ИСТОЧНИКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ Кафедра экономической теории и мировой экономики Тема 22. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ИСТОЧНИКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.. 2 2. ПОСТОЯННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНЫМ ФИРМАМ.. 10 3. ИНТЕРНЕТ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 27 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: 41 ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ: 44 Каменева К. Жаворонкова М. Ставцева Е. Орел 2011 ИСТОЧНИКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Поиск необходимой информации о рынках, ценах, клиентах, товарах – важный этап информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности предприятия. Но ее сбор и анализ – весьма кропотливое дело. Коммерческая информация, как и научно-техническая, и социальная, включает в себя множество накопленных знаний и понятий. Поскольку все большее число предприятий нашей страны самостоятельно выходит на внешний рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках и ценах, а также о стандартах качества, научно-технических достижениях. Хозяйственный руководитель может иметь полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран – достаточно научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой экономической литературой, газетами, журналами и другими источниками средств массовой информации, справочниками банков и кредит-бюро, а также с современными электронными картотеками банков и кредит-бюро, картотеками-терминалами информационных компьютерных сетей. Коммерческой информацией называется совокупность сведений о состоянии ситуации на рынке товаров и услуг, которые служат объектом сбора, хранения, переработки и передачи. Назначение коммерческой информации состоит в том, что она позволят торговым фирмам проводить анализ коммерческой деятельности, планировать ее и осуществлять контроль над результатами этой деятельности. При определении ценности коммерческой информации необходимо руководствоваться такими критериями свойствами, как полезность поступивших сведений.Полезность коммерческой информации состоит в том, что она создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата и зависит от своевременного ее доведения получения до субъекта предпринимательства. Коммерческая информация, полученная в результате комплексного исследования рынка, должна отвечать следующим требованиям : - необходимость и достаточность по объему; - своевременность получения и передачи; - достоверность; - полнота; - сопоставимость. Эти требования выполняются при создании информационной системы обеспечения данных коммерческой деятельности, представляющей собой систему сбора, накопления и обработки коммерческой информации о рынке товаров и услуг, для обеспечения эффективной деятельности торговых предприятий в условиях рыночной экономики. Это позволяет упорядочить поток коммерческой информации. Места хранения информации, необходимой предприятию, учреждению, организации, накапливающие и распространяющие коммерческую информацию, – государственные органы, торговые палаты, научно-исследовательские институты, учебные институты, библиотеки, бюро, ассоциации и союзы, банки, биржи, кредит-бюро, консультационные и информационные фирмы и агентства, дипломатические и торговые представительства, представительства фирм, выставки, ярмарки, вычислительные центры. Источниками хранения и распространения коммерческой информации являются доклады, информационные записки, книги, пресса, рекламные издания, справочники, каталоги, терминалы компьютерных сетей, радио, телевидение, информационные отчеты фирм и наглядная реклама. При сборе коммерческой информации используют два основных метода: - метод кабинетных исследований, предполагающий изучение вторичной информации в справочниках, периодических изданиях, конъюнктурных публикациях и т. д.; - метод внекабинетных, или полевых, исследований, предполагающий сбор первичной информации непосредственно у покупателей и потребителей товара, получаемой путем опроса, наблюдения, эксперимента и имитации. Часть информации, имеющая исключительное значение для фирмы, может требовать особой защиты. Это может быть информация, обеспечивающая экономическую безопасность фирмы, содержащая «ноу-хау», сведения и документы об изобретениях и рационализаторских предложениях и др. Такая информация относится к категории коммерческой тайны. Источники получения коммерческой информации.Главным источником получения коммерческой информации является комплексное изучение рынка путем проведения маркетинговых исследований, включающих как изучение рынка и его конъюнктуры, так и оценку возможностей торгового предприятия. Коммерческая информация может быть получена на основе первичных и вторичных данных. Первичные источники коммерческой информации содержат сведения, полученные из устных бесед со специалистами в процессе деловых контактов, переговоров, при заключении договоров, путем проведения опросов, интервью. Вторичные источники информации содержатся в основном в статистических, справочных, обзорных аналитических изданиях, документах, отчетах. К внутренним вторичным источникам получения коммерческой информации относятся данные статистической и бухгалтерской отчетности торгового предприятия, а также данные оперативного учета результатов коммерческой работы. Из внутренних источников информации можно получить сведения об общем объеме товарооборота, его структуре, динамике, объеме закупок, размере товарных запасов, товарооборачиваемости, размерах дебиторской и кредиторской задолженности, выполнения договоров поставки, издержках обращения, рентабельности и др. На основании этой информации выявляются проблемы в коммерческой работе торгового предприятия, вырабатываются направления по ее совершенствованию. К внешним источникам вторичной информации относятся сведения об изменениях, происходящих на рынке товаров и услуг. К ним относятся - данные государственной статистики; - статистическая информация и результаты ее обработки, публикуемая министерствами и ведомствами; - материалы обследования домашних хозяйств; - периодической печати; - платная информация коммерческих исследовательских организаций и др. Информацию о потребителях частично можно получить из государственной статистической отчетности (численность населения, половозрастной и социальный состав, состав семей, денежные доходы, структура денежных доходов и расходов, покупательная способность). Однако основным источником получения информации о потребителях является проведение специальных наблюдений, выборочных обследований, на основании которых можно выявить основные