое последовательное взаимоотражение партнеров по взаимодействию, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этот внутренний мир, в свою очередь, включено отражение внутреннего мира первого из партнеров. Другими словами, человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. Социализация каждого человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных, социально-культурных и профессиональных групп и у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно и порой существенно. Так, в условиях села, а также в малообразованных городских семьях большую роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города действуют в основном институциональный и стилизованный. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный. Те или иные механизмы могут доминировать в зависимости от аспектов социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, моде, то ведущим часто является стилизованный, а стандарт и стиль жизни формируются нередко с помощью традиционного механизма. Из всего вышесказанного очевидно, что социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и довольно многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, осуществляется с помощью ряда механизмов. Их функции, место и роль в процессе социализации в целом и на различных возрастных этапах не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной самостоятельно принимать решения, противостоять внешнему давлению и т. д. В то же время в автономии заложена и возможность появления социальных аномалий, отклоняющегося поведения и пр. Задача социальной педагогики в связи с этим состоит в том, чтобы выявить тенденции процесса социализации на современном этапе, определить его позитивные и негативные возможности, найти способы использования и усиления позитивных, нивелирования и компенсации негативных. Факторы социализации Кмегафакторам социализации относят планету, мир, космос. Одним из существенных изменений в процессе социализации, происшедших за последние десятилетия, стало то, что в нем относительно самостоятельную и довольно важную роль стали играть глобальные факторы – мир, планета, космос. Планета –понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. Мир – понятие социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете. Социализация человека происходит под влиянием мировых, планетарных процессов: экологических, демографических, экономических, военно-политических. Следствием этих процессов стало то, что судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни и, следовательно, социализации всего населения земного шара. Глобальные политические процессы, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, непосредственно влияют на социализацию людей с младенчества и до старости. Вследствие развития транспорта и средств коммуникации наша планета значительно «уменьшилась». Это делает планету и мир фактором социализации людей и потому, что они много путешествуют, мигрируют из страны в страну, с континента на континент, а также потому, что они могут, благодаря телевидению, видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Это «раздвинуло» границы действительности, которую может познать человек. Следствием этого стали изменения в его восприятии жизни. Представления о мире, планы, устремления, мечты детей, подростков, юношей, даже взрослых, стали формироваться, ориентируясь не только на свое непосредственное окружение, но и на нормы, ценности, характерные для жителей другой части планеты. Особенно явно эти процессы влияют на подрастающие поколения, их сознание, поведение, отношение к действительности. Так, атомная угроза в свое время сыграла далеко не последнюю роль в том, что подростки и юноши стали ориентироваться не на жизненные перспективы, а на сиюминутное удовлетворение своих потребностей, желаний, стремлений, на ценность жизни «здесь и теперь». Космос рассматривается как мегафактор, оказывающий наиболее глобальное и практически неизученное влияние на социализацию человека. К.Н. Вентцель ввел термин «космическое воспитание» и был убежден, что «только космическая культура человечества может вывести его из того тупика, в который оно зашло. Надо строить новую культуру на космическом базисе, только она поведет к исчезновению войн и всяких антагонизмов между людьми, объединит людей в одно солидарное целое». Процитируем подробнее К.Н. Вентцеля: «На чем может быть основана самая возможность постановки вопроса о космическом воспитании? Ход мыслей, приводящих к этому вопросу, таков. Мы говорим о социальном воспитании, о воспитании человека как члена общества; в педагогике даже возникло целое течение, носящее название "социальная педагогика". Но человек не только часть некоторого социального целого, будет ли это целое называться семьей, народом, классом, человечеством, он также часть этого целого, которое мы называем вселенной или космосом, каковой мы тоже могли бы рассматривать как своего рода универсальное общество, охватывающее в себе все существа, стоящие только на различных ступенях развития. То, что человек представляет часть космоса, есть факт, с которым так или иначе надо считаться, и если мы говорим о воспитании человека в качестве члена человеческого общества