МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ 11 страница





ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ — см. Голосообразование.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист и т. д.), а также криков животных.

ЗВУКОПРЕДСТАВЛЕНИЕ — фонема как психологический ин­вариант, составляющий основу ее разнообразных (аллофонических) реализаций в речи.

ЗВУКОПРОВОДИМОСТЬ ВОЗДУШНАЯ — проведение звуко­вых колебаний до рецепторных клеток кортиева органа через звукопроводящий аппарат уха.

ЗВУКОПРОВОДИМОСТЬ КОСТНАЯ — проведение звуковых ко­лебаний до рецепторных клеток кортиева органа через кости черепа.

ЗВУКОПРОВОДИМОСТЬ ТКАНЕВАЯ— см. Звукопроводимость костная.

ЗВУКОПРОВОДЯЩИЙ АППАРАТ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ОТДЕЛА СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА— барабанная перепонка и среднее ухо с системой слуховых косточек.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ — процесс образования речевых зву­ков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генера­торным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообра зовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

ЗВУКОУЛАВЛИВАЮЩИЙ АППАРАТ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ОТДЕ­ЛА СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА— наружное ухо: ушная ракови­на и наружный слуховой проход.

ЗВУЧНОСТЬ— слышимость звука на большее или меньшее расстояние.

ЗДОРОВЬЕ— состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

ЗЕВ— задний, суженный отдел ротовой полости, посред­ством которого она сообщается с глоткой; 3. ограничен сверху задним краем мягкого неба, по сторонам — небно-глоточной и небно-язычной дужками, снизу — верхней поверхностью кор­ня языка.

ЗЕЕМАНА СИНДРОМ[М. Seeman, чешек, ларинголог] — со­четание задержки развития речи и атаксии у ребенка с нор­мальным слухом и интеллектом; наблюдается при аномалиях развития мозжечка.

ЗЕРКАЛЬНАЯ РЕЧЬ— произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.

ЗЕРКАЛЬНАЯ СТРУКТУРА— структура, при которой начало и конец слова произносятся правильно, а середина слова — справа налево (напр., «палчу» вместо «плачу», «зновок» вмес­то «звонок»).

ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО —1) письмо справа налево с зеркаль­ным изображением написанного текста; 2) зеркальное напи­сание букв.

ЗНАНИЕ— результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА— морфологические элементы: приставка, суффикс, корень.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ— динамический принцип изучения умственного развития ребенка, позволяющий оце­нивать его дальнейшие возможности; 3. б. р. определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может ре­шить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого, ведь то, что первоначально делается ребенком под руковод­ством взрослого, становится затем его собственным дос оя-нием; термин введен Л. С. Выготским.

ЗОНА КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА— участок коры головного мозга, выполняющий функцию анализа и синтеза сигналов, поступающих от периферической части анализатора, корко­вая часть анализатора.

ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ[фр. sonde щуп] — инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.

ЗООПСИХОЛОГИЯ[греч. zoon животное + психология] — от­расль психологии, изучающая психику животных.

ЗООФОБИЯ[греч. zoon животное + фобия] — навязчивый страх: боязнь животных, чаще определенного вида.

ЗПР— см. Задержка психического развития.

ЗРАЧОК— круглое отверстие в центре радужной оболочки, через которое свет проходит в глаз.

ЗРЕНИЕ— см. Анализатор зрительный.

ЗРЕНИЕ БИНОКУЛЯРНОЕ— зрение, в котором принимают участие оба глаза, а получаемые ими изображения сливаются в одно, соответствующее рассматриваемому предмету.

ЗРЕНИЕ ГЛУБИННОЕ— зрение, характеризующееся способ­ностью различать относительную и абсолютную удаленность наблюдаемых предметов.

ЗРЕНИЕ ДВОЙНОЕ— см. Диплопия.

ЗРЕНИЕ ДНЕВНОЕ— зрение при яркости фона свыше 10 кд/м, когда восприятие света осуществляется колбочками сетчатки.

