МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ 9 страница





ДЕМЕНЦИЯ ИНФАНТИЛЬНАЯ — прогрессирующее слабоумие у детей в возрасте 3—5 лет, проявляющееся потерей приобретенных навыков, прогрессирующим оскудением речи до ее пол­ного исчезновения при сохранении выразительности лица.

ДЕМИССИЯ — см. Депрессия.

ДЕМОФОБИЯ [греч. demos народ, толпа + фобия] — навяз­чивый страх: боязнь толпы.

ДЕНАЗАЛИЗАЦИЯ потеря носовой ар­тикуляции, переход носового звука в ротовой.

ДЕНДРИТ [греч. dendron дерево] — ветвящийся цитоплазматический отросток нервной клетки, проводящий нервные им­пульсы к телу клетки.

ДЕНЕРВАЦИЯ [де- + (ин)нервация] — разобщение связей к.-л. органа или ткани организма с нервной системой в результате механического (напр., хирургического) нарушения целости про­водников, химического или физического воздействия, наруша­ющего проведение возбуждения в нервных волокнах и синапсах.

ДЕНТАЛЬНЫЙ СОГЛАСНЫЙ[лат. dentalis зубной] — см. Зуб­ной согласный.

ДЕНТО-ЛАБИАЛЬНЫЙ СОГЛАСНЫЙ[лат. dentalis зубной + labialis губной] — см. Губно-зубной согласный.

ДЕОНТОЛОГИЯ [греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение] — совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ [де- + лат. persona личность] — пси­хопатологическое расстройство самосознания с чувством от­чуждения некоторых или всех психических процессов, осоз­наваемое и болезненно переживаемое самим больным.

ДЕПРЕССИВНАЯ РЕАКЦИЯ— синдром тоскливо-подавленного настроения, непосредственно связанный с психической травмой.

ДЕПРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ— см. Депрессия.

ДЕПРЕССИЯ [лат. deprimo, depressum понижать, подавлять, угнетать] — состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической активнос­ти, сочетающимися с двигательными расстройствами и разно­образными соматическими нарушениями (потеря аппетита, похудание, изменение ритма сердечной деятельности и т. п.).

ДЕПРИВАЦИЯ [англ. deprivation лишение, утрата] — лише­ние или ограничение возможностей удовлетворения к.-л. по­требностей организма.

ДЕПРИВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ — депривация в движениях, связанная с ограничением пространства, невесомостью и т. п.

ДЕПРИВАЦИЯ МАТЕРИНСКАЯ — депривация в общении с матерью и в материнском уходе у детей; приводит к наруше­ниям развития, невротическим и аффективным расстройствам.

ДЕПРИВАЦИЯ СЕНСОРНАЯ [лат. sensus чувство, ощущение] — депривация в необходимой информации, возникаю­щая у человека в условиях изоляции или при расстройствах функции основных органов чувств.

ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ[лат. socialis общественный] — депривация в связях с окружающей социальной средой, воз­никающая, напр., в результате ухода на пенсию, утраты близ­ких людей или физического здоровья.

ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ [де- + лат. realis действительный] — нару­шение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным.

ДЕРМОГРАФИЗМ [греч. derma кожа + grapho писать, изоб­ражать] — изменение окраски кожи при ее механическом штри­ховом раздражении; изучение Д. имеет диагностическое зна­чение, напр., при заболеваниях вегетативной нервной системы.

ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ [де- + сенсибилизация] — см. Гипосенсибилизация.

ДЕСНА — слизистая оболочка, покрывающая альвеолярные отростки верхней и альвеолярную часть нижней челюсти в области зубных ячеек.

ДЕСТРУКТИВНЫЙ [лат. destructivus] — разрушительный, на­рушающий нормальную структуру чего-либо.

ДЕСТРУКЦИЯ [лат. destructio разрушение] — нарушение нор­мальной структуры.

ДЕСТРУКЦИЯ РЕЧИ— процесс распада речи.

ДЕТАЛИЗИРОВАТЬ [фр. detailler] — приводить в подробнос­тях; подробно (детально) разбирать; расчленять.

ДЕТЕРМИНИЗМ [лат. determino определять] — учение о все­объемлющей причинной материальной обусловленности при­родных, общественных и психических явлений.

