МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 2. Креативные психические образования





Общее задание

Ознакомиться с литературой из обязательного списка, законспектировать ее.

1. Б.Г.Ананьев. Психологическая структура человека как субъекта. Человек и общество. - Вып.2, Л, 1967.

2. Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1. М. 1985. С. 15-42 («Способности и одаренность»).

3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2007 (Глава 1)

4. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии.//Вопросы психологии. - 1957. - № 5.

5. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания Хрестоматия. Самара, 2000

 

Задания по отдельным темам

Тема 1. Психомоторные психические образования

Глоссарий: моторика, психомоторика, движение, непроизвольное движение, произвольное движение, постпроизвольное движение, действие, принцип сенсорных коррекций, двигательный навык, идеомоторный акт.

 

Задания из практикума

1. Приведите в соответствие столбцы, соединив линией автора с его открытием:
Д. Гартли   Н. А. Бернштейн   И. М. Сеченов   Впервые описал явление идеомоторного акта   Сформулировал представления о рефлекторной дуге   Сформулировал представление о рефлекторном кольце

 

4. Дополните таблицу «Общий план организации движений»
Структура головного мозга Функция, выполняемая изолируемой структурой Роль структуры в осуществлении движений
Подкорковые и корковые мотивационные зоны Побуждение к действию ?
Ассоциативные зоны коры ?
Базальные ганглии, мозжечок ? Программа
? Врожденные программы
Ствол мозга ? Выполнение

 

 

5. Расположите в правильном порядке этапы формирования двигательного навыка (по К.К. Платонову):

а) сознательное, но неумелое выполнение движения

б) высокоавтоматизированный навык

в) вторичная автоматизация навыка

г) осмысление навыка

д) автоматизация навыка

е) деавтоматизация навыка (необязательный этап)

Доклады

· Отражение психодинамических особенностей в графической деятельности человека. (Литература:Д.М.Зуев-Инсаров. Почерк и личность. - М, 1993. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психодиагностике. - М, 1992. )

· Экспрессивное поведение человека (Литература:Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. - М., 2010.)

 

Тема 2. Креативные психические образования

Глоссарий: креативность, способности, задатки, одаренность, общие способности, специальные способности, творчество, талант, гениальность.

Задания из практикума

1. Приведите в соответствие столбцы, соединив линий автора с описанием взглядов на природу творчества, которых он придерживался:

З. Фрейд     А.Адлер   К. Рождерс   Творчество – способ компенсации комплекса неполноценности   В основе творчества лежит мотив личностного роста   В основе творчества лежит сублимация    

 

2. Вставьте пропущенные слова:

Решение ранее неизвестной задачи требует участия _______________________ мышления, тогда как нахождение заранее предопределённых решений осуществляется посредством _______________________ мышления.

3. Как связаны между собой:

· 1) интеллект; 2) креативность (по Г. Ю. Айзенку)?

· 1) признаки креативности; 2) архетипичность мышления (по Дж. Гилфорду)?

3. На каких свойствах креативности основаны следующие способы ее развития?



1) «Ментальные карты» (Т. Бьюзен). Нужно поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, связанные с ним, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

2) «Синектика» (У. Гордон). Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй – непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Например, объект – карандаш, задача – расширение ассортимента. Прямая аналогия – объемный карандаш, ее отрицание – плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

3) «Морфологический анализ» (Ф. Цвики). Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

 

4. Приведите в соответствие столбцы, соединив линией автора с его точкой зрения на задатки и способности:

С. Л. Рубинштейн   В. С. Мерлин   Ф. Галль   Б. М. Теплов       считал, что задатки наследуются   выделил две стороны способностей: количественную (уровень способностей) и качественную (своеобразие индивидуальных приемов)   считал, что задатки являются врожденными   создал «френологические карты» способностей

5. Выберите ведущие свойства перечисленных в таблице специальных способностей и заполните соответствующие ячейки таблицы:

  Литературные способности Математические способности Педагогические способности Художественные способности
Свойства способностей          

1) яркие наглядные образы памяти,

2) умение обобщать,

3) гибкость мышления,

4) наблюдательность,

5) развитие эстетических чувств,

6) легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей,

7) чувство языка,

8) такт,

9) потребность в передаче знаний,

10) волевые качества для претворения замысла в действительность

Доклады

· Личностные особенности креативных людей (Литература:Дорфман Л.Я, Ковалева Г.В. Основные направления исследования креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии № 2. 1999. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 1999).

· Межполовые различия в способностях (Литература:Одаренные дети. - М., 1991. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 1999. Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. № 2. - 1996.)

· Зарубежные и отечественные концепции творчества (Литература:Психология творчества – общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А.Пономарева - М., 1990. Психология одаренности. От теории к практике. / Под ред. Д.В.Ушакова. - М., 2000.)

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.