более или менее широких размеров, то является также совершенно правомерным говорить о воспитании человека в качестве члена космоса, как гражданина вселенной. О том, что должно иметь своего рода социальное воспитание, о том, что тут существуют свои цели, свои задачи, свои способы достижения этих целей и задач, выходящих за пределы того, о чем говорит индивидуальная педагогика, против этого никто не будет спорить. Многие даже будут склонны социальное воспитание выдвинуть на первый план и считать индивидуальную педагогику как одну из глав социальной, как подчиненную последней и вытекающую из нее. Но, если мы признаем, что должно иметь место социальное воспитание, будем ли мы его ставить на равную ногу с индивидуальным или будем ему придавать более первенствующее значение, чем индивидуальному, то не должны ли мы подобным же образом признать, что должно иметь место и космическое воспитание и что наряду с социальной педагогикой существует и космическая педагогика, в которой проблема воспитания трактуется со своей, совершенно особой точки зрения, которая намечает для воспитания свои, совершенно особые цели и требует, быть может особых приемов и методов для их достижения. И относительно этой космической педагогики может быть поставлен также вопрос, в каком отношении она относится к социальной и индивидуальной педагогике, занимает ли она равноправное с ними положение или, наоборот, играет главенствующую роль. И, может быть, тот, кто признает примат социальной педагогики над индивидуальной на том основании, что общество есть целое, а индивидуум есть часть, а целое стоит выше своих частей и является определяющим для них моментом, может быть, последний будет вынужден признать и примат космической педагогики над социальной, потому что космос есть целое, а человеческое общество только его часть, и что подобно этому он стоит выше человеческого общества и является определяющим для него моментом» (33, с. 157–158). В последние годы в нашей стране на смену тотальному отрицанию связи человека с космосом пришло массовое увлечение «сверхъестественным». Огромную популярность получили гороскопы, экстрасенсы, колдуны, ясновидящие. Как считает А.В. Мудрик, за этим стоит еще не познанная наукой реальность. Представляется вполне вероятным, что, по мере их познания, непонятные нам зависимости характера и жизненного пути людей от неких космических сил и обстоятельств станут одной из основ индивидуального подхода в воспитании человека. Страна, общество, государство являютсямакрофакторами социализации. В повседневной жизни понятия «страна» и «государство», как правило, употребляются как синонимы. Аналогично обстоит дело с понятиями «государство» и «общество». Это имеет свои исторические, политические и психологические основания. На самом деле эти понятия обозначают различные реалии, каждая из которых имеет особенности и свою роль в процессе социализации человека. Страна – понятие, главным образом, географическое. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), может находиться под властью другой страны, т. е. быть колонией или подопечной территорией. Природно-климатические условия стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Так, климат влияет на активность человека: слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования. Географические условия влияют на плотность населения, рождаемость, распространенность тех или иных видов труда, на состояние здоровья людей и т.д. Немаловажно географическое положение страны, определяющее то, с какими странами она граничит и, следовательно, довольно тесно связана и экономически, и культурно, и политически. От географического положения зависит наличие или отсутствие выхода к морям и океанам, т.е. возможность развития связей страны с другими частями планеты. Общество – понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. Общество представляет собой целостный организм со своей экономической и социальной структурами, идеологией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции .жизнедеятельности людей. В каждом обществе объективно складываются специфические условия для социализации человека на каждом возрастном этапе. Эти условия определяются уровнем экономического, социально-политического и культурного развития общества. Уровень экономического развития общества определяет, с одной стороны, уровень жизни, образ жизни и качество жизни его членов, а с другой – возможности каждого реализовать определенный стиль жизни. Чем более экономически развито общество, тем больше эти возможности, а следовательно, тем более благоприятны возможности для развития человека в процессе социализации. Особый интерес представляют социально-политические процессы, происходящие в современном российском обществе, где в последние годы стремительно происходит социальная и имущественная дифференциации, в результате которых можно условно выделить целый ряд социальных слоев (страт), имеющих довольно существенные различия как по положению, так и по интересам. Это «старая» и «новая» номенклатура и их «обслуга»; «старые» и «новые» русские и связанные с ними криминальные элементы различного рода; инженерно-технические работники и квалифицированные рабочие