Глава 1. Теоретико-методические аспекты учебно-методического комплекса по предмету профессионального цикла МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ») ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра экономики, управления и права КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПРАВОВЕДЕНИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) Методическое обеспечение темы «организация рабочего времени» в процессе изучения трудового права Выполнил: студент 4 курса, группа ЗФ 409/112-4-1Юр профиль ПО «ППП» Билич Павел Викторович Научный руководитель: Данилов Борис Николаевич старший преподаватель Работа допущена к защите «__»_____________2015 г. Зав. кафедрой ЭУиП ППИ ___________к.п.н., доц. Е.В. Гнатышина Челябинск 2015 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ») ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра экономики, управления и права «УТВЕРЖДАЮ» «___»_________2015 г. Зав. кафедрой ЭУиП ППИ ___________к.п.н., доц. Е.В. Гнатышина ЗАДАНИЕ НА КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ СТУДЕНТА Билич Павла Викторовича Тема работы: «Методическое обеспечение темы «Организация рабочего времени» в процессе изучения трудового права» утверждена приказом по университету от «____» _________________ 201_г. № ________ Срок представления работы к защите «____» _______________ 2015г 1.Исходные данные к работе: провести исследования на базе: ГБОУ СПО (ССУЗ)"ЮТТ" г. Юрюзань. Содержание работы: произвести анализ теоретической литературы по проблеме исследования. Рассмотреть систему методического обеспечения дисциплины, причину возникновения проблем и низкой эффективности процесса преподавания с точки зрения различных авторов. 3. Провести практическую работу по совершенствованию методического обеспечения дисциплины «Трудовое право» как фактор качества образовательного процесса. Дать общую характеристику базы исследования, проанализировать. Разработать рекомендации по разрешению проблемы исследования. Сделать соответствующие выводы по эффективности разрешения проблемы исследования. Руководитель ________________________ _________________________ [подпись, дата] [фамилия, инициалы] Задание принял к исполнению ________________ __________________ [подпись, дата] [фамилия, инициалы студента] МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ») ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра экономики, управления и права АННОТАЦИЯ на квалификационную работу студента: Билич Павла Викторовича Квалификационная работа «Методическое обеспечение темы «Организация рабочего времени» в процессе изучения трудового права» является актуальной, так как каждая образовательная организация нуждается в хорошем, грамотном и полном методическом обеспечении образовательного процесса, что напрямую связано с достижением поставленных целей и задач организации. В работе приведен анализ эффективной образовательного процесса при применении методического сопровождения с точки зрения разных авторов, на основе работ отечественных и зарубежных авторов исследований. Практическое использование результатов и внедрение предложенных мероприятий, даст положительный результат, повысит эффективность образовательного процесса, эффективность работы колледжа и профессионализм педагогов. _________________ Автор квалификационной работы:______________________/ Руководитель работы:__________________________/ Оглавление Введение…………………………………………………………………………. 5 Глава 1. Теоретико-методические аспекты разработки учебно-методического комплекса по предмету профессионального цикла…………………………...11 1.1. Понятие и сущность учебно-методического комплекса в педагогической теории и практике. ………………………………………………………………11 1.2. Содержание и структура учебно-методического комплекса…….………19 1.3. Принципы разработки учебно-методического комплекса по предмету профессионального цикла………………………………………………………31 Вывод по первой главе………………………………………………………….42 Глава 2. Методическое обеспечение темы «организация рабочего времени» дисциплины «Трудовое право»…………………………………………………44 2.1. Методическое обеспечение дисциплины «Трудовое право» ……………44 2.2.Практика разработки методического обеспечения темы «организация рабочего времени» дисциплины «трудовое право»…………………………...65 2.3. Оценка внедрения практической разработки……………………………..81 Выводы по второй главе………………………………………………………...84 Заключение……………………………………………………………………….85 Библиографический список……………………………………………………..89 Введение Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, квалифицированные специалисты, готовые к партнерским отношениям, сотрудничеству, принятию конструктивных решений, и в то же время обладающие развитым чувством гражданственности и ответственности. В данной связи возникает потребность в педагоге, способном создать необходимые условия для подготовки выпускника, удовлетворяющего высоким требованиям, которые к нему предъявляет современное общество и сама жизнь. Для этого педагог должен владеть умениями научно-исследовательской и научно-методической работы, обеспечивающими создание качественного учебно-методического обеспечения, организацию познавательной деятельности учащихся, развитие их творческой активности, владение приемами научно обоснованной организации умственного труда. Поэтому особую актуальность и значимость в системе среднего профессионального образования приобрела проблема средств и методов обучения способствующих, прежде всего профессиональному развитию студента. Такая переориентация образовательного процесса вносит качественные изменения в содержание, формы обучения, систему контроля и оценки знаний, требует обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Для современной ситуации сложившейся в сфере профессионального обучения характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии качества образования: резко сокращается выпуск научно-методической и дидактической литературы, большая часть учебно-методической литературы не соответствует современным требованиям. Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышается, если его научно-методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне. Разработка и использование учебно-методических комплексов в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и учащихся (например, позволяет преподавателю заранее предусмотреть учащимся разноплановые задания и упражнения). Все это способствует развитию творческой активности учащихся на занятиях и во внеурочное время. В современных условиях творческий потенциал выпускника должен быть на таком уровне, чтобы молодой специалист мог самостоятельно формулировать и решать проблемы производства и общества, быть готовым к дальнейшему самообразованию. В настоящее время, когда резко увеличивается разрыв между социально-экономической средой и условиями трудоустройства, образование без самообразования практически невозможно. Процесс образования, профессионального становления личности каждого человека своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает. С помощью учебно-методического комплекса становится реальным прогнозирование уровней обучения на разных этапах изучения предмета; поэтапное изучение учебно-методического комплекса учебного предмета (темы) может и должна трансформироваться в соответствии с конкретными условиями преподавания (личностью преподавателя, возрастным цензом учебной группы, количеством учебных часов и часов, отведенных на самостоятельную работу, наличием средств обучения и т.