Социально-экологическая игра для начальных классов «ДОРОГА В ЭКО-МИР» Костромской муниципальный район, Т.о. «Стрелы Робин Гуда», Минская основная школа Цель игры: формирование экологической и социальной культуры личности младшего школьника. Участники: школьники 1-4 классов. Форма участия: возможен как индивидуальный подход, так и коллективный (дети по желанию могут образовывать группы для реализации дела). Длительность игры: 3 месяца (март-май 2011 года). Игровая «валюта»: ЭКО-звёздочки Ступени роста: 5 звездочек – новичок 10 звездочек – спасатель 15 звездочек - знаток 20 звездочек – почётный эколог Содержание: Игра делится на три этапа: I. Подготовительный этап: 1.Разъяснение участникам правил и условий игры, демонстрация наглядных материалов (приложений). 2.Получение игроками личных ЭКО-дневничков, в которых они будут фиксировать результаты сделанных мероприятий, свои собственные мысли и размышления. II. Основной этап: Непосредственное выполнение участниками предлагаемых им мероприятий (станций), получение ЭКО-звёздочек и званий за личные достижения. III. Подведение итогов: 1.Проведение экологического праздника, где присутствуют родители, учителя и все участники. Демонстрация инсценировок на экологическую тему, рассказы, обмен впечатлениями и др. 2.Презентация конечного итога игры – книги «Мы в ЭКО-мире», где будут зафиксированы все добрые дела, сделанные в процессе игры, фотоотчёты, рассказы, написанные самими участниками, рисунки, отображающие наблюдения и впечатления. 3.Торжественное награждение победителей, присвоение почётных званий, вручение дипломов и призов. Содержание игры Основной этап игры состоит из 9 станций, на каждую из которых тратится от одной до двух недель в зависимости от сложности и трудоёмкости мероприятия: 1.Станция «Птичья столовая». Суть мероприятия в создании и организации регулярной работы кормушек и скворечников. Здесь важен теоретический подход – дети должны узнать, какие кормушки предусмотрены для разных птиц, какой корм подобрать, куда лучше повесить кормушку.Далее начинается изготовление кормушек и накопление корма. Открытие «птичьей столовой» проводится торжественно, далее дети поочередно ведут наблюдение за кормушками и дежурят в них: поправляют и подсыпают корм. Наблюдения и впечатления фиксируются в рассказах, рисунках, кроссвордах и т.д. 2.Станция «Книжная» Выполнение этого этапа игры начинается с экскурсии в школьную и сельскую библиотеку, где им покажут, в каком состоянии книжки в библиотеке, сколько лет они служат своим читателям, и книги, которые уже списываются из фонда. Далее школьники узнают, каким образом можно спасти книги, записывают, какие подсобные материалы им понадобятся, и во время следующего похода в библиотеку помогают в ремонте книг. 3.Станция «Праздничное настроение» Суть мероприятия в том, что школьники рисуют праздничные листовки, которые затем расклеивают на подъезды домов своего посёлка. Рисунки и поздравления могут быть приурочены как к 8 марта, так и к пожеланиям доброго утра, счастья, здоровья 4.Станция «Зеленые ёжики» Это мероприятие по выращиванию школьниками кактусов. Вначале дети должны узнать, какие условия нужно создать, чтобы правильно вырастить кактус, затем организуют мини-оранжерею на окнах своих классов. 5. Станция «Экологический светофор» Это мероприятие проходит в виде викторины. Оборудование – наборы из цветных кружков (красного, желтого, зеленого) по количеству участников; набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе; таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора (красный – запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей; желтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе; зеленый – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным). Ведущий викторины зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники викторины должны оценить этот поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков – включить тот или иной сигнал экологического светофора. 6.Станция «Спортивная». В ходе этого мероприятия проводятся спортивные состязания в виде Малых олимпийских игр. Команды набираются из представителей от каждого класса. Результаты фиксируются в репортажах, стихах, фотографиях, рисунках. 7.Станция «Мы нашли своих хозяев» В ходе этого мероприятия школьникам предстоит найти людей, которые подобрали бездомных кошек и собак. Дети берут у этих людей интервью, изготавливают для них памятные сувениры, а для четвероногих друзей – вкусные подарки. Впечатления от мероприятия раскрываются в рассказах, рисунках. 8.Станция «Военная» Суть мероприятия в том, чтобы заставить школьников задуматься о том, как влияет война на природу. Дело проходит в два этапа: 1) Дети собирают факты в книгах; 2) Происходят встречи с людьми, в судьбе которых была война, собираются воспоминания о случаях, подтверждающих, что война – это беда не только для человека, но и для природы. Итог мероприятия – беседа на данную тему, рассказы детей об услышанном. 9.Станция «Спасателей» В ходе этого мероприятия дети формируют команду спасателей с целью выручить из беды представителей растительного и, возможно, животного мира и научиться оказывать «неотложную помощь» природе, окружающей их. Заранее отмечаются маршруты, по которым пройдет спасательная команда. Маршруты могут быть проложены как в ближайшем лесу, так и на территории школы. Перед экскурсией спасатели отправляются за поиском информации о том, в каких случаях какая помощь требуется. Перед непосредственным отправлением в путь проводится физкультразминка, так как настоящие спасатели должны быть сильными, быстрыми и ловкими СОДЕРЖАНИЕ Обращения к Тимуровцам ……………………. | | История развития программы ……………....... | | Советы командиров тимуровских отрядов ………………………………………… | | Тимуровские донесения, отчёты о работе ………………………………………… | | Конкурс «Фристайл» (свободный стиль) …………………………………………... | | Конкурс авторских стихов «Здоровая Нация» ………………………………………… | | Сценарии мероприятий и акций в 2010-2011 учебном году …………………………………... | | ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РОССИЙСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ! Дорогие друзья! Со всеми вопросами, пожеланиями и предложениями по данному сборнику и программе «Маршрут Наследников Тимура – Молодые патриоты» обращайтесь по адресу: 156013, г. Кострома, пр-т Мира, д.51, оф. 1, 2 тел.: 8(4942) 55-42-61, 55-16-23, 55-27-02 Костромская областная организация общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» Сборник размещен на сайте: www.muzeypobedi.ru Рязанов В.А. руководитель программы КООО РСМ «Маршрут Наследников Тимура – Молодые патриоты», председатель КООО РСМ.  |