МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие и сущность учебно-методического комплекса в педагогической теории и практике





Для достижения эффективного функционирования современного производства необходима мобильная и дифференцированная система обучения специалистов, в которой должна учитываться специфика трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, когда помимо высокого уровня компетентности требуется развитие таких личностных качеств как предприимчивость, ответственность, способность в кратчайшие сроки адаптироваться к новым условиям, потребность в самообучении.

К сожалению, традиционное обучение в профессиональных образовательных учреждениях остаются в значительной мере консервативным. Педагоги пользуются в основном групповыми методами обучения, не уделяя должного внимания саморазвитию студентов.

Традиционно сложилось так, что для учебного процесса разрозненно создавались учебники, сборники задач и упражнений, методические разработки и т.п.

Нам предоставляется, что в коренной перестройки нуждается существующая практика разработки для студентов и преподавателей средств и методов обучения, которые создавались разрозненно, бессистемно и носили функционально-практический характер. Наиболее перспективным путем педагогического обеспечения учебного процесса выступает на наш взгляд разработка учебно-методических комплексов, ведь в связи с переходом на новые государственные стандарты, возрастает количество часов, отводимых на самостоятельную работу студентов. Поэтому возрастает необходимость обеспечить студентов учебно-методическими комплексами.

Деятельности педагога и обучаемых являются глав­ными составляющими реального образовательного про­цесса, они и выступают в нем в качестве объектов учеб­но-методического обеспечения. При таком понимании образовательного процесса необходимо обеспечивать ди­дактическую деятельность педагога и учебно-познаватель­ную деятельность учащихся.

По мнению академика Ю. К. Бабанского, именно в деятельности педагогов и обучаемых, во взаимодействии их, протекающем во времени, и реализуется задача усво­ения учащимися широкого социального опыта человече­ства.

П. Ф. Анисимов пишет «педагог, преподаватель», — являющийся ключевой фигурой в образовании, сегодня не только воплощает образовательную программу в учебный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, его обновлении» [4, с.3-8].

Тенденция к обновлению образования представляется на основе модели опережающего развития, сущность которой видится в способности личности к профессиональному самообразованию в течение всей жизни. Эту главную задачу должен реализовать педагог с помощью развития познавательной активности личности, овладения ею средствами и методами самообразования. Именно поэтому все большее внимание уделяется значимости повышения квалификации преподавателей, готовности их к инновационной деятельности. Все формы, способствующие повышения профессионального мастерства, интегрируются в понятии «научно-методической работы преподавателя» [3, с.21-23].

При осмыслении данных тенденций возникает сложная проблема, связанная с тем, что, с одной стороны, научно-методическая работа не является приоритетным видом деятельности учебных заведений, с другой стороны, научно-методическая работа рассматривается в качестве важнейшего средства повышения квалификации преподавателей, развития у них творческой инициативы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса [71, с.42-43].



Под научно-методической работой понимается комплекс практических мероприятий, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленных на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства преподавателя [41, с.20-22].

Одной из важных форм научной работы является разработка методического и практического материала по использованию различных форм учебных и особенно внеаудиторных занятий [90, с.15] .

Наиболее значимым критерием эффективности научной составляющей методической работы является разработка учебно-методического комплекса по дисциплине.

Как необходимым элементом комплексного учебно-методического обеспечения на уровне его содержания является создание различных видов учебных и методических пособий.

Учебно-методический комплекс той или иной дисциплины в современных условиях является эффективным пособием для изучения студентами учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы.

Исследования по разработке учебно-методических комплексов для учащихся всегда занимали в отечественной педагогической теории и практике важное место.

Анализ содержания работ, посвященных проблеме создания учебно-методических комплексов, подтверждает их невысокий теоретический уровень, слабую эмпирическую базу, зачастую излишне абстрактный и противоречивый характер. Ход развития педагогической науки показывает, что результативным, полностью реализующим намеченные цели является лишь тот процесс, который обеспечен дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям науки и практики (А. Л. Смятских, Т. М. Туркина).

Исследователи этой проблемы по-разному подходят к статусу этого понятия. Одни называют научно-методическим обеспечением (Л. П. Козлова и Н. Г. Савина); учебно-методическим комплексом (С. Я. Батышев, В. П. Беспалько, Е. Ю. Сизганова и др.); комплексным методическим обеспечением (И. К. Григорьева Н. Минько); учебно-методическим обеспечением (Г. В. Пичугина); методическим обеспечением (П. И. Образцов); учебно-методическим комплектом (И. П. Жданова).

Исследование эволюции понятия учебно-методический комплекс дает основание рассматривать его как дидактический проект образовательного процесса, включающий определенную совокупность учебно-методических документов, технологических средств и организационных форм обучения и позволяет утверждать, что проблема использования учебно-методических комплексов в процессе обучения занимает определенное место в педагогической науке. Изначально она рассматривалась в контексте комплексной системы обучения. Последняя (от латинского — связь, сочетание) понимается как способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня. Комплексная система обучения складывалась в теории и практике в противовес разобщенности и обособленности учебных предметов, в которых связи между отдельными фрагментами учебного материала строились на формально-логической основе.

