ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ 9 страница ДЕМЕНЦИЯ ИНФАНТИЛЬНАЯ — прогрессирующее слабоумие у детей в возрасте 3—5 лет, проявляющееся потерей приобретенных навыков, прогрессирующим оскудением речи до ее полного исчезновения при сохранении выразительности лица. ДЕМИССИЯ — см. Депрессия. ДЕМОФОБИЯ [греч. demos народ, толпа + фобия] — навязчивый страх: боязнь толпы. ДЕНАЗАЛИЗАЦИЯ — потеря носовой артикуляции, переход носового звука в ротовой. ДЕНДРИТ [греч. dendron дерево] — ветвящийся цитоплазматический отросток нервной клетки, проводящий нервные импульсы к телу клетки. ДЕНЕРВАЦИЯ [де- + (ин)нервация] — разобщение связей к.-л. органа или ткани организма с нервной системой в результате механического (напр., хирургического) нарушения целости проводников, химического или физического воздействия, нарушающего проведение возбуждения в нервных волокнах и синапсах. ДЕНТАЛЬНЫЙ СОГЛАСНЫЙ[лат. dentalis зубной] — см. Зубной согласный. ДЕНТО-ЛАБИАЛЬНЫЙ СОГЛАСНЫЙ[лат. dentalis зубной + labialis губной] — см. Губно-зубной согласный. ДЕОНТОЛОГИЯ [греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение] — совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ [де- + лат. persona личность] — психопатологическое расстройство самосознания с чувством отчуждения некоторых или всех психических процессов, осознаваемое и болезненно переживаемое самим больным. ДЕПРЕССИВНАЯ РЕАКЦИЯ— синдром тоскливо-подавленного настроения, непосредственно связанный с психической травмой. ДЕПРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ— см. Депрессия. ДЕПРЕССИЯ [лат. deprimo, depressum понижать, подавлять, угнетать] — состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающимися с двигательными расстройствами и разнообразными соматическими нарушениями (потеря аппетита, похудание, изменение ритма сердечной деятельности и т. п.). ДЕПРИВАЦИЯ [англ. deprivation лишение, утрата] — лишение или ограничение возможностей удовлетворения к.-л. потребностей организма. ДЕПРИВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ — депривация в движениях, связанная с ограничением пространства, невесомостью и т. п. ДЕПРИВАЦИЯ МАТЕРИНСКАЯ — депривация в общении с матерью и в материнском уходе у детей; приводит к нарушениям развития, невротическим и аффективным расстройствам. ДЕПРИВАЦИЯ СЕНСОРНАЯ [лат. sensus чувство, ощущение] — депривация в необходимой информации, возникающая у человека в условиях изоляции или при расстройствах функции основных органов чувств. ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ[лат. socialis общественный] — депривация в связях с окружающей социальной средой, возникающая, напр., в результате ухода на пенсию, утраты близких людей или физического здоровья. ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ [де- + лат. realis действительный] — нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным. ДЕРМОГРАФИЗМ [греч. derma кожа + grapho писать, изображать] — изменение окраски кожи при ее механическом штриховом раздражении; изучение Д. имеет диагностическое значение, напр., при заболеваниях вегетативной нервной системы. ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ [де- + сенсибилизация] — см. Гипосенсибилизация. ДЕСНА — слизистая оболочка, покрывающая альвеолярные отростки верхней и альвеолярную часть нижней челюсти в области зубных ячеек. ДЕСТРУКТИВНЫЙ [лат. destructivus] — разрушительный, нарушающий нормальную структуру чего-либо. ДЕСТРУКЦИЯ [лат. destructio разрушение] — нарушение нормальной структуры. ДЕСТРУКЦИЯ РЕЧИ— процесс распада речи. ДЕТАЛИЗИРОВАТЬ [фр. detailler] — приводить в подробностях; подробно (детально) разбирать; расчленять. ДЕТЕРМИНИЗМ [лат. determino определять] — учение о всеобъемлющей причинной материальной обусловленности природных, общественных и психических явлений. ДЕТЕРМИНИЗМА ПРИНЦИП — один из трех принципов изучения высшей нервной деятельности, выдвинутых И. П. Павловым; согласно ему все явления, предметы окружающей действительности, в том числе высшую нервную деятельность, психику, надо рассматривать как причинно обусловленные, имеющие свои особые закономерности. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ — дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ— см. Аномальные дети. ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ— непреднамеренная ложь как результат деятельности фантазии; обуславливается возрастными особенностями ребенка. ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ— общее название лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для обслуживания детей в возрасте до 14 лет включительно. ДЕТСКИЕ ЯСЛИ— см. Ясли. ДЕТСКИЙ ИНТЕРНАТ— см. Школа-интернат. ДЕТСКИЙ САД— учреждение для воспитания и обучения детей в возрасте от 3 до 7 лет. ДЕТСКИЙ САД СПЕЦИАЛЬНЫЙ— дошкольное учреждение для аномальных детей. ДЕФЕКТ[лат. defectus недостаток] — недостаток к.