Принципы разработки учебно-методического комплекса по предмету профессионального цикла Проектирование оптимального набора средств обучения для дисциплины осуществляется посредством разработки её комплексного методического обеспечения. Для разработки указанного проекта необходимо провести тщательный анализ содержания учебного материала программы конкретной дисциплины и определить по каждой теме оптимальный набор средств обучения. Нужно установить перечень недостающих средств обучения, требующих разработки, изготовления или приобретения. На этой основе составляется план работ по комплексному методическому обеспечению дисциплины, в котором против каждой позиции средств обучения указываются исполнители и сроки выполнения работы. Основой для разработки учебно-методического комплекса являются государственные образовательные стандарты профессионального образования, учебные программы, определяющие содержание обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса к современному производству и подготовке квалифицированных специалистов. Согласно логике системного педагогического процесса наиболее важным, является требования соответствия содержания образования его целям, определенным потребностями развития общества, науки, культуры и личности. Данный принцип отражается на всех уровнях конструирования содержания образования и проявляется во включении в него тех знаний, умений и навыков, которые соответствуют современному уровню развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают возможности личностного роста. Рассматривая в качестве целей профессионального образования не только формирование определенной системы общенаучных и специальных знаний, умений и навыков, но и творческое развитие, личностное становление, формирование ценностных ориентаций, обеспечивающих в совокупности профессиональную и социальную подготовку специалиста, преподаватель при отборе содержания образования на каждом уровне должен включать в него, по мнению И. Я. Лернера, следующие компоненты: -систему научных знаний; -способы деятельности в типовых ситуациях; -опыт творческой деятельности; -опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. А. М. Новиков, В. И. Загвязинский, В. А. Сластенин и другие ученные утверждают, что «во-первых, содержание образования, отражаемое в учебной документации, должно по возможности учитывать реальные условия педагогического процесса. Если не учесть эти условия, закономерности и принципы педагогического процесса при составлении и разработки учебно-методических комплексов, они могут оказаться слишком сложными для обучаемых, не реальными по отводимому учебному времени. Их логика не будет соответствовать логике педагогического процесса, его возможностям и условиям. Во-вторых, логика учебной дисциплины, как она дана в программах и учебниках, не догма, а только обозначение общего порядка подачи и изучения учебного материала. Подлинный ход педагогического процесса зависит не только от логики дисциплины, но и от условий, в которых происходит учение (состав и уровень группы, оснащенность, обстановка, морально-психологический климат в группе и т.д.). Учитывая все эти реальные условия и факторы преподаватель может и должен вносить определенные изменения в логику дисциплины» [7, с.116]. Содержание дисциплины должно разрабатываться в соответствии с основополагающими дидактическими принципами, учитывающими объективные закономерности познания и обучения: преемственность, систематичность и последовательность; наглядность; сознательность и активность; доступность и научность; прочность; самостоятельность [54]. Принцип преемственности предполагает постепенное усложнение материала при сохранении целостности курса. Принцип систематичности и последовательности. В его основе лежат объективные закономерности познания и обучения: систематический характер научных знаний, мышления и обучения [7]. Гносеологическое значение принципа системности особо было подчеркнуто Гегелем в «Энциклопедии философских наук», утверждающим, что познавательный процесс «без системы не может иметь в себе ничего научного… Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне которого оно есть необоснованное предположение ли субъективная уверенность» [23, с.100]. В методологии научного познания широко распространены такие понятия, как «системный подход», «структура», «система» и т.д. Одной из характерных особенностей современной науки является широкое использование системного подхода к изучению различных проблем, стоящих перед обществом [6, с.116]. При данном подходе исследуются все элементы системы, их внутренние и внешние связи, качество и уровень выполнения системой функций, анализируются возможные внутренние и внешние противоречия, резервы и пределы развития отдельных элементов и связей, так и системы в целом. Сам по себе принцип системности не может обосновать научно-педагогических выводов и положений, хотя познавательная роль системного подхода наиболее полно проявляется при структурировании учебно-методического комплекса. Очень много зависит от тех исходных методологических установок, которые выдвигаются педагогом в качестве системы, от того, какие элементы выделяются особо, как понимается базисная структура. А. М. Саранов при использовании данного принципа считает необходимым учитывать следующие позиции: -система – целостное образование, состоящее из элементов, связанных между собой; -систему можно характеризовать с учетом, как аспекта состояния, так и аспекта движения; -система как целое характеризуется своими функциями, через которые она может включаться в более сложные системы; -педагогические системы как системы социального порядка характеризуются целесообразностью, т.