По мнению Б. Х. Пикалова «одним из первых в стремлении преодолеть разобщенность изучения обособленных предметов были французские просветители». Идея объединения учебных элементов вокруг интересующих ребенка предметов и явлений содержалось в педагогической системе Ж.-Ж. Руссо, который стремился включить учебный материал в естественные жизненные ситуации детей [40]. Теоретические предпосылки необходимости объединения различных источников знания содержались в философских воззрениях Я. А.Коменского, которые сам он называл синкретизмом, нашедшем выражение в тезисе о необходимости «всегда и везде брать то, что связано одно с другим» [40, с. 136].

Определяя возможности учебно-методического комплекса, как средства обучения, необходимо отметить, что комплекс является целостным образованием, состоящим из частей, компонентов, элементов. При этом мы опираемся на педагогические идеи В. П. Беспалько и Ю. Г. Татур, по мнению которых, «комплекс – это определенная совокупность учебно-методических документов, представляющая собой проект учебно-воспитательного процесса, впоследствии реализуемого на практике» [11, с. 6].

Они излагают основные сведения о подготовке системно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов, которыми являются взаимосвязанные содержательные разработки по всем элементам проектируемой педагогической системы, и приводят обобщенную схему разработки любого учебно-методического комплекса независимо от того, в какой материальной форме он будет отображен: в учебнике, методическом пособии, программе [13].

В настоящее время в проблеме активизации познавательной деятельности студентов возник новый аспект – это дидактическое единство усвоения системы знаний и развития творческой познавательной активности. Речь идёт о создании комплексов дидактических средств обучения, которые должны разрабатываться по каждой теме дисциплины, по каждому занятию. Проектирование системы занятий с использованием серий оригинальных учеб­но-методических комплексов показало, что комплексное использование дидактических средств обучения изменяет структуру занятия, соотношение между рассказом, развёрнутой беседой, объяснением и демонстрацией изучаемых объектов преподавателем. Изменяется и характер деятельности студента на всём протяжении занятия.

Практика преподавания дисциплин разных циклов показала, что наряду со статическими средствами обучения (наиболее широко использующимися в педагогической практике) необходим комплекс дидактических средств, который в наибольшей мере стимулирует развитие познавательного интереса студентов, их деятельность, учит само­стоятельно находить решения в запланированных преподавателем проблемных образова­тельных ситуациях, анализировать учебный, справочный или наглядный материалы. Создавая дидактические обучающие комплексы, нужно учитывать и принцип индивидуализации обучения. Новое построение занятий обеспечивает целостную систему учебной работы, высокий уровень подготовки специалистов [45, с. 26].

Особенностью учебно-методических комплексов является то, что в них, кроме разноплановых текстов описательного характера, графических материалов, даются указания, организующие познавательную деятельность студентов. При работе с такими материалами студенты ставятся в условия необходимости совершения определённых направляемых действий: прочти, найди, реши, объясни, покажи. В таких условиях процесс познания основан на сис­теме последовательно чередующихся, строго целенаправленных и взаимосвязанных умственных и материальных действий. Последнее очень важно, так как именно материальные действия подвержены контролю и самоконтролю. Кроме того, они расширяют чувственный контакт студента с объектом познания. При этом эффективность умственных действий знаний значительно повышается. Анализируя этот многоплановый материал, студенты вместе с преподавателем формируют понятия в соответствии с поставленными задачами.

Изучение программного материала при помощи учебно-методических комплексов занимает значительно меньше времени, позволяет преподавателю уделять больше внимания закреплению знаний и выполнению студентами упражнений, что даёт более прочные знания, основанные на логических рассуждениях.

Как показал опыт построения занятий с использованием учебно-методических комплексов, приближение теоретического обучения к практическим задачам способствует росту интереса к дисциплине, повышает активность студентов на занятиях. Студенты с первых же занятий активно участвуют в учебном процессе, учатся логически рассуждать, осознавать необходимость и важность как теоретического, так и производственного обучения.

Здесь не просто передаются готовые знания, а организуется мыслительная деятельность студентов, развивается творческая активность, студенты учатся самостоятельно добывать знания.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в настоящее время возможна только на основе системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, лю­бому виду деятельности преподавателя и студента.

Научно-педагогической базой методических комплексов является системная дидактика. Ее составляют диагностичная постановка целей обучения по содержанию и структуре учебной информации, качеству ее усвоения, научности знаний и универсальности умений студентов, овладение всеми студентами современными умениями и навыками, эффективной самостоятельной работой, обучение будущих специалистов творчеству.

Эффективность педагогического процесса находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которая проектируется для реализации поставленной образовательной задачи. Проектирование технологии обучения предполагает постановку дидактической задачи и комплексную разработку системного дидактического процесса.

Классификация учебно-методических комплексов (по характеру структуры форми­руемой профессиональной деятельности):

-формирующие практическую структуру профессиональной деятельности (тренажёры, стенды, макеты, полигоны и т.п.);

-формирующие образные компоненты деятельности (кