Концепция семейной политики в Нижегородской области. Семья - один из основных социальных институтов общества, претерпевающих серьезную трансформацию в ходе происходящих перемен в российском обществе и в мире в целом. Одной из задач государственной семейной политики является преодоление неблагоприятных последствий данной трансформации, которые в своей совокупности характеризуют кризис семьи как социального института. Этот кризис является всеобщим, но приобретает в каждой стране и регионе специфическую окраску. В Нижегородской области так же, как и в России в целом, он усугубляется особенностями нашего исторического пути, социально-экономическим кризисом и все еще сохраняющимся низким жизненным уровнем значительной части населения. Семья как социальный институт оказалась ослабленной и перестала на должном уровне выполнять основные функции, прежде всего репродуктивную и воспитательную. В этих условиях государственная семейная политика стала рассматриваться главным образом как организуемая, направляемая и финансируемая государством социальная защита семьи от снижения уровня ее благосостояния. Концепция семейной политики в Нижегородской области (далее - Концепция) разработана с учетом социального состояния, тенденций и перспектив развития института семьи. При этом в контексте данного документа семья рассматривается не только как объект, но и как субъект семейной политики. В Концепции наряду с результатами теоретического анализа представлена система мер по выводу семьи из кризиса и обеспечению эффективности семейной политики. СЕМЬЯ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Семья является одной из самых древних форм социальной жизни и выступает одновременно и как малая социальная группа, и как социальный институт. Как малая социальная группа семья объединяет целый спектр различных отношений: эмоциональных, сексуальных, духовных и др. Как социальный институт она включает в себя системы норм, ценностей, образцов поведения и деятельности в рамках социокультурного процесса. Они реализуются в социальных ролях и статусах. Анализ состояния семьи в Нижегородской области. Ниж обл переживает репродуктивный кризис, значительно выросла доля однодетных семей. Проблема осложняется тем, что происходит изменение ценностных ориентаций - уменьшается ожидаемое число детей в семье. На основании того, что число ожидаемых детей систематически падает и достигло цифры 1,83, можно утверждать, что это не откладывание рождений, а отказ от них. Дети перестают рассматриваться как непременный компонент семейного производства и гарант обеспеченной старости родителей. Следовательно, падение рождаемости - не временное явление, а фундаментальный сдвиг. В Нижегородской области так же, как и по России в целом, отчетливо наблюдается рост числа разводов при сокращении числа регистрируемых браков. Вместе с тем, типичным становится такое явление, как семья с нерегистрируемым браком. По данным социологических исследований, доля таких семей составляет 12 - 14%. Значителен удельный вес неполных семей (более 18%). 22,5% детей в Нижегородской области в 2002 году рождены вне брака. Свыше 50% детей какую-то часть детства проводят в неполных семьях. Специалисты делают вывод, что нормальная социализация детей в условиях полной семьи становится нетипичным явлением. Постоянно повышается уровень "добровольного безбрачия". Все это характеризует нарастание нестабильности брака и семьи. Ценности воспроизводства, дети и их социализация постепенно отступили на задний план по сравнению с развитием собственной личности, личной карьеры, гедонистическими ценностями, реализовать которые возможно с успехом и вне рамок традиционной семьи. Значимость, привлекательность и устойчивость традиционной полной детной семьи зримо снижаются. В то же время, именно семья несет на себе колоссальные отрицательные нагрузки в современном обществе: падение жизненного уровня, безработица и одновременно с этим трудовые перегрузки членов семей, ухудшение показателей здоровья, жилищные проблемы и так далее. Все это приводит к снижению ресурсности семьи. Вместе с тем, в Нижегородской области накоплен достаточно большой опыт в решении проблем семьи. Так, в 2002 году Правительством области была утверждена Концепция адресной социальной поддержки семьи, предусматривающая меры поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Также в области имеется определенная материально-техническая база для проведения социальной работы с семьей. В настоящее время в области действуют 54 муниципальных учреждения социального обслуживания семьи и детей. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ Стратегическая цель семейной политики: укрепление и развитие социального института семьи; создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций: экономической, репродуктивной, адаптации, защиты, социализации и психологической поддержки. Достижение этой цели требует специальной поддержки со стороны общества и государства успешной семьи, поощрения семей с детьми. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Основным результатом последовательной реализации семейной политики должно стать укрепление института семьи вследствие повышения статуса семьи в обществе и увеличения доли успешных семей за счет: 1. Совершенствования семейного законодательства. 2. Доступности для семьи необходимого уровня социальных гарантий в сфере образования, здравоохранения, занятости и т.д. 3. Повышения уровня благосостояния семьи с несовершеннолетними детьми за счет действия эффективного механизма самообеспечения, а также за счет разработки системы мер, способствующих развитию и поддержке семейного предпринимательства. 4. Роста числа семей с активной жизненной позицией, преодоление иждивенческой и потребительской ориентации/практики. 5. Повышения уровня репродуктивных намерений семьи; более полной реализации семьей репродуктивных намерений и улучшения на этой основе режима воспроизводства населения. 6. Снижения младенческой и материнской смертности, частоты врожденных пороков развития и генетических заболеваний у детей. 7. Формирования установок самосохранительного поведения, здорового образа жизни. 8. Повышения уровня социальной поддержки семьи, материнства и детства. 9. Создания условий для воспитания в семье и успешной последующей интеграции в общество детей-инвалидов. 10. Сокращения масштабов социального сиротства, детской безнадзорности, числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. 11. Обеспечения преимущественного воспитания в семейных условиях детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения. 12. Развития сети учреждений и организаций, обеспечивающих необходимые условия для повышения ресурсности семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. 13. Обеспечения необходимыми специалистами государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, взаимодействующих с семьей. 14. Совершенствования механизма различных форм взаимодействия и создания комплексных программ работы с семьей. 15. Роста числа успешно действующих некоммерческих организаций в сфере социальной поддержки семьи. 16. Возрождения и развития лучших отечественных традиций семейного воспитания. |