МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Институциализация ЭС в России и за рубежом.





Темы и (частично) материалы для подготовки к зачету по дисциплине «Экономическая социология-2»

 

Оглавление

1. Предметная область экономической социологии (ЭС) 2

1.1. Объект и предмет ЭС. 2

1.2. Экономический и социологический подходы к изучению экономических процессов. 2

1.3. Институциализация ЭС в России и за рубежом. 2

2. Экономическое поведение как предмет ЭС.. 3

2.1. Понятие экономического действия и поведения, мотивация экономического поведения 3

2.2. Принципы рациональности и максимизации в экономическом поведении, ограничения рациональности. 4

2.3. Риск в экономическом поведении. 5

2.4. Общесоциальные факторы (регуляторы) экономического поведения: 7

3. Виды экономического поведения. 7

3.1. Понятие денег, их социальные функции. Финансовое поведение. 7

3.2. Понятие и функции потребительского поведения. Влияние социального окружения на потребление. 8

4. Социологический анализ предпринимательской деятельности. 10

4.1. Эволюция представлений о предпринимательской деятельности, ее мотивации и функциях. 10

4.2. Социальный статус предпринимателей. 10

5. Типы хозяйственных систем.. 10

5.1. Особенности экономики в традиционном обществе. 10

5.2. Понятие и виды капитализма. 11

5.4. Сравнение плановой и рыночной экономики («дикий рынок» и «цивилизованный рынок») 12

5.5. Рыночные преобразования в российском обществе. Адаптация населения к рынку. 12

 

 


 

Предметная область экономической социологии (ЭС)

Объект и предмет ЭС.

– см. установочную лекцию

Экономический и социологический подходы к изучению экономических процессов.

Границы между экономической теорией и экономической социологии (ЭС) (следуя В.В. Радаеву):

1) по объекту – нет (хозяйственные отношения)

2) по методам – есть общие методы получения и анализа данных, но экономисты более склонны к использованию статистики и к формальным математическим методам анализа, у социологов – арсенал методов шире, есть и производство данных (опросы), более «мягкие» методы анализа.

3) по задачам: экономисты стремятся упростить модель (сократить число переменных) для прогнозирования экономических процессов; социологи стремятся как можно подробнее описать, вскрыть смыслы и причины происходящего (больше переменных, отказ от понятий здравого смысла, «очевидного»).

4) по исходным предпосылкам, подходу к моделированию человеческого действия.

Классическая экономическая теория основана на особом представлении о человеке и его поведении – модель «экономического человека» (теоретические предпосылки, эволюционировала от А. Смита). Этот человек рациональный (выбирает адекватные способы достижения поставленной цели, способен просчитывать выгоды и издержки); владеет информацией (об условиях действия, о его последствиях); эгоистичный – нацелен на максимизацию собственной выгоды, его основная цель – быть экономически эффективным; автономный, независимый от социальной среды (самостоятельно принимает решения исходя из сугубо личных соображений).

Этой модели можно противопоставить модель «социологического человека»: ведет себя иррационально и непоследовательно, слабо информирован и не способен к калькуляции выгод и издержек; основная цель – взаимоотношения с людьми, быть нужным, заметным для людей, альтруистичен, подчиняется общественным нормам, мнению окружения.

Эти модели образуют две крайние точки (недосоциализированный и пересоциализированный человек), в континууме между ними располагается модель «экономико-социологического человека» (В.В. Радаев) – этот человек:

Ø рефлексирующий (самосознание, сам определяет значения, делает выбор)

Ø гибкий (может менять способы действия)

Ø волевой (может действовать вопреки обстоятельствам)

Ø ориентируется на конкретную социальную среду (разные действия в соответствии со структурой, институтами)

В социологии субъект экономического поведения рассматривается в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры; экономическое поведение основывается не только на рациональности субъекта, но и на культуре данной социальной среды (социальные нормы, стереотипы).

 

Институциализация ЭС в России и за рубежом.

Термин ЭС стал активно использоваться в научном сообществе (как в нашей стране, так и в других странах) с 1980-х гг., хотя теоретические разработки и эмпирические исследования в этом направлении велись и ранее (под другими названиями – индустриальная социология, социология труда, социология организаций). С середины 1980-х происходит институционализация ЭС (исследовательские центры, учебные курсы, конференции).

Становление ЭС в мировой науке:

1. классический этап: от Маркса, Дюркгейма, Вебера и др.

2. неоклассический этап: ЭС изучает отношения между экономическими и неэкономическими аспектами социальной жизни.

3. «Новая экономическая социология»: Ричард Сведберг – шведский теоретик и историк социологии, обзоры новой ЭС; А. Этциони – социоэкономика, междисциплинарное направление.

 

По Радаеву В.В.:

на этапе становления ЭС на рубеже 19-20 в. – обособление ЭС и экон. теории (ЭТ), специализация наук,

1930-1960-е гг. – оформление дисциплин, взаимное игнорирование,

1960-1980-е гг. – период экономического империализма: в социологии – кризис, новые направления (немарксистская, феноменологическая и т.д.), ЭТ вторгается в смежные науки,

С сер. 1980-х гг. – «новая ЭС», период соц. империализма, социологи стремятся пересмотреть основные постулаты ЭТ.

Институционализация экономической социологии в 1980-2000-е годы. Проблемы классификации направлений в экономической социологии. Вклад Р. Сведберга в институционализацию экономической социологии. Образование Комитетов по экономической социологии в ISA, ESA и ASA.

 

Экономическая социология в советский период:

▪ марксистский подход: макроуровень анализа, экономический детерминизм; + влияние структурного функционализма;

▪ приоритет социологии труда (исследование трудовых отношений и трудового поведения в рамках предприятия)

Признание собственно ЭС начинается с новосибирской экономико-социологической школы под руководством Заславской, Рывкиной (структурная позиция индивида в процессе производства и его культурные черты оказывают серьезное влияние на экономическое поведение).

После перестройки, по мнению Радаева, проблематика и методология ЭС стала более актуальной и востребованной, чем социология труда.

В настоящее время в российской ЭС – методологический плюрализм (освоение западного опыта), при этом – отсутствие интеграции между эконом-социологами.

Наиболее актуальные направления (темы) исследований: вопросы экономического неравенства и уровня жизни россиян, экономическое сознание разных социальных групп (оценка социально-экономических реформ, сберегательные и потребительские установки и т.д.), предпринимательство, проблемы «теневой» (неформальной, серой) экономики.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.