Заболевания детей в периоде новорожденности. Асфиксия. Родовая травма. Родовые повреждения ЦНС. План изложения материала: 1. Асфиксия новорожденного ребенка. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска. 2. Клинические проявления и осложнения асфиксии по степеням. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика. 3. Сестринский процесс при асфиксии новорожденных. 4. Родовая травма. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска возникновения родовой травмы. 5. Виды родовой травмы. Клинические проявления. Принципы лечения. Прогноз. 6. Клинические проявления и осложнения родовой травмы ЦНС. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика. 7. Сестринский процесс при родовой травме ЦНС. 8. Организация диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими асфиксию и родовую травму ЦНС, в условиях детской поликлиники. Цель занятия:Сформировать у студентов знания по асфиксии и родовой травме у новорожденных детей, принципам организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения. Содержание учебного материала: Определение понятий «родовая травма» и «асфиксия». Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска. Клинические проявления изучаемых заболеваний. Осложнения. Методы диагностики. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика. После изучения темы студент должен: Представлять и понимать: 1. Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. 2. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. 3. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. Знать: 1. АФО органов и систем новорожденного ребенка. 2. Критерии оценки общего состояния новорожденного при рождении. 3. Основные причины и факторы риска развития изучаемых заболеваний. 4. Клинические проявления, проблемы пациентов, осложнения, современные методы диагностики, принципы лечения и особенности сестринского ухода за пациентом. 5. Организацию этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. 6. Организацию диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. Асфиксия новорожденных –это заболевание, при котором при наличии сердечной деятельности отсутствует дыхание или имеются отдельные нерегулярные поверхностные вдохи. В результате асфиксии у новорожденного ребенка в крови и в тканях развивается дефицит кислорода (гипоксия) и накапливается углекислота (гиперкапния). Этиология: Асфиксия может развиваться во время внутриутробного (антенатального) периода, во время родов (интранатально) – первичная асфиксия, и в послеродовом периоде (постнатально) – вторичная асфиксия. Факторы риска развития заболевания: 1. В антенатальном периоде: · Заболевания матери, сопровождающиеся недостатком кислорода в крови (анемия, сердечная и дыхательная недостаточность и т.д.) · Инфекционные заболевания беременной. · Акушерская патология (длительные токсикозы, нефропатия беременных, угроза прерывания беременности, аномалии предлежания плаценты, переношенная беременность, многоплодие) · Вредные привычки беременной (курение, алкоголь, наркотики). · Длительный прием лекарственных препаратов беременной женщиной. 2. В интранатальном периоде: · Преждевременные роды · Быстрые, стремительные или затяжные роды. · Роды в ягодичном и тазовом предлежании · Аномалии положения плаценты, ее преждевременная отслойка. · Выпадение или обвитие пуповины, короткая пуповина. · Органические поражения жизненно важных органов ребенка (пороки развития сердца, легких, мозга). · Внутриутробное инфицирование. Механизм патологического процесса: При недостаточном поступлении кислорода в организм плода, в крови и в тканях развивается дефицит кислорода (гипоксия) и накапливается углекислота (гиперкапния), что ведет к накоплению в организме кислых продуктов обмена и развитию ацидоза. Вследствие этого, повышается проницаемость сосудов и развивается тканевая гипоксия (в результате чего клетки теряют способность поглощать кислород). Повышенная проницаемость сосудов ведет к возможности кровоизлияния в различные органы, а в сочетании с тканевой гипоксией – к нарушению функции жизненно важных органов (головной мозг, сердце и т.