ЗРЕНИЕ МАКУЛЯРНОЕ[лат. macula lutea retinae желтое пятно сетчатки] — см. Зрение центральное.

ЗРЕНИЕ МЕЗОПИЧЕСКОЕ[греч. mesns средний + ops, opos глаз, зрение] - см. Зрение сумеречное.

ЗРЕНИЕ МОНОКУЛЯРНОЕ[греч. monos один + лат. oculus глаз] — зрение одним глазом; характеризуется относитель­ным сужением границ поля зрения (по сравнению с биноку­лярным зрением) и возможностью оценивать пространствен­ные характеристики объектов лишь по косвенным, эмпири­ческим признакам (перспектива, разница в освещенности и т. д.).

ЗРЕНИЕ НОЧНОЕ— зрение при яркости фона, не превыша­ющей 0,01 кд/м, когда восприятие света осуществляется па­лочками сетчатки.

ЗРЕНИЕ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЕ[греч. periphereia окружность] — зрение, обеспечивающее восприятие объектов, не фиксируе­мых взглядом.

ЗРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ — зрение, характеризующее­ся способностью воспринимать форму и пространственные вза­имоотношения предметов.

ЗРЕНИЕ СКОТОПИЧЕСКОЕ[греч. skotos темнота + ops, opos глаз, зрение] — см. Зрение ночное.

ЗРЕНИЕ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ [греч. stereos объемный, пространственный + skopeo рассматривать] — см. Зрение бино­кулярное.

ЗРЕНИЕ СУМЕРЕЧНОЕ— зрение при яркости фона от 0,01 до 10 кд/м, когда восприятие света осуществляется как колбоч­ками, так и палочками сетчатки.

ЗРЕНИЕ ФОВЕАЛЬНОЕ[лат. fovea centralis центральная ямка] — см. Зрение центральное.

ЗРЕНИЕ ФОТОПИЧЕСКОЕ[греч. phos, photos свет + ops, opos глаз, зрение] — см. Зрение дневное.

ЗРЕНИЕ ЦВЕТОВОЕ— зрение, характеризующееся способ­ностью различать цвета наблюдаемых объектов; осуществля­ется при помощи колбочек сетчатки.

ЗРЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ— зрение, обусловливающее воспри­ятие объекта, фиксируемого взглядом; осуществляется рецеп­торами области центральной ямки желтого пятна сетчатки и характеризуется максимальной остротой зрения.

ЗРИТЕЛЬНАЯ АФАЗИЯ— см. Афазия оптическая.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ЗОНА КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА— участок коры головного мозга, расположенный в затылочной доле и выпол­няющий функцию анализа и синтеза сигналов, поступающих от периферической части зрительного анализатора.

ЗРИТЕЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ— способность чело­века выполнять зрительную работу с допустимым числом негрубых ошибок в течение определенного периода времени.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ[лат. fixus твердый, нерушимый, крепкий] — проецирование изображения рассматриваемого объекта на определенное место сетчатки, осуществляемое пу­тем изменения положения глазного яблока.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ— согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновре­менной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР— см. Анализатор зрительный.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ БУГОР— часть промежуточного мозга, пред­ставляющая собой парное скопление серого вещества; являет­ся подкорковым центром всех видов чувствительности.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИСКОМФОРТ[дис- + англ. comfort удоб­ства] — комплекс неприятных ощущений (неудобство, напря­женность в глазах и т. д.), возникающих, напр., при астено­пии, длительном напряжении зрения.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ НЕРВ— II пара черепно-мозговых нервов; проводит в головной мозг световые раздражения от нервных клеток сетчатки глаза; 3. н. заканчивается в подкорковых цен­трах мозга, откуда зрительные раздражения передаются в кору больших полушарий головного мозга.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ СЛОВА— буквенный состав слова.

ЗУБНОЙ СОГЛАСНЫЙ— звук, образуемый кончиком языка с передними зубами.