государственных предприятий, их коллеги из частного сектора и фермеры; средние и мелкие чиновники сферы управления; «массовые» группы интеллигенции – врачи, учителя, работники культуры, научные сотрудники; неквалифицированные рабочие в государственном секторе; военнослужащие и работники правоохранительных органов; студенты; пенсионеры и инвалиды; маргиналы (не работающие и не собирающиеся это делать); организованная преступность (в свою очередь весьма многослойная); работники торговли и др. Все названные страты также не являются однородными, т. к. в них входят люди разного социального происхождения, образовательного уровня, с различным уровнем дохода, условия проживания которых тоже различны в зависимости от региона, типа поселения, района города и т. д. Каждая страта и отдельные группы внутри нее имеют специфические ценностные ориентации, стиль жизни, интересы, которые, безусловно, влияют на социализацию детей, подростков, юношей, взрослых и стариков. Кроме того, ценности и образ жизни тех или иных (в том числе и криминальных) страт могут становиться для людей, к ним не принадлежащих, своеобразными эталонами, влияющими на них даже больше, чем ценности той страты, к которой они принадлежат. Все возрастные и социальные группы российского общества оказались в ситуации борьбы различных противоречивых идейных и нравственных систем. Это и социалистические идеалы, как ортодоксальные, так и реформаторские, и идеи демократии западного образца, и либерально-демократические, и монархические течения, и националистическая, а также шовинистическая идеология, и становящиеся все более привлекательными религиозные представления, и, наконец, откровенно аморальные и криминальные установки. У части людей утерян смысл жизни, появилось чувство беспомощности, одиночества, пустоты и как результат – наблюдается рост преступности, жестокости, вандализма, саморазрушительного поведения (наркомании, алкоголизма, самоубийств). Петербургские ученые (сотрудники НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского университета) выявили наиболее острые социальные проблемы, характеризующие современное состояние российского общества. 1. Резкое усложнение всей общественной ситуации в целом, приводящее к затрудненности ее восприятия «средним человеком». У многих людей при этом развивается состояние растерянности и дезориентации. Возникает острая необходимость в повышении уровня адекватности понимания населением усложняющейся и непрерывно изменяющейся ситуации, что является первостепенной задачей всех общественных институтов и структур, которые в той или иной форме выполняют «идеологическую» функцию: руководства страны, политических партий, общественной науки, творческой интеллигенции. 2. Обесценивание жизненного опыта человека, к чему приводит разрушение всех привычных структур общества, тотальное его переустройство. Нарастающая новизна ситуации, постоянное возникновение новых, необычных реалий общественной жизни (новых органов власти и управления в стране, на производстве, новых личностных ролей в возникающих общественных отношениях и т. д.) порождают социальную некомпетентность и неадекватность личности, кризис ее социальной идентичности. 3. Резкое расширение степени свободы человека при одновременном ослаблении социального контроля («сброс давления»). Переход от жесткой зарегулированной системы общественных отношений с сильным социальным контролем к ситуации, когда привычное давление власти практически отсутствует, что воспринимается почти как полная анархия и порождает как позитивные, так и негативные последствия. 4. Переживание значительной частью населения ощущения катастрофы, к чему приводит постоянное нарастание негативных изменений (рост цен, развитие безработицы, преступности и т. д.). Это ощущение обостряется отсутствием перспектив преодоления этих явлений. 5. Кризис в нравственно-духовной сфере. По существу произошел распад старой идеологии и системы ценностей, но им на смену не пришли новые. Усложняет ситуацию неожиданность для большинства людей резкого перехода от социализма к общественной системе, основанной на плюрализме собственности и политическом плюрализме, а также на праве и общечеловеческих ценностях. Распад коммунистической идеологии, который произошел в «доперестроечный» период, не оказал столь сильного влияниянасознание людей, как провозглашение новых ценностных ориентиров, направленных на обогащение «любой ценой», Государство – понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и пр.), осуществляющих управление обществом. Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Государство можно рассматривать как фактор социализации в двух аспектах. С одной стороны, оно является таковым постольку, поскольку политика, идеология, социальная практика, для него характерные, создают определенные условия жизни, в которых и происходит социализация. Дети и взрослые, функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так и, в еще большей мере, реализуемые в социальной практике. С другой стороны, государство осуществляет социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями социализацию определенных возрастных и социальных групп населения, так и условия, которые вынуждают заниматься социализацией организации,в чьи непосредственные функции это не входит. Наиболее последовательно государство влияет на социализацию подрастающих поколений через создание специальной системы воспитательных институтов. К мезофакторам социализации относят этнос, регион, тип поселения, средства массовой коммуникации. Под этносом понимается исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Этническая или национальная принадлежность человека определяется, с одной стороны, языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком; с другой – она осознается самим человеком в связи с тем, что его семья относит себя к определенной нации и, соответственно, ближайшее окружение считает его принадлежащим к ней, т. е. национальная принадлежность –явление социально-культурное. Каждый этнос имеет специфические черты и свойства, совокупность которых образует национальный характер или психический склад этноса, проявляющиеся в национальной культуре. Специалисты по национальной психологии (этнопсихологи) выделяют такие, например, различия между национальными культурами: в характере трудовой деятельности и связанных с ней специфических традициях; в представлениях об удобствах быта и домашнем уюте, о красивом и некрасивом, о семейном счастье и взаимоотношениях членов семьи, о способах развлечений; в понятиях о приличиях в проявлении чувств; в понимании доброты, вежливости, такта, сдержанности и т. д.. Говоря об этнических особенностях, необходимо иметь в виду, что национальный характер подразумевает систему свойств не отдельного индивида, а многочисленной группы – нации. Складывается он в течение веков и тысячелетий под влиянием природно-климатических, социальных, религиозных и иных обстоятельств, в которых живет этнос. Глубина различий этих обстоятельств может влиять на национальные различия по-разному – от различий в психофизиологии до нюансов социального поведения. В различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. В так называемых национальных государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этносу, он – макрофактор. В случае, когда этнос представляет собой национальное меньшинство – микрофактор. В России он – мезофактор, т. к. даже компактно проживающие многочисленные этносы, имеющие собственную государственность (республики), являются элементами общества и государства и испытывают на себе их влияние. Различия в том, как реально осуществляется социализация в этносе, связаны с особенностями, которые можно объединить в две группы – витальные (буквально – жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства). Под витальными имеются в виду способы физического развития людей различного возраста, вскармливание детей и т. д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах. Например, в Уганде, где мать постоянно носит младенца на себе и дает ему грудь по первому требованию (это характерно для многих африканских и азиатских культур и не свойственно, например, европейским), бросается в глаза невероятно быстрое развитие ребенка в первые месяцы жизни. После того, как ребенка отнимают от груди, он начинает терять опережение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, связано с особенностями пищи. На социализацию человека огромное влияние оказывает духовный склад этноса, его менталитет, который есть плод исторического развития народа и формируется веками. В нашей стране каждый этнос обладает своим менталитетом, который складывается в специфических социокультурных условиях развития народа. Менталитет этноса воспринимается человеком с раннего детства. Его влияние идет первоначально в процессе усвоения ребенком родного языка, который отражает историю народа, жизнедеятельность, восприятие мира, канон человека, мировоззрение, культуру, влияет на склад мышления человека, его ценности. В процессе развития личности формируется национальное самосознание, основы которого закладываются в детстве на неосознаваемом человеком уровне. Именно в детстве и в юности начинается осознание человеком совокупности своих этнических связей, складывается отношение к этим связям. Это проявляется, во-первых, в национальной идентификации, т. е. осознании своей принадлежности к определенной этнической группе; во-вторых, в формировании (преимущественно неосознанном) представления о типичных чертах своей этнической общности; в-третьих, постепенно, с возрастом, появляется осознание общности исторического прошлого своего народа; и, наконец, появляется представление о родной земле. Этническое самосознание ограничено рамками обыденного опыта, закрепленного в традициях и обычаях, и представляет собой психологическое отражение практической деятельности, образ и стиль жизни, моральные, эстетические и идеологические нормы, закрепленные в коллективном сознании, представление о своей «самости» (этнической принадлежности) в некоторой шкале, соотносящей данный этнос с другими. Важнейшим индикатором этнического самосознания является этническая самоидентификация, включающая представление об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках, «образ» национального характера, выражающаяся в системе автостереотипов (образ «мы») и гетеростереотипов (образ «они»). Главным