Организационно-правовые формы социальной защиты Социальное обеспечение Тема 2 Организационно-правовые формы и виды социальной защиты Вопрос 1 Социальные риски: понятие и классификация Вся система социального обеспечения создается и функционирует в государстве для защиты населения от социального риска. Именно социальные риски являются краеугольным камнем всего социального обеспечения. Теория "социальных рисков" начала интенсивно разрабатывалась еще в 20-30 гг. Прошлого века. Согласно этой теории социальное обеспечение предоставляется членам общества в связи с наступлением различных обстоятельств, так называемых социальных рисков, а под социальным риском авторы понимают риск потери заработка. Материальный уровень в современном обществе зависит от заработка. Любому, кто живет за счет продажи своей рабочей силы угрожает две опасности - потеря работоспособности, с одной стороны и безработицы, с другой. И в том и в другом случае лицо теряет заработок. Именно этот риск потери заработка и является социальным риском. Под социальным риском сегодня следует понимать возможные события, которые порождаются объективными социально-значимыми причинами и приводят к потере заработка лица, снижение доходов ниже прожиточного минимума, необходимости в медицинской помощи и других социальных услугах. Признаки социального риска: · имеют объективный характер, наступают независимо от свободы лица, · возникновения этих обстоятельств всегда влияет на материальный, жизненный г. Ивэн лица; · закреплены в законодательстве, их перечень исчерпывающий, то есть расширенном толкованию НЕ п идлягае; · является п идставою для назначения того или другого вида социального обеспечения, то есть есть обязательным частью юридического состава, влечет возникновение, изменение илипрекращения социально-обеспечительных правоотношений. Классификация социальных рисков может проводиться с различным критериям. Так, по критерию организационно-правовой формы различают: страховые и нестраховые социальные риски. По содержанию можно выделить следующие основные социальные риски: нетрудоспособность, безработица, малообеспеченность, потеря кормильца. В Конституции Украины определяется менее узкий круг социальных рисков, чем предусмотрено другими нормативно-правовыми документами. Так, в Конституции говорится о потере работоспособности, старость, потеря кормильца, безработицы. Проанализировав современное социально-обеспечительное законодательство можно изобразить такую систему социальных рисков: · безработицы; · малообеспеченность; · потеря работоспособности: постоянная и временная; · потеря кормильца (смерть). Вопрос 2 Организационно-правовые формы социальной защиты 1. Общеобязательное государственное социальное страхование, которое предусматривает несколько видов: а) на случай безработицы; б) от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности; в) в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением; г) пенсионное страхование. По государственному социальному страхованию застрахованным лицам в случае наступления страхового случая предоставляются следующие виды социальных услуг и материального обеспечения: а) пенсия по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца; б) помощи в связи с временной потерей трудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним, по безработице, на погребение; в) амбулаторное и стационарное лечение, оказание лекарственных средств медицинского назначения; г) возмещение расходов, связанных с профессиональной подготовкой и профориентацией, дотации работодателю для создания рабочих мест. Отношения по социальному страхованию регулируются соответствующими законодательными актами: Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от 14 января 1998, Законами Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности" от 23 сентября 1999, «Об общеобязательном государственном со ное старування на случай безработицы" от 2 марта 2000, «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением "от 18 января 2001,« Об общеобязательном государственном пенсионном страховании "от 9 июля 2003," О негосударственном пенсионном обеспечении "от 9 июля 2003 2. Государственная социальная помощь - предоставляется в денежной и натуральной форме, а также в форме социального обслуживания и предназначена как для всего населения в целом, так и для отдельных категорий: малообеспеченных семей, семей с детьми, инвалидов, детей-инвалидов, детей-сирот и детей , лишенных родительской опеки и тому подобное. Предоставление государственной социальной помощи регламентируется Законом Украины "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям" от 1 июня 2000, "О государственной помощи семьям с детьми" от 22 марта 2001, "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" от 21 марта 1991, "О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам" от 18.05.2004 г.., "О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам" от 16 ноября 2000 и др. 3. Специальный социальная защита - такая форма социальной защиты, которая предусматривает специальные условия его осуществления относительно определенного, определенного законом круга лиц: а) которые выполняют определенный вид государственной деятельности, в течение которой не подлежат обязательному государственному социальному страхованию (например, в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц" от 9 апреля 1992) б) подлежат социальному страхованию, но государство берет на себя обязанность по их повышенного социального обеспечения или возлагает такую обязанность на конкретных субъектов (Законы Украины "О государственной службе", "О Национальном банке Украины", "О дипломатической службе "," О статусе народного депутата Украины "и т.д.). 4. Дополнительный социальная защита - организационно-правовая форма, предусмотренная законодательством для таких категорий населения, как дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, ветераны войны; ветераны труда; лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы и т.