ДЕТЕРМИНИЗМА ПРИНЦИП — один из трех принципов изу­чения высшей нервной деятельности, выдвинутых И. П. Пав­ловым; согласно ему все явления, предметы окружающей дей­ствительности, в том числе высшую нервную деятельность, психику, надо рассматривать как причинно обусловленные, имеющие свои особые закономерности.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ — дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интел­лекте.

ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ— см. Аномальные дети.

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ— непреднамеренная ложь как результат деятельности фантазии; обуславливается возрастными особен­ностями ребенка.

ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ— общее название лечебно-профилак­тических и учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для обслуживания детей в возрасте до 14 лет включительно.

ДЕТСКИЕ ЯСЛИ— см. Ясли.

ДЕТСКИЙ ИНТЕРНАТ— см. Школа-интернат.

ДЕТСКИЙ САД— учреждение для воспитания и обучения детей в возрасте от 3 до 7 лет.

ДЕТСКИЙ САД СПЕЦИАЛЬНЫЙ— дошкольное учреждение для аномальных детей.

ДЕФЕКТ[лат. defectus недостаток] — недостаток к.-л. орга­на, выпадение какой-нибудь физиологической или психичес­кой функции.

ДЕФЕКТ ЗВОНКОСТИ— расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение.

ДЕФЕКТ МЯГКОСТИ— расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твердыми или их смешение.

ДЕФЕКТ ПСИХИКИ[греч. psychikos относящийся к душе] — недостаточность, неполноценность к.-л. функции психичес­кой деятельности.

ДЕФЕКТ РАЗВИТИЯ— физический или психический недоста­ток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

ДЕФЕКТИВНОСТЬ[лат. defectus недостаток] — наличие фи­зических или психических недостатков.

ДЕФЕКТИВНЫЕ ДЕТИ— см. Аномальные дети.

ДЕФЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ— предложение, в котором опу­щено и подразумевается одно из слов, выражающих подлежа­щее или сказуемое.

ДЕФЕКТНЫЙ[лат. defectus недостаток, изъян, недочет] — испорченный, с изъяном, неполный.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ[лат. defectus недостаток + греч. Logos уче­ние] — наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ— см. Дислалия органическая.

ДЕФЕКТЫ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ — см. Дизартрия, Дисла­лия, Ринолалия.

ДЕФЕКТЫ РЕЧИ— см. Речи нарушения.

ДЕФЛЁКСИЯ[де- + флексия] — 1) см. Аблаут; 2) утрата флексии.

ДЕФОРМАЦИЯ[лат. deformatio изменение формы] — нару­шение формы части тела или органа.

ДЕЭФФЕРЕНТАЦИЯ[де- + лат. efferens, efferentis вынося­щий] — лишение органа или ткани возможности получать импульсы от центральной нервной системы в результате на­рушения анатомической целости или проводимости иннервирующих их эфферентных нервных волокон.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— действия человека, направленные на удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ— см. Высшая нервная деятельность.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРОВАЯ— см. Игра.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВАЯ— 1) речь как процесс (в отличие от речи как произведения), выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, физиологии и др.; 2) язык как социальный продукт речевой способности, как сложение а) совокупности необходимых условий, усвоенных об­щественным коллективом, для осуществления этой способнос­ти и б) индивидуального говорения, включающего также слу­шателя как соучастника речевого акта; 3) речь индивида.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВАЯ— один из видов деятельности; целесообразная деятельность человека, связанная с изготов­лением и употреблением орудий труда, направленная на ви­доизменение и приспособление предметов природы для удов­летворения своих потребностей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ— один из видов деятельности; заключается в усвоении знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике,

ДЗЕКАНЬЕ— произношение мягкой аффрикаты [д'з'] вместо мягкого [д'|, свойственное белорусскому языку и неко­торым диалектам русского языка.

ДИ-------- 1). [греч. dis дважды] — приставка, означающая «два, дважды, двойной»; 2) см. Диа-; 3) см, Дис-.

ДИА-[греч. dia] — приставка, означающая: 1) движение сквозь, через, от начала до конца в пространстве или во вре­мени; 2) полное завершение действия; 3) разделение, отде­ление; 4) промежуточное положение между чем-либо.

ДИАГНОЗ[греч. diagnosis распознавание; диа- + gnosis по­знание, знание] — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражает­ся в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т. п.

ДИАГНОЗ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ — этап диагностики, ус­танавливающий отличие данной болезни от других, сходных по клиническим проявлениям.

