МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ 10 страница





ДИСПАНСЕР ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ — лечебно-профи­лактическое учреждение, предназначенное для оказания пси­хоневрологической помощи населению; деятельность Д. п. включает: лечебно-диагностическую (амбулаторную и стацио­нарную) работу, организацию и проведение психиатрической экспертизы, проведение профилактических, психогигиеничес­ких и санитарно-просветительных мероприятий, работу по трудоустройству и учет заболеваемости, научное обобщение и изучение данных статистики о нервно-психических заболева­ниях в данном районе, городе, области.

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ — система мероприятий по здравоохра­нению, осуществляемая посредством диспансеров; системати­ческое врачебное наблюдение за состоянием здоровья опреде­ленных групп населения в целях профилактики и лечения.

ДИСПЛАЗИЯ [дис- + греч. plasis формирование, образова­ние] — неправильное развитие органов или тканей.

ДИСПРАКСИЯ [дис- + греч. praxis действие] — см. Апраксин.

ДИСПРОПОРЦИЯ [дис- + лат. proportio соразмерность] — несоразмерность, несоответствие частей, отсутствие пропор­циональности.

ДИССИМИЛЯЦИЯ[лат. dissimilis несходный; дис- + similis сходный, подобный] — 1) процесс распада сложных органических соединений, входящих в состав органов и тканей жи­вого организма, на более простые; 2) замена в слове одного из двух одинаковых или сходных звуков другим (напр., «пролубь» вместо «прорубь»).

ДИССИМУЛЯЦИЯ [лат. dissimulatio сокрытие, утаивание; дис-+ simulo уподоблять] — утаивание заболевания или его отдель­ных симптомов с целью ввести в заблуждение относительно сво­его истинного физического или психического состояния.

ДИССИНЕРГИЯ [due- + rpe4.synergia взаимодействие] — см. Асинергия.

ДИССОНАНС [лат. dissonans разногласящий, разнозвучащий] — 1) нарушение созвучия, одновременное звучание двух или более несозвучных тонов; 2) отсутствие в чем-либо гармо­нии; несоответствие чьих-либо слов или поведения настроению, общепринятым мнениям, убеждениям окружающих людей.

ДИССОЦИАЦИЯ [лат. dissociatio разделение, разъединение, различие] — нарушение содружества функций.

ДИСТОНИЯ [дис- + греч. tonos напряжение] — патологи­ческое изменение тонуса.

ДИСТОНИЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ— см. Невроз вегетативный.

ДИСТОНИЯ ВЕГЕТАТИВНО-СОСУДИСТАЯ— сосудистая дистония, обусловленная нарушением функции вегетативной не­рвной системы.

ДИСТРОФИЯ [дис- + греч. trophe питание] — расстройство питания тканей, органов или организма в целом.

ДИСФАГИЯ [дис- + греч. phagein есть, глотать] — расстрой­ство глотания.

ДИСФАЗИЯ [дис- + греч. phasis речь] — общее название нарушений речи любого происхождения.

ДИСФОНИЯ [дис- + греч. phone голос] — расстройство голо-сообразования, при котором голос сохраняется, но становит­ся неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхожде­ния.

ДИСФОРИЯ [греч. dysphoria раздражение, досада] — рас­стройство настроения с преобладанием тоскливо-злобного, уг­рюмо-недовольного, сочетающееся с раздражительностью, аг­рессивностью, нередко страхами.

ДИСФУНКЦИЯ[дис- + функция] — нарушение функции сис­темы, органа или ткани организма, выражающееся неадекват­ностью реакции на действие раздражителей.

ДИСХРОМАТОПСИЯ[due- + греч. chroma, chromatos цвет + opsis зрение] — нарушение цветового зрения.

ДИТТОЛОГИЯ— случайное удвоение слога или слова.

ДИФОНИЯ[ди- + греч. phone голос] — см. Диплофония.