д.). Клиническая картина. Для оценки состояния новорожденного используется шкала Апгар, по которой оценка проводится по пяти наиболее важным признакам: · Окраска кожи. · Мышечный тонус. · Дыхание. · Сердцебиение. · Рефлекторная возбудимость. Оценка состояния новорожденного ребенка по шкале Апгар: Признаки | 0 баллов | 1 балл | 2 балла | Окраска кожи. | Бледная или резко цианотичная | Розовая, акроцианоз | Розовая | Мышечный тонус. | Отсутствует, конечности свисают | Снижен | Нормальный тонус, активные движения | Дыхание. | Отсутствует | Брадипноэ, нерегулярное | Нормальное дыхание, громкий плач | Сердцебиение. | Отсутствует | Брадикардия, менее 100 в минуту | Ритмичное, 100-140 в минуту | Рефлекторная возбудимость | Отсутствует | Одиночные активные движения, гримасы | Активные движения, кашель, чихание | Состояние новорожденного ребенка оценивается через 1 минуту после рождения, повторно – через 5 минут Общая оценка складывается из суммы баллов по каждому признаку в отдельности: · Общая оценка 0 – клиническая смерть · Общая оценка 1-3 балла – очень тяжелое состояние. · Общая оценка 4-5 баллов – тяжелое состояние. · Общая оценка 6-7 баллов – состояние средней тяжести. · Общая оценка 8-10 баллов – состояние удовлетворительное. Таким образом, опираясь на признаки шкалы Апгар, можно представить клиническую картину асфиксии в зависимости от степени тяжести: Клиника первичной асфиксии (по степеням тяжести). Степень асфиксии | Первая | Вторая (синяя) | Третья (белая) | Оценка по шкале Апгар | 6-7 баллов | 4-5 баллов | 1-3 балла | Состояние ребенка | Удовлетворительное или Средней тяжести | Тяжелое, крик короткий, мало эмоциональный | Крайне тяжелое | Дыхание | Редкое, поверхностное | Отсутствует или аритмичное с длительными остановками | Отсутствует | Частота сердечных сокращений | Брадикардия (110-120 в минуту) | Брадикардия (80-100 в минуту), тоны сердца глухие | Брадикардия выраженная (60-80 в минуту), аритмия, глухие тоны сердца | Мышечный тонус | Сохранен | Снижен | Значительно снижен или отсутствует | Реакция на носовой катетер | Сохранена | Снижена | Значительно снижена или отсутствует | Цвет кожи | Незначительный цианоз, акроцианоз | Выраженный цианоз кожи и слизистых | Кожа бледная с восковидным оттенком, цианоз слизистых | Основные принципы лечения первичной асфиксии: Лечение ребенка, родившегося с асфиксией, начинается в родильном зале с оказания реанимационных мероприятий, причем для принятия решения о начале реанимации не следует ждать одну минуту, достаточно оценить состояние новорожденного по трем основным показателям: · Характер дыхания. · Частота сердечных сокращений. · Цвет кожных покровов. Реанимация новорожденных с асфиксией проводится в три этапа: Первый этап. Цель: освобождение и поддержание проходимости дыхательных путей. Мероприятия: · При рождении головки отсасывание содержимого из полости рта и глотки, затем из носа. · Быстрое отделение ребенка от матери и помещение его на столик с обогревом (источник лучистого тепла). · Быстро и тщательно обтереть ребенка теплой стерильной пеленкой (тактильная стимуляция дыхания). · Придать ребенку правильное положение (слегка запрокинуть головку, подложить под плечи валик). · Повторно отсосать слизь из полости рта и носа. · Провести тактильную стимуляцию дыхания (растирание спинки, похлопывание по подошвам). · Произвести оценку ребенка по трем жизненно важным критериям (дыхание, ЧСС, цвет кожных покровов) для решения вопроса о дальнейшем продолжении реанимационных мероприятий. Если появилось ровное дыхание, ЧСС больше 100 ударов в минуту, реанимацию прекращают и ребенка переводят в палату интенсивной терапии. Если дыхание отсутствует или оно неэффективное, переходят ко второму этапу реанимационных мероприятий. Второй этап. Цель: восстановление дыхания. Мероприятия: · ИВЛ с помощью маски и дыхательного мешка Амбу. Для ИВЛ используется чаще 60% кислородно-газовая смесь, недоношенным детям – 40%. · При неэффективности вентиляции легких мешком и маской, необходимо заподозрить развитие осложнений (обструкция дыхательных путей слизью, западение языка, переразгибание шеи, аспирация мекония) Развитие этих осложнений является показанием для проведения эндотрахеальной интубации и подключения к аппарату ИВЛ. Интубация трахеи проводится с помощью ларингоскопа. · После