ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ 11 страница ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ — см. Голосообразование. ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист и т. д.), а также криков животных. ЗВУКОПРЕДСТАВЛЕНИЕ — фонема как психологический инвариант, составляющий основу ее разнообразных (аллофонических) реализаций в речи. ЗВУКОПРОВОДИМОСТЬ ВОЗДУШНАЯ — проведение звуковых колебаний до рецепторных клеток кортиева органа через звукопроводящий аппарат уха. ЗВУКОПРОВОДИМОСТЬ КОСТНАЯ — проведение звуковых колебаний до рецепторных клеток кортиева органа через кости черепа. ЗВУКОПРОВОДИМОСТЬ ТКАНЕВАЯ— см. Звукопроводимость костная. ЗВУКОПРОВОДЯЩИЙ АППАРАТ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ОТДЕЛА СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА— барабанная перепонка и среднее ухо с системой слуховых косточек. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ — процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообра зовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. ЗВУКОУЛАВЛИВАЮЩИЙ АППАРАТ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ОТДЕЛА СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА— наружное ухо: ушная раковина и наружный слуховой проход. ЗВУЧНОСТЬ— слышимость звука на большее или меньшее расстояние. ЗДОРОВЬЕ— состояние полного физического, душевного и социального благополучия. ЗЕВ— задний, суженный отдел ротовой полости, посредством которого она сообщается с глоткой; 3. ограничен сверху задним краем мягкого неба, по сторонам — небно-глоточной и небно-язычной дужками, снизу — верхней поверхностью корня языка. ЗЕЕМАНА СИНДРОМ[М. Seeman, чешек, ларинголог] — сочетание задержки развития речи и атаксии у ребенка с нормальным слухом и интеллектом; наблюдается при аномалиях развития мозжечка. ЗЕРКАЛЬНАЯ РЕЧЬ— произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова. ЗЕРКАЛЬНАЯ СТРУКТУРА— структура, при которой начало и конец слова произносятся правильно, а середина слова — справа налево (напр., «палчу» вместо «плачу», «зновок» вместо «звонок»). ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО —1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв. ЗНАНИЕ— результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА— морфологические элементы: приставка, суффикс, корень. ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ— динамический принцип изучения умственного развития ребенка, позволяющий оценивать его дальнейшие возможности; 3. б. р. определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого, ведь то, что первоначально делается ребенком под руководством взрослого, становится затем его собственным дос оя-нием; термин введен Л. С. Выготским. ЗОНА КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА— участок коры головного мозга, выполняющий функцию анализа и синтеза сигналов, поступающих от периферической части анализатора, корковая часть анализатора. ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ[фр. sonde щуп] — инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи. ЗООПСИХОЛОГИЯ[греч. zoon животное + психология] — отрасль психологии, изучающая психику животных. ЗООФОБИЯ[греч. zoon животное + фобия] — навязчивый страх: боязнь животных, чаще определенного вида. ЗПР— см. Задержка психического развития. ЗРАЧОК— круглое отверстие в центре радужной оболочки, через которое свет проходит в глаз. ЗРЕНИЕ— см. Анализатор зрительный. ЗРЕНИЕ БИНОКУЛЯРНОЕ— зрение, в котором принимают участие оба глаза, а получаемые ими изображения сливаются в одно, соответствующее рассматриваемому предмету. ЗРЕНИЕ ГЛУБИННОЕ— зрение, характеризующееся способностью различать относительную и абсолютную удаленность наблюдаемых предметов. ЗРЕНИЕ ДВОЙНОЕ— см. Диплопия. ЗРЕНИЕ ДНЕВНОЕ— зрение при яркости фона свыше 10 кд/м, когда восприятие света осуществляется колбочками сетчатки. ЗРЕНИЕ МАКУЛЯРНОЕ[лат. macula lutea retinae желтое пятно сетчатки] — см. Зрение центральное. ЗРЕНИЕ МЕЗОПИЧЕСКОЕ[греч. mesns средний + ops, opos глаз, зрение] - см. Зрение сумеречное. ЗРЕНИЕ МОНОКУЛЯРНОЕ[греч. monos один + лат. oculus глаз] — зрение одним глазом; характеризуется относительным сужением границ поля зрения (по сравнению с бинокулярным зрением) и возможностью оценивать пространственные