ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ 10 страница ДИСПАНСЕР ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания психоневрологической помощи населению; деятельность Д. п. включает: лечебно-диагностическую (амбулаторную и стационарную) работу, организацию и проведение психиатрической экспертизы, проведение профилактических, психогигиенических и санитарно-просветительных мероприятий, работу по трудоустройству и учет заболеваемости, научное обобщение и изучение данных статистики о нервно-психических заболеваниях в данном районе, городе, области. ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ — система мероприятий по здравоохранению, осуществляемая посредством диспансеров; систематическое врачебное наблюдение за состоянием здоровья определенных групп населения в целях профилактики и лечения. ДИСПЛАЗИЯ [дис- + греч. plasis формирование, образование] — неправильное развитие органов или тканей. ДИСПРАКСИЯ [дис- + греч. praxis действие] — см. Апраксин. ДИСПРОПОРЦИЯ [дис- + лат. proportio соразмерность] — несоразмерность, несоответствие частей, отсутствие пропорциональности. ДИССИМИЛЯЦИЯ[лат. dissimilis несходный; дис- + similis сходный, подобный] — 1) процесс распада сложных органических соединений, входящих в состав органов и тканей живого организма, на более простые; 2) замена в слове одного из двух одинаковых или сходных звуков другим (напр., «пролубь» вместо «прорубь»). ДИССИМУЛЯЦИЯ [лат. dissimulatio сокрытие, утаивание; дис-+ simulo уподоблять] — утаивание заболевания или его отдельных симптомов с целью ввести в заблуждение относительно своего истинного физического или психического состояния. ДИССИНЕРГИЯ [due- + rpe4.synergia взаимодействие] — см. Асинергия. ДИССОНАНС [лат. dissonans разногласящий, разнозвучащий] — 1) нарушение созвучия, одновременное звучание двух или более несозвучных тонов; 2) отсутствие в чем-либо гармонии; несоответствие чьих-либо слов или поведения настроению, общепринятым мнениям, убеждениям окружающих людей. ДИССОЦИАЦИЯ [лат. dissociatio разделение, разъединение, различие] — нарушение содружества функций. ДИСТОНИЯ [дис- + греч. tonos напряжение] — патологическое изменение тонуса. ДИСТОНИЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ— см. Невроз вегетативный. ДИСТОНИЯ ВЕГЕТАТИВНО-СОСУДИСТАЯ— сосудистая дистония, обусловленная нарушением функции вегетативной нервной системы. ДИСТРОФИЯ [дис- + греч. trophe питание] — расстройство питания тканей, органов или организма в целом. ДИСФАГИЯ [дис- + греч. phagein есть, глотать] — расстройство глотания. ДИСФАЗИЯ [дис- + греч. phasis речь] — общее название нарушений речи любого происхождения. ДИСФОНИЯ [дис- + греч. phone голос] — расстройство голо-сообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения. ДИСФОРИЯ [греч. dysphoria раздражение, досада] — расстройство настроения с преобладанием тоскливо-злобного, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздражительностью, агрессивностью, нередко страхами. ДИСФУНКЦИЯ[дис- + функция] — нарушение функции системы, органа или ткани организма, выражающееся неадекватностью реакции на действие раздражителей. ДИСХРОМАТОПСИЯ[due- + греч. chroma, chromatos цвет + opsis зрение] — нарушение цветового зрения. ДИТТОЛОГИЯ— случайное удвоение слога или слова. ДИФОНИЯ[ди- + греч. phone голос] — см. Диплофония. ДИФТОНГ[ди- + греч. phthongos голос, звук] — сочетание двух гласных — слогового и неслогового — в одном слоге. ДИФТОНГ ЛОЖНЫЙ— в русском языке сочетание гласных звуков с [j] в качестве второго элемента, которое при словоизменении распадается (напр., май — мая). ДИФТОНГ СОГЛАСНЫЙ— см. Аффриката. ДИФТОНГИЯ[ди- + греч. phthongos голос, звук] — см. Диплофония. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ[лат. differentia различие] — отличительный, различный. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ— этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизно-шения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования. ДИФФЕРЕНЦИРОВКА РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ[лат. differentia различие] — процесс выработки различных условных реакций в ответ на сходные раздражители. ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ[лат. differentia различие] — условное торможение, которое вырабатывается при неподкреплении одного из сходных раздражителей и продолжающемся подкреплении других; Д. т. обуславливает выработку тончайших дифференцировок условного рефлекса, что необходимо для формирования высших форм психической деятельности: логического мышления, членораздельной речи и сложных трудовых умений. ДИФФУЗНОЕ КОСНОЯЗЫЧИЕ— см. Дизартрия, Дислалия. ДИФФУЗНЫЙ[лат. diffundo, dirfusum разливать, распространять] — расплывчатый, разлитой, рассеянный, распространенный. ДИХРОМАЗИЯ[ди- + греч. chroma цвет] — врожденное нарушение цветового зрения, при котором отсутствуют функции одного из трех цветоощущающих аппаратов. ДОБАВОЧНЫЙ НЕРВ— XI пара черепно-мозговых нервов; иннервирует грудино-ключично-сосцевидную и трапециевидную мышцы. ДОГМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД[греч. dogma бездоказательное положение, принимаемое на веру] — способ проработки учебного материала, при котором последний просто сообщается ученикам для усвоения как нечто незыблемое и неоспоримое, а школьники заучивают сказанное преподавателем и затем воспроизводят его слова по памяти или записи. ДОГРАММАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД— ранний период усвоения речи, который характеризуется отсутствием грамматических структур в речи; предложение в этот период состоит из одного или нескольких аморфных слов. ДОЛИХО-[греч. dolichos длинный] — составная часть сложных слов, означающая «длинный», «удлиненный». ДОЛЯ БОЛЬШОГО МОЗГА— крупная структурная часть полушария большого мозга, отделенная бороздами. ДОМ РЕБЁНКА— лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для воспитания с момента рождения до 3 лет детей-сирот, детей одиноких матерей, детей из студенческих семей, а также детей, родители которых тяжело больны или лишены родительских прав. ДОМ РЕБЁНКА САНАТОРНЫЙ— дом ребенка для воспитания |'и лечения детей с дефектами слуха, речи, с органическими поражениями центральной нервной системы или соматически ослабленных после перенесенных тяжелых, заболеваний. ДОМИНАНТА[лат. dominans, dominantis господствующий] — временно господствующий в коре головного мозга инертный очаг возбуждения, который тормозит другие рефлекторные реакции и вместе с тем еще более усиливается при действии любых по характеру раздражителей, так как способен к суммированию и накоплению возбуждения при притоке импульсов из других центров. ДОМИНАНТНЫЙ— господствующий, преобладающий. ДОМИНИРОВАТЬ[лат. dominari] — господствовать, преобладать. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ— максимальный объем воздуха, который человек может вдохнуть после обычного вдоха. ДОРСАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ[лат. dorsalis спинной, тыльный] — согласные, в образовании которых участвует спинка языка. ДРОЖАНИЕ— гиперкинез, проявляющийся непроизвольными, стереотипными, ритмичными колебательными движениями всего тела или его частей. ДРОЖАЩИЕ СОГЛАСНЫЕ— сонорные согласные, при произнесении которых смычка последовательно ритмически то размыкается до свободного прохода, то опять смыкается; проходящая таким образом струя воздуха заставляет активный орган вибрировать, или дрожать. ДРОЖАЩИЙ УВУЛЯРНЫЙ СОНАНТ— см. Ротацизм увулярный. ДУШ— лечебная или гигиеническая процедура, основанная на воздействии на организм струями воды различной формы, температуры и давления. ДЦП— см. Паралич детский церебральный. ДЫХАНИЕ— 1) совокупность процессов, осуществляющихся благодаря функции различных органов и систем, обеспечи-вающих поступление в организм кислорода из окружающей среды, использование его в биологическом окислении и удаление из организма продукта окисления — углекислого газа; 2) совокупность дыхательных движений. ДЫХАНИЕ БРЮШНОЕ— дыхание, осуществляемое преимущественно за счет сокращения диафрагмы и брюшных мышц. ДЫХАНИЕ ГРУДНОЕ— дыхание, осуществляемое преимущественно за счет сокращения наружных и внутренних межреберных мышц. ДЫХАНИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОЕ— см. Дыхание брюшное. ДЫХАНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ[греч. pathos страдание, болезнь] — общее название нарушений дыхания с изменением ритма и глубины дыхательных движений. ДЫХАНИЕ ПОВЕРХНОСТНОЕ— патологическое дыхание, характеризующееся малым дыхательным объемом. ДЫХАНИЕ ПРЕРЫВИСТОЕ— см. Дыхание саккадированное. ДЫХАНИЕ РЕЧЕВОЕ— дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе. ДЫХАНИЕ САККАДИРОВАННОЕ[фр. saccade прерывистый] — патологическое дыхание, характеризующееся прерывистым вдохом, реже выдохом; возникает при поражении дыхательных мышц или болях в груди, связанных с дыханием. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА— система упражнений, направленных на развитие дыхания, в том числе речевого; на дифференциацию ротового и носового дыхания и т. П. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ— полые органы, проводящие воздух к легочным альвеолам; разделяют верхние Д. п. (наружный нос, полость носа, глотка) и нижние Д. п. (гортань, трахея, бронхи). ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ— совокупность органов, обеспечивающих газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха. ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ— см. Дыхательный объем. ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ЗВУК— см. Фрикативный звук. ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЁМ— объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого при одном дыхательном цикле. Е ЕВСТАХИЕВА ТРУБА [В. Eustachio, итал. врач и анатом] -костно-хрящевой канал, соединяющий барабанную полость с носовой частью глотки. ЕВСТАХИИТ[евстахиева труба + -ит] — воспаление слизистой оболочки евстахиевой трубы. ЕДИНИЦА ЗВУКОВАЯ— единица звучания, выделяющаяся и воспроизводящаяся в потоке речи. ЕДИНИЦА КОММУНИКАТИВНАЯ[лат. communicatio сообщение, связь] — отрезок речи, способный самостоятельно передавать сообщение; основной «Е. к. является высказывание; см. Высказывание, Предложение. ЕДИНИЦА ЛЕКСИЧЕСКАЯ[греч. lexikos словесный, словарный] — единица, основное содержание которой имеет материальный (вещественный, т. е. не грамматический) характер, а выражение находится в соответствии с правилами оформления отдельного слова, свойственными данному языку; см. Слово. ЕДИНИЦА МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ[греч. morphe форма + logos учение] — см. Морфема. ЕДИНИЦА РЕЧИ— слог, слово, словосочетание, предложение как естественно и закономерно вычленяющиеся из потока речи; см. Слог. ЕДИНИЦА РИТМИЧЕСКАЯ[греч. rhythmikos равномерный, размеренный] — единица ритмического членения речи; см. Ритм. ЕДИНИЦА ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ[греч. phone голос, звук, речь, слово + logos учение] — см. Фонема. ЕДИНИЦА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА— графема, воплощающая в себе комплекс постоянных языковых признаков; см. Графема. ЕДИНСТВО АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКОЕ[лат. articulare членораздельно выговаривать; греч. akustikos слуховой] — 1) обратная связь между произносительным усилием и слуховым контролем; 2) единица выражения, создаваемая такой связью. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — метод психологии и педагогики; Е. э. проводится в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности; испытуемый не знает, что он является объектом исследования, и это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Ё ЁМКОСТЬ ВДОХА — максимальный объем воздуха, который можно вдохнуть после нефорсированного выдоха; Ё. в. состоит из дыхательного и резервного объемов вдоха. Ж ЖАРГОН[фр. jargon] — см. Арго; в отличие от последнего, термин «жаргон» имеет пейоративное, уничижительное значение. ЖАРГОНОФАЗИЯ[фр. jargon жаргон + греч. phasis речь] — набор слов, производящий впечатление речи на каком-то непонятном языке (напр., при сенсорной афазии, шизофрении). ЖЕЛАНИЕ — особая форма активности человека, стремящегося удовлетворить осознанную им потребность с помощью определенного предмета. ЖЕЛЕЗА— орган, продуцирующий физиологически активные вещества или концентрирующий и выводящий из организма конечные продукты диссимиляции. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ [лат. secretio отделение, выделение] — общее название органов, продуцирующих гормоны и выделяющих их непосредственно во внутреннюю среду организма. ЖЕМАНСТВО— поведение, лишенное простоты и естественности. ЖЕСТЫ — различного рода телодвижения, сопровождающие или заменяющие вербальную речь. ЖИВОЙ ТИП — один из типов высшей нервной деятельности, характеризующийся сильными процессами возбуждения, уравновешенностью (сильными процессами торможения) и подвижностью нервных процессов; Ж. т. является физиологической основой сангвинического темперамента. ЖИЗНЕННАЯ ЁМКОСТЬ ЛЁГКИХ — объем воздуха, выходящего из дыхательных путей при максимальном выдохе, произведенном после максимального вдоха. З ЗАБЫВАНИЕ — процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта. ЗАБЫВЧИВОСТЬ — недостаток памяти, заключающийся в частом проявлении процесса забывания. ЗАВОРОТ ВЕКА — аномалия положения века, при которой его край частично или на всем протяжении обращен к глазному яблоку. ЗАДАТКИ — врожденные анатомо-физиологические особенности организма (нервной системы, процессов высшей нервной деятельности и др.), которые в ходе воспитания и обучения развиваются в способности. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [лат. constitutio установление, организация] — задержка психического развития, при которой эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста; этиология врожденно-конституциональная, кроме того, происхождение данного типа задержки психического развития может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами, внутриутробными или первых лет жизни. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [психо- + греч. -genes порождаемый, возникающий] — задержка психического развития, связанная с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОМАТОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [греч. soma, somatos тело + -genes порожденный] — задержка психического развития, обусловленная длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [лат. cerebrum головной мозг] — задержка психического развития, обладающая большой стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере (у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний) и в познавательной деятельности (недостаточность развития памяти и внимания, инертность, медлительность и пониженная переключаемость психических процессов, недостаточность отдельных корковых функций); у детей с этим типом задержки психического развития обычно имеет место негрубая органическая недостаточность нервной системы. ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТИПЫ — см. Задержка психического развития конституционального происхождения, Задержка психического развития психогенного происхождения, Задержка психического развития соматогенного происхождения, Задержка психического развития церебрально-органического происхождения. ЗАДНЕНЁБНЫЙ ЗВУК — звук, образуемый поднятием задней части спинки языка к заднему (мягкому) небу или к задней части твердого неба. ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЙ ЗВУК — звук, при образовании которого активным органом является задняя часть спинки языка. ЗАИКАНИЕ — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. ЗАИКАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЕ [лат. articulo, articulatum членораздельно произносить] — заикание, при котором речевые судороги возникают в мышцах артикуляционного аппарата; в артикуляционном аппарате различают судороги губные, язычные и мягкого нёба. ЗАИКАНИЕ ВОЛНООБРАЗНОЕ — заикание, которое то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает. ЗАИКАНИЕ ГОЛОСОВОЕ — заикание, при котором речевые судороги возникают в мышцах голосового аппарата; голосовые судороги могут быть смыкательными (голосовые складки плотно или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука), размыкательными (голосовая щель остается открытой, и тогда наблюдается полное безмолвие или шепотная речь), вокальными (характерны для детского возраста: дети протягивают гласные в словах). ЗАИКАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЕ — заикание, при котором речевые судороги возникают в мышцах дыхательного аппарата. ЗАИКАНИЕ ЗАКРЕПИВШЕЕСЯ — заикание, с момента возникновения которого прошло больше двух месяцев. ЗАИКАНИЕ ИНДУЦИРОВАННОЕ [лат. induco наводить] — заикание, возникшее