д.). Практика показывает, что создание оптимального комплекса учебно-методического обеспечения образовательного процесса весьма сложная и трудоемкая задача. В научной литературе имеются различные подходы к разработке учебно-методического комплекса учебных дисциплин. Между тем эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разработаны в теоретическом плане. В педагогической и методической литературе еще нет единого понимания состава и содержания учебно-методического комплекса. Однако тщательно составленный учебно-методический комплекс дает возможность повысить эффективность преподавания учебного предмета. А сам процесс разработки учебно-методического комплекса преподавателем позволяет ему более глубоко и отчетливо осмыслить собственную педагогическую деятельность. Таким образом, учебно-методический комплекс той или иной дисциплины в современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образования становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм. Учебно-методический комплекс, подготовленный на такой основе, является эффективным пособием для изучения студентами учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы. В этом случае учебный элемент, выступающий как структурная единица данного учебно-методического комплекса, одновременно является: 1) целевой программой действий студента; 2) банком информации; 3) методическим руководством по достижению учебных целей; 4) формой самоконтроля знаний студента и их возможной коррекции [48, с.3-4]. Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) является частью основной образовательной программы специальности или направления, выступает обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса. Обеспеченность образовательного процесса учебно-методическим комплексом характеризует качество методической работы и является показателем государственной аккредитации учреждения. Он разрабатывается на основе Закона РФ «Об образовании», Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и других нормативных документов. Создание УМК нацелено на выполнение требований Государственного образовательного стандарта к подготовке выпускника по специальности СПО и предназначено для: -планирования и оценки работы кафедр по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса; -организации деятельности студентов по самостоятельному изучению дисциплины; -оказания методической помощи преподавателям при подготовке и проведении учебных занятий по дисциплине. Методологической основой исследования явились труды ученых, раскрывающие фундаментальные проблемы профессионального образования (А. Н. Лейбович, С. Я. Батышев, В. А. Федоров, П. Ф. Анисимов, Л. Г. Семушина, И. П. Смирнов и др.), теория учебной деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, А. К. Маркова, М. Н. Скаткин, В. А. Крутецкий и др.), по проблеме разработки учебно-методического комплекса (В. П. Беспалько, М. А. Галагузова, И. В. Костенко, Б. П. Пальчевский, Г. В. Сердюк, Т. Д. Степучева, Н. В. Чекалева, Л. Е. Солянкина, А. М. Саранов, Л. С. Фридман и др.). В настоящее время в педагогической науке проблеме разработки учебно-методических комплексов посвящены многие исследования (Т. И. Алферьева, С. С. Борисов, Л. С. Колмогоров, Л. Е. Солянкина, М. С. Сможенкова, М. Н. Кропотина, Л. С. Хижнякова, И. П. Хорошева, Ю. А. Якуба и др.). В исследованиях Л. А. Ненашевой, Л. Г. Семушиной, Е. Э. Смирновой, Д. В. Чернилевского, Н. Г. Ярошенко этот подход связан с моделированием профессиональной деятельности при разработке содержания образования и обучения. Предпринимаются попытки создания учебно-методических комплексов, формирующих совокупности знаний и умений. Однако отсутствуют исследования, посвященные проблемам формирования учебно-методического комплекса по общепрофессиональным и специальным дисциплинам в УСПО на основе взаимосвязи учебной и профессиональной деятельности. В педагогической науке проблема формирования учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса студентов как средства их профессионального развития осознается в качестве приоритетной. Однако ее теоретическая разработка осуществлена на основе поэлементного подхода, так как разрабатывается вне контекста целостного учебно-воспитательного процесса. Из актуальности тематики можно выявить противоречие исследования, между необходимостью повышения качества профессиональной подготовки учащихся среднего профессионального образования и недостаточным учебно-методическим обеспечением дисциплин для решения, данного вопроса. Проблема исследования состоит в необходимости разработки учебно-методического обеспечения предмета профессионального цикла на примере конкретного раздела. Из выше изложенного материала вытекает тема нашей исследовательской работы: «Методическое обеспечение темы «организация рабочего времени» в процессе изучения трудового права Целью данной исследовательской работы является: анализ теоретико-методических основ и разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине «Трудовое право» на примере конкретного раздела «организация рабочего времени». Объектом исследования является учебно-методическое обеспечение предмета. Предметом исследования является структура и содержание учебно-методического обеспечения дисциплины «Трудовое право». Гипотеза исследования: процесс профессионального развития студентов в техникуме будет осуществляться более эффективно, если в системе целей техникума одно из ведущих мест будет занимать профессиональное развитие студентов, реализованное в учебно-методическом сопровождении дисциплин. В процессе исследования решаются следующие задачи: изучить теоретико-методические аспекты учебно-методического обеспечения по предмету профессионального цикла; разработать структуру и содержание учебно-методического обеспечения по дисциплине «Трудовое право» на примере раздела по программе «Организация рабочего времени»; экспериментально проверить эффективность данного комплекса; проанализировать результаты работы. В работе использованы методы исследования, включающие: - теоретический анализ научно-методической литературы; - диагностический метод (тестирование). База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Юрюзанский технологический техникум», расположенный по адресу 456120, Челябинская область, г. Юрюзань, ул. III Интернационала, 55. Структура исследовательской работы: данная исследовательская работа состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка и приложения. Глава 1. Теоретико-методические аспекты учебно-методического комплекса по предмету профессионального цикла |