е. стремлением к достижению цели. Таким образом, основой структурирования содержания учебно-методического комплекса является системный подход, при котором данная система (УМК) рассматривается состоящей из элементов с определенными связями между ними. Принцип системности предполагает учет следующих психолого-педагогический закономерностей: учебный материал большого объема запоминается с трудом, но компактное расположение его в определенной системе облегчает восприятие; выделение опорных пунктов способствует эффективности запоминания. К основным анализируемым качествам учебно-методического комплекса необходимо отнести функциональность, ибо только она сообщает объекту обучения требуемое системой качество. Функциональность комплекса обуславливается целью, или прогнозируемым итогом, конечным результатом, которому стремится обучающийся, удовлетворяя свои образовательные потребности. «Человек всегда стремится иметь дело с системами, которые имеют более высокий уровень выполнения функций и требует меньших затрат, т.е. более экономичны» [6, с.117]. Данному требованию вполне соответствует учебно-методический комплекс. Применяя наглядные средства, преподаватели реализуют один из наиболее важных принципов дидактики – принцип наглядности в обучении. Он позволяет учесть тот факт, что «мышление обучающихся развивается от конкретного к абстрактному, наглядность традиционно признается исходным началом обучения. Кроме того, дает учащимся убежденность в истинности наблюдаемого, но всякое восприятие происходит при активном мышлении в той или иной мере предполагает познавательную задачу» [55, с.70]. Принцип сознательности и активности осуществляется при руководящей роли преподавателя. Определена ведущая роль педагога в организации активной учебной деятельности учащихся и доказана необходимость постепенной передачи в их руки учебных действий по мере того, как они овладевают умением выполнять эти действия самостоятельно. Принцип доступности предполагает соответствие изучаемого материала уровню базовой подготовки студентов, опоры на ведущий тип деятельности, присущий данному уровню [42]. Принцип научности ориентирует на усвоение конкретного, преимущественно через обобщенные теоретические знания. Данный принцип в отечественной дидактике сформулировал М.Н. Скаткин [15, с.164]. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательной деятельности студентов основан на объективных закономерностях памяти, его роли в психической жизни человека [36, с.45]. Принцип самостоятельности предполагает развитие одного из ведущих качеств личности, выражающегося в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. В исследованиях самостоятельность рассматривается как одно из свойств личности оценивающееся двумя факторами: во-первых, совокупность средств (ЗУН), которыми обладает учащийся; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также складывающимися в процессе обучения связям с другими людьми (Н. Г. Алексеев). Предлагаются такие варианты определения самостоятельности: как способности субъекта действовать без помощи со стороны (Л. П.Аристова); как собственного способа мышления и деятельности (В. А.Пузанов); как одной из черт характера личности, находящей свое выражение в способе мышления, различных видах деятельности и поступках человека (С. И.Зиновьев) [56]. Изучению проблемы разработки учебно-методических комплексов посвящены в педагогической литературе многие труды. Т. Г.Аргунова рассматривает учебно-методический комплекс с точки зрения системно-методического обеспечения процесса обучения и считает, что при использовании учебно-методического комплекса следует выполнять следующие дидактические условия [5]: - комплекс необходимо применять в расчете на достижение множества целей, а цели рассматривать с позиции выполнения требований стандартов образования и с позиций развития индивидуальности обучающихся; - комплекс должен рассматриваться как средство формирования учебной и профессиональной деятельности при решении практических задач; - между комплексами дисциплины и смежных дисциплин должны быть установлены связи. Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки его использования на практике. Анализ опыта создания учебно-методического комплекса в современном профессиональном образовании показывает, что, как правило, исходным моментом создания комплекса по предметам профессионального цикла является задача подготовки определенного специалиста. Попытки точного описания такой задачи предпринимались неоднократно и привели к созданию таких конструкций, как квалификационная характеристика, профессиограмма, модель специалиста. По мнению В. П. Беспалько «квалификационная характеристика обычно состоит из двух частей: из того, что должен знать специалист, и того, что он должен уметь. В этом разделении состоит одна из ошибок создания «квалификационных характеристик» [11, с.25]. В современной педагогической практике принят личностно-деятельностный или субъективный подход к изучению явлений обучения и воспитания. С позиций данного подхода знания и умения не могут существовать отдельно друг от друга. Человек усваивает определенные виды деятельности, получая и перерабатывая определенную информацию. Факт усвоения проявляется в умении осуществлять эту деятельность. В свою очередь умение и желание осуществлять данную деятельность является важнейшей основой формирования готовности к профессиональной деятельности. Как подчеркивают дидакты В. В. Краевский и И. Я. Лернер, единство процессуального и содержательного компонентов диктует необходимость введения в учебно-методический комплекс вполне определенных заданий по усвоению учебной информации с заданным качеством. В выборе способа построения этих заданий необходимо руководствоваться современными психолого-педагогическими теориями усвоения знаний и действий учащимися [42]. В ходе проектирования учебно-методического комплекса по предмету необходимо обеспечить: -альтернативность действий преподавателей и студентов; -возможность выбора средств профессиональной подготовки и вида своей деятельности в качестве педагога; -оптимальность, т.е. соответствие выбора целям профессионально-педагогической подготовки; -осознанность профессионально-личностного развития студента в процессе обучения; -наличие возможности саморазвития; -логическую взаимосвязь составляющих учебно-методического комплекса. При этом определяются такие положительные стороны использования учебно-методического комплекса в педагогическом процессе, как: -совершенствование педагогического мастерства; -методическое обеспечение учебного процесса; -оптимизация подготовки и проведения занятий; -обеспечение преемственности положительного опыта; -интенсификация учебно-воспитательного процесса; -развитие познавательной активности студентов; -отказ от описательного, сугубо информационного изложения; -развитие творческого потенциала студентов и преподавателей; -обеспечение дидактического единства усвоения системы знаний, умений и навыков. При разработке учебно-методического комплекса по предмету профессионального цикла предъявляются требования. -Входящие в состав рассматриваемых комплексов средства обучения должны способствовать лучшему усвоению как теоретических знаний, необходимых для высокопроизводительного труда, так и практических навыков производственной деятельности. -Создаваемый учебно-методический комплекс должен обеспечивать возможность моделирования технико-организационных условий выполнения различных операций и работ, характерных для данной специальности. -Конструктивные особенности создаваемых средств обучения (макеты, модели, приспособления, инструменты и т.п.) должны обеспечивать возможность отработки типовых операций, элементов производственного процесса. -Учебно-методический комплекс должен разрабатываться на уровне требований Государственного образовательного стандарта. -Номенклатура средств, входящих в учебно-методический комплекс, должна обеспечивать формирование разных по характеру профессиональных навыков: технико-организационных, умственных, сенсорно-двигательных, а также рациональных методов труда. Можно порекомендовать преподавателю форму состояния методического обеспечения каждого занятия или темы дисциплины (для самоконтроля), где указаны имеющиеся планируемые, разрабатываемые и разработанные средства обучения. -Разрабатываемые методические комплексы должны иметь научно-педагогическое обоснование и отвечать принципу необходимости и достаточности: преподавателю следует делать только то, что требуется для подготовки и проведения занятий. Нужно полностью исключить дублирование программного материала, предусмотреть технику исполнения, оформления, удобные формы работы и хранения информации, исключить нерациональные потери времени в ходе подготовки, организации и проведения занятий [34, с.12-17]. Учебно-методический комплекс является комплексной информационной моделью педагогической системы, отображающей определенным образом ее элементы, задающей структуру педагогической системы [20, с.354]. При обосновании и разработке учебно-методического комплекса необходимо учесть и решить широкий круг проблем: - анализ профессиональной деятельности специалистов (по конкретной специальности); выявление основных трудовых функций и профессиональных умений, необходимых для их выполнения (разработка модели деятельности специалиста); - моделирование профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе (разработка модели профессиональной подготовки специалиста); разработок комплекса задач и заданий для овладения необходимыми умениями, определение их места в содержании обучения; внесение коррективов в учебные программы; - отражение в содержании обучения прогнозов развития отрасли, науки и производства (применительно к конкретной