интубации оценка эффективности вентиляции легких проводится каждые 20-30 секунд. Если ЧСС в пределах 80-100 в минуту, ИВЛ продолжают до тех пор, пока ЧСС не возрастет до 100 в минуту, и не появятся спонтанные дыхательные движения. · Для стимуляции дыхания могут быть введены внутривенно лекарственные препараты (этимизол или налорфин). · Если у ребенка ЧСС больше 100 в минуту, появились самостоятельные вдохи, реанимацию прекращают и ребенка переводят в палату интенсивной терапии. Если ЧСС меньше 100 в минуту, переходят к третьему этапу реанимационных мероприятий. Третий этап. Цель: восстановление и поддержание сердечной деятельности и гемодинамики. Мероприятия: · В сочетании с ИВЛ проводится непрямой массаж сердца (2-пальцами надавливая на нижнюю треть грудины в ритме 120 в минуту на глубину 1,5-2 см). Оценка эффективности проводится по ЧСС и цвету кожных покровов. · Если в течение 60 секунд нет эффекта от массажа сердца, в вену пуповины вводится 0,01% раствор адреналина для стимуляции сердечной деятельности. Продолжают непрямой массаж сердца и ИВЛ. · Вновь проводится оценка цвета кожных покровов и микроциркуляции, при необходимости введение адреналина можно повторить через 5 минут (всего не более 3-х раз). При неэффективности адреналина, можно ввести допамин. · Если микроциркуляция не восстановилась (симптом «белого пятна» сохраняется более трех секунд), переходят к инфузионной терапии: 5% раствор альбумина, изотонический раствор натрия хлорида, раствор Рингера, 4,2% раствор гидрокарбоната натрия (для коррекции кислотно-основного состояния). · При восстановлении микроциркуляции, появлении сердцебиений и самостоятельных вдохов, ребенка переводят в палату интенсивной терапии или в реанимационное отделение стационара (не прекращая ИВЛ и инфузионной терапии). Реанимацию проводят в течение 20-25 минут с момента рождения ребенка. Если через 20-25 минут отсутствуют сердцебиение и самостоятельное дыхание, решается вопрос о прекращении реанимации, т.к. высока вероятность тяжелого поражения мозга. Постреанимационное лечение и уход: 1. Охранительный режим, уменьшение световых и звуковых раздражителей, максимально щадящие осмотры, сведение до минимума болезненных назначений. 2. В первые дни – холод к голове (для уменьшения потребности клеток головного мозга в кислороде). 3. Подача увлажненного кислорода (в связи с повышенной потребностью мозга в кислороде). 4. Кормление сцеженным грудным молоком: · При I степени асфиксии через 6-12 часов после рождения из рожка, к груди на 3-4 сутки. · При II степени асфиксии через 12 часов из рожка, к груди на 4-5 сутки. · При III степени асфиксии через 24 часа из рожка или через зонд, к груди не ранее 7 суток (по состоянию ребенка). 5. Проводится медикаментозная терапия в соответствии с назначениями врача: · Продолжение инфузионной терапии. · Кардиотропные и вазоактивные средства. · Противосудорожные препараты. · Мочегонные препараты. · Симптоматические средства, витамины. Из палаты интенсивной терапии родильного дома и реанимационного отделения ребенок с II-III степенью асфиксии, а иногда и с I степенью, переводится в специализированное отделение для новорожденных детей для дальнейшего лечения с диагнозом: «Перинатальная энцефалопатия». Осложнения: Тяжелое поражение головного мозга с неврологической симптоматикой разной степени тяжести. Прогноз. Определяется характером внутриутробного поражения, степенью тяжести и длительностью асфиксии. При I-II степени асфиксии, как правило, прогноз благоприятный. При III степени асфиксии прогноз чаще неблагоприятный, до 50% детей погибают, еще 20-30% - имеют неврологические нарушения. Профилактика. 1. Охрана репродуктивного здоровья девочки – будущей матери. 2. Планирование беременности, регулярное наблюдение в женской консультации, своевременная санация очагов хронической инфекции. 3. Профилактика или отказ от вредных привычек, профессиональных вредностей. 4. Профилактика, своевременное выявление и лечение заболеваний и патологических состояний у беременной женщины, которые могут приводить к внутриутробному инфицированию и гипоксии плода. 5. Своевременная госпитализация беременной при прогнозировании асфиксии плода. 6. Бережное ведение родов. |