типы потребителей, мотивы их покупок и т. д. Можно выделить несколько этапов работы с внешней информацией: - оценку сведений, выявление их достоверности, точности; - отбор наиболее ценных сведений; распространение информации, передачу ее специалистам в кратчайшие сроки; - накопление полезной информации и обеспечение возможности получения ее в нужный момент заинтересованными пользователями. Для изучения рыночной ситуации применяются: - изучение данных статистической отчетности; - учет и анализ данных о динамике и структуре продажи и остатков по материалам инвентаризаций; - учет и анализ данных, полученных при изучении спроса населения; - изучение данных специально проводимых исследований (сплошные и выборочные обследования, опросы, интервью); - изучение данных экспертных оценок; - изучение материалов конъюнктурных совещаний; - изучение опыта работы конкурентов. Следует отметить, что существуют и незаконные методы получения коммерческой информации: - выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов; - переманивание ведущих специалистов для получения интересующей информации; - подкуп сотрудников конкурента; - засылка агентов на фирму или в близкое окружение ведущих специалистов; - похищение материалов: чертежей, документов, образцов изделий; - негласный контроль за деловой корреспонденцией; - незаконное получение информации у государственных чиновников, имеющих интересующие сведения (например, таможенных и налоговых инспекторов) путем подкупа; - получение информации с использованием технических средств (контроль телефонных переговоров, установление подслушивающей аппаратуры и т.д.); - ложные переговоры якобы с целью приобретения лицензии и последующий отказ от договора после получения необходимой информации. Таким образом, коммерческая информация сегодня является важнейшим условием обеспечения хозяйственной деятельности предприятий и организаций. В Российской Федерации необходимую коммерческую информацию могут предоставить следующие организации: 1. Торгово-промышленная палата РФ – ведущая общественная организация, содействующая развитию внешнеэкономических связей нашей страны. Ее члены – многие российские организации и предприятия, участвующие во внешнеэкономических связях, а члены-корреспонденты – зарубежные организации. В состав ТПП РФ входят Главное управление по координации, Договорно-правовое управление, Управление подготовки внешних связей и международных организаций. Валютно-финансовое управление, Управление бухгалтерского учета и отчетности, Управление капитального строительства и материально-технического снабжения, Информационно-аналитическое управление, Центр исследований и общественных связей, Управление аккредитации и протокольной службы. В связи с возникновением и перспективным развитием в стране многообразия форм собственности при ТПП РФ образованы комитеты: по содействию развитию фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и других форм агробизнеса; по вопросам малых и средних предприятий; по работе с финансовыми организациями и инвестиционной деятельности; по инновационной политике и инвестициям; по содействию биржевой деятельности; по содействию конверсии; по содействию приватизации. Кроме того, при ТПП РФ созданы ассоциации делового сотрудничества с рядом стран, отраслевые и региональные ассоциации, ассоциации экспортеров, Ассоциация совместных предприятий. 2. Банки, имеющие лицензии на валютные операции (прежде всего Внешэкономбанк, Внешторгбанк), в картотеке которых несколько тысяч иностранных организаций, фирм и банков. 3. Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт МВЭС РФ (ВНИКИ). Библиотека ВНИКИ имеет огромный фонд материалов по любым коммерческим вопросам, контактам, конъюнктуре и ценам.Пользование фондами библиотеки платное. Кабинет фирм ВНИКИ может за плату выдать необходимые справки, а также предоставить возможность воспользоваться фирменными справочниками и годовыми отчетами. 4. Национальный автоматизированный банк обмена информацией на ВЦКП ТПП РФ; автоматизированная информационно-поисковая система «Фирмы» МВЭС РФ, международные компьютерные сети организаций. 5. Некоторые совместные предприятия, в сфере деятельности которых консультирование, маркетинг, поиск партнеров. 6. Кооперативы, организации, союзы, ассоциации окажут помощь в поиске зарубежного партнера либо предоставят адреса и телефонные номера зарубежных организаций, способствующих международному бизнесу. 7. Общественные организации, международные объединения. За рубежом необходимую информацию предоставят: 1. Кредит-бюро. Опытные консультанты за один день могут подготовить и маленькую справку о фирме, и подробнейший отчет о ее деятельности. Они предоставляют и конфиденциальную информацию, поступающую не столько от обработки огромных информационных массивов, сколько от агентов в других компаниях, банках, государственных органах. Крупнейшие кредит-бюро: США – «Дан энд Брэдстрит», Австрия – «Кредитшутцфербанд», Великобритания – «Дэйтастрим», Италия – «Космос», Франция – ДАФСА. 2. Торгово-промышленные палаты стран, городов, административных территорий. Палаты, которые по своей сути являются объединением фирм и коммерсантов на данной территории, охотно помогают всем желающим в установлении деловых контактов. Для этого они осуществляют издания, ведут информационно-коммерческую деятельность, включаются в коммерческие компьютерные сети. 3. Банки. Современные банки стали огромными хранилищами деловой информации. Причем эта информация касается не только их клиентов (тех, кто ведет в банке счет и получает от него кредит, банк знает до мельчайших подробностей), но и всего рынка, с которыми имеет дело банк. Банк может выдавать на своих клиентов краткие характеристики, рекомендательные письма и справки о платежеспособности. Конечно, зависит это от того, кто и для каких целей запрашивает информацию. 4.Отдельные фирмы, которые специализируются на информационном обслуживании, консультациях, инжиниринговых, брокерских услугах либо находятся в тесных связях с исковым партнером. Например, международная кооперативная аудиторская и консалтинговая фирма с юридическим адресом в Швейцарии имеет свои филиалы во многих странах, в том числе и в России. 5. Государственные учреждения, где регистрируются вновь созданные предприятия (в торговых судах, у нотариусов и т.д.). Они же могут выдавать выписки из реестра и регистрационных книг. 6. Союзы предпринимателей. 7.Организации содействия развитию производства и экспорта. 8. Фондовые биржи. Члены биржи и биржевые комитеты в силу специфики своей деятельности имеют всегда под рукой информацию о финансовых связях фирм, их финансовом состоянии и репутации. |