ЗУБЫ— образования, состоящие преимущественно из твер­дых тканей, расположенные в ротовой полости и предназна­ченные для откусывания и измельчения пищи, а также уча­ствующие в образовании некоторых звуков речи.

И

 

ИАТРОГЕНИЯ— см. Ятрогения.

ИГЛОУКАЛЫВАНИЕ— метод рефлексотерапии, заключаю­щийся в воздействии на функции организма различными по силе, характеру и продолжительности раздражениями, нано­симыми при помощи введения игл в строго определенные то­чечные зоны (активные точки) поверхности тела.

ИГРА— один из видов деятельности; является ведущей де­ятельностью детей дошкольного возраста; заключается в вос­произведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительнос­ти; в процессе И. создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности и поведения.

ИГРОТЕРАПИЯ[игра + терапия] — см. Психотерапия игровая.

ИДЕАТОРНАЯ ДИСГРАФИЯ— см. Дисграфия идеаторная.

ИДЕИ НАВЯЗЧИВЫЕ— идеи, от которых больной не может избавиться, несмотря на понимание их объективной необос­нованности.

ИДЕИ СВЕРХЦЕННЫЕ — идеи, возникающие под влиянием реальных обстоятельств, но в связи с чрезмерным эмоциональ­ным напряжением занимающие преобладающее положение в сознании больного.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ [лат. identificare отождествлять] — под­сознательный процесс отождествления собственной личности с другой.

ИДЕНТИЧНЫЙ [лат. identicus] — тождественный, одинаковый.

ИДЕО- [лат. idea, от греч. idea вид, наружность, форма; мысль, замысел, представление, понятие, идея] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к мышлению, к умственной, психической деятельности».

ИДЕОГРАММА [идео- + греч. gramma запись] — условный письменный знак, обозначающий целое понятие.

ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО — см. Идеография.

ИДЕОГРАФИЯ [идео- + греч. grapho писать] — письмо при помощи идеограмм, а не букв; способ обозначить одним пись­менным знаком целое понятие (напр., китайские иероглифы, математические знаки и т. д.).

ИДЕОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ — см. Идеомоторный акт.

ИДЕОМОТОРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — см. Идеомоторный акт.

ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ [идео- + лат. motor приводящий в дви­жение] — повышение тонуса или слабое сокращение мышц, участвующих в осуществлении движения, возникающее у че­ловека при мысленном представлении этого движения.

ИДИО- [греч. idios собственный, свой, сам по себе, част­ный, отдельный, своеобразный, необычный] — составная часть сложных слов, означающая «особенный», «своеобразный», «необычный».

ИДИОГИПНОЗ [идио- + гипноз] — см. Самовнушение.

ИДИОЛЕКТ — совокупность индивидуальных (профессио­нальных, социальных, территориальных, психофизических и др.) особенностей, характеризующих речь данного индивида; индивидуальная разновидность языка.

ИДИОМА [греч. idioma своеобразное выражение] — укоре­нившийся своеобразный оборот речи, свойственный к.-л. языку и непереводимый дословно на другой язык (напр., русские выражения «бить баклуши», «спустя рукава», «мозолить глаза» и т. д.).

ИДИОПАТИЧЕСКИЙ [идио- + греч. pathos страдание, бо­лезнь] — возникающий без видимых причин, характеризую­щийся неясным происхождением.

ИДИОСИНКРАЗИЯ [идио- + греч. synkrasis смешение] — ин­дивидуальная повышенная чувствительность к определенным веществам или воздействиям.

ИДИОТИПИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ РЕЧИ[идио- + греч. typos отпечаток, образец, тип] — индивидуальные при­чины: наследственная склонность к задержке развития речи, общая моторная отсталость, нарушения эмоционального раз­вития ребенка, расщепление неба, недостатки слуха, умствен­ная отсталость.

ИДИОТИЯ [греч. idioteia невежество] — наиболее тяжелая степень олигофрении, характеризующаяся практическим от­сутствием психических реакций и речи, невозможностью ус­воения простейших навыков.