характеристики объектов лишь по косвенным, эмпирическим признакам (перспектива, разница в освещенности и т. д.). ЗРЕНИЕ НОЧНОЕ— зрение при яркости фона, не превышающей 0,01 кд/м, когда восприятие света осуществляется палочками сетчатки. ЗРЕНИЕ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЕ[греч. periphereia окружность] — зрение, обеспечивающее восприятие объектов, не фиксируемых взглядом. ЗРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ — зрение, характеризующееся способностью воспринимать форму и пространственные взаимоотношения предметов. ЗРЕНИЕ СКОТОПИЧЕСКОЕ[греч. skotos темнота + ops, opos глаз, зрение] — см. Зрение ночное. ЗРЕНИЕ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ [греч. stereos объемный, пространственный + skopeo рассматривать] — см. Зрение бинокулярное. ЗРЕНИЕ СУМЕРЕЧНОЕ— зрение при яркости фона от 0,01 до 10 кд/м, когда восприятие света осуществляется как колбочками, так и палочками сетчатки. ЗРЕНИЕ ФОВЕАЛЬНОЕ[лат. fovea centralis центральная ямка] — см. Зрение центральное. ЗРЕНИЕ ФОТОПИЧЕСКОЕ[греч. phos, photos свет + ops, opos глаз, зрение] — см. Зрение дневное. ЗРЕНИЕ ЦВЕТОВОЕ— зрение, характеризующееся способностью различать цвета наблюдаемых объектов; осуществляется при помощи колбочек сетчатки. ЗРЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ— зрение, обусловливающее восприятие объекта, фиксируемого взглядом; осуществляется рецепторами области центральной ямки желтого пятна сетчатки и характеризуется максимальной остротой зрения. ЗРИТЕЛЬНАЯ АФАЗИЯ— см. Афазия оптическая. ЗРИТЕЛЬНАЯ ЗОНА КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА— участок коры головного мозга, расположенный в затылочной доле и выполняющий функцию анализа и синтеза сигналов, поступающих от периферической части зрительного анализатора. ЗРИТЕЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ— способность человека выполнять зрительную работу с допустимым числом негрубых ошибок в течение определенного периода времени. ЗРИТЕЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ[лат. fixus твердый, нерушимый, крепкий] — проецирование изображения рассматриваемого объекта на определенное место сетчатки, осуществляемое путем изменения положения глазного яблока. ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ— согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР— см. Анализатор зрительный. ЗРИТЕЛЬНЫЙ БУГОР— часть промежуточного мозга, представляющая собой парное скопление серого вещества; является подкорковым центром всех видов чувствительности. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИСКОМФОРТ[дис- + англ. comfort удобства] — комплекс неприятных ощущений (неудобство, напряженность в глазах и т. д.), возникающих, напр., при астенопии, длительном напряжении зрения. ЗРИТЕЛЬНЫЙ НЕРВ— II пара черепно-мозговых нервов; проводит в головной мозг световые раздражения от нервных клеток сетчатки глаза; 3. н. заканчивается в подкорковых центрах мозга, откуда зрительные раздражения передаются в кору больших полушарий головного мозга. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ СЛОВА— буквенный состав слова. ЗУБНОЙ СОГЛАСНЫЙ— звук, образуемый кончиком языка с передними зубами. ЗУБЫ— образования, состоящие преимущественно из твердых тканей, расположенные в ротовой полости и предназначенные для откусывания и измельчения пищи, а также участвующие в образовании некоторых звуков речи. И ИАТРОГЕНИЯ— см. Ятрогения. ИГЛОУКАЛЫВАНИЕ— метод рефлексотерапии, заключающийся в воздействии на функции организма различными по силе, характеру и продолжительности раздражениями, наносимыми при помощи введения игл в строго определенные точечные зоны (активные точки) поверхности тела. ИГРА— один из видов деятельности; является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста; заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности; в процессе И. создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности и поведения. ИГРОТЕРАПИЯ[игра + терапия] — см. Психотерапия игровая. ИДЕАТОРНАЯ ДИСГРАФИЯ— см. Дисграфия идеаторная. ИДЕИ НАВЯЗЧИВЫЕ— идеи, от которых больной не может избавиться, несмотря на понимание их объективной необоснованности. ИДЕИ СВЕРХЦЕННЫЕ — идеи, возникающие под влиянием реальных обстоятельств, но в связи с чрезмерным эмоциональным напряжением занимающие преобладающее положение в сознании больного. ИДЕНТИФИКАЦИЯ [лат. identificare отождествлять] — подсознательный процесс отождествления собственной личности с другой. ИДЕНТИЧНЫЙ [лат. identicus] — тождественный, одинаковый. ИДЕО- [лат. idea, от греч. idea вид, наружность, форма; мысль, замысел, представление, понятие, идея] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к мышлению, к умственной, психической деятельности». ИДЕОГРАММА [идео- + греч. gramma запись] — условный письменный знак, обозначающий целое понятие. ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО — см. Идеография. ИДЕОГРАФИЯ [идео- + греч. grapho писать] — письмо при помощи идеограмм, а не букв; способ обозначить одним письменным знаком целое понятие (напр., китайские иероглифы, математические знаки и т. д.). ИДЕОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ — см. Идеомоторный акт. ИДЕОМОТОРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — см. Идеомоторный акт. ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ [идео- + лат. motor приводящий в движение] — повышение тонуса или слабое сокращение мышц, участвующих в осуществлении движения, возникающее у человека при мысленном представлении этого движения. ИДИО- [греч. idios собственный, свой, сам по себе, частный, отдельный, своеобразный, необычный] — составная часть сложных слов, означающая «особенный», «своеобразный», «необычный». ИДИОГИПНОЗ [идио- + гипноз] — см. Самовнушение. ИДИОЛЕКТ — совокупность индивидуальных (профессиональных, социальных, территориальных, психофизических и др.) особенностей, характеризующих речь данного индивида; индивидуальная разновидность языка. ИДИОМА [греч. idioma своеобразное выражение] — укоренившийся своеобразный оборот речи, свойственный к.-л. языку и непереводимый дословно на другой язык (напр., русские выражения «бить баклуши», «спустя рукава», «мозолить глаза» и т. д.). ИДИОПАТИЧЕСКИЙ [идио- + греч. pathos страдание, болезнь] — возникающий без видимых причин, характеризующийся неясным происхождением. ИДИОСИНКРАЗИЯ [идио- + греч. synkrasis смешение] — индивидуальная повышенная чувствительность к определенным веществам или воздействиям. ИДИОТИПИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ РЕЧИ[идио- + греч. typos отпечаток, образец, тип] — индивидуальные причины: наследственная склонность к задержке развития речи, общая моторная отсталость, нарушения эмоционального развития ребенка, расщепление неба, недостатки слуха, умственная отсталость. ИДИОТИЯ [греч. idioteia невежество] — наиболее тяжелая степень олигофрении, характеризующаяся практическим отсутствием психических реакций и речи, невозможностью усвоения простейших навыков. ИДИОТИЯ АМАВРОТИЧЕСКАЯ[греч. amaurosis — потемнение, потеря зрения, слепота] — общее название наследственных болезней, характеризующихся прогрессирующим снижением интеллекта и зрения. ИДИОТИЯ ГИДРОЦЕФАЛЬНАЯ— идиотия, обусловленная атрофией мозгового вещества вследствие водянки головного мозга. ИДИОТИЯ МИКСЕДЕМАТОЗНАЯ [греч. туха слизь + oidema отек] — идиотия, обусловленная врожденной дисфункцией щитовидной железы. ИДИОТИЯ МОРАЛЬНАЯ [лат. moralis нравственный] — общее название психических заболеваний без выраженных нарушений интеллекта, но с наличием грубых изъянов в эмоционально-волевой сфере, нравственных установках и отношениях. ИЗВИЛИНЫ КОРЫ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА— возвышения коры головного мозга, ограниченные бороздами; благодаря их наличию увеличивается поверхность коры больших полушарий головного мозга. ИЗО- [греч. isos равный] — составная часть сложных слов, означающая «равный», «соразмерный», «одинаковый». ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— занятие рисованием, лепкой, аппликацией и др. ИЗОГРАФИЯ [изо- + греч. grapho писать, изображать] — точное воспроизведение к.