фактором этнической самоидентификации на эмпирическом уровне является набор тех признаков, которые воспринимаются этноформами как главные при определении национальности человека. Этническая самоидеятификация достаточно вариабельна и обусловлена следующими факторами: 1) местом проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде: если в первом случае больший вес придается происхождению (национальность родителей), то в случае этнодисперсного расселения яснее осознается этнокультурная общность; 2) возрастом (молодежь в большей мере ориентирована на выбор национальности «по желанию самого человека» и меньше на происхождение); 3) уровнем образования (с ростом образования возрастает ориентация на выбор национальности «по желанию», а не определение ее по происхождению). Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные, очевидные черты этнического сходства и различия (язык, внешность), то более образованные респонденты выделяют неявные, но существенные черты (характер и особенности поведения). Судя по данным исследования, проведенного среди петербургских старшеклассников, младшим возрастным группам свойственна умеренная этническая самоидентификация: почти половина (44,6%) респондентов вообще не обращают внимания на национальность людей, 41,9% – только в том случае, если «они» им «чем-то несимпатичны», вместе с тем 67,3% молодых людей гордятся своей национальной принадлежностью (все опрошенные – русские) и только каждый четвертый (25,9%) хотел бы родиться «не в России, а в какой-нибудь западной стране» (147, с. 368). В ходе репрезентативного городского опроса населения Санкт-Петербурга, посвященного проблемам национального самосознания, выяснилось, что именно возрастной фактор является ведущим в числе субъективных характеристик. Молодежь, по сравнению с другими возрастными группами, наиболее этноцентрична, в ее среде заметнее распространены стереотипы этнического негативизма (70,3% молодежи испытывает неприязнь к одной или нескольким национальностям; ср.: по всей выборке – 48,7%), националистические установки (26,6% молодых людей полагают, что «Россия – это государство русских»; ср.: по всей выборке – 13,9%) (147, с. 363). Наряду с этнической самоидентификациейнеменьшее значение в формировании этнического сознания имеет национальный характер – некоторые общие черты психики, связанные с культурным единством членов этноса. Формой проявления национального характера служат этностереотипы, выступающие в качестве эмпирического индикатора характерологического своеобразия этнической общности. Этнические стереотипы выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных социальных ситуациях. Составляя элемент этнокультурной социализации, они влияют на этнические симпатии-антипатии, национальные установки, обусловливающие межэтническое взаимодействие людей. Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представляет собой совокупность различающихся между собой территорий –регионов. Они отличаются друг от друга не только климатическими условиями, но и особенностями экономики, мерой урбанизированности, культурными особенностями. Нередко специфична речь жителей – от использования отдельных особых слов и выражений и незначительных нюансов в выговоре до существенно отличающегося от основного языка диалекта. Могут различаться обычаи, традиции, народные праздники и приметы, фольклор, быт, элементы архитектуры и интерьера жилищ. Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер. Природно-климатические особенности региона влияют на здоровье человека любого возраста неоднозначно. Так, суровые условия Сибири, с одной стороны, могут способствовать раннему закаливанию организма, а с другой – более быстрому его «износу», особенно, если человек переехал Жить в Сибирь уже взрослым. Географическое расположение региона и связанная с этим мера его обособленности от других частей страны может сказаться на формировании культурного и социально-политического изоляционизма у его жителей. Социально-экономическая и культурная развитость региона создает более или менее благоприятные условия для профессионального определения и профессиональной мобильности, для социального и культурного развития и самореализации населяющих его людей. Особенности исторического развития региона, национальный состав его жителей могут сказаться на особенностях их характера (считается, например, что сибиряки более предприимчивы, чем жители европейской части России), межэтнических отношениях и стереотипах и т. д. Россия представляет собой совокупность регионов с весьма различными природно-географическими и экономическими условиями, которые не могут не влиять на социально-экономическое положение и культурное развитие их населения. Соответственно и социализация в них имеет существенные различия. Следующим мезофактором социализации является тип поселения. Рассмотрим особенности и влияние на социализацию личности города и села. Город – тип поселения, для которого характерны концентрация большого числа людей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой деятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированная социально-профессиональная и этническая структура населения, его высокая