ИДИОТИЯ АМАВРОТИЧЕСКАЯ[греч. amaurosis — потемнение, потеря зрения, слепота] — общее название наследственных болезней, характеризующихся прогрессирующим снижением интеллекта и зрения.

ИДИОТИЯ ГИДРОЦЕФАЛЬНАЯ— идиотия, обусловленная ат­рофией мозгового вещества вследствие водянки головного мозга.

ИДИОТИЯ МИКСЕДЕМАТОЗНАЯ [греч. туха слизь + oidema отек] — идиотия, обусловленная врожденной дисфункцией щитовидной железы.

ИДИОТИЯ МОРАЛЬНАЯ [лат. moralis нравственный] — общее название психических заболеваний без выраженных нарушений интеллекта, но с наличием грубых изъянов в эмоционально-во­левой сфере, нравственных установках и отношениях.

ИЗВИЛИНЫ КОРЫ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА— воз­вышения коры головного мозга, ограниченные бороздами; бла­годаря их наличию увеличивается поверхность коры больших полушарий головного мозга.

ИЗО- [греч. isos равный] — составная часть сложных слов, означающая «равный», «соразмерный», «одинаковый».

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— занятие рисовани­ем, лепкой, аппликацией и др.

ИЗОГРАФИЯ [изо- + греч. grapho писать, изображать] — точ­ное воспроизведение к.-л. почерков, письмен и т. д.

ИЗОКОРИЯ [изо- + греч. когё зрачок] — равенство диамет­ров зрачков правого и левого глаза.

ИЗОЛОФОБИЯ [фр. isolement одиночество + фобия] — на­вязчивый страх: боязнь оказаться одиноким в жизни.

ИЗОМЕТРОПИЯ [греч. isos равный + metron мера + opos глаз — отсутствие различий в рефракции правого и левого глаза.

ИКТАФФИННАЯ КОНСТИТУЦИЯ — конституция с наклоннос­тью к судорожным реакциям, с повышенной судорожной го­товностью.

ИЛ- — см. Ий-,

ИЛЛИТЕРАТЫ [лат. illiterates неписьменный] — нечленораз­дельные звуки, выражающие свист, хрипенье, вздох, всхли­пывание и пр., непередаваемые буквами.

ИЛЛОГИЗМ [ил- + греч. logikos логический] — слабость ло­гического суждения.

ИЛЛЮЗИИ [лат. illusio ошибка, заблуждение] — ошибочное восприятие реально существующих в данный момент объектов.

ИЛЛЮЗИИ АФФЕКТИВНЫЕ [лат. affectus переживание] — ил­люзии, возникающие обычно на фоне резко выраженных ко­лебаний настроения, общего аффективного фона или же в связи с остроформирующимися интенсивными аффектами страха и тревоги; при подобных обстоятельствах вместо нахо­дящегося в руках врача неврологического молоточка больной видит пистолет, в шуме ветра воспринимается дыхание насти­гающего его преступника.

ИЛЛЮЗИИ ВЕРБАЛЬНЫЕ [лат. verbalis словесный, относя­щийся к речи] — иллюзии, возникающие у больных в резуль­тате реальных разговоров окружающих, при этом вопросы од­ного из посторонних собеседников, а также ответы второго воспринимаются больным как совершенно иные речи; напр., в разговорах посторонних лиц на совсем другие темы больной слышит унизительные и обидные замечания и оценки в свой адрес, слышит слова осуждения, угрозы, что сопровождается адекватными эмоциями страха и чувством тревоги.

ИЛЛЮЗИИ ПАРЕЙДОЛИЧЕСКИЕ [пара- + греч. eidolon изобра­жение] — зрительные иллюзии фантастического содержания, возникающие обычно на основе рисунка обоев или ковра, тре­щин и пятен на потолке или стенах и т. д.; И. п. часто имеют место в инициальных стадиях острых психотических состояний.