ДИФТОНГ[ди- + греч. phthongos голос, звук] — сочетание двух гласных — слогового и неслогового — в одном слоге.

ДИФТОНГ ЛОЖНЫЙ— в русском языке сочетание гласных звуков с [j] в качестве второго элемента, которое при сло­воизменении распадается (напр., май — мая).

ДИФТОНГ СОГЛАСНЫЙ— см. Аффриката.

ДИФТОНГИЯ[ди- + греч. phthongos голос, звук] — см. Дип­лофония.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ[лат. differentia различие] — отличи­тельный, различный.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ— этап в коррекционной рабо­те по формированию правильного звукопроизно-шения, направ­ленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.

ДИФФЕРЕНЦИРОВКА РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ[лат. differentia раз­личие] — процесс выработки различных условных реакций в ответ на сходные раздражители.

ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ[лат. differentia раз­личие] — условное торможение, которое вырабатывается при неподкреплении одного из сходных раздражителей и продол­жающемся подкреплении других; Д. т. обуславливает выра­ботку тончайших дифференцировок условного рефлекса, что необходимо для формирования высших форм психической де­ятельности: логического мышления, членораздельной речи и сложных трудовых умений.

ДИФФУЗНОЕ КОСНОЯЗЫЧИЕ— см. Дизартрия, Дислалия.

ДИФФУЗНЫЙ[лат. diffundo, dirfusum разливать, распростра­нять] — расплывчатый, разлитой, рассеянный, распространенный.

ДИХРОМАЗИЯ[ди- + греч. chroma цвет] — врожденное на­рушение цветового зрения, при котором отсутствуют функ­ции одного из трех цветоощущающих аппаратов.

ДОБАВОЧНЫЙ НЕРВ— XI пара черепно-мозговых нервов; иннервирует грудино-ключично-сосцевидную и трапециевид­ную мышцы.

ДОГМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД[греч. dogma бездоказательное по­ложение, принимаемое на веру] — способ проработки учебно­го материала, при котором последний просто сообщается уче­никам для усвоения как нечто незыблемое и неоспоримое, а школьники заучивают сказанное преподавателем и затем вос­производят его слова по памяти или записи.

ДОГРАММАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД— ранний период усвоения речи, который характеризуется отсутствием грамматических структур в речи; предложение в этот период состоит из одного или нескольких аморфных слов.

ДОЛИХО-[греч. dolichos длинный] — составная часть слож­ных слов, означающая «длинный», «удлиненный».

ДОЛЯ БОЛЬШОГО МОЗГА— крупная структурная часть по­лушария большого мозга, отделенная бороздами.

ДОМ РЕБЁНКА— лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для воспитания с момента рождения до 3 лет детей-сирот, детей одиноких матерей, детей из студенческих семей, а также детей, родители которых тяжело больны или лишены родительских прав.

ДОМ РЕБЁНКА САНАТОРНЫЙ— дом ребенка для воспитания |'и лечения детей с дефектами слуха, речи, с органическими поражениями центральной нервной системы или соматически ослабленных после перенесенных тяжелых, заболеваний.

ДОМИНАНТА[лат. dominans, dominantis господствующий] — временно господствующий в коре головного мозга инертный очаг возбуждения, который тормозит другие рефлекторные ре­акции и вместе с тем еще более усиливается при действии лю­бых по характеру раздражителей, так как способен к суммиро­ванию и накоплению возбуждения при притоке импульсов из других центров.

ДОМИНАНТНЫЙ— господствующий, преобладающий.

ДОМИНИРОВАТЬ[лат. dominari] — господствовать, преобладать.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ— максимальный объем возду­ха, который человек может вдохнуть после обычного вдоха.

ДОРСАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ[лат. dorsalis спинной, тыльный] — согласные, в образовании которых участвует спинка языка.

ДРОЖАНИЕ— гиперкинез, проявляющийся непроизвольны­ми, стереотипными, ритмичными колебательными движения­ми всего тела или его частей.