ДИАГНОСТИКА [греч. diagnostikos способный распознавать] — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и после­довательные ступени процесса распознавания болезней или осо­бых физиологических состояний; 2) процесс распознавания бо­лезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное меди­цинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.

ДИАЛЕКТ [греч. dialektos] — разновидность данного языка, употребляемая более или менее ограниченным числом людей, связанных тесной территориальной, профессиональной или со­циальной общностью и находящихся в постоянном и непосред­ственном языковом контакте.

ДИАЛЕКТ АКАЮЩИЙ— диалект, характеризующийся аканьем.

ДИАЛЕКТ КЛАССОВЫЙ— диалект, объединяющий представи­телей данного общественного класса.

ДИАЛЕКТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ— один из диалектов данного язы­ка, являющийся основой национального литературного языка.

ДИАЛЕКТ ОКАЮЩИЙ— диалект, характеризующийся оканьем.

ДИАЛЕКТ ЭТНИЧЕСКИЙ[греч. ethnikos связанный с принад­лежностью к к.-л. народу] — разновидность языка, свойствен­ная определенной этнической группе.

ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ— толковый словарь, в ко­тором собраны и разъяснены специфические слова данного ди­алекта или особые значения, которые имеют в данном диалекте слова общенародного языка.

ДИАЛЕКТОЛОГИЯ [диалект + греч. logos учение] — раздел язы­кознания, занимающийся изучением диалектов и говоров к.-л. языка.

ДИАЛОГ [греч. dialogos] — одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказы­вается ограниченным непосредственной тематикой разгово­ра; характеризуется относительной краткостью отдельных выс­казываний и относительной простотой их синтаксического построения.

ДИАЛОГ ВНУТРЕННИЙ — фигура речи, состоящая в обраще­нии к самому себе.

ДИАПАЗОН [греч. dia pason через все (струны)] — совокуп­ность звуков разной высоты, доступных данному голосу.

ДИАТЕЗ [греч. diathesis склонность к чему-либо, предраспо­ложение] — предрасположение организма к некоторым болез­ням или неадекватным реакциям на обычные раздражители.

ДИАФОНИЯ [греч. diaphonia разноголосица] — см. Диссонанс 1.

ДИАФРАГМА [диа- + греч. phragma перегородка] — мышца, отделяющая грудную, полость от брюшной и участвующая в ды­хании; поднимаясь и опускаясь, Д. тем самым изменяет форму грудной клетки, что важно для образования резонанса при речи.

ДИВЕРГЕНТ [лат. divergens, divergentis расходящийся в раз­ные стороны] — см. Аллофона.

ДИВЕРГЕНЦИЯ [лат. divergere обнаруживать расхождение] — отклонение в произношении звука речи в зависимости от по­ложения в слове.

ДИВЕРГЕНЦИЯ ГЛАЗ — расхождение зрительных осей пра­вого и левого глаза.

ДИГРЕССИЯ [лат. digressio] — отступление; отклонение.

ДИДАКТИКА [греч. didaktikos поучительный] — раздел педа­гогики, разрабатывающий вопросы теории обучения.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ — устойчивые, повто­ряющиеся и существенные связи в учебно-воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффек­тивных результатов в развитии и формировании личности.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — основополагающие требо­вания к практической организации учебного процесса; к Д. п. относят: научность обучения, связь теории с практикой в обу­чении, наглядность обучения, сознательность и активность в обучении, прочность усвоения знаний учащимися, система­тичность и последовательность в обучении, доступность обу­чения, индивидуальный подход к учащимся, единство обра­зовательных, развивающих и воспитательных функций обуче­ния.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ [греч. didaktikos] — поучительный, обуча­ющий.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ — вид наглядных учебных по­собий (напр., наборы карточек с рисунками, текстом или циф­рами, счетный материал, модели геометрических фигур и т.д.); Д. м. служит целям общего развития дошкольников и школьников и используется для сенсорного воспитания, для разви­тия комбинаторных возможностей и мышления.

ДИДАКТОГЕНИЯ[греч. didaktikos поучительный + genesis рож­дение, происхождение] — вид психогении: заболевание, обус­ловленное неосторожными высказываниями или поступками педагога, неблагоприятно воздействовавшими на психику воспитанника или учащегося; к Д. относят также нервно-психичес­кое расстройство, возникшее в связи с прослушанной лекцией или вслед за объяснением преподавателя, где шла речь о к.-л. заболевании, после прочтения соответствующей статьи на меди­цинскую тему, просмотра научно-популярного фильма и т. д.