ИЛЛЮЗИИ ВИДЫ— см. Иллюзии аффективные, Иллюзии вер­бальные, Иллюзии парейдолические.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД— один из методов наглядного обучения; сопровождение устного объяснения или чтения ри­сунками, лепкой и другими видами изобразительного искус­ства.

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ [лат. imbecillus слабый, слабоумный] — средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризую­щаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ог­раниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков.

ИМИТАЦИЯ [лат. imitatio] — подражание.

ИММАНЕНТНЫЙ [лат. immanens, immanentis свойственный, присущий] — внутренне присущий к.-л. явлению, проистека­ющий из его природы.

ИММУНИТЕТ [лат. immunitas освобождение, избавление от чего-либо] — невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней или определенным ядам.

ИММУННЫЙ [лат. immunis свободный, избавленный от чего-либо] — невосприимчивый, обладающий иммунитетом или вызывающий иммунитет.

ИММУНО- [лат. immunis свободный, освобожденный, избав­ленный от чего-либо, незатронутый, не подверженный чему-либо] — составная часть сложных слов, означающая «иммун­ный», «относящийся к иммунитету».

ИММУНОПРОФИЛАКТИКА [иммуно- + профилактика] — пре­дупреждение инфекционных болезней путем создания имму­нитета к ним.

ИММУНОТЕРАПИЯ (иммуно- + терапия) — метод лечения, основанный на воздействии на систему иммунитета: восста­новлении, регулировании, временной замещении или подав­лении ее функций.

ИМПЕДАНС АКУСТИЧЕСКИЙ [лат. impedire препятствовать; греч. akustikos слуховой] — сопротивление, оказываемое акусти­ческой системой распространению звуковых колебаний; И. а. учитывается при изучении акустических свойств органов слу­ха и речи, а также при создании аппаратов, корригирующих их функции.

ИМПЛИЦИТНЫЙ — подразумеваемый, невыраженный, скры­тый.

ИМПЛОЗИВНЫЙ СОГЛАСНЫЙ[лат. implosivus] — ненапря­женный смычный согласный, артикуляция которого ограни­чивается экскурсией.

ИМПЛОЗИЯ — первая фаза артикуляции смычного соглас­ного.

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ[лат. impressio впечатление] — вос­приятие, понимание речи; И. р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И. р. письменная — в зритель­ном восприятии текста (чтении).

ИМПРЕССИВНЫЙ АГРАММАТИЗМ— см. Аграмматизм импресстный.

ИМПРЕССИЯ [лат. impressio] — впечатление.

ИМПРИНТИНГ [англ. imprint оставлять след, запечатлевать, фиксировать] — запечатление в памяти новорожденного от­личительных черт воздействующих на него жизненно важных объектов.

ИМПРОВИЗАЦИЯ [итал. improvvisazione] — сочинение сти­хов, музыки или речи в момент исполнения без предваритель­ной к этому подготовки.

ИМПУЛЬС НЕРВНЫЙ[лат. ifnpulsus толчок, побуждение] — волна возбуждения, двигающаяся от рецепторов по нервному волокну при их раздражении; импульсы передают возбужде­ние от рецепторов в центральную нервную систему, а из нее по всем органам и тканям организма.

ИМПУЛЬСИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ[лат. impulsus толчок, побуж­дение] — неожиданное, немотивированное движение.

ИМПУЛЬСИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ[лат. impulsus толчок, побужде­ние] — внезапно совершаемое стремительное немотивирован­ное действие, продолжающееся секунды или минуты; признак выраженного психического расстройства.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ [лат. impulsus толчок, побуждение] — форма поведения, обусловленная болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми вле­чениями, побуждениями и протекают насильственно без выс­шего уровня контроля личности.

ИН- [ил-; up-; лат. in-] — 1) приставка, означающая распо­ложение внутри чего-либо; 2) приставка, означающая отрица­ние и соответствующая русским приставкам «без-», «не-».