специальности); - совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие мыслительной активности студентов (формы и методы проблемного обучения); - совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих овладение учебными и профессиональными практическими умениями и навыкам (формы и методы практического обучения); - индивидуализация обучения (индивидуальные задания и работы, индивидуализация заданий в коллективных формах работы); - разработка дидактических материалов (комплексов задач и заданий, описаний производственных ситуаций для анализа и других средств обучения) [9, с.22]. Анализ педагогического опыта показывает, что преобладающей является следующая последовательность создания учебно-методического комплекса: - сначала определяются и подробно описываются диагностические цели педагогической системы, которая будет реально создаваться по данной программе; - затем выполняется описание содержания обучения с учетом требований к специальности выпускника и общедидактических требований — в содержании обучения отражается необходимая информация, которая составляет ориентировочную основу профессиональной деятельности, отбор содержания обучения осуществляется соответственно цели обучения; - следующим этапом создания учебно-методического комплекса является выбор и разработка дидактических процессов (на этапе построения дидактических процессов достаточно указать предпочтительную теорию построения познавательных действий студентов и способов управления этой деятельностью; - заключительным этапом создания учебно-методического комплекса является определение организационных форм обучения, регламентирующих взаимодействие преподавателей и студентов. Схема и последовательность моделирования профессиональной подготовки в учебно-методическом комплексе обычно определяется общей структурой процесса обучения в техникуме, которая может быть представлена рядом следующих взаимосвязанных элементов: цель обучения; дидактические процессы; преподаватель и студент, как субъекты педагогического процесса; содержательный компонент процесса обучения; организационные формы обучения. После создания учебно-методического комплекса, его окончательного оформления наступает стадия апробации и внедрения в образовательном процессе. Апробация материалов учебно-методического комплекса проводится на первом потоке студентов, осваивающих соответствующую дисциплину. Основная задача апробации – оценка усвоения учебного материала студентами, соответствия плана проведения всех учебных занятий их фактическим срокам, качества подготовки и логической последовательности изложения учебного материала. При апробации допускается использование неполного комплекта учебно-методических материалов, но являющегося достаточным минимумом для усвоения дисциплины студентами. По результатам апробации материалов учебно-методического комплекса разработчики критически оценивают качество реализации дисциплины, завершают подготовку полного комплекта документации учебно-методического комплекса. После апробации учебно-методического комплекса дисциплины в учебном процессе разработчик корректирует и утверждает документацию учебно-методического комплекса, включает в план изданий кафедры учебные пособия и методические указания, подготовленные авторами комплекса и прошедшие апробацию в учебном процессе, а также оценивает качество проведения дисциплины и подготовки материалов комплекса. Составные части учебно-методического комплекса дисциплины (программа, методические указания, задания для самостоятельной работы и т.д.) могут быть включены в состав учебно-методического пособия по дисциплине. При всем возможном многообразии, функционально учебно-методический комплекс представляет модельное описание педагогической системы: Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция. Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания. Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации. Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов [48, с.9] Вывод по первой главе Учебно-методический комплекс — дидактический комплекс по учебному предмету и средства методического обеспечения как система нормативных, учебно-методических документов, средств обучения, средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в рамках времени, отведенного учебными планами и программами по предмету. Содержание комплекса представляет собой проект, в котором зафиксирована учебно-программная документация, учебная и методическая литература, набор средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения всех узловых вопросов программного материала применительно к каждой теме учебной программы. Основой для разработки учебно-методического комплекса являются государственные образовательные стандарты профессионального образования, учебные программы, определяющие содержание обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса к современному производству и подготовке квалифицированных специалистов. УМК относится к классу динамических, развивающихся, организованных систем. Наиболее существенным свойством данной системы является ее информационная природа, т.е. функциональная направленность на передачу, приём и хранение информации об окружающем мире. |