Дидактическое обоснование типа учебного занятия, форм, методов и средств обучения В УО существуют различные формы организации занятий. Основной исторически сложившейся формой организации занятий является урок . Урок – это законченный отрезок учебной работы, на протяжении которого осуществляется решение определённой учебной задачи, поставленной преподавателем. Урок содержит в себе элементы деятельности преподавателя и соответствующую им деятельность учащихся. Каждый урок является составной частью системы уроков по отдельной теме и курсу в целом. Между уроками темы должна быть осуществлена тесная логическая связь по содержанию изучаемого материала [1,с.30]. У каждого преподавателя или мастера ПО возникают, естественно, вопросы: как учить, как вести процесс обучения, как добиться сознательного и прочного усвоения учащимися материала, как формировать устойчивые знания, умения и навыки. Эти и подобные им вопросы будут успешно решены, если преподаватели и мастера ПО к каждому конкретному уроку подберут наиболее эффективные методы и средства его проведения [8, с.48]. При проведении учебного занятия на тему «Классификация систем числового программного управления» был использован комбинированный тип урока. Так как, комбинированный тип урока даёт возможность обобщения и систематизации знаний учащихся, установления междисциплинарных связей, активизации мышления у учащихся, стимуляции их творческих способностей, повышения интереса к дисциплине. При изучении данной темы, был применён комбинированный урок состоящий из нескольких этапов: 1) Организационная часть – проверка готовности учащихся к занятию, сообщение темы занятия. 2) Актуализация опорных знаний – учащимся задаются вопросы по уже пройденному материалу. 3) Сообщение нового учебного материала. 4) Закрепление нового материала – учащимся задаются вопросы по новому материалу. 5) Заключительная часть – учащиеся задают какие-либо вопросы, выдаётся домашнее задание. При проведении занятия был применён словесный и наглядно-демонстрационный методы обучения (рассказ, беседа, демонстрация учебных плакатов и электронных слайдов). Словесные методы применяются при формировании теоретических и фактических знаний и при решении всех других задач обучения. К словесному методу обучения можно отнести: - рассказ - используется для систематического, логически последовательного изложения мастером производственного обучения учебного материала; - беседа – преподаватель беседует с учащимися, ведёт обсуждение. Достоинством данного метода является то, что с помощью него преподаватель может активизировать и контролировать внимание учащихся. Из наглядных методов на уроке была применена демонстрация плакатов по учебному материалу и показ электронных слайдов на тему «Системы ЧПУ», что позволяет учащимся иметь более точное представление об изучаемой теме. В качестве технических средств обучения (ТСО) на занятии был использован мультимедиа проектор. Благодаря использованию ТСО, учебный материал становится более доступным, а сам процесс обучения более привлекательным для учащихся. Использование разнообразных методов и средств, при обучении обеспечивает эффективное восприятие учебного материала учащимися с разнообразными способностями и характером мыслительной деятельности, а также активизируется познавательная деятельность учащихся. 1.5 Разработка учебно-планирующей документации к учебному занятию 1.5.1 План учебного занятия План урока разрабатывают на основе программы и ранее составленного перспективно-тематического плана. В плане отражают тему и учебно-воспитательную цель урока, его образовательные и воспитательные задачи, определяют основные элементы и структуру, время на отдельные элементы, материально-техническое оснащение, последовательность и содержание работы преподавателя по сообщению, закреплению и контролю знаний и умений учащихся, характер и содержание самостоятельных работ, домашних заданий и другие вопросы. Для разработки урока в соответствии с современными требованиями преподавателю необходимо владеть специальными методическими знаниями и умениями в этой области, от него требуются достаточно большие затраты времени, значительные творческие усилия. Процесс разработки урока - это создание модели предстоящей деятельности учащихся по овладению профессиональными знаниями и умениями и деятельности преподавателя по управлению данным процессом. Степень соответствия модели урока реальному процессу зависит от того, насколько преподаватель способен предвидеть его ход и результаты. Это помогает преподавателю заранее определить оптимальный объем учебного материала, доступный для усвоения учащимися на уроке, предусмотреть трудности в овладении знаниями и умениями, способы преодоления трудностей в ходе урока, правильно рассчитать время, достаточное для усвоения, закрепления и повторения полученных знаний, выбрать эффективные приемы воспитательного воздействия на учащихся» [16, с. 46]. Ниже приведен разработанный в ходе дипломного проектирования план урока по теме «Классификация систем числового программного управления». Ход урока: 1. Организационная часть (2-3 мин): 1.1 Проверка присутствия учащихся 1.2 Проверка готовности учащихся к уроку. 1.3 Сообщение темы и цели урока. 2. Актуализация опорных знаний по вопросам предыдущего учебного материала (10-12 мин): 2.1 Общие сведения о ПУ. 2.2 Особенности технологического проектирования для станков с ЧПУ. 2.3 Построение маршрута обработки деталей станках с ЧПУ. 3. Сообщение нового учебного материала (60-70 мин): 3.1 Классификация систем ЧПУ. 3.2 Системы CN и SNS. 3.3 Системы CNC, DNC,HNC. 3.4 Аппаратные системы ЧПУ. 4. Закрепление изложенного материала (10-12 мин): 4.1 Ответы на вопросы учащихся по новому материалу. 4.2 Фронтальный опрос учащихся: 4.2.1 Какие типы систем вы знаете? 4.2.2 Какие системы на сегодняшний день являются устаревшими? 4.2.3 Что такое аппаратные системы ЧПУ? 5. Заключительная часть (2-3 мин): 5.1 Сообщение о достижении цели урока. 5.2 Выдача домашнего задания на тему: «Классификация систем числового программного управления» Преподаватель В.А. Брилевич |