Раздел IV: Театр эпохи Просвещения (XVIII в.) Контрольные вопросы 8.Английский театр 1.Общая характеристика развития английского театра конца XVII – начала XVIII вв. 2.Слезная комедия и мещанская драма. Джон Лилло. 3.Сатирическая комедия 1720 – 1730-х гг. Джон Гей. 4.Драматургия Генри Филдинга. 5.Особенности английской комедии середины и второй половины XVIII в. Драматургия Оливера Голдсмита. 6.Драматургия и театральная деятельность Ричарда-Бринсли Шеридана. 7.Основные театральные организмы. Театр Дрюри-Лейн и Ковент-Гарден. 8.Ведущие английские актеры. Томас Беттертон. Джеймс Куин. Чарльз Малкин. 9.Творчество Дэвида Гаррика. Общая характеристика его метода. - Особенности интерпретации Гарриком шекспировских ролей.
- Гаррик как руководитель театра и режиссер.
9.Французский театр 1.Основные идейно-художественные тенденции французского театра эпохи Просвещения. 2.Драматургия Жана-Франсуа Реньяра. 3.Драматургия Алена-Рене Лесажа. Деятельность Лесажа в ярмарочных театрах. 4.Эволюция французской комедии первой половины XVIII в. Слезная комедия. Общая характеристика. 5.Драматургия Пьера Мариво. 6.Вольтер и театр. Проблематика драматургии Вольтера 7.«Заира». Проблематика и поэтика. - Дени Дидро и театр. Теоретическое и практическое обоснование им жанра «мещанской драмы» («Серьезной комедии»).
- Дидро об актерском искусстве. «Парадокс об актере».
- Общая характеристика театральной деятельности Бомарше.
- «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность». Проблематика и поэтика.
- «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Проблематика и поэтика.
- Актерское искусство Франции XVIII в. Основные тенденции. Характеристика творческого почерка Мишеля Барона, Адриенны Лекуврёр, Мари Дюкло, Бобура и др.
- Ярмарочные и бульварные театры в XVIII в.
- Немецкий театр
1. Формирование немецкого театра XVIII в. Театральная деятельность Каролины Нейбер. 2. Театрально-критическая деятельность Г.-Э. Лессинга. 3. Драматургия Лессинга. 4. Драматургия «бури и натиска». 5. Театральная деятельность Иоганна Вольфганга Гёте в период «бури и натиска». 8. «Фауст» (ч. 1). Проблематика и поэтика. 9. Театральная деятельность Фридриха Шиллера в период «бури и натиска». 10. «Разбойники». Проблематика и поэтика. 11. «Коварство и любовь». Проблематика и поэтика. 12. «Дон Карлос». Проблематика и поэтика. 13. Театрально-эстетические взгляды Шиллера. 14. Театральная деятельность Шиллера в «Веймарский период». 16. «Мария Стюарт». Проблематика и поэтика. 17. Основные тенденции актерского искусства Германии середины и второй половины XVIII в. 18. Творчество Конрада Экгофа. 19. Актерская и режиссерская деятельность Фридриха Людвига Шрёдера. 20. Актерская и режиссерская деятельность Августа-Вильгельма Иффланда. 11.Итальянский театр 1.Основные направления просветительской реформы в итальянском театре XVIII в. 2.Творческий путь Карло Гольдони. Общая характеристика. 3.Реформа комедии Гольдони. 4.«Хозяйка гостиницы» («Трактирщица»). Проблематика и поэтика. 5.Полемика Карло Гоцци с Гольдони и Кьяри. 6.Театральные сказки Гоцци. Общая характеристика. 7.«Турандот». Проблематика и поэтика. 8.Эволюция трагедии в итальянском театре XVIII в. 9.Витторио Альфиери и театр. Реформа трагедии Альфиери. - Актерское искусство Италии XVIII в. Ведущие антрепризы. Творчество Антонио Сакки.
- Театрально-декорационное искусство Италии VIII в. Деятельность семейства Галли-Бибиена.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА а) Пьесы Филдинг Г. Дон Кихот в Англии. Исторический календарь за 1736 год (любое издание). Гей Дж. Опера нищего. М., 1977. Голдсмит О. Ночь ошибок. Л.;М., 1939 (или другое издание). Шеридан Р.-Б. Школа злословия. Дуэнья (любое издание). Реньяр Ж.-Ф. Игрок // Реньяр Ж.-Ф. Комедии. М., 1960. Лесаж А.-Р. Тюркаре. М., 1955. Ящик Пандоры (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т.2). Мариво П. Игра любви и случая // Мариво П. Комедии. М., 1961. Вольтер Ф.-М. Заира. Магомет (изд. любое). (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т.2). Дидро Д. Побочный сын // Там же. Бомарше П.-О. Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность. Безумный день, или Женитьба Фигаро. (Любое издание). Лессинг Г.-Э. Эмилия Галотти. М., 1953 (или другое изд.). Мина фон Барнхольм, или Солдатское счастье (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т.2). Гёте И.-В. Фауст (ч.1). (Желательно читать по: Гёте И.-В. Собр. соч.: В 10 т. Т.2. М., 1976.; Т.4. М., 1977). Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Дон Карлос. Орлеанская дева. Мария Стюарт. Вильгельм Телль (Желательно читать по: Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7т. М., 1955-1957). Коцебу А. Ненависть к людям и раскаяние (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т.2). Гольдони К. Слуга двух хозяев. Трактирщица. Кьоджинские перепалки // Гольдони К. Комедии: В 2 т. М., 1959 (или другое издание). Гоцци К. Любовь к трем апельсинам. Турандот. Зеленая птичка // Гоцци К. Сказки для театра. М., 1956 (или другое издание). Альфиери В. Филипп. СПб., 1912. Орест // Гольдони К., Гоцци К., Альфиери В. Комедии. Сказки. Трагедии. М., 1971 (БВЛ, т. 51). б) Театрально-эстетические документы Дидро Д. Парадокс об актере // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980. Лекен – режиссер: Из режиссерского экземпляра «Альзиры» (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т.2). Лессинг Г.-Э. Гамбургская драматургия. М., 1935 (или: Лессинг Г.-Э. Избранные произведения. М., 1953 – ст. XIV, XV, LXX, LXXIV, LXXV, LXXVII, LXXVIII). Шиллер Ф. О трагическом искусстве // Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. М., 1957. |