пространственная, профессиональная и социальная мобильность. Все эти характеристики существенно различаются в зависимости от размера города, его географического положения и характера занятости населения. Так, по размеру можно выделить города-гиганты (Москва, Санкт-Петербург), большие (Орел, Иркутск), средние (Кострома, Рубцовск), малые (Шуя, Енисейск). Существенны и такие особенности города: промышленный центр (Магнитогорск, Череповец), индустриально-культурный (Новосибирск, Самара), порт (Новороссийск, Находка), курорт (Сочи, Пятигорск). Наконец, условия в городах одного типа и величины различаются в зависимости от места их расположения и возраста. Социализация в средних и крупных городах осуществляется в условиях городского образа жизни, основными характеристиками которого можно считать: преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, высокую меру избирательности в эмоциональных привязанностях; снижение значимости территориальных общностей, неразвитость соседских связей; уменьшение экономического значения семьи и, одновременно, увеличение ее субъективной значимости для человека; многообразие культурных стереотипов, ценностных ориентации и стилей жизни; неустойчивость социального статуса горожанина, повышение его социальной мобильности; ослабление влияния традиций в регулировании поведения человека, слабый социальный контроль, значительная роль самоконтроля поведения. Город резко увеличивает мобильность людей. За единицу времени человек в городе получает довольно большой объем впечатлений, различного рода информации. Носителями информации являются архитектура, планировка, транспорт, реклама, поток людей, учреждения, организации, очаги культуры и т. д. Мобильность, которой обладают жители города, делает их потребителями любой информации, идущей от этих источников. Чем больше город, тем в большей мере его население состоит из различных многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих неидентичные ценностные ориентации и стили жизни. Человек с детства является членом нескольких организаций и групп. Каждая из них имеет свои особенности, интересы, взгляды, нормы поведения и нормы отношения к окружающему, свой кодекс требований, свои стандарты жизни и общения. В то же время знание о наличии других организаций и групп, знакомство с частью из них значительно расширяет общекультурный и социальный кругозор человека. Жизнь городской семьи имеет большие отличия от сельской. С одной стороны, семья – «закрытая система», ибо горожане меньше общаются с соседями, реже встречаются с родственниками и друзьями. С другой стороны, в городских семьях слабо развита внутрисемейная деятельность. Это проявляется в том, что многие виды деятельности теряют домашнюю специфику, в результате чего снижается доля совместной деятельности членов семьи. Средние и особенно крупные города – средоточие криминальных структур и групп, а также всех видов девиантного поведения(проституции, наркомании, азартных игр и пр.). Это обстоятельство играет большую роль в социализации всех возрастных групп. Мера благоприятности города для социализации человека от младенчества до старости определяется рядом обстоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности городской среды различными импульсами. Во-вторых, от эстетического уровня импульсов, которые способствуют удовлетворению человеком его потребностей и создают у него чувство удовлетворенности. В-третьих, от того, какие возможности есть в городе для решения задач интеллектуального, культурного, физического развития жителей. В-четвертых, от того, как горожане воспринимают решения о развитии своей среды обитания и в какой степени они активно участвуют в принятии таких решений. Сельские поселения могут быть весьма различными: небольшими деревнями, типичными для российского Севера и Нечерноземья; станицами или большими селами Ставрополья, Кубани. Важно и такое обстоятельство, как близость деревни или села к городу, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов, связывающих их между собой. Имея определенные, весьма существенные различия, все сельские поселения имеют и много общих черт, которые позволяют рассматриватьихкак мезофактор социализации. Для деревни характерны преимущественно малая плотность населения, небольшое число жителей; малая степень разнообразия видов трудовой и досуговой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; почти полное отсутствие культурных учреждений. Сельские поселения являются эффективным фактором социализации, поскольку в них достаточно силен социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны его окружения, стабилен состав жителей, слаба социально-профессиональная и культурная дифференциация, характерны тесные родственные и соседские связи. Особенности социализации сельских жителей связаны со спецификой сельского труда: подчиненность труда ритмам и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года; более тяжелые, чем в городе, условия труда; большая слитность труда и быта, непреложность и трудоемкость работы в домашнем и подсобном хозяйствах; малые возможности для трудовой мобильности жителей. На социализацию влияют особенности семейного уклада. В сельских поселениях преобладают