-л. почерков, письмен и т. д. ИЗОКОРИЯ [изо- + греч. когё зрачок] — равенство диаметров зрачков правого и левого глаза. ИЗОЛОФОБИЯ [фр. isolement одиночество + фобия] — навязчивый страх: боязнь оказаться одиноким в жизни. ИЗОМЕТРОПИЯ [греч. isos равный + metron мера + opos глаз — отсутствие различий в рефракции правого и левого глаза. ИКТАФФИННАЯ КОНСТИТУЦИЯ — конституция с наклонностью к судорожным реакциям, с повышенной судорожной готовностью. ИЛ- — см. Ий-, ИЛЛИТЕРАТЫ [лат. illiterates неписьменный] — нечленораздельные звуки, выражающие свист, хрипенье, вздох, всхлипывание и пр., непередаваемые буквами. ИЛЛОГИЗМ [ил- + греч. logikos логический] — слабость логического суждения. ИЛЛЮЗИИ [лат. illusio ошибка, заблуждение] — ошибочное восприятие реально существующих в данный момент объектов. ИЛЛЮЗИИ АФФЕКТИВНЫЕ [лат. affectus переживание] — иллюзии, возникающие обычно на фоне резко выраженных колебаний настроения, общего аффективного фона или же в связи с остроформирующимися интенсивными аффектами страха и тревоги; при подобных обстоятельствах вместо находящегося в руках врача неврологического молоточка больной видит пистолет, в шуме ветра воспринимается дыхание настигающего его преступника. ИЛЛЮЗИИ ВЕРБАЛЬНЫЕ [лат. verbalis словесный, относящийся к речи] — иллюзии, возникающие у больных в результате реальных разговоров окружающих, при этом вопросы одного из посторонних собеседников, а также ответы второго воспринимаются больным как совершенно иные речи; напр., в разговорах посторонних лиц на совсем другие темы больной слышит унизительные и обидные замечания и оценки в свой адрес, слышит слова осуждения, угрозы, что сопровождается адекватными эмоциями страха и чувством тревоги. ИЛЛЮЗИИ ПАРЕЙДОЛИЧЕСКИЕ [пара- + греч. eidolon изображение] — зрительные иллюзии фантастического содержания, возникающие обычно на основе рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке или стенах и т. д.; И. п. часто имеют место в инициальных стадиях острых психотических состояний. ИЛЛЮЗИИ ВИДЫ— см. Иллюзии аффективные, Иллюзии вербальные, Иллюзии парейдолические. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД— один из методов наглядного обучения; сопровождение устного объяснения или чтения рисунками, лепкой и другими видами изобразительного искусства. ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ [лат. imbecillus слабый, слабоумный] — средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков. ИМИТАЦИЯ [лат. imitatio] — подражание. ИММАНЕНТНЫЙ [лат. immanens, immanentis свойственный, присущий] — внутренне присущий к.-л. явлению, проистекающий из его природы. ИММУНИТЕТ [лат. immunitas освобождение, избавление от чего-либо] — невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней или определенным ядам. ИММУННЫЙ [лат. immunis свободный, избавленный от чего-либо] — невосприимчивый, обладающий иммунитетом или вызывающий иммунитет. ИММУНО- [лат. immunis свободный, освобожденный, избавленный от чего-либо, незатронутый, не подверженный чему-либо] — составная часть сложных слов, означающая «иммунный», «относящийся к иммунитету». ИММУНОПРОФИЛАКТИКА [иммуно- + профилактика] — предупреждение инфекционных болезней путем создания иммунитета к ним. ИММУНОТЕРАПИЯ (иммуно- + терапия) — метод лечения, основанный на воздействии на систему иммунитета: восстановлении, регулировании, временной замещении или подавлении ее функций. ИМПЕДАНС АКУСТИЧЕСКИЙ [лат. impedire препятствовать; греч. akustikos слуховой] — сопротивление, оказываемое акустической системой распространению звуковых колебаний; И. а. учитывается при изучении акустических свойств органов слуха и речи, а также при создании аппаратов, корригирующих их функции. ИМПЛИЦИТНЫЙ — подразумеваемый, невыраженный, скрытый. ИМПЛОЗИВНЫЙ СОГЛАСНЫЙ[лат. implosivus] — ненапряженный смычный согласный, артикуляция которого ограничивается экскурсией. ИМПЛОЗИЯ — первая фаза артикуляции смычного согласного. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ[лат. impressio впечатление] — восприятие, понимание речи; И. р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И. р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении). ИМПРЕССИВНЫЙ АГРАММАТИЗМ— см. Аграмматизм импресстный. ИМПРЕССИЯ [лат. impressio] — впечатление. ИМПРИНТИНГ [англ. imprint оставлять след, запечатлевать, фиксировать] — запечатление в памяти новорожденного отличительных черт воздействующих на него жизненно важных объектов. ИМПРОВИЗАЦИЯ [итал. improvvisazione] — сочинение стихов, музыки или речи в момент исполнения без предварительной к этому подготовки. ИМПУЛЬС НЕРВНЫЙ[лат. ifnpulsus толчок, побуждение] — волна возбуждения, двигающаяся от рецепторов по нервному волокну при их раздражении; импульсы передают возбуждение от рецепторов в центральную нервную систему, а из нее по всем органам и тканям организма. ИМПУЛЬСИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ[лат. impulsus толчок, побуждение] — неожиданное, немотивированное движение. ИМПУЛЬСИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ[лат. impulsus толчок, побуждение] — внезапно совершаемое стремительное немотивированное действие, продолжающееся секунды или минуты; признак выраженного психического расстройства. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ [лат. impulsus толчок, побуждение] — форма поведения, обусловленная болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями и протекают насильственно без высшего уровня контроля личности. ИН- [ил-; up-; лат. in-] — 1) приставка, означающая расположение внутри чего-либо; 2) приставка, означающая отрицание и соответствующая русским приставкам «без-», «не-». ИНВАЛИД [лат. invalidus бессильный, слабый] — лицо, навсегда или на длительное время потерявшее трудоспособность (частично или полностью) в результате болезни или травмы. ИНВАЛИДНОСТЬ — постоянная или длительная, полная или частичная потеря трудоспособности. ИНВЕРСИЯ [лат. inversio переворачивание, перестановка] — перестановка слов, нарушающая их обычный порядок в предложении, меняющая только оттенки смысла и применяемая в стилистических целях. ИНВЕРСНЫЙ [лат. inversus] — извращенный (напр., тип лихорадки, когда утренняя температура тела выше вечерней). ИНВОЛЮЦИЯ [лат. involutio свертывание] — обратное развитие. ИНГАЛЯЦИЯ[лат. inhalo, inhalatum вдыхать] — вдыхание с лечебной целью паров, газов, распыленных жидкостей. ИНДИВИД [лат. individuum неделимое, особь] — отдельный живой организм. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — неповторимое своеобразие каждого человека. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ — характерный только для данного индивидуума. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД— важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. ИНДИВИДУАЦИЯ — процесс развития особенностей личности. ИНДИВИДУУМ [лат. individuum неделимое, особь] — 1) отдельный человек, личность; 2) см. Индивид. ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ [лат. indifferens, indifferentis] — безразличный, безвредный. ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ— нейтральный, безразличный раздражитель. ИНДУКТОР [лат. inductor] — побудитель, возбудитель. ИНДУКЦИЯ[лат. inductio введение, наведение] — способ производства умозаключений, отражающий направленность мысли от частного к общему. ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ — свойство нервного процесса вызывать вокруг себя и после себя противоположный процесс (напр., торможение сразу после прекращения действия сменяется возбуждением). ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМНАЯ — индукция В виде последовательной смены процессов возбуждения и торможения в смежных нервных центрах. ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ОДНОВРЕМЕННАЯ — индукция в виде возникновения разнонаправленных изменений возбудимости в смежных нервных центрах. ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ — возникновение процесса торможения в нервных центрах, смежных с очагом возбуждения. ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ — возникновение процесса возбуждения в нервных центрах, смежных с очагом торможения. ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ — индукция в виде последовательной смены возбуждения торможением и наоборот в одном и том же нервном центре. ИНДУКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ [греч. psychikos относящийся к душе] — внушение одним лицом другому своих взглядов, убеждений, стремлений (нормальных или патологических). ИНЕРТНОСТЬ[лат. iners, inertis бездеятельный, вялый] — качество поведения, выражающееся в затрудненном, замедленном переключении с одного вида деятельности на другой. ИНЕРТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ — недостаточность мышления, проявляющаяся в недостаточной гибкости и скорости мыслительного процесса. ИНЕРТНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ — малоподвижность нервных процессов. ИНИЦИАЛЬ [лат. initialis