п. (Законы Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" от 19 декабря 1991, "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты" от 22 октября 1993, "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине" от 16 декабря 1993 и др.) 5. Медицинское обслуживание населения. Видами социальной защиты есть определенные материальные блага, которые предоставляются лицу в рамках определенной организационно-правовой формы: денежные выплаты; натуральная помощь; льготы; субсидии; медицинская помощь; лекарственные средства, другие изделия медицинского назначения; технические средства реабилитации; технические средства передвижения;социальное обслуживание. Вопрос 3 Виды социальной защиты · пенсии (ПФ, ФСС); · пособие по безработице (ФЗ) · система краткосрочных денежных пособий при болезни, при рождении ребенка (ФСС, ПФ). Вопрос 4 Государственные социальные стандарты - это установленные законами, иными нормативными правовыми актами социальные нормы и нормативы или их комплекс, на базе которых определяются уровни основных государственных социальных гарантий. Составляющими этих стандартов выступают социальные нормы, социальные нормативы и нормативы затрат (финансирования).Социальные нормы - показатели необходимого потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Социальные нормативы - показатели обеспечения образовательными, медицинскими, жилищно-коммунальными, социально-культурными услугами. Нормативы затрат (финансирования) - показатели текущих и капитальных расходов из бюджетов всех уровней на обеспечение удовлетворения потребностей на уровне не ниже государственных социальных стандартов и нормативов. Целью установления государственных социальных стандартов и нормативов являются: 1) определение механизма реализации социальных прав и государственных социальных гарантий граждан, предусмотренных Конституцией Украины; 2) определение приоритетов государственной социальной политики по обеспечению потребностей человека в материальных благах и услугах и финансовых ресурсов для их реализации; 3) определение и обоснование размеров расходов бюджетных средств и средств социальных фондов на социальную защиту и обеспечение населения и содержание социальной сферы. Эти государственные социальные стандарты обязательно учитываются при разработке программ экономического и социального развития. Классификация социальных нормативов осуществляется по характеру удовлетворения социальных потребностей и по уровню удовлетворения. По первому критерию выделяют: 1) нормативы потребления - размеры потребления в натуральном выражении за определенный промежуток времени (год, месяц, день) продуктов питания, непродовольственных товаров текущего потребления и некоторых видов услуг; 2) нормативы обеспечения - определенное количество имеющихся в личном потреблении предметов долгосрочного пользования, а также обеспечение определенной территории сетью учреждений здравоохранения, образования, предприятий, учреждений, организаций социально-культурного, бытового, транспортного обслуживания и жилищно-коммунальных услуг; 3) нормативы дохода - размер личного дохода гражданина или семьи, который гарантирует им достаточный уровень удовлетворения потребностей, исчисляется на основе определения стоимости величины набора нормативов потребления и обеспечения. По второму критерию социальные нормативы подразделяются: 1) на нормативы рационального потребления - уровень, который гарантирует оптимальное удовлетворение потребностей; 2) нормативы минимального потребления - социально приемлемый уровень потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг с учетом социальных или физиологические потребности; 3) статистические нормативы - нормативы, определяемые на основе показателей фактического потребления или обеспеченности для всего населения или его отдельных социально-демографических групп Государственные социальные стандарты и нормативы, как правило, формируются, устанавливаются и утверждаются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины при участии и согласованием с другими сторонами социального партнерства По сфере применения различаются такие виды государственных социальных стандартов и нормативов: Государственные социальные стандарты в сфере доходов населения (для определения размеров государственных социальных гарантий в сфере оплаты труда, выплат по обязательному государственному социальному страхованию, права на получение других видов социальных выплат и государственной социальной помощи и их размеров, а также определение приоритетности направлений государственной социальной политики); Государственные социальные нормативы в сфере социального обслуживания (для определения размеров государственных гарантий социальной поддержки инвалидов, пожилых людей, детей, оставшихся без попечения родителей, и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке) Государственные социальные нормативы в сфере жилищно-коммунального обслуживания (для определения государственных гарантий оказания жилищно-коммунальных услуг и размеров платы за жилье и жилищно-коммунальные услуги, обеспечивают реализацию конституционного права гражданина на жилье) Государственные социальные нормативы в сфере транспортного обслуживания и связи (для определения норм обеспечения транспортом общего пользования, показателей качества транспортного обслуживания и норм обеспечения населения услугами связи); Государственные социальные нормативы в сфере обеспечения учебными заведениями (включают: а) перечень и объем услуг, предоставляемых государственными и коммунальными учреждениями дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и высшего образования; б) нормативы предельного наполнения классов, групп и соотношение воспитанников, учеников, студентов и педагогических работников в учебных заведениях; в) нормы материального обеспечения учебных заведений и дополнительных видов социального и материального обеспечения учащихся); Государственные социальные нормативы в сфере обслуживания учреждениями культуры (включают: а) перечень и объем бесплатных услуг, предоставляемых населению учреждениями, предприятиями, организациями и учреждениями культуры; б) показатели качества предоставления населению услуг учреждениями, предприятиями, организациями и учреждениями культуры; в) нормативы обеспечения населения заведениями, предприятиями, организациями и учреждениями культуры) Государственные социальные нормативы в сфере обслуживания учреждениями физической культуры и спорта (включают: а) перечень и объем бесплатных услуг, предоставляемых населению учреждениями физической культуры, спорта, а также детско-юношескими спортивными школами; б) нормативы обеспечения населения учреждениями физической культуры и спорта); Государственные социальные нормативы в сфере бытового обслуживания, торговли и общественного питания (включают: а) нормативы обеспечения населения бытовыми услугами; б) показатели качества предоставления бытовых услуг; в) нормативы обеспечения торговой площадью и местами в заведениях общественного питания; г) показатели качества и безопасности товаров и услуг предприятий общественного питания). Вопрос 5 |