в результате психической индукции, т. е. по подражанию; различают две формы такой психической индукции: пассивную, когда ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося, и активную, когда он копирует речь заикающегося. ЗАИКАНИЕ ИНИЦИАЛЬНОЕ [лат. initialis начальный, первичный] — заикание, с момента возникновения которого прошло Не более двух месяцев. ЗАИКАНИЕ ИНСПИРАТОРНОЕ [лат. inspiratio вдох] — дыхательное заикание, характеризующееся судорожным вдохом. ЗАИКАНИЕ КЛОНИЧЕСКОЕ [греч. klonos беспорядочное движение] — заикание, характеризующееся клоническими речевыми судорогами; см. Судороги тонические. ЗАИКАНИЕ НЕВРОЗОПОДОБНОЕ — заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; наблюдается при шизофрении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызываются органическим поражением центральной нервной системы; термин «3. н.» нередко используют как синоним термина «Заикание органическое». ЗАИКАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКОЕ [греч. neuron нерв] — заикание, обусловленное воздействием психотравми-рующих факторов; термин «3. н.» часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное». ЗАИКАНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЕ — заикание, вызванное органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. д.); может возникнуть в любом возрасте. ЗАИКАНИЕ ПОСТОЯННОЕ — заикание, которое, возникнув, проявляется относительно постоянно, независимо от формы речи, ситуации и т. д. ЗАИКАНИЕ РАЗВИТИЯ— см. Заикание функциональное. ЗАИКАНИЕ РЕСПИРАТОРНОЕ [лат. respiratum дышать] — дыхательное заикание, характеризующееся судорожными вдохом», и выдохом. ЗАИКАНИЕ РЕЦИДИВИРУЮЩЕЕ [лат. recidivus возвращающийся, возобновляющийся] — заикание, которое, исчезнув, появляется вновь после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи. ЗАИКАНИЕ СМЕШАННОЕ — заикание, при котором имеют место речевые судороги, разные по форме (напр., клоно-тонические) или по локализации (напр., артикуляционно-дыхательные). ЗАИКАНИЕ ТОНИЧЕСКОЕ [греч. tonos натяжение, напряжение] — заикание, характеризующееся тоническими речевыми судорогами; см. Судороги тонические. ЗАИКАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ [лат. functio деятельность] — заикание, вызванное психической травмой или др. факторами, при котором отсутствуют органические поражения речевых механизмов центральной и периферической нервной системы; возникает обычно у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период активного формирования фразовой речи. ЗАИКАНИЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ [лат. evolutio развитие] — см. Заикание функциональное. ЗАИКАНИЕ ЭКСПИРАТОРНОЕ [лат. exspiratum выдыхать] — дыхательное заикание, характеризующееся судорожным выдохом. ЗАИКАНИЯ ВИДЫ— см. Заикание артикуляционное, Заикание волнообразное, Заикание голосовое, Заикание дыхательное, Заикание закрепившееся, Заикание инициальное, Заикание индуцированное, Заикание инспираторное, Заикание клоническое, Заикание неврозоподобное, Заикание невротическое, Заикание органическое, Заикание постоянное, Заикание респираторное, Заикание рецидивирующее, Заикание смешанное, Заикание тоническое, Заикание функциональное, Заикание экспираторное. ЗАИКАЮЩИХСЯ ФЕНОМЕН ФИКСИРОВАННОСТИ НА СВОЁМ ДЕФЕКТЕ— см. Феномен фиксированности заикающихся на своем дефекте. ЗАКАЛИВАНИЕ— повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами. ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЁХНЕРА — см. Вебера — Фехнера закон. ЗАКОН КОМПЕНСАЦИИ [лат. compensare уравновешивать] — при поражении к.