ДИЕТА[греч. diaita] — рацион и режим питания.

ДИЗ-------- см. Дис-.

ДИЗАДАПТАЦИЯ[диз- + адаптация] — расстройство при­способления живого организма к действию факторов окружа­ющей и внутренней среды.

ДИЗАКУЗИЯ[диз- + греч. akusis слух] — возникновение не­приятных ощущений одновременно со слуховым восприятием звуков; к Д. иногда относят и снижение слуха.

ДИЗАРТРИЯ[диз- + греч. arthroo "членораздельно произно­сить] - нарушение произносительной стороны речи, обуслов­ленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

ДИЗАРТРИЯ БУЛЬВАРНАЯ[от греч. bulbus луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг] - дизартрия, обус­ловленная периферическим парезом или параличом мышц, при­нимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер.

ДИЗАРТРИЯ КОРКОВАЯ— дизартрия, обусловленная пора­жением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.

ДИЗАРТРИЯ МОЗЖЕЧКОВАЯ— дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей.

ДИЗАРТРИЯ ПОДКОРКОВАЯ— дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей.

ДИЗАРТРИЯ ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ[греч. pseudes ложный + бульварный] — дизартрия, обусловленная центральным пара­личом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего пораже­ния двигательных корково-ядерных путей.

ДИЗАРТРИЯ ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ[лат. extra вне, снаружи + pyramidalis пирамидальный] — см. Дизартрия подкорковая

ДИЗЕРГАЗИИ[диз- + греч. ergasia работа, действие, деятель­ность] — нарушения поведения, обусловленные органически­ми поражениями головного мозга.

ДИЗЕСТЕЗИЯ[диз- + греч. aisthesis чувство, ощущение] — извращение чувствительности (напр., тепло воспринимается как боль или холод).

ДИЗЕСТЕЗИЯ АКУСТИЧЕСКАЯ— появление неприятного раз­дражающего оттенка у воспринимаемых слуховым анализато ром звуков; обычно сопровождается гипакузией.

ДИЗЕСТЕЗИЯ СЛУХОВАЯ— см. Дизестезия акустическая.

ДИЗОНТОГЕНЕЗ[диз- + онтогенез] — нарушение индивиду­ального развития организма.

ДИЗОНТ0ГЕНЕТИЧЕСКИЙ— связанный с нарушением онто­генеза.

ДИЗОСМИЯ[диз- + греч. osme обоняние] — извращенное восприятие запахов..

ДИКЦИЯ[лат. dictio произношение] — 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппа­рата, обеспечивающие четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а так же слов и фраз в целом; 2) манера произно­шения слов, слогов и звуков.

ДИЛОГИЯ[ди- + грбч. logos слово, понятие] — фигура речи, состоящая в одновременном употреблении слова в двух раз­ных смыслах в пределах одного и того же высказывания.

ДИЛЯЦИЯ— см. Ассимиляция 2.

ДИНАМИЧЕСКИЙ[греч. dynamikos относящийся к силе, си­ловой] — связанный с проявлением силы; богатый движени­ем, действием, внутренней энергией.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП[греч. stereos твердый, прочный, объемный, пространственный + typos отпечаток, образец] — от­носительно устойчивая система условных рефлексов, которая вырабатывается в результате многократного воздействия услов­ных сигналов, следующих в определенном порядке.

ДИНАМИЧНОСТЬ[греч. dynamikos относящийся к силе, си­ловой] — 1) ход развития (напр., болезни); 2) подвижность (напр., нервных процессов).

ДИПЛ-[дипло-; греч. diploos двойной] — составная часть сложных слов, означающая «двойной», «сдвоенный», «парный».

ДИПЛАКУЗИЯ[дипл- + греч. akusis слух] — нарушение слу­хового восприятия, при котором один и тот же тон восприни­мается правым и левым ухом по-разному.

ДИПЛЕГИЯ [du- + греч. plege удар, поражение] — двусто­ронний паралич одноименных частей тела (напр., обеих ног).

ДИПЛО-------- см. Дипл-.

ДИПЛОПИЯ [дипл- + греч. ops, opos глаз, зрение] — наруше­ние зрения, при котором рассматриваемый объект кажется уд­военным.