национально и социально однородные семьи, играющие в жизни своих членов значительно большую роль, чем городские. Особенности социализации связаны и со спецификой социально-психологических процессов в сельском обществе. Для села характерны «открытость» общения, отсутствие анонимности, относительная близость в отношениях, немногочисленность реальных и возможных контактов, что делает общение селян тесным и охватывающим все стороны жизни. Сельская школа играет более существенную роль в жизни села и своих учеников, чем городская, т. к. если она и не всегда единственный центр культурной жизни, то почти всегда – единственное воспитательное учреждение. В русле данной проблемы представляют интерес обобщенные социально-психологические портреты личности городского и провинциального школьника, составленные педагогами и психологами (79) на основе сопоставления данных по школам столицы и провинциального города Бологое Тверской области. Городской школьник имеет более высокий уровень интеллектуального развития, так как у городских детей, особенно московских, более широкий доступ к информационным источникам (телевидеоаудиосистемы, печать, различные учреждения культуры и дополнительного образования). Многообразие источников информированности городского ребенка о мире порождает порой противоречивость его мировидения. Во время обучения школьник приобщается к различным граням накопленной человечеством культуры, получая знания о внешнем мире. А огромный пласт – внутренний мир человека – остается фактически за пределами школьных программ. Школа учит существовать в мире знаний, умений, навыков, а не жить среди людей. Учитель выступает для ребенка прежде всего носителем определенной суммы знаний, которые надо каким-то образом воспринять, а не субъектом общения, старшим другом, с которым можно поговорить по душам. С потерей значимости воспитательной работы в современной городской школе у детей чаще стали проявляться индивидуалистические, эгоистические тенденции, усилилась конфликтность в отношениях с учителями. Ребенок не может самостоятельно справиться с тем объемом информации, который на него обрушивают школа, учреждения культуры, средства массовой информации. Возникает информационная перегрузка при эмоциональной ненасыщенности и как результат – состояние отчуждения. Разорванность связей Я ребенка с микросоциумом – семьей, сверстниками, природной средой – приводит к психическому перенапряжению, эмоциональной неустойчивости и эмоциональным расстройствам. Нередко родители находятся в конфликтных отношениях с ребенком, семейные связи нарушаются, семья не справляется с воспитательными задачами. Стиль семейного воспитания подчас характеризует гиперопека или, наоборот, полное равнодушие. У растущего человека формируется искаженная система ценностей. Вместе с тем, для многих детей семья оказывается единственным островком, где их понимают. У городского школьника возникает больше проблем со сверстниками, у него не развиты навыки общения, нет чувства групповой сплоченности – чувства локтя, уверенности в том, что его поймут и поддержат в трудную минуту. Отсюда высокий уровень агрессии и неприятия другого человека. Школьник не чувствует уверенности в своих силах, не понимает, что с ним происходит. В связи с этим снижаются познавательная активность, заинтересованность в открытии нового, появляются страх, неуверенность. Природе, родному краю в картине мира городского школьника отводится очень незначительное место, слаба потребность общения с животными и растительным миром, хотя иногда единственной живой душой рядом с ребенком оказывается его собака или кошка, с которыми он общается. Провинциальный школьник, благодаря традиционно природосообразному укладу жизни в глубинке, сильным семейным устоям, сохраненным народным традициям, ощущает себя включенным в окружающую действительность и чувствует свою защищенность. Отношения ребенка с родителями проникнуты уважением к старшим. Уклад семьи, семейные традиции выступают важным фактором формирования индивидуальности ребенка. Общение с природой для ученика провинциальной школы – естественная потребность, воспитанная с детства. Природа является неотъемлемой частью внутреннего мира ребенка, субъектом общения. Микросоциум ребенка – семья, дом, друзья, родная природа – являются ему знакомыми и близкими образами, выступают гарантами устойчивости его внутреннего мира, который открыт к восприятию новых чувств и впечатлений, знаний и умений. Богатый чувственный мир, открытость к восприятию нового, психологическая защищенность, эмоциональная устойчивость, уверенность в своих силах являются основой для творческого развития ребенка. Отношение провинциального школьника к миру, к людям характеризуют открытость, восприимчивость, дружелюбие. Сельский ученик воспринимает учителя как старшего друга, наставника, с которым можно посоветоваться, к которому можно обратиться за помощью. Для учителя образ ученика складывается задолго до того, как тот приходит в школу, так как часто они живут на одной улице, в соседних домах. Для провинциального школьника основными источниками информации о мире являются радио, телевидение и... школьный учитель, который, как и ученик, испытывает информационный голод. Важным направлением деятельности учителя остается воспитательная работа. Итак, поселенческая среда как единое целое воздействует на все чувства человека, является фактором социализации личности и ребенка, и взрослого. Средства массовой коммуникации (СМК) – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), которые осуществляют распространение информации на количественно большие, рассредоточенные аудитории. Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации – устной речью, музыкой, живописью и письменностью. В XV веке появилась печатная книга, в XVII – газеты и журналы. В XIX веке начался новый революционный этап: изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т.п.), космическая связь. В современном мире человек с раннего детства оказывается в окружении техносферы, существенной частью которой являются средства массовой коммуникации, играющие огромную роль в жизни человека. Причем, на первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные. Современные СМК, особенно телевидение, приобретают планетарный характер, обращаются к многомиллионным аудиториям, создают новый тип культуры – аудиовизуальный. Но средства массовой коммуникации не всемогущи. Во-первых, налицо механизм индивидуального и группового отбора, оценки и интерпретации сообщаемой информации. Как ни много времени проводят люди у голубых экранов, они смотрят не все подряд, кроме того, их реакция на увиденное и услышанное существенно зависит от установок, господствующих в их первичных группах (семья, сверстники и т. д.). Во-вторых, сама массовость прессы и телевидения делает их в чем-то ограниченными, вызывая быструю стандартизацию и, как следствие этого, эмоциональную инфляцию форм, в которые облечена сообщаемая информация, а порой и самих идеологических символов. В-третьих, существует угроза избыточного, всеядного потребления телевизионной и прочей массовой культуры, что отрицательно сказывается на развитии творческих потенций индивидуальности и социальной активности личности. Рассматривая СМК как мезофактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших социальных групп, т.е. массовое сознание и поведение. Влияние СМК на отдельного индивида имеет опосредованный характер. Во-первых, оно опосредовано феноменом «двуступенчатого потока информации». Идеи распространяются от СМК к «лидерам мнения», в большинстве своем неформальным, а от них – к их менее активным последователям. Во-вторых, оно опосредовано тем, что в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями массовых коммуникаций, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают противоположного настроя. Если же они и входят в соприкосновение с чуждыми этому настрою материалами, то часто их не воспринимают совсем, переделывают или истолковывают так, что они совпадают с их взглядами, или забывают с большей легкостью, чем то, что их интересует. Рассмотрим основные функции средств массовой коммуникации. 1. Информативная функция. Благодаря информационному воздействию не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах. Как показывают исследования, тот набор средств массовой коммуникации (программы ТВ, радио, газеты ит. д.), которые использует человек, создает специфический для него информационный мир. Он существенно различается даже у жителей одного города. Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что средства массовой коммуникации образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях. 2. Рекреативная функция. Средства массовой коммуникации во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта функция реализуется по отношению ко всем людям, так как отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей. 3. Релаксационная функция. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах жизни (что приводит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и дискомфорту). Эти ребята могут, увеличив потребление продукции кино, радио, телевидения, печати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от неприятностей, заглушить или рассеять эмоциональную неудовлетворенность. 4. Нормативная функция. Средства массовой коммуникации опосредованно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра норм. Эта функция любопытным образом проявляется в формировании материальных, духовных и социальных потребностей у больших групп людей и у конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, реальными условиями жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации, либо ненамного их превышали. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные нормы и стандарты жизни. И большие группы, и конкретные люди далеко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и негативным (активность может приобретать антисоциальный характер). Особо надо сказать о видео. В России быстро растет количество видеомагнитофонов в семьях. Репертуар домашних видеотек составляют, в основном, фильмы ужасов, боевики, порнофильмы. Влияние подобной продукции на юных зрителей довольно эффективно, т. к. у нее практически нет конкуренции со стороны воспитательных структур. Техносфера, рождающая новые компоненты индустрии досуга и портативные средства трансляции информации, создает у |