-л. органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции. ДЕФЕКТ ЗВОНКОСТИ— расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение. ДЕФЕКТ МЯГКОСТИ— расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твердыми или их смешение. ДЕФЕКТ ПСИХИКИ[греч. psychikos относящийся к душе] — недостаточность, неполноценность к.-л. функции психической деятельности. ДЕФЕКТ РАЗВИТИЯ— физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. ДЕФЕКТИВНОСТЬ[лат. defectus недостаток] — наличие физических или психических недостатков. ДЕФЕКТИВНЫЕ ДЕТИ— см. Аномальные дети. ДЕФЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ— предложение, в котором опущено и подразумевается одно из слов, выражающих подлежащее или сказуемое. ДЕФЕКТНЫЙ[лат. defectus недостаток, изъян, недочет] — испорченный, с изъяном, неполный. ДЕФЕКТОЛОГИЯ[лат. defectus недостаток + греч. Logos учение] — наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения. ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ— см. Дислалия органическая. ДЕФЕКТЫ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ — см. Дизартрия, Дислалия, Ринолалия. ДЕФЕКТЫ РЕЧИ— см. Речи нарушения. ДЕФЛЁКСИЯ[де- + флексия] — 1) см. Аблаут; 2) утрата флексии. ДЕФОРМАЦИЯ[лат. deformatio изменение формы] — нарушение формы части тела или органа. ДЕЭФФЕРЕНТАЦИЯ[де- + лат. efferens, efferentis выносящий] — лишение органа или ткани возможности получать импульсы от центральной нервной системы в результате нарушения анатомической целости или проводимости иннервирующих их эфферентных нервных волокон. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— действия человека, направленные на удовлетворение его материальных и духовных потребностей. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ— см. Высшая нервная деятельность. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРОВАЯ— см. Игра. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВАЯ— 1) речь как процесс (в отличие от речи как произведения), выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, физиологии и др.; 2) язык как социальный продукт речевой способности, как сложение а) совокупности необходимых условий, усвоенных общественным коллективом, для осуществления этой способности и б) индивидуального говорения, включающего также слушателя как соучастника речевого акта; 3) речь индивида. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВАЯ— один из видов деятельности; целесообразная деятельность человека, связанная с изготовлением и употреблением орудий труда, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ— один из видов деятельности; заключается в усвоении знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике, ДЗЕКАНЬЕ— произношение мягкой аффрикаты [д'з'] вместо мягкого [д'|, свойственное белорусскому языку и некоторым диалектам русского языка. ДИ-------- 1). [греч. dis дважды] — приставка, означающая «два, дважды, двойной»; 2) см. Диа-; 3) см, Дис-. ДИА-[греч. dia] — приставка, означающая: 1) движение сквозь, через, от начала до конца в пространстве или во времени; 2) полное завершение действия; 3) разделение, отделение; 4) промежуточное положение между чем-либо. ДИАГНОЗ[греч. diagnosis распознавание; диа- + gnosis познание, знание] — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т. п. ДИАГНОЗ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ — этап диагностики, устанавливающий отличие данной болезни от других, сходных по клиническим проявлениям. ДИАГНОСТИКА [греч. diagnostikos способный распознавать] — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза. ДИАЛЕКТ [греч. dialektos] — разновидность данного языка, употребляемая более или менее ограниченным числом людей, связанных тесной территориальной, профессиональной или социальной общностью и находящихся в постоянном и непосредственном языковом контакте. ДИАЛЕКТ АКАЮЩИЙ— диалект, характеризующийся аканьем. ДИАЛЕКТ КЛАССОВЫЙ— диалект, объединяющий представителей данного общественного класса. ДИАЛЕКТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ— один из диалектов данного языка, являющийся основой национального литературного языка. ДИАЛЕКТ ОКАЮЩИЙ— диалект, характеризующийся оканьем. ДИАЛЕКТ ЭТНИЧЕСКИЙ[греч. ethnikos связанный с принадлежностью к к.-л. народу] — разновидность языка, свойственная определенной этнической группе. ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ— толковый словарь, в котором собраны и разъяснены специфические слова данного диалекта или особые значения, которые имеют в данном диалекте слова общенародного языка. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ [диалект + греч. logos учение] — раздел языкознания, занимающийся изучением диалектов и говоров к.-л. языка. ДИАЛОГ [греч. dialogos] — одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора; характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения. ДИАЛОГ ВНУТРЕННИЙ — фигура речи, состоящая в обращении к самому себе. ДИАПАЗОН [греч. dia pason через все (струны)] — совокупность звуков разной высоты, доступных данному голосу. ДИАТЕЗ [греч. diathesis склонность к чему-либо, предрасположение] — предрасположение организма к некоторым болезням или неадекватным реакциям на обычные раздражители. ДИАФОНИЯ [греч. diaphonia разноголосица] — см. Диссонанс 1. ДИАФРАГМА [диа- + греч. phragma перегородка] — мышца, отделяющая грудную, полость от брюшной и участвующая в дыхании; поднимаясь и опускаясь, Д. тем самым изменяет форму грудной клетки, что важно для образования резонанса при речи. ДИВЕРГЕНТ [лат. divergens, divergentis расходящийся в разные стороны] — см. Аллофона. ДИВЕРГЕНЦИЯ [лат. divergere обнаруживать расхождение] — отклонение в произношении звука речи в зависимости от положения в слове. ДИВЕРГЕНЦИЯ ГЛАЗ — расхождение зрительных осей правого и левого глаза. ДИГРЕССИЯ [лат. digressio] — отступление; отклонение. ДИДАКТИКА [греч. didaktikos поучительный] — раздел педагогики, разрабатывающий вопросы теории обучения. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ — устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в учебно-воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — основополагающие требования к практической организации учебного процесса; к Д. п. относят: научность обучения, связь теории с практикой в обучении, наглядность обучения, сознательность и активность в обучении, прочность усвоения знаний учащимися, систематичность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к учащимся, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. ДИДАКТИЧЕСКИЙ [греч. didaktikos] — поучительный, обучающий. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ — вид наглядных учебных пособий (напр., наборы карточек с рисунками, текстом или цифрами, счетный материал, модели геометрических фигур и т.д.); Д. м. служит целям общего развития дошкольников и школьников и используется для сенсорного воспитания, для развития комбинаторных возможностей и мышления. ДИДАКТОГЕНИЯ[греч. didaktikos поучительный + genesis рождение, происхождение] — вид психогении: заболевание, обусловленное неосторожными высказываниями или поступками педагога, неблагоприятно воздействовавшими на психику воспитанника или учащегося; к Д. относят также нервно-психическое расстройство, возникшее в связи с прослушанной лекцией или вслед за объяснением преподавателя, где шла речь о к.-л. заболевании, после прочтения соответствующей статьи на медицинскую тему, просмотра научно-популярного фильма и т. д. ДИЕТА[греч. diaita] — рацион и режим питания. ДИЗ-------- см. Дис-. ДИЗАДАПТАЦИЯ[диз- + адаптация] — расстройство приспособления живого организма к действию факторов окружающей и внутренней среды. ДИЗАКУЗИЯ[диз- + греч. akusis слух] — возникновение неприятных ощущений одновременно со слуховым восприятием звуков; к Д. иногда относят и снижение слуха. ДИЗАРТРИЯ[диз- + греч. arthroo "членораздельно произносить] - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. ДИЗАРТРИЯ БУЛЬВАРНАЯ[от греч. bulbus луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг] - дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер. ДИЗАРТРИЯ КОРКОВАЯ— дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции. ДИЗАРТРИЯ МОЗЖЕЧКОВАЯ— дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей. ДИЗАРТРИЯ ПОДКОРКОВАЯ— дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. ДИЗАРТРИЯ ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ[греч. pseudes ложный + бульварный] — дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей. ДИЗАРТРИЯ ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ[лат. extra вне, снаружи + pyramidalis пирамидальный] — см. Дизартрия подкорковая ДИЗЕРГАЗИИ[диз- + греч. ergasia работа, действие, деятельность] — нарушения поведения, обусловленные органическими поражениями головного мозга. ДИЗЕСТЕЗИЯ[диз- + греч. aisthesis чувство, ощущение] — извращение чувствительности (напр., тепло воспринимается как боль или холод). ДИЗЕСТЕЗИЯ АКУСТИЧЕСКАЯ— появление неприятного раздражающего оттенка у воспринимаемых слуховым анализато ром звуков; обычно сопровождается гипакузией. ДИЗЕСТЕЗИЯ СЛУХОВАЯ— см. Дизестезия акустическая. ДИЗОНТОГЕНЕЗ[диз- + онтогенез] — нарушение индивидуального развития организма. ДИЗОНТ0ГЕНЕТИЧЕСКИЙ— связанный с нарушением онтогенеза. ДИЗОСМИЯ[диз- + греч. osme обоняние] — извращенное восприятие запахов.. ДИКЦИЯ[лат. dictio произношение] — 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающие четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а так же слов и фраз в целом; 2) манера произношения слов, слогов и звуков. ДИЛОГИЯ[ди- + грбч. logos слово, понятие] — фигура речи, состоящая в одновременном употреблении слова в двух разных смыслах в пределах одного и того же высказывания. ДИЛЯЦИЯ— см. Ассимиляция 2. ДИНАМИЧЕСКИЙ[греч. dynamikos относящийся к силе, силовой] — связанный с проявлением силы; богатый движением, действием, внутренней энергией. ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП[греч. stereos твердый, прочный, объемный, пространственный + typos отпечаток, образец] — относительно устойчивая система условных рефлексов, которая вырабатывается в результате многократного воздействия условных сигналов, следующих в определенном порядке. ДИНАМИЧНОСТЬ[греч. dynamikos относящийся к силе, силовой] — 1) ход развития (напр., болезни); 2) подвижность (напр., нервных процессов). ДИПЛ-[дипло-; греч. diploos двойной] — составная часть сложных слов, означающая «двойной», «сдвоенный», «парный». ДИПЛАКУЗИЯ[дипл- + греч. akusis слух] — нарушение слухового восприятия, при котором один и тот же тон воспринимается правым и левым ухом по-разному. ДИПЛЕГИЯ [du- + греч. plege удар, поражение] — двусторонний паралич одноименных частей тела (напр., обеих ног). ДИПЛО-------- см. Дипл-. ДИПЛОПИЯ [дипл- + греч. ops, opos глаз, зрение] — нарушение зрения, при котором рассматриваемый объект кажется удвоенным. ДИПЛОСКОП[дипло- + греч. skopeo рассматривать, исследовать] — прибор для исследования состояния бинокулярного зрения и лечения косоглазия. ДИПЛОФОНИЯ [дипло- + греч. phone звук, голос] — расстройство голоса, проявляющееся одновременным образованием двух тонов различной высоты при произнесении одного звука; наблюдается при неодинаковой частоте колебаний передних и задних отделов голосовых складок. ДИС- — 1) [диз-; греч. dys-] — приставка, означающая «затруднение», «отклонение от нормы», «нарушение функции»; 2) [ди-; лат. dis-] — приставка, означающая разделение», «разъединение», «расчленение», «отрицание». ДИСАКУЗИЯ [дис- + греч. akusis слух]— см. Дизакузия. ДИСБАЗИЯ [due- + греч. basis ходьба, шаг] — расстройство ходьбы. ДИСГАРМОНИЯ [due- + греч. harmonia созвучие] — несозвучность, разноголосица; отсутствие соразмерности; нарушение гармонии. ДИСГАРМОНИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ[греч. psychikos относящийся к душе, душевным свойствам] — недоразвитие одних и (или) преувеличенное развитие других свойств личности. ДИСГЕНЕЗИЯ [due- + греч. genesis происхождение, развитие] — см. Дисплазия. ДИСГРАММАТИЗМ [due- + греч. grammata чтение, письмо] — см. Аграмматизм. ДИСГРАФИЯ [due- + греч. grapho писать, изображать] — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. ДИСГРАФИЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ — дисграфия, связанная с недоразвитием грамматического строя речи; может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. ДИСГРАФИЯ АКУСТИЧЕСКАЯ — дисграфия, обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи звуки произносятся правильно). ДИСГРАФИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ -дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание. ДИСГРАФИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — оптическая дисграфия, при которой изолированные буквы воспроизводятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замены букв оптического характера. ДИСГРАФИЯ ИДЕАТОРНАЯ —дисграфия, связанная с особенностями психофизиологического состояния человека (при преобладании возбуждения или торможения). ДИСГРАФИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ [лат. lit(t)era буква] — оптическая дисграфия, при которой наблюдается нарушение воспроизведения изолированных букв. ДИСГРАФИЯ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ —см. Дисграфия акустическая. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ ИСТЕРИИ — периодическое нарушение письма истерического происхождения: рука отказывается писать, пропускаются, заменяются буквы, почерк становится атактическим. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА — дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза; на письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения. ДИСГРАФИЯ ОПТИЧЕСКАЯ [греч. optikos относящийся к зрению] — дисграфия, которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме; к Д. о. относят и зеркальное письмо. ДИСГРАФИЯ У ВЗРОСЛЫХ— распад уже имеющегося навыка письменной речи как результат перенесенного мозгового заболевания, травмы, мозговых опухолей, локализованных в соответствующих областях мозговой коры. ДИСЕМИЯ [du- + греч. semasia обозначение] — наличие у слова (или у данной единицы выражения, характеризующейся формальными признаками слова) двух значений. ДИСИЛЛАБ [du- + греч. syllabe слог] — слово, состоящее из двух слогов. ДИСКАЛЬКУЛИЯ [due- + лат. calculo считать] — частичное нарушение способности производить арифметические действия. ДИСКАНТ [лат. discantus] — 1) высокий детский голос, соответствующий женскому сопрано; 2) поющий дискантом ДИСКИНЕЗИЯ [due- + греч. kinesis движение] — расстройство координированных двигательных актов. ДИСКОМФОРТНОЕ СОСТОЯНИЕ[due- + англ. comfort удобства] — состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями (головная боль и т. п.); часто сопровождается неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. ДИСКОРИЯ [due- + греч. когё зрачок] — нарушение формы зрачка. ДИСКУССИЯ [лат. discussio исследование, разбор] — обсуждение к.-л. вопроса; спор. ДИСКУТИРОВАТЬ [лат. discutere исследовать, разбирать] — обсуждать что-либо, спорить, вести дискуссию. ДИСЛАБИАЛИЗАЦИЯ [due- + лабиализация] — см. Делабиализация. ДИСЛАЛИЯ [due- + греч. lalia речь] — нарушение звукопроизношения. ДИСЛАЛИЯ АКУСТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. ДИСЛАЛИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. ДИСЛАЛИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. ДИСЛАЛИЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ [греч. mechane орудие, сооруже-. ние] — см. Дислалия органическая. ДИСЛАЛИЯ МОНОМОРФНАЯ [греч. monos один, единый, единственный + morphe форма] — см. Дислалия простая. ДИСЛАЛИЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ — нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). ДИСЛАЛИЯ ПОЛИМОРФНАЯ [греч. poly много, многое + morphe форма] — см. Дислалия сложная. ДИСЛАЛИЯ ПРОСТАЯ — дислалия, при которой дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки. ДИСЛАЛИЯ СЛОЖНАЯ — дислалия, при которой дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп. ДИСЛАЛИЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ [лат. universalis всеобщий, всеобъемлющий, повсеместный] — расстройство звукопроизношения, при котором нарушается произношение всех или почти всех фонем данного языка. ДИСЛАЛИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ [греч. physis природа + logos понятие, учение] — расстройство звукопроизношения, которое наблюдается у детей в возрасте до пяти лет и обусловлено недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха; Д. ф. можно назвать возрастным нарушением звукопроизношения. ДИСЛАЛИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ [лат. functio деятельность] — нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и центральной нервной системы. ДИСЛЕКСИЯ [due- + лат. lego читаю] — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. ДИСЛЕКСИЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. ДИСЛЕКСИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — оптическая дислексия, которая проявляется в нарушениях при чтении слов. ДИСЛЕКСИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ [лат. lit(t)era буква] — оптическая дислексия, проявляющаяся в нарушениях при изолированном узнавании и различении буквы. ДИСЛЕКСИЯ МНЕСТИЧЕСКАЯ [греч. mnesis память] — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. ДИСЛЕКСИЯ ОПТИЧЕСКАЯ [греч. optikos относящийся к зрению] — дислексия, которая проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв, а также их взаимных заменах; к Д. о. относят и зеркальное чтение. ДИСЛЕКСИЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ [греч. semantikos обозначающий, смысловой] — дислексия, проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. ДИСЛЕКСИЯ ТАКТИЛЬНАЯ [лат. tactilis осязательный] — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. ДИСЛЕКСИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа (у детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза). ДИСМИМИЯ [дис- + греч. mimia подражание] — расстройство мимических движений. ДИСМОРФОФОБИЯ [дис- + греч. morphe форма + фобия] — психическое расстройство в виде тягостного переживания физической неполноценности в связи с реальным или воображаемым анатомическим недостатком или нарушением физиологических функций. ДИСПАНСЕР [фр. dispenser раздавать; избавлять, освобождать] — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для активного раннего выявления и учета больных с определенными группами болезней, систематического динамического наблюдения за ними, оказания специализированной лечебной помощи, разработки рекомендаций по оздоровлению условий труда и быта этих больных, а также для изучения заболеваемости и ее причин, разработки и осуществления мероприятий по предупреждению болезней, проведения санитарно-просветительной работы. |