ДРОЖАЩИЕ СОГЛАСНЫЕ— сонорные согласные, при про­изнесении которых смычка последовательно ритмически то размыкается до свободного прохода, то опять смыкается; про­ходящая таким образом струя воздуха заставляет активный орган вибрировать, или дрожать.

ДРОЖАЩИЙ УВУЛЯРНЫЙ СОНАНТ— см. Ротацизм увулярный.

ДУШ— лечебная или гигиеническая процедура, основанная на воздействии на организм струями воды различной фор­мы, температуры и давления.

ДЦП— см. Паралич детский церебральный.

ДЫХАНИЕ— 1) совокупность процессов, осуществляющих­ся благодаря функции различных органов и систем, обеспечи-вающих поступление в организм кислорода из окружающей среды, использование его в биологическом окислении и уда­ление из организма продукта окисления — углекислого газа; 2) совокупность дыхательных движений.

ДЫХАНИЕ БРЮШНОЕ— дыхание, осуществляемое преиму­щественно за счет сокращения диафрагмы и брюшных мышц.

ДЫХАНИЕ ГРУДНОЕ— дыхание, осуществляемое преимуще­ственно за счет сокращения наружных и внутренних межре­берных мышц.

ДЫХАНИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОЕ— см. Дыхание брюшное.

ДЫХАНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ[греч. pathos страдание, бо­лезнь] — общее название нарушений дыхания с изменением ритма и глубины дыхательных движений.

ДЫХАНИЕ ПОВЕРХНОСТНОЕ— патологическое дыхание, ха­рактеризующееся малым дыхательным объемом.

ДЫХАНИЕ ПРЕРЫВИСТОЕ— см. Дыхание саккадированное.

ДЫХАНИЕ РЕЧЕВОЕ— дыхание в процессе речи, отличаю­щееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

ДЫХАНИЕ САККАДИРОВАННОЕ[фр. saccade прерывистый] — патологическое дыхание, характеризующееся прерывистым вдохом, реже выдохом; возникает при поражении дыхатель­ных мышц или болях в груди, связанных с дыханием.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА— система упражнений, направ­ленных на развитие дыхания, в том числе речевого; на диф­ференциацию ротового и носового дыхания и т. П.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ— полые органы, проводящие воздух к легочным альвеолам; разделяют верхние Д. п. (наружный нос, полость носа, глотка) и нижние Д. п. (гортань, трахея, бронхи).

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ— совокупность органов, обеспе­чивающих газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ— см. Дыхательный объем.

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ЗВУК— см. Фрикативный звук.

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЁМ— объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого при одном дыхательном цикле.

Е

ЕВСТАХИЕВА ТРУБА [В. Eustachio, итал. врач и анатом] -костно-хрящевой канал, соединяющий барабанную полость с носовой частью глотки.

ЕВСТАХИИТ[евстахиева труба + -ит] — воспаление слизи­стой оболочки евстахиевой трубы.

ЕДИНИЦА ЗВУКОВАЯ— единица звучания, выделяющаяся и воспроизводящаяся в потоке речи.

ЕДИНИЦА КОММУНИКАТИВНАЯ[лат. communicatio сообщение, связь] — отрезок речи, способный самостоятельно передавать сообщение; основной «Е. к. является высказывание; см. Выс­казывание, Предложение.

ЕДИНИЦА ЛЕКСИЧЕСКАЯ[греч. lexikos словесный, словар­ный] — единица, основное содержание которой имеет матери­альный (вещественный, т. е. не грамматический) характер, а вы­ражение находится в соответствии с правилами оформления от­дельного слова, свойственными данному языку; см. Слово.

ЕДИНИЦА МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ[греч. morphe форма + logos учение] — см. Морфема.

