МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой».





Повесть Воробьева «Убиты под Москвой» рассказывает о судьбе 239 кремлевских курсантов, погибших под Москвой за пять дней ноября 1941 года. Так и просится ска­зать: «невинно убиенных». Прав В. П. Астафьев: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хо­чется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то,

что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Мо­сквой...»

Обнаженная правда писателя, попавшего в декабре 1941 года под Клином в плен контуженым, открывает народную трагедию 1941 года. По словам жены К. Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Что­бы сказать о том, чему был свидетелем, нужен, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и К. Воробьев находит такие слова, которые передают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны.

В центре событий повести Воробьева юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капи­таном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зри­мым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти».

«- Двести сорок человек? И все одного роста?

- Рост 183, - сказал капитан».

Они богатыри: и внешне похожи на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них «малень­кий, измученный подполковник», который «зачем-то привстал на носки сапог».

Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать.

Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения?

» Это капитан Рюмин: он воплотил в себе достоинство и честь настоящего русского офицера. Ему «подражают курсанты, уп­рямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок». Радуясь «своему гибкому молодому телу в статной командир­ской шинели»„ главный герой повести, Алексей Ястребов, дума­ет о себе: «Как наш капитан».

Рота обречена, гибель курсантов неизбежна - они в окруже­нии...

Зачем понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника?

«...У него окончательно созрело и четко оформилось то подлинное, на его взгляд, боевое решение - единственно пра­вильное решение. Курсанты не должны знать об окружении, по­тому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашась. Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении». Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не удостоившись боя: «Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта - своя тоже - вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Роди­ны - смертью или победой». Ему было важно, чтобы кремлевцы сохранили в себе все человеческое.

Рюмин решился на самоубийство. Он понял трагичность положения: «За это нас нельзя про­стить. Никогда!» Осознал невозможность что-либо изменить.

Чем стало это самоубийство для Ястребова?

Когда Алексей увидел смерть Рюмина, «он обнаружил не­ожиданное и незнакомое явление ему мира, в котором не стало ничего малого, далекого и непонятного. Теперь все, что когда-то уже было и могло еще быть, приобрело в его глазах новую, гро­мадную значительность, близость и сокровенность, и все это -бывшее, настоящее и грядущее - требовало к себе предельно бережного внимания и отношения». Таким образом, капитан Рюмин - представитель старшего поколения, человек, по К. Воробьеву, сохранивший лучшие традиции русской армии, черты и качества русского офицера. - А какой предстает личность молодого человека на войне? Какие качества воплощает автор в Алексее Ястребове? Что бо­лее всего нам дорого в нем? Герой К. Воробьева наделен автором способностью глубоко и сильно чувствовать все живое. Он радуется «легкому, голубому, нетронутому чистому» снегу, отдававшему «запахом пере­зревших антоновских яблок». «Немного морозное, сквозное и хрупкое, как стекло», утро («Снег не блестел, а сиял огнисто, переливчато-радужно и слепяще») вызывает в нем «какое-то не­уемное, притаившееся счастье, - радость этому хрупкому утру, радость беспричинная, гордая и тайная, с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь видел это издали».



Человечный и совестливый Алексей Ястребов острейшим образом переживает и обдумывает все, что происходит с ним и его товарищами. «Все его существо противилось тому, что про­исходило, - он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось... в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны».

Огромную роль играют в произведении Воробьева пейзажные зарисовки. Природа и война. Пейзажные фоны еще резче подчеркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны.

Курсантам, вооруженным только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином, помогает противостоять врагу неистребимо высокое чувство патриотизма - в героях повес­ти неиссякаема любовь к Родине. Они приняли на себя бремя ответственности за судьбу отчизны, не отделяя от нее свою судьбу, себя: «Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом».

Чувство ответственности за судьбу отечества заставляет Алексея Ястребова быть особенно требовательным к себе («Нет, сначала я сам. Надо сперва самому...») Это чувство помогает ему одержать победу над собой, над своей слабостью и страхом. Когда Алексей узнал о гибели шести ребят, первая его мысль: «Я не пойду». Но он поглядел на курсантов и понял, что должен идти туда и все видеть. Все видеть, что уже есть и что еще бу­дет.

Автор повести приковывает пристальное внимание читателей к внутреннему миру героев.

Константин Воробьев выделяет высочайшую человечность Ястребова, «сердце которого упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов; он не мог заставить себя думать о них иначе, как о людях, которых он знал или не знал - безразлично. Но какие же эти? Какие?»

Именно человечность и эти мучительные вопросы заставля­ют его, «обессиленного, смятого холодной внутренней дро­жью», подойти к убитому им немцу: «Я только посмотрю. Кто он? Какой?» В дневниках Воробьева есть такая запись: «Он мог назвать их палачами и выродками, а сердце упрямилось пове­рить в их людоедскую жестокость, потому что в физическом облике их все было от обыкновенных людей». Алексей одержи­вает победу потому, что в трагически жестоком мире, где «хозя­ин всему теперь война. Всему!», сохранил достоинство и чело­вечность, кровную, неразрывную связь с детством, с малой Ро­диной.

Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибе­ли молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, бро­шенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нече­ловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле.

 

Вышла повесть в февральском номере журнала «Новый мир» за 1963 год, потом увидела свет в издательстве «Советская Россия». В архиве писателя сохранился первый вариант повести: «Прошло, может быть, несколько часов, а может, всего несколь­ко минут, и Алексей услыхал над собой гортанный окрик на чу­жом языке:

- Герр лейтенант, да ист айн руссишер офицер!

Из обвалившейся могилы тащили его резко, дружно и силь­но, и он очутился сидящим у ног немцев. Один из них был в желтых сапогах с широкими раструбами голенищ. Алексей дол­го и тупо глядел только на эти сапоги - он где-то видел их дав­ным-давно, и, подчиняясь чему-то тайному и властному, что, помимо скомканной воли, судорожно искало пути к спасению жизни, он почти с надеждой взглянул в лицо обладателя этих знакомых сапог. Немец засмеялся и несильно толкнул его ногой в бок:

- Эс ист аус мит дир, Рус. Капут.

Алексей понял и стал подниматься. Спине и тому месту на теле, куда пнул немец сапогом, было уже давно тепло и отрадно, и, опершись на руки, он оглянулся и увидел полыхающие скирды»...

К. Воробьеву предложили изменить конец повести, сделать его оптимистичным.

Первый вариант более органичен (и это убедительно и ярко показано в повести), он выражает трагедию первых месяцев войны. Но К. Воробьев считал, что с точки зрения исторической правды оба варианта правомерны и правдивы. Об этом он писал в одном из своих писем в 1961 году: «Концовка в «Убиты под Москвой» может быть иной: герой, Алексей, жив и идет из окружения».

Книга «Убиты под Москвой», как и другие честные и под­линно талантливые произведения, не только сохраняет нашу ис­торическую память, усиленную глубоким, искренним переживанием трагической истории кремлевских курсантов, но и ста­новится повестью-предупреждением: почему льется кровь сего-| дня?.. И что тогда зависит от нас?





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.