начальный] — звук, начинающий слог. ИНИЦИАЛЬНЫЙ [лат. initialis] — начальный, первичный. ИНИЦИАТИВНАЯ РЕЧЬ [лат. initiare начинать] — самостоятельные высказывания человека, вызванные его собственным побуждением, или беседа между людьми, которая ведется по их собственной инициативе. ИНКОГЕРЕНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ [лат. incohaerens, incohaerentis бессвязный] — отсутствие логической и ассоциативной последовательности мыслительного процесса с развитием спутанности представлений и понятий. ИНКОГЕРЕНТНОСТЬ РЕЧЕВАЯ [лат. incohaerens, incohaerentis бессвязный] т- патологическое речевое возбуждение с утратой смысловых и грамматических связей между словами и фразами. ИНКУБАЦИОННЫЙ ПЕРИОД [лат. incubo, incubatum лежать, покоиться] — промежуток времени от момента заражения до появления первых симптомов болезни. ИННЕРВАЦИЯ [ин- + нерв] — обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой. ИНСПИРАТОРНЫЙ ЗВУК [ин- + лат. spiro дышать] — звук, произнесенный с инспирацией. ИНСПИРАЦИЯ [ин- + лат. spiro дышать] — см. Вдох. ИНСТИНКТ [лат. instinctus побуждение] — наследуемое побуждение к совершению определенных целесообразных действий, имеющих жизненное значение для особи или рода. ИНСТРУКЦИЯ [лат. instructio наставление] — руководящие указания, подробное наставление; свод правил для выполнения чего-либо. ИНСУЛЬТ [лат. insulto наскакивать, нападать] — вызванное, патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы. ИНСУЛЬТ АПОПЛЕКТИЧЕСКИЙ [греч. apoplexia, от apoplesso поражать ударом] — см. Инсульт геморрагический. ИНСУЛЬТ ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ [греч. haimorrhagia кровотечение] — инсульт, обусловленный кровоизлиянием в головной мозг или под его оболочки. ИНСУЛЬТ ИШЕМИЧЕСКИЙ [греч. ischo задерживать, препятствовать + haima кровь] — инсульт, обусловленный прекращением или значительным уменьшением кровоснабжения участка мозга. ИНСУЛЬТ ТРОМБОТИЧЕСКИЙ [греч. thrombos сгусток крови] — инсульт, обусловленный закупоркой сосуда мозга тромбом. ИНСУЛЬТ ЭМБОЛИЧЕСКИЙ [греч. embolos, embolon клин, затычка] — инсульт, обусловленный закупоркой сосуда мозга эмболом. ИНСЦЕНИРОВКА [лат. in на + scena сцена] — методический прием, широко используемый в учебно-воспитательных учреждениях; И. может выражаться в воспроизведении действий, в разыгрывании эпизода или содержания литературного произведения, картины и т. д. ИНТЕГРАЦИЯ [лат. integratio восстановление, восполнение, от integer цельный] — объединение в целое к.-л. частей. ИНТЕГРАЦИЯ РЕФЛЕКСОВ — восстановление рефлексов. ИНТЕЛЛЕКТ [лат. intellectus понимание, познание] — в широком смысле — совокупность всех цознавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения; в более узком смысле — мышление. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕЧЬ — см. Речь интеллектуальная. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ — способность запоминать, представлять, мыслить, воображать. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СЛОВО — слово, связанное с умственной деятельностью человека и служащее для передачи интеллектуального сообщения. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ — см. Сообщение интеллектуальное. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА — см. Чувства интеллектуальные. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ — 1) умственный, происходящий от разума, рассудочный; 2) относящийся к собственно сообйде-нию, его объективному содержанию. ИНТЕНСИВНОСТЬ [лат. intensio напряжение] — напряженность, сила. ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ — относительная (в сравнении с максимальной возможной для данного лица) мощность выполняемой работы. ИНТЕНСИВНОСТЬ ЗВУКА — см. Сила звука. ИНТЕНСИВНОСТЬ ПРОИЗНЕСЕНИЯ — степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, т. е. силы или слабости произнесения при артикуляции звука, особенно гласных. ИНТЕНСИВНЫЙ— сильный, напряженный. ИНТЕНЦИЯ [лат. intentio намерение, стремление] — конкретное стремление, направленность психической активности человека на к.-л. объект. ИНТЕР- [лат. inter между, среди, взаимно] — приставка, означающая: расположение между структурами, соединение, взаимодействие между ними; соответствует русским «между», «среди», «взаимно». |