Управление в области охраны окружающей среды Цель управления в сфере экологических отношений — обеспечение охраны ОС от негативного воздействия в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также рациональное природопользование при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями общества. В России в настоящее время существуют следующие виды управления в области охраны ОС: государственное (в том числе на уровне субъектов федерации) и производственное. Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» (ст. 10) введено также управление в области охраны ОС, осуществляемое органами местного самоуправления, на уровне муниципальных образований. А также управление окружающей средой на предприятиях согласно стандартам ГОСТ Р 14000. Государственное управлениеимеет следующие функции: • создание системы органов управления и координация их деятельности; • экологическое нормотворчество, в том числе экологическое нормирование и экологическая стандартизация; • оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС); • экологические экспертиза, лицензирование и сертификация; • экологический аудит; • экологический контроль и мониторинг; • экологическое воспитание и образование; • контроль за использованием и охраной объектов природы; • подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране ОС; • разрешение в административном порядке споров в сфере охраны ОС. Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. В России эти стандарты приняты как стандарты группа ГОСТ Р 14000. Система стандартов ISO 14000, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система управления окружающей средой. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область деятельности, как системы управления в целом так и оказывающей воздействие на окружающую среду. Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам. Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции. Система стандартов ISO 14000 обеспечивает уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях: 1. Организационный - через улучшение экологического "поведения" корпораций. 2. Национальный- через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и государственной экологической политики. 3. Международный- через улучшение условий международной торговли. Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы: · принципы создания и использования систем управления окружающей средой; · инструменты экологического контроля и оценки; · стандарты, ориентированные на продукцию. ГОСТ Р ИСО 14001 разработан так, что его можно применять к организациям всех типов и размеров с учетом различных географических, культурных и социальных условий. Модель такого подхода показана на рис. 2.4. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Общая цель стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями.  Рис. 2.4.. Модель Системы управления окружающей среды Интеграция экологических аспектов с общей системой административного управления может внести свой вклад в эффективное внедрение системы управления окружающей средой, а также в результативность и четкое распределение обязанностей. Система управления охраной окружающей среды позволяет организации: а) определять экологическую политику, подходящую для нее самой; б) идентифицировать экологические аспекты, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, продукции или услуг, с тем, чтобы определить существенные воздействия на окружающую среду; в) идентифицировать соответствующие требования законодательных актов и регламентные требования; г) идентифицировать приоритеты и установить соответствующие целевые и плановые экологические показатели; д) разработать организационную схему и программу(ы) для реализации политики и достижения целевых и плановых экологических показателей; е) способствовать планированию, контролю, мониторингу, корректирующему действию, аудиту и анализу, с тем чтобы обеспечить как соответствие системы управления окружающей средой установленной политике, так и ее поддержание на надлежащем уровне; ж) обладать способностью адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Организации при внедрении системы управления окружающей средой устанавливают программы и процедуры периодических аудитов системы управления окружающей средой, проводимых, для того чтобы: а) определить: - соответствует ли система управления окружающей средой запланированным мероприятиям; - должным ли образом система управления окружающей средой реализуется и поддерживается в рабочем состоянии; б) предоставить информацию о результатах аудита руководству. Анализ со стороны руководства проводится для определения возможной потребности в изменениях политики, целевых показателей и других элементов системы управления окружающей средой в свете результатов аудита системы, изменившихся обстоятельств и обязательств по постоянному улучшению. |