ИНВАЛИД [лат. invalidus бессильный, слабый] — лицо, на­всегда или на длительное время потерявшее трудоспособность (частично или полностью) в результате болезни или травмы.

ИНВАЛИДНОСТЬ — постоянная или длительная, полная или частичная потеря трудоспособности.

ИНВЕРСИЯ [лат. inversio переворачивание, перестановка] — перестановка слов, нарушающая их обычный порядок в пред­ложении, меняющая только оттенки смысла и применяемая в стилистических целях.

ИНВЕРСНЫЙ [лат. inversus] — извращенный (напр., тип ли­хорадки, когда утренняя температура тела выше вечерней).

ИНВОЛЮЦИЯ [лат. involutio свертывание] — обратное раз­витие.

ИНГАЛЯЦИЯ[лат. inhalo, inhalatum вдыхать] — вдыхание с лечебной целью паров, газов, распыленных жидкостей.

ИНДИВИД [лат. individuum неделимое, особь] — отдельный живой организм.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — неповторимое своеобразие каждо­го человека.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ — характерный только для данного ин­дивидуума.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД— важный психолого-педаго­гический принцип, согласно которому в учебно-воспитатель­ной работе с детьми учитываются индивидуальные особенно­сти каждого ребенка.

ИНДИВИДУАЦИЯ — процесс развития особенностей лич­ности.

ИНДИВИДУУМ [лат. individuum неделимое, особь] — 1) от­дельный человек, личность; 2) см. Индивид.

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ [лат. indifferens, indifferentis] — безраз­личный, безвредный.

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ— нейтральный, без­различный раздражитель.

ИНДУКТОР [лат. inductor] — побудитель, возбудитель.

ИНДУКЦИЯ[лат. inductio введение, наведение] — способ про­изводства умозаключений, отражающий направленность мыс­ли от частного к общему.

ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ — свойство нервного про­цесса вызывать вокруг себя и после себя противоположный процесс (напр., торможение сразу после прекращения действия сменяется возбуждением).

ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМНАЯ — индукция В виде последовательной смены процессов возбуждения и тор­можения в смежных нервных центрах.

ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ОДНОВРЕМЕННАЯ — ин­дукция в виде возникновения разнонаправленных изменений возбудимости в смежных нервных центрах.

ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ — воз­никновение процесса торможения в нервных центрах, смеж­ных с очагом возбуждения.

ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ — возникновение процесса возбуждения в нервных центрах, смежных с очагом торможения.

ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ — индукция в виде последовательной смены возбуждения тор­можением и наоборот в одном и том же нервном центре.

ИНДУКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ [греч. psychikos относящийся к душе] — внушение одним лицом другому своих взглядов, убеж­дений, стремлений (нормальных или патологических).

ИНЕРТНОСТЬ[лат. iners, inertis бездеятельный, вялый] — ка­чество поведения, выражающееся в затрудненном, замедлен­ном переключении с одного вида деятельности на другой.

ИНЕРТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ — недостаточность мышления, проявляющаяся в недостаточной гибкости и скорости мысли­тельного процесса.

ИНЕРТНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ — малоподвижность не­рвных процессов.

ИНИЦИАЛЬ [лат. initialis начальный] — звук, начинающий слог.

ИНИЦИАЛЬНЫЙ [лат. initialis] — начальный, первичный.

ИНИЦИАТИВНАЯ РЕЧЬ [лат. initiare начинать] — самостоя­тельные высказывания человека, вызванные его собственным побуждением, или беседа между людьми, которая ведется по их собственной инициативе.

ИНКОГЕРЕНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ [лат. incohaerens, incohaerentis бессвязный] — отсутствие логической и ассоциативной пос­ледовательности мыслительного процесса с развитием спутан­ности представлений и понятий.

ИНКОГЕРЕНТНОСТЬ РЕЧЕВАЯ [лат. incohaerens, incohaerentis бессвязный] т- патологическое речевое возбуждение с утра­той смысловых и грамматических связей между словами и фразами.