-л. органа чувств его замещают другие органы чувств, чувствительность которых повышается во много раз (напр., у слепых сильно обостряется обоняние, осязание и т. д.). ЗАКУПОРКА РЕЧИ — внезапная, обычно кратковременная остановка, обрыв мыслей, сопровождающаяся перерывом в речи. ЗАМЕНА — 1) употребление одной языковой единицы вместо другой; 2) замена одной фонемы другой, существующей в данном языке; 3) см. Коммутация. ЗАМЕНЫ ЗВУКОВ — дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы; см. Субституция. ЗАМЕЩЕНИЕ— 1) см. Коммутация; 2) см. Субституция; 3) см. Супплетивизм. ЗАМКНУТОСТЬ — особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми. ЗАМЫКАНИЕ ВРЕМЕННЫХ СВЯЗЕЙ — образование условных рефлексов. ЗАМЫКАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА- условно-рефлекторная деятельность коры головного мозга. ЗАПАЗДЫВАЮЩЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ — один из видов внутреннего торможения; 3. т. возникает из-за того, что условный раздражитель подкрепляется безусловным не сразу, а через некоторое время; выработанный таким образом условный рефлекс проявляется не сразу при действии условного раздражителя, а тоже через некоторое время; торможение, которое задерживает его проявление, и является запаздывающим. ЗАПОМИНАНИЕ — психический процесс запечатления информации в памяти. ЗАПОМИНАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — запоминание без предварительного намерения запомнить объект, обусловленное при- сущими этому объекту особенностями (новизна, необычность и т. д.), а также интересами и потребностями человека. ЗАПОМИНАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ— запоминание, обусловленное намерением запомнить объект; обычно осуществляется с помощью спец. приемов, облегчающих этот процесс. ЗАПОМИНАНИЙ ВИДЫ— см. Запоминание непроизвольное, Запоминание произвольное. ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ— торможение условного рефлекса, возникающее тогда, когда сила раздражения переходит границы, биологически допустимые для организма. ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЙ— см. Прохибитивный. ЗАСТРЕВАНИЕ— нарушение мышления, проявляющееся его крайней тугоподвижностью и бедностью ассоциаций. ЗАТВОРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ— смычный согласный звук в положении «конец фразы перед паузой». ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ— см. Заторможенность моторная. ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ МОТОРНАЯ[лат. motor двигательный] — замедление, обеднение и однообразие движений, наблюдающееся при некоторых психопатологических состояниях. ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ РЕЧЕВАЯ— замедление темпа мышления и речи, сочетающееся с их обеднением и однообразием; наблюдается при различных психопатологических состояниях. ЗАТЫЛОЧНАЯ ОБЛАСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА— задняя часть коры больших полушарий головного мозга; основное место в 3. о. г. м. занимает зрительная зона. ЗАУЧИВАНИЕ— произвольное запоминание материала с целью последующего его воспроизведения. ЗАЩИТНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА— рефлекторные и гуморальные реакции организма, возникающие в ответ на действие чрезвычайных и патологических раздражителей и направленные на сохранение гомеостаза. ЗАЯВЛЕНИЕ— предложение (коммуникативное высказывание), реакцией на которое являются к.-л. знаки внимания со стороны собеседника, не прерывающие потока речи. ЗАЯЧЬЯ ГУБА— см. Расщелина губы. ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ— шумные согласные, произносимые с участием голоса; 3. с. отличаются несколько более слабой артикуляцией, чем соответствующие глухие согласные. ЗВОНКИЙ— артикулируемый с колебанием (вибрацией, дрожанием) голосовых складок, вызывающим образование голоса. ЗВОНКОЕ ПРИДЫХАНИЕ— см. Густое придыхание. ЗВОНКОСТЬ — резонанс, возникающий вследствие колебания голосовых складок. ЗВУК — колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн и воспринимаемое органами слуха. ЗВУК РЕЧИ— членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов. ЗВУКА ИНТЕНСИВНОСТЬ — см. Сила звука. ЗВУКОВОЙ — относящийся к звукам, состоящий из звуков. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗАТОР — см. Анализатор слуховой. ЗВУКОВОЙ РЕЦЕПТОР — см. Кортиев орган. ЗВУКОВОЙ СПЕКТР [лат. spectrum видимое, видение] — график записи звука, где по горизонтали дается частота колебаний в секунду, а по вертикали — амплитуда колебаний. ЗВУКОВОСПРИНИМАЮЩИЙ АППАРАТ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ОТДЕЛА СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА — внутреннее ухо: улитка с кортиевым органом. ЗВУКОВОСПРИЯТИЕ — процесс трансформации звуковой энергии в нервное возбуждение, происходящий в клетках кортиева органа. |