ЕДИНИЦА РЕЧИ— слог, слово, словосочетание, предложе­ние как естественно и закономерно вычленяющиеся из пото­ка речи; см. Слог.

ЕДИНИЦА РИТМИЧЕСКАЯ[греч. rhythmikos равномерный, раз­меренный] — единица ритмического членения речи; см. Ритм.

ЕДИНИЦА ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ[греч. phone голос, звук, речь, слово + logos учение] — см. Фонема.

ЕДИНИЦА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА— графема, воплощающая в себе комплекс постоянных языковых признаков; см. Графема.

ЕДИНСТВО АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКОЕ[лат. articulare членораздельно выговаривать; греч. akustikos слуховой] — 1) об­ратная связь между произносительным усилием и слуховым контролем; 2) единица выражения, создаваемая такой связью.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — метод психологии и пе­дагогики; Е. э. проводится в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности; испытуемый не знает, что он является объектом исследования, и это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и пред­намеренности ответной реакции.

 

 

Ё

ЁМКОСТЬ ВДОХА — максимальный объем воздуха, который можно вдохнуть после нефорсированного выдоха; Ё. в. состо­ит из дыхательного и резервного объемов вдоха.

Ж

ЖАРГОН[фр. jargon] — см. Арго; в отличие от последнего, термин «жаргон» имеет пейоративное, уничижительное значение.

ЖАРГОНОФАЗИЯ[фр. jargon жаргон + греч. phasis речь] — набор слов, производящий впечатление речи на каком-то не­понятном языке (напр., при сенсорной афазии, шизофрении). ЖЕЛАНИЕ — особая форма активности человека, стремяще­гося удовлетворить осознанную им потребность с помощью определенного предмета.

ЖЕЛЕЗА— орган, продуцирующий физиологически актив­ные вещества или концентрирующий и выводящий из орга­низма конечные продукты диссимиляции.

ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ [лат. secretio отделение, выделение] — общее название органов, продуцирующих гор­моны и выделяющих их непосредственно во внутреннюю сре­ду организма.

ЖЕМАНСТВО— поведение, лишенное простоты и естествен­ности.

ЖЕСТЫ — различного рода телодвижения, сопровождающие или заменяющие вербальную речь.

ЖИВОЙ ТИП — один из типов высшей нервной деятельнос­ти, характеризующийся сильными процессами возбуждения, уравновешенностью (сильными процессами торможения) и подвижностью нервных процессов; Ж. т. является физиоло­гической основой сангвинического темперамента.

ЖИЗНЕННАЯ ЁМКОСТЬ ЛЁГКИХ — объем воздуха, выходяще­го из дыхательных путей при максимальном выдохе, произве­денном после максимального вдоха.

 

 

З

ЗАБЫВАНИЕ — процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, не­возможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и уз­нать то, что было известно из прошлого опыта.

ЗАБЫВЧИВОСТЬ — недостаток памяти, заключающийся в частом проявлении процесса забывания.

ЗАВОРОТ ВЕКА — аномалия положения века, при которой его край частично или на всем протяжении обращен к глазно­му яблоку.

ЗАДАТКИ — врожденные анатомо-физиологические особен­ности организма (нервной системы, процессов высшей нервной деятельности и др.), которые в ходе воспитания и обучения развиваются в способности.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — временное отста­вание развития психики в целом или отдельных ее функций.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬ­НОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [лат. constitutio установление, орга­низация] — задержка психического развития, при которой эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ран­ней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего воз­раста; этиология врожденно-конституциональная, кроме того, происхождение данного типа задержки психического развития может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами, внутриутробными или первых лет жизни.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРО­ИСХОЖДЕНИЯ [психо- + греч. -genes порождаемый, возникаю­щий] — задержка психического развития, связанная с небла­гоприятными условиями воспитания, препятствующими пра­вильному формированию личности ребенка.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОМАТОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [греч. soma, somatos тело + -genes порож­денный] — задержка психического развития, обусловленная длительной соматической недостаточностью различного про­исхождения: хроническими инфекциями, аллергическими со­стояниями, врожденными и приобретенными пороками раз­вития соматической сферы, в первую очередь сердца.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГА­НИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [лат. cerebrum головной мозг] — задержка психического развития, обладающая большой стойкос­тью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфе­ре (у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний) и в познавательной деятельности (недостаточность развития памяти и внимания, инертность, мед­лительность и пониженная переключаемость психических про­цессов, недостаточность отдельных корковых функций); у детей с этим типом задержки психического развития обычно имеет мес­то негрубая органическая недостаточность нервной системы.

ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТИПЫ — см. Задерж­ка психического развития конституционального происхождения, За­держка психического развития психогенного происхождения, Задер­жка психического развития соматогенного происхождения, Задерж­ка психического развития церебрально-органического происхождения.

ЗАДНЕНЁБНЫЙ ЗВУК — звук, образуемый поднятием зад­ней части спинки языка к заднему (мягкому) небу или к зад­ней части твердого неба.

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЙ ЗВУК — звук, при образовании которого активным органом является задняя часть спинки языка.

ЗАИКАНИЕ — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

ЗАИКАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЕ [лат. articulo, articulatum чле­нораздельно произносить] — заикание, при котором речевые судороги возникают в мышцах артикуляционного аппарата; в артикуляционном аппарате различают судороги губные, языч­ные и мягкого нёба.

ЗАИКАНИЕ ВОЛНООБРАЗНОЕ — заикание, которое то уси­ливается, то ослабевает, но до конца не исчезает.

ЗАИКАНИЕ ГОЛОСОВОЕ — заикание, при котором речевые судороги возникают в мышцах голосового аппарата; голосо­вые судороги могут быть смыкательными (голосовые складки плотно или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласно­го звука), размыкательными (голосовая щель остается откры­той, и тогда наблюдается полное безмолвие или шепотная речь), вокальными (характерны для детского возраста: дети протяги­вают гласные в словах).

ЗАИКАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЕ — заикание, при котором рече­вые судороги возникают в мышцах дыхательного аппарата.

ЗАИКАНИЕ ЗАКРЕПИВШЕЕСЯ — заикание, с момента воз­никновения которого прошло больше двух месяцев.

ЗАИКАНИЕ ИНДУЦИРОВАННОЕ [лат. induco наводить] — заи­кание, возникшее в результате психической индукции, т. е. по подражанию; различают две формы такой психической индук­ции: пассивную, когда ребенок непроизвольно начинает заи­каться, слыша речь заикающегося, и активную, когда он ко­пирует речь заикающегося.

ЗАИКАНИЕ ИНИЦИАЛЬНОЕ [лат. initialis начальный, первич­ный] — заикание, с момента возникновения которого прошло Не более двух месяцев.

ЗАИКАНИЕ ИНСПИРАТОРНОЕ [лат. inspiratio вдох] — дыха­тельное заикание, характеризующееся судорожным вдохом.

ЗАИКАНИЕ КЛОНИЧЕСКОЕ [греч. klonos беспорядочное дви­жение] — заикание, характеризующееся клоническими рече­выми судорогами; см. Судороги тонические.

ЗАИКАНИЕ НЕВРОЗОПОДОБНОЕ — заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имею­щее непсихогенное происхождение; наблюдается при шизоф­рении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызываются органическим поражением центральной нервной системы; термин «3. н.» нередко используют как синоним тер­мина «Заикание органическое».

ЗАИКАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКОЕ [греч. neuron нерв] — заика­ние, обусловленное воздействием психотравми-рующих фак­торов; термин «3. н.» часто употребляют как синоним терми­на «Заикание функциональное».

ЗАИКАНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЕ — заикание, вызванное органи­ческими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. д.); может возникнуть в любом возрасте.

