МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Принципы рациональности и максимизации в экономическом поведении, ограничения рациональности





В ЭТ человек рассматривается как рациональный максимизатор собственной выгоды (субъективной полезности – насколько объекты позволяют удовлетворять свои потребности). Однако такую модель не следует считать универсальной (в самой ЭТ эти акценты появились в связи с желанием все свести к математической формуле), это скорее определенная социокультурная норма, которая сложилась в условиях рыночного (капиталистического) общества, и к которой должны стремиться люди в экономическом поведении.

Множество трактовок рациональности в поведении:

– (Вебер): способность человека калькулировать, соотносить цель и средства; различал формальную и содержательную рациональность;

– последовательный отбор лучших вариантов на пути к достижению поставленной цели, максимизации полезности (самый эффективный способ по намерению, необязательно по фактическому результату).

– степень понятности социального поведения (но – с точки зрения кого?)

– объективная рациональность (с точки зрения внешнего наблюдателя, теоретический уровень, универсальная рациональность) и субъективная рациональность (с точки зрения самого актора).

Рациональное действие предполагает:

ü некоторую свободу выбора (из возможных альтернатив),

ü осознание цели (интереса, системы предпочтений),

ü понимание субъектом способа измерения своего интереса, ожидаемых результатов (есть ли единая шкала оценки полезности разных по природе результатов?),

ü подчинение средств целям,

ü расчет последствий альтернативных способов действия – расчет ожидаемой полезности, который крайне затруднен в условиях неопределенности, в нестандартной деятельности (в предпринимательстве)

При анализе рациональности в социологии рассматриваются следующие вопросы: 1) ограничения рациональности, 2) различные способы рациональности, 3) проблема встраивания рациональных действий индивидов, максимизирующих полезность, в систему социальных отношений (по Гоббсу, как возможно общество, состоящее из эгоистичных индивидов?)

В ЭС рассматриваются лимиты (ограничения) рациональности. Условно их можно разделить на ограничения, связанные с личностью, ее сознанием и способностями, и на ограничения, определяемыми условиями действия, используемыми ресурсами.

Лимиты (см. Верховин):

1. познавательные и волевые способности человека (недостаточные интеллектуальные способности перерабатывать большие объемы информации, правильно принимать решения),

2. склонность соглашаться на первый приемлемый вариант (в соответствии с уровнем притязаний субъекта, его желанием минимизировать затраты, «экономия энергии»),

3. информационные лимиты: неполная информация по причине ее сокрытия конкурентами (закрытость наиболее ценной информации, ее неравномерное распределение), возможных непредвиденных обстоятельств, некомпетентности и др.,

4. пространственно-временные лимиты (ограничивают сферу действий и перспективы человека),

5. неопределенность условий действия и их результатов (по причине сложности и изменчивости среды),

6. ресурсные лимиты: объем и качество имеющихся ресурсов (как их можно использовать, насколько они надежны, срок их использования и т.п.),

7. лимиты, связанные с договорными отношениями, необходимостью согласования интересов с другими людьми (соблюдение контракта)

8. стратификационные лимиты: человек ограничен в своем выборе статусно-ролевым набором (отказ от некоторых вариантов по статусным соображениям),

9. система ценностных ориентаций, убеждений человека: определяют как цели, так и допустимые и предпочтительные способы действия (с точки зрения самого субъекта),

10. институциональные ограничения: нормы и правила, которые предписывает социальная среда. Социальные институты задают алгоритмы (стереотипы) массовых моделей экономического поведения, но и оставляют пространство для свободного выбора, альтернатив – разная степень жесткости институциональной среды.

 

Помимо принципа ограниченной рациональности, в ЭС принят принцип множества способов рациональности: она зависит от контекста, социальной среды – представлений, норм, традиций, которые определяют поведение и соответствующую реакцию окружения. Суждение о рациональности всегда делается относительно определенных ценностей (культура определяет вектор целей, нормативные границы рациональности). Например, рационально ли давать в долг без %, дарить подарки, приобретать дорогие вещи... – зависит от сложившейся культуры (общества или социальной группы).

Даже если принять принципы ограниченной рациональности и ее зависимости от социокультурного контекста, далеко не все явления экономической жизни определяются рациональностью и стремлением экономического субъекта к максимизации полезности. Эти принципы не могут объяснить механизм соединения множества противоположных экономических интересов, осуществление сотрудничества и коллективных действий, а также обеспечение социального порядка. Таким образом, помимо расчета и оценки полезности в экономическом действии необходимо учитывать нормативный аспект.

Например, проблема получения дополнительной выгоды одного за счет издержек другого (оппортунизм – как уклонение от условий контракта в своих интересах), возможные последствия действий для других людей (экономические, экологические, социальные).

В целом, социокультурные факторы – ценности и нормы – определяют лимиты и правила самого рационального выбора.

Вопрос о максимизирующем рациональном выборе как характеристике экономического поведения остается спорным. И многие исследователи склоняются к той точке зрения, что экономическое поведение основывается не только (и, возможно, не столько) на рациональности.

Например, альтернативная теория (Дж.Шэкл): экономические действия как беспредпосылочный выбор субъектов, активность которых инициируется необходимостью действовать и их творческой фантазией, а мотивация состоит в получении эмоционального удовлетворения. – психологизм?

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.