ИНКУБАЦИОННЫЙ ПЕРИОД [лат. incubo, incubatum лежать, покоиться] — промежуток времени от момента заражения до появления первых симптомов болезни.

ИННЕРВАЦИЯ [ин- + нерв] — обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной си­стемой.

ИНСПИРАТОРНЫЙ ЗВУК [ин- + лат. spiro дышать] — звук, произнесенный с инспирацией.

ИНСПИРАЦИЯ [ин- + лат. spiro дышать] — см. Вдох.

ИНСТИНКТ [лат. instinctus побуждение] — наследуемое

по­буждение к совершению определенных целесообразных дей­ствий, имеющих жизненное значение для особи или рода.

ИНСТРУКЦИЯ [лат. instructio наставление] — руководящие указания, подробное наставление; свод правил для выполне­ния чего-либо.

ИНСУЛЬТ [лат. insulto наскакивать, нападать] — вызванное, патологическим процессом острое нарушение мозгового кро­вообращения с развитием стойких симптомов поражения цен­тральной нервной системы.

ИНСУЛЬТ АПОПЛЕКТИЧЕСКИЙ [греч. apoplexia, от apoplesso поражать ударом] — см. Инсульт геморрагический.

ИНСУЛЬТ ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ [греч. haimorrhagia кровотече­ние] — инсульт, обусловленный кровоизлиянием в головной мозг или под его оболочки.

ИНСУЛЬТ ИШЕМИЧЕСКИЙ [греч. ischo задерживать, препят­ствовать + haima кровь] — инсульт, обусловленный прекращени­ем или значительным уменьшением кровоснабжения участка мозга.

ИНСУЛЬТ ТРОМБОТИЧЕСКИЙ [греч. thrombos сгусток кро­ви] — инсульт, обусловленный закупоркой сосуда мозга тромбом.

ИНСУЛЬТ ЭМБОЛИЧЕСКИЙ [греч. embolos, embolon клин, за­тычка] — инсульт, обусловленный закупоркой сосуда мозга эмболом.

ИНСЦЕНИРОВКА [лат. in на + scena сцена] — методический прием, широко используемый в учебно-воспитательных учреж­дениях; И. может выражаться в воспроизведении действий, в разыгрывании эпизода или содержания литературного произ­ведения, картины и т. д.

ИНТЕГРАЦИЯ [лат. integratio восстановление, восполнение, от integer цельный] — объединение в целое к.-л. частей.

ИНТЕГРАЦИЯ РЕФЛЕКСОВ — восстановление рефлексов.

ИНТЕЛЛЕКТ [лат. intellectus понимание, познание] — в ши­роком смысле — совокупность всех цознавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и вообра­жения; в более узком смысле — мышление.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕЧЬ — см. Речь интеллектуальная.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ — способность запоми­нать, представлять, мыслить, воображать.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СЛОВО — слово, связанное с умствен­ной деятельностью человека и служащее для передачи интел­лектуального сообщения.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ — см. Сообщение интел­лектуальное.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА — см. Чувства интеллекту­альные.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ — 1) умственный, происходящий от разума, рассудочный; 2) относящийся к собственно сообйде-нию, его объективному содержанию.

ИНТЕНСИВНОСТЬ [лат. intensio напряжение] — напряжен­ность, сила.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ — относительная (в сравне­нии с максимальной возможной для данного лица) мощность выполняемой работы.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ЗВУКА — см. Сила звука.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ПРОИЗНЕСЕНИЯ — степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, т. е. силы или слабости произне­сения при артикуляции звука, особенно гласных.

ИНТЕНСИВНЫЙ— сильный, напряженный.

ИНТЕНЦИЯ [лат. intentio намерение, стремление] — конк­ретное стремление, направленность психической активности человека на к.-л. объект.

ИНТЕР- [лат. inter между, среди, взаимно] — приставка, оз­начающая: расположение между структурами, соединение, вза­имодействие между ними; соответствует русским «между», «сре­ди», «взаимно».





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.