ЗАИКАНИЕ ПОСТОЯННОЕ — заикание, которое, возникнув, проявляется относительно постоянно, независимо от формы речи, ситуации и т. д.

ЗАИКАНИЕ РАЗВИТИЯ— см. Заикание функциональное.

ЗАИКАНИЕ РЕСПИРАТОРНОЕ [лат. respiratum дышать] — ды­хательное заикание, характеризующееся судорожными вдохом», и выдохом.

ЗАИКАНИЕ РЕЦИДИВИРУЮЩЕЕ [лат. recidivus возвращающий­ся, возобновляющийся] — заикание, которое, исчезнув, появ­ляется вновь после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи.

ЗАИКАНИЕ СМЕШАННОЕ — заикание, при котором имеют ме­сто речевые судороги, разные по форме (напр., клоно-тонические) или по локализации (напр., артикуляционно-дыхательные).

ЗАИКАНИЕ ТОНИЧЕСКОЕ [греч. tonos натяжение, напряже­ние] — заикание, характеризующееся тоническими речевыми судорогами; см. Судороги тонические.

ЗАИКАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ [лат. functio деятельность] — заикание, вызванное психической травмой или др. фактора­ми, при котором отсутствуют органические поражения рече­вых механизмов центральной и периферической нервной сис­темы; возникает обычно у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период активного формирования фразовой речи.

ЗАИКАНИЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ [лат. evolutio развитие] — см. Заикание функциональное.

ЗАИКАНИЕ ЭКСПИРАТОРНОЕ [лат. exspiratum выдыхать] — дыхательное заикание, характеризующееся судорожным вы­дохом.

ЗАИКАНИЯ ВИДЫ— см. Заикание артикуляционное, Заикание волнообразное, Заикание голосовое, Заикание дыхательное, Заи­кание закрепившееся, Заикание инициальное, Заикание индуциро­ванное, Заикание инспираторное, Заикание клоническое, Заика­ние неврозоподобное, Заикание невротическое, Заикание органи­ческое, Заикание постоянное, Заикание респираторное, Заика­ние рецидивирующее, Заикание смешанное, Заикание тоническое, Заикание функциональное, Заикание экспираторное.

ЗАИКАЮЩИХСЯ ФЕНОМЕН ФИКСИРОВАННОСТИ НА СВОЁМ ДЕФЕКТЕ— см. Феномен фиксированности заикающихся на сво­ем дефекте.

ЗАКАЛИВАНИЕ— повышение устойчивости организма к не­благоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систе­матического дозированного воздействия этими факторами.

ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЁХНЕРА — см. Вебера — Фехнера закон.

ЗАКОН КОМПЕНСАЦИИ [лат. compensare уравновешивать] — при поражении к.-л. органа чувств его замещают другие орга­ны чувств, чувствительность которых повышается во много раз (напр., у слепых сильно обостряется обоняние, осязание и т. д.).

ЗАКУПОРКА РЕЧИ — внезапная, обычно кратковременная остановка, обрыв мыслей, сопровождающаяся перерывом в речи.

ЗАМЕНА — 1) употребление одной языковой единицы вме­сто другой; 2) замена одной фонемы другой, существующей в данном языке; 3) см. Коммутация.

ЗАМЕНЫ ЗВУКОВ — дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависи­мости от того, артикуляционные или акустические образы зву­ков не сформированы; см. Субституция.

ЗАМЕЩЕНИЕ— 1) см. Коммутация; 2) см. Субституция; 3) см. Супплетивизм.

ЗАМКНУТОСТЬ — особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с дру­гими людьми.

ЗАМЫКАНИЕ ВРЕМЕННЫХ СВЯЗЕЙ — образование условных рефлексов.

ЗАМЫКАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА- условно-рефлекторная деятельность коры головного мозга.

ЗАПАЗДЫВАЮЩЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ — один из видов внутрен­него торможения; 3. т. возникает из-за того, что условный раздражитель подкрепляется безусловным не сразу, а через некоторое время; выработанный таким образом условный реф­лекс проявляется не сразу при действии условного раздражи­теля, а тоже через некоторое время; торможение, которое за­держивает его проявление, и является запаздывающим.

ЗАПОМИНАНИЕ — психический процесс запечатления ин­формации в памяти.

ЗАПОМИНАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — запоминание без пред­варительного намерения запомнить объект, обусловленное при- сущими этому объекту особенностями (новизна, необычность и т. д.), а также интересами и потребностями человека.

ЗАПОМИНАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ— запоминание, обуслов­ленное намерением запомнить объект; обычно осуществляет­ся с помощью спец. приемов, облегчающих этот процесс.

ЗАПОМИНАНИЙ ВИДЫ— см. Запоминание непроизвольное, За­поминание произвольное.

ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ— торможение условного рефлекса, возникающее тогда, когда сила раздражения пере­ходит границы, биологически допустимые для организма.

ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЙ— см. Прохибитивный.

ЗАСТРЕВАНИЕ— нарушение мышления, проявляющееся его крайней тугоподвижностью и бедностью ассоциаций.

ЗАТВОРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ— смычный согласный звук в по­ложении «конец фразы перед паузой».

ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ— см. Заторможенность моторная.

ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ МОТОРНАЯ[лат. motor двигательный] — замедление, обеднение и однообразие движений, наблюдаю­щееся при некоторых психопатологических состояниях.

ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ РЕЧЕВАЯ— замедление темпа мышле­ния и речи, сочетающееся с их обеднением и однообразием; наблюдается при различных психопатологических состояниях.

ЗАТЫЛОЧНАЯ ОБЛАСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА— задняя часть коры больших полушарий головного мозга; основное место в 3. о. г. м. занимает зрительная зона.

ЗАУЧИВАНИЕ— произвольное запоминание материала с це­лью последующего его воспроизведения.

ЗАЩИТНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА— рефлекторные и гумо­ральные реакции организма, возникающие в ответ на действие чрезвычайных и патологических раздражителей и направлен­ные на сохранение гомеостаза.

ЗАЯВЛЕНИЕ— предложение (коммуникативное высказыва­ние), реакцией на которое являются к.-л. знаки внимания со стороны собеседника, не прерывающие потока речи.

ЗАЯЧЬЯ ГУБА— см. Расщелина губы.

ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ— шумные согласные, произносимые с участием голоса; 3. с. отличаются несколько более слабой артикуляцией, чем соответствующие глухие согласные.

ЗВОНКИЙ— артикулируемый с колебанием (вибрацией, дро­жанием) голосовых складок, вызывающим образование голоса.

ЗВОНКОЕ ПРИДЫХАНИЕ— см. Густое придыхание.

ЗВОНКОСТЬ — резонанс, возникающий вследствие колеба­ния голосовых складок.

ЗВУК — колебательное движение частиц упругой среды, рас­пространяющееся в виде волн и воспринимаемое органами слуха.

ЗВУК РЕЧИ— членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов.

ЗВУКА ИНТЕНСИВНОСТЬ — см. Сила звука.

ЗВУКОВОЙ — относящийся к звукам, состоящий из звуков.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗАТОР — см. Анализатор слуховой.

ЗВУКОВОЙ РЕЦЕПТОР — см. Кортиев орган.

ЗВУКОВОЙ СПЕКТР [лат. spectrum видимое, видение] — гра­фик записи звука, где по горизонтали дается частота колеба­ний в секунду, а по вертикали — амплитуда колебаний.

ЗВУКОВОСПРИНИМАЮЩИЙ АППАРАТ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ОТДЕЛА СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА — внутреннее ухо: улитка с кортиевым органом.

ЗВУКОВОСПРИЯТИЕ — процесс трансформации звуковой энергии в нервное возбуждение, происходящий в клетках кор­тиева органа.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.