ДИПЛОСКОП[дипло- + греч. skopeo рассматривать, исследовать] — прибор для исследования состояния бинокулярного зрения и лечения косоглазия.

ДИПЛОФОНИЯ [дипло- + греч. phone звук, голос] — расстрой­ство голоса, проявляющееся одновременным образованием двух тонов различной высоты при произнесении одного звука; на­блюдается при неодинаковой частоте колебаний передних и задних отделов голосовых складок.

ДИС- — 1) [диз-; греч. dys-] — приставка, означающая «затруднение», «отклонение от нормы», «нарушение функции»; 2) [ди-; лат. dis-] — приставка, означающая разделение», «разъе­динение», «расчленение», «отрицание».

ДИСАКУЗИЯ [дис- + греч. akusis слух]— см. Дизакузия.

ДИСБАЗИЯ [due- + греч. basis ходьба, шаг] — расстройство ходьбы.

ДИСГАРМОНИЯ [due- + греч. harmonia созвучие] — несоз­вучность, разноголосица; отсутствие соразмерности; наруше­ние гармонии.

ДИСГАРМОНИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ[греч. psychikos относящийся к душе, душевным свойствам] — недоразвитие одних и (или) преувеличенное развитие других свойств личности.

ДИСГЕНЕЗИЯ [due- + греч. genesis происхождение, разви­тие] — см. Дисплазия.

ДИСГРАММАТИЗМ [due- + греч. grammata чтение, письмо] — см. Аграмматизм.

ДИСГРАФИЯ [due- + греч. grapho писать, изображать] — ча­стичное нарушение процесса письма, при котором наблюда­ются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

ДИСГРАФИЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ — дисграфия, связанная с недоразвитием грамматического строя речи; может проявлять­ся на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

ДИСГРАФИЯ АКУСТИЧЕСКАЯ — дисграфия, обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи звуки произносятся правильно).

ДИСГРАФИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ -дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприя­тия и произношения звуков на письме, опора на неправиль­ное проговаривание.

ДИСГРАФИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — оптическая дисграфия, при ко­торой изолированные буквы воспроизводятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замены букв опти­ческого характера.

ДИСГРАФИЯ ИДЕАТОРНАЯ —дисграфия, связанная с осо­бенностями психофизиологического состояния человека (при преобладании возбуждения или торможения).

ДИСГРАФИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ [лат. lit(t)era буква] — оптичес­кая дисграфия, при которой наблюдается нарушение воспро­изведения изолированных букв.

ДИСГРАФИЯ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗ­НАВАНИЯ —см. Дисграфия акустическая.

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ ИСТЕРИИ — периодическое наруше­ние письма истерического происхождения: рука отказывается писать, пропускаются, заменяются буквы, почерк становится атактическим.

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА — дисграфия, в основе которой лежит нарушение раз­личных форм языкового анализа и синтеза: деления предложе­ний на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза; на письме проявляется в искажениях структуры слова и предло­жения.

ДИСГРАФИЯ ОПТИЧЕСКАЯ [греч. optikos относящийся к зре­нию] — дисграфия, которая связана с недоразвитием зритель­ного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представ­лений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме; к Д. о. относят и зеркальное письмо.

ДИСГРАФИЯ У ВЗРОСЛЫХ— распад уже имеющегося навы­ка письменной речи как результат перенесенного мозгового заболевания, травмы, мозговых опухолей, локализованных в соответствующих областях мозговой коры.

ДИСЕМИЯ [du- + греч. semasia обозначение] — наличие у слова (или у данной единицы выражения, характеризующейся формальными признаками слова) двух значений.

ДИСИЛЛАБ [du- + греч. syllabe слог] — слово, состоящее из двух слогов.

ДИСКАЛЬКУЛИЯ [due- + лат. calculo считать] — частичное нарушение способности производить арифметические действия.

ДИСКАНТ [лат. discantus] — 1) высокий детский голос, соот­ветствующий женскому сопрано; 2) поющий дискантом

ДИСКИНЕЗИЯ [due- + греч. kinesis движение] — расстрой­ство координированных двигательных актов.

ДИСКОМФОРТНОЕ СОСТОЯНИЕ[due- + англ. comfort удоб­ства] — состояние, характеризующееся неприятными субъектив­ными ощущениями (головная боль и т. п.); часто сопровождает­ся неблагоприятными психофизиологическими сдвигами.

ДИСКОРИЯ [due- + греч. когё зрачок] — нарушение формы зрачка.

ДИСКУССИЯ [лат. discussio исследование, разбор] — обсуж­дение к.-л. вопроса; спор.

ДИСКУТИРОВАТЬ [лат. discutere исследовать, разбирать] — обсуждать что-либо, спорить, вести дискуссию.

ДИСЛАБИАЛИЗАЦИЯ [due- + лабиализация] — см. Делабиа­лизация.

ДИСЛАЛИЯ [due- + греч. lalia речь] — нарушение звукопроизношения.

ДИСЛАЛИЯ АКУСТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислалия, обус­ловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсор­ном звене механизма восприятия речи.

ДИСЛАЛИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене произ­водства речи.

ДИСЛАЛИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

ДИСЛАЛИЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ [греч. mechane орудие, сооруже-. ние] — см. Дислалия органическая.

ДИСЛАЛИЯ МОНОМОРФНАЯ [греч. monos один, единый, един­ственный + morphe форма] — см. Дислалия простая.

ДИСЛАЛИЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ — нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферичес­кого аппарата речи (органов артикуляции).

ДИСЛАЛИЯ ПОЛИМОРФНАЯ [греч. poly много, многое + morp­he форма] — см. Дислалия сложная.

ДИСЛАЛИЯ ПРОСТАЯ — дислалия, при которой дефектно про­износится один звук или однородные по артикуляции звуки.

ДИСЛАЛИЯ СЛОЖНАЯ — дислалия, при которой дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп.

ДИСЛАЛИЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ [лат. universalis всеобщий, все­объемлющий, повсеместный] — расстройство звукопроизношения, при котором нарушается произношение всех или по­чти всех фонем данного языка.

ДИСЛАЛИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ [греч. physis природа + log­os понятие, учение] — расстройство звукопроизношения, кото­рое наблюдается у детей в возрасте до пяти лет и обусловлено недостаточным развитием движений органов артикуляции, а так­же недостаточной сформированностью фонематического слуха; Д. ф. можно назвать возрастным нарушением звукопроизноше­ния.

ДИСЛАЛИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ [лат. functio деятельность] — нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и цент­ральной нервной системы.

ДИСЛЕКСИЯ [due- + лат. lego читаю] — частичное наруше­ние процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошиб­ках стойкого характера.

ДИСЛЕКСИЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ — дислексия, обусловлен­ная недоразвитием грамматического строя речи.

ДИСЛЕКСИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — оптическая дислексия, кото­рая проявляется в нарушениях при чтении слов.

ДИСЛЕКСИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ [лат. lit(t)era буква] — оптичес­кая дислексия, проявляющаяся в нарушениях при изолиро­ванном узнавании и различении буквы.

ДИСЛЕКСИЯ МНЕСТИЧЕСКАЯ [греч. mnesis память] — дис­лексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

ДИСЛЕКСИЯ ОПТИЧЕСКАЯ [греч. optikos относящийся к зре­нию] — дислексия, которая проявляется в трудностях усвое­ния и в смешениях сходных графически букв, а также их вза­имных заменах; к Д. о. относят и зеркальное чтение.

ДИСЛЕКСИЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ [греч. semantikos обозначаю­щий, смысловой] — дислексия, проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при тех­нически правильном чтении.

ДИСЛЕКСИЯ ТАКТИЛЬНАЯ [лат. tactilis осязательный] — дис­лексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

ДИСЛЕКСИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа (у детей в ряде случаев могут быть недоразви­ты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза).

ДИСМИМИЯ [дис- + греч. mimia подражание] — расстрой­ство мимических движений.

ДИСМОРФОФОБИЯ [дис- + греч. morphe форма + фобия] — психическое расстройство в виде тягостного переживания физической неполноценности в связи с реальным или вообра­жаемым анатомическим недостатком или нарушением физио­логических функций.

ДИСПАНСЕР [фр. dispenser раздавать; избавлять, освобождать] — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для активного раннего выявления и учета больных с определенными группами болезней, систематического динамического наблюде­ния за ними, оказания специализированной лечебной помощи, разработки рекомендаций по оздоровлению условий труда и быта этих больных, а также для изучения заболеваемости и ее при­чин, разработки и осуществления мероприятий по предупрежде­нию болезней, проведения санитарно-просветительной работы.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.