МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие и функции потребительского поведения. Влияние социального окружения на потребление.





Потребление – это использование полезных свойств того или иного экономического (ограниченного) блага для удовлетворения личных потребностей человека, в ходе которого расходуется (уничтожается) стоимость данного блага, таким образом, оно выводится из производства, распределения, обмена.

Долгое время в экономической науке и социологии не придавалось особого значения потреблению, оно рассматривалось как второстепенный процесс, зависящий от производства (обмена, распределения). Но в настоящее время это одна из наиболее актуальных тем в экономической социологии, по ней проводятся как прикладные исследования (изучение потребителей в русле маркетинга), так и более фундаментальные соц. исследования (изучение различных социальных функций потребления, его влияния на жизнь человека и общества).

Потребительское поведение включает в себя: информационно-поисковое поведение (поиск товара, информации о нем); покупательское поведение (приобретение различных благ); обеспечение домашнего хозяйства (выбор потребительских приоритетов, дозирование трат, распределение семейного бюджета).

Изначально, в рамках экономического подхода потребительское поведение объяснялось с точки зрения модели «экономического человека», т.е. основными факторами потребления считались цена и доход: чем ниже цена, чем выше доход, тем выше потребление.

Различают два крайних уровня потребления: физиологический минимум и престижное (демонстративное) поведение. Чем выше доход, тем сильнее ориентация на определенные соц. стандарты потребления, моду. Постоянный рост потребительских притязаний характерен для всех потребительских групп, с любыми доходами и стандартами потребления. Качественные особенности потребления необязательно связаны с уровнем дохода (пропорции, способы выбора и мотивы могут быть одни при разных доходах).

Таким образом, связь между уровнем дохода и уровнем потребления – не прямолинейная, т. к. зависит от других социальных факторов, в первую очередь, от ориентации потребителя на других людей, на определенные социальные группы и коллективные представления. Выявлены следующие зависимости потребительского поведения от социального окружения:

▪ склонность ориентироваться в потребительском поведении не на свой уровень дохода, а на поведение более обеспеченных социальных групп;

▪ эффект присоединения к большинству: «все покупают это»;

▪ эффект сноба (обратная ситуация): отказ от покупки просто по причине того, что «все это покупают»);

▪ эффект Веблена (демонстративное потребление): выбор более дорогого товара для подтверждения более высокого статуса, «поддержания марки», соответствия своему слою. (см.: Веблен Т. Теория праздного класса)

▪ иррациональный спрос (прихоть, каприз).

Потребление имеет не только явное функциональное значение (присвоение полезных свойств предмета), но и символическое значение.

Для поддержания статуса важны не только объем, но и формы потребления (как распределяются средства, на какие товары и услуги, каким способом они приобретаются и т.п.). Принадлежность к определенным социальным группам и слоям формирует устойчивую систему предпочтений, стили жизни, хабитус (по П. Бурдье). Таким образом, потребление воспроизводит социальную структуру общества, выполняет социально-статусную функцию.

Помимо удовлетворения материальных потребностей, потребление представляет собой также манипулирование знаками, поскольку товар, помимо своих полезных физических свойств, наделяется определенным значением, становится символом, например, здорового образа жизни, успеха, активности, стабильности и др. Товар (услуга) может позиционироваться как «молодежный», «классический», «элитарный», «экологически чистый» и т.п., т.е. товару приписываются дополнительные свойства, некие отвлеченные образы (в этом «приписывании», наделении значениями и состоит основная задача современной рекламы). См. работы Ж. Бодрийара.

В условиях роста производительности и повышения доступности различных товаров, потребление уже не привязано к определенным социальным классам, представители разных социальных слоев могут приобретать одни и те же товары-знаки, поэтому по форме потребления можно определить не фактический уровень жизни или социальный слой, а стремление индивида показать свою принадлежность к некой социальной группе, образ которой создается рекламой, массовой культурой, производителями.

В 20 в. в условиях массового производства и массового потребления формируется т.н. общество потребления, в котором приобретение материальных благ и услуг становится самоценностью, сама идентичность человека определяется его потребительскими практиками, референтными группами являются «герои потребления» («звезды», формируемые массовой культурой). При этом в потреблении основным стремлением становится не «обладание вещью» (желание продлить срок ее службы, максимально использовать полезные свойства), а сам процесс приобретения, постоянное обновление; возникает бесконечная потребительская гонка, когда одна покупка влечет за собой множество других приобретений. Как можно заметить, в концепции общества потребления современное общество (капиталистическое, индустриальное с признаками постиндустриального, массовое общество) рассматривается с критических позиций.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.