| Раздел III: Театр эпохи Возрождения и Нового времени (XVII в.)
 
 
 
 Контрольные вопросы   4.Итальянский театр 1.Истоки итальянского театра эпохи Возрождения. 2.Театр эрудитов (ученый театр). Трагедия. Комедия. Пастораль. Характеристика жанров. 3.Комедия эрудита и ее эволюция. 4.Драматургия Николо Макиавелли. 5.Пасторальная драма. 6.Театральная архитектура и декорационное искусство Италии XVI – XVII вв. 7.Комедия дель арте. Ее истоки и пути формирования. 8.Театрально-эстетические принципы комедии дель арте. 9.Основные маски комедии дель арте.   5.Испанский театр 1.Основные этапы развития испанского театра эпохи Возрождения. 2.Мигель де Сервантес и театр. 3.Драматургия и театральная деятельность Лопе де Вега. 4.Драматургия Тирсо де Молина. 5.Драматургия Педро Кальдерона де ла Барка. 6.Организация театральных зрелищ, театрально-декорационное и актерское искусство Испании XVI – XVII вв. 6.Английский театр 1.Формирование и организация английского профессионального театра. 2.Возникновение гуманистической драмы в Англии в XVI в. Предшественники Уильяма Шекспира. 3.Общая характеристика творчества Шекспира (периодизация его драматургии). 4.Исторические хроники Шекспира. Общая характеристика. 5.«Ричард III». Проблематика и поэтика. 6.«Генрих IV». Проблематика и поэтика. 7.Основная проблематика ранних комедий Шекспира. «Укрощение строптивой».                    Зрелые комедии. «Сон в летнюю ночь», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь».«Мрачные комедии» Шекспира. «Мера за меру».Великие трагедии Шекспира. Общая характеристика. Проблема героя.«Ромео и Джульетта». Особенности трагического мироощущения.«Гамлет». Проблематика и поэтика.«Отелло». Проблематика и поэтика.«Король Лир». Проблематика и поэтика.«Макбет». Проблематика и поэтика.Последние пьесы Шекспира. Общая характеристика.«Буря». Проблематика и поэтика.Драматургия младших современников Шекспира. Бен Джонсон.Типы театров, устройство сцены, декорации и постановочная техника в Англии XVI – начала XVII вв.Актерское искусство английского театра эпохи Шекспира. Общая характеристика.     7.Театр Франции XVII в. 1.Формирование французского профессионального театра. Бургундский отель XVI-начала XVII вв. 2.Поэтика классицизма и творчество Пьера Корнеля первого периода. «Сид», «Гораций». 3.«Федра» Расина. Проблематика и поэтика.                    Формирование жанра высокой комедии в творчестве Мольера. «Школа жен».«Тартюф». Проблематика и поэтика.«Дон Жуан». Проблематика и поэтика.«Мизантроп». Проблематика и поэтика.«Скупой». Проблематика и поэтика.Комедии-балеты Мольера. «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной».Мольер – актер, режиссер, руководитель труппы.Ведущие актеры Мольера.Эстетика французского театра XVII в. «Поэтическое искусство» Никола Буало.Организация Комедии Франсез. Ее деятельность в конце XVII – начале XVIII вв.     ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА   а) Пьесы     Беолько А. Второй диалог на деревенском языке (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т. 1). Макиавелли Н. Мандрагора // Комедии итальянского Возрождения. М., 1965, или: Итальянская комедия Возрождения. М., 1999. Сервантес. Нуманция. Саламанская пещера. Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна (Овечий источник). Собака на сене. Тирсо де Молина. Севильский озорник. Дон Хиль – зеленые штаны. Кальдерон де ла Барка П. Стойкий принц. Жизнь есть сон. Дама – невидимка. Кальдерон П. Великий театр мира // Современная драматургия. 1996. N1. Шекспир У. Ричард III. Генрих IV. Ромео и Джульетта. Сон в летнюю ночь. Венецианский купец. Двенадцатая ночь. Юлий Цезарь. Гамлет. Отелло. Король Лир. Макбет. Буря. Корнель П. Сид. Гораций. // Корнель П. Театр: В 2 т. М., 1984 (или другое издание). Расин Ж. Андромаха. Федра. // Расин Ж. Соч.: В 2т. М., 1984 (или другое издание). Мольер Ж.-Б. Смешные жеманницы. Школа жен. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп. Скупой. Плутни Скапена. Примечания: Если издание не указано, то можно использовать любое.   б) Театрально-эстетические документы   Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.   в) Общие исследования, монографии, статьи   Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965. Аникст А.А. Шекспир: ремесло драматурга. М., 1974. Балашов Н. И. Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969. Бартошевич А.В. Комическое у Шекспира. М., 1975. Барт Р. О Расине // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. Берковский Н.Я. «Ромео и Джульетта», трагедия Шекспира // Берковский Н.Я. Литература и театр. М., 1969. Берковский Н.Я. «Отелло», трагедия Шекспира // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. Л., 1962. Бордонов Ж. Мольер. М., 1983. Бояджиев Г.Н. Мольер. М., 1967. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия. Испания. Англия. Л., 1973. Гриб В.Р. Расин // Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1954. Жирмунская Н.А. Трагедии Расина // Расин Ж. Трагедии. М., 1977. Кадышев В. Расин. М., 1990. Комарова В. Л. Личность и государство в исторических хрониках Шекспира. Л., 1977. Костелянец Б.О. Между Призраком, Клавдием и Гертрудой // Костелянец Б.О. Мир поэзии драматической… Л., 1992. Костелянец Б.О. Свобода и зло: самоочищение и пресечение зла силой. (Опыт прочтения величайшей трагедии Шекспира). СПб., 1999. Михайлов А. Театр Корнеля // Корнель П. Театр: В 2 т. Т.2.М., 1984. Мокульский С.С. Мольер. М., 1936. Мокульский С.С. Расин. М., 1940. Молодцова М.М. Комедия дель арте: История и современная судьба. Л., 1990. Мориак Ф. Жизнь Расина. М., 1988. Силюнас В. Испанский театр XVI – XVII веков: От истоков до вершин. М., 1995. Чернова А. Все краски мира, кроме желтой. М., 1978.   
 
 
 
 |