Институциализация ЭС в России и за рубежом. Темы и (частично) материалы для подготовки к зачету по дисциплине «Экономическая социология-2» Оглавление 1. Предметная область экономической социологии (ЭС) 2 1.1. Объект и предмет ЭС. 2 1.2. Экономический и социологический подходы к изучению экономических процессов. 2 1.3. Институциализация ЭС в России и за рубежом. 2 2. Экономическое поведение как предмет ЭС.. 3 2.1. Понятие экономического действия и поведения, мотивация экономического поведения 3 2.2. Принципы рациональности и максимизации в экономическом поведении, ограничения рациональности. 4 2.3. Риск в экономическом поведении. 5 2.4. Общесоциальные факторы (регуляторы) экономического поведения: 7 3. Виды экономического поведения. 7 3.1. Понятие денег, их социальные функции. Финансовое поведение. 7 3.2. Понятие и функции потребительского поведения. Влияние социального окружения на потребление. 8 4. Социологический анализ предпринимательской деятельности. 10 4.1. Эволюция представлений о предпринимательской деятельности, ее мотивации и функциях. 10 4.2. Социальный статус предпринимателей. 10 5. Типы хозяйственных систем.. 10 5.1. Особенности экономики в традиционном обществе. 10 5.2. Понятие и виды капитализма. 11 5.4. Сравнение плановой и рыночной экономики («дикий рынок» и «цивилизованный рынок») 12 5.5. Рыночные преобразования в российском обществе. Адаптация населения к рынку. 12 Предметная область экономической социологии (ЭС) Объект и предмет ЭС. – см. установочную лекцию Экономический и социологический подходы к изучению экономических процессов. Границы между экономической теорией и экономической социологии (ЭС) (следуя В.В. Радаеву): 1) по объекту – нет (хозяйственные отношения) 2) по методам – есть общие методы получения и анализа данных, но экономисты более склонны к использованию статистики и к формальным математическим методам анализа, у социологов – арсенал методов шире, есть и производство данных (опросы), более «мягкие» методы анализа. 3) по задачам: экономисты стремятся упростить модель (сократить число переменных) для прогнозирования экономических процессов; социологи стремятся как можно подробнее описать, вскрыть смыслы и причины происходящего (больше переменных, отказ от понятий здравого смысла, «очевидного»). 4) по исходным предпосылкам, подходу к моделированию человеческого действия. Классическая экономическая теория основана на особом представлении о человеке и его поведении – модель «экономического человека» (теоретические предпосылки, эволюционировала от А. Смита). Этот человек рациональный (выбирает адекватные способы достижения поставленной цели, способен просчитывать выгоды и издержки); владеет информацией (об условиях действия, о его последствиях); эгоистичный – нацелен на максимизацию собственной выгоды, его основная цель – быть экономически эффективным; автономный, независимый от социальной среды (самостоятельно принимает решения исходя из сугубо личных соображений). Этой модели можно противопоставить модель «социологического человека»: ведет себя иррационально и непоследовательно, слабо информирован и не способен к калькуляции выгод и издержек; основная цель – взаимоотношения с людьми, быть нужным, заметным для людей, альтруистичен, подчиняется общественным нормам, мнению окружения. Эти модели образуют две крайние точки (недосоциализированный и пересоциализированный человек), в континууме между ними располагается модель «экономико-социологического человека» (В.В. Радаев) – этот человек: Ø рефлексирующий (самосознание, сам определяет значения, делает выбор) Ø гибкий (может менять способы действия) Ø волевой (может действовать вопреки обстоятельствам) Ø ориентируется на конкретную социальную среду (разные действия в соответствии со структурой, институтами) В социологии субъект экономического поведения рассматривается в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры; экономическое поведение основывается не только на рациональности субъекта, но и на культуре данной социальной среды (социальные нормы, стереотипы). Институциализация ЭС в России и за рубежом. Термин ЭС стал активно использоваться в научном сообществе (как в нашей стране, так и в других странах) с 1980-х гг., хотя теоретические разработки и эмпирические исследования в этом направлении велись и ранее (под другими названиями – индустриальная социология, социология труда, социология организаций). С середины 1980-х происходит институционализация ЭС (исследовательские центры, учебные курсы, конференции). Становление ЭС в мировой науке: 1. классический этап: от Маркса, Дюркгейма, Вебера и др. 2. неоклассический этап: ЭС изучает отношения между экономическими и неэкономическими аспектами социальной жизни. 3. «Новая экономическая социология»: Ричард Сведберг – шведский теоретик и историк социологии, обзоры новой ЭС; А. Этциони – социоэкономика, междисциплинарное направление. По Радаеву В.В.: на этапе становления ЭС на рубеже 19-20 в. – обособление ЭС и экон. теории (ЭТ), специализация наук, 1930-1960-е гг. – оформление дисциплин, взаимное игнорирование, 1960-1980-е гг. – период экономического империализма: в социологии – кризис, новые направления (немарксистская, феноменологическая и т.д.), ЭТ вторгается в смежные науки, С сер. 1980-х гг. – «новая ЭС», период соц. империализма, социологи стремятся пересмотреть основные постулаты ЭТ. Институционализация экономической социологии в 1980-2000-е годы. Проблемы классификации направлений в экономической социологии. Вклад Р. Сведберга в институционализацию экономической социологии. Образование Комитетов по экономической социологии в ISA, ESA и ASA. Экономическая социология в советский период: ▪ марксистский подход: макроуровень анализа, экономический детерминизм; + влияние структурного функционализма; ▪ приоритет социологии труда (исследование трудовых отношений и трудового поведения в рамках предприятия) Признание собственно ЭС начинается с новосибирской экономико-социологической школы под руководством Заславской, Рывкиной (структурная позиция индивида в процессе производства и его культурные черты оказывают серьезное влияние на экономическое поведение). После перестройки, по мнению Радаева, проблематика и методология ЭС стала более актуальной и востребованной, чем социология труда. В настоящее время в российской ЭС – методологический плюрализм (освоение западного опыта), при этом – отсутствие интеграции между эконом-социологами. Наиболее актуальные направления (темы) исследований: вопросы экономического неравенства и уровня жизни россиян, экономическое сознание разных социальных групп (оценка социально-экономических реформ, сберегательные и потребительские установки и т.д.), предпринимательство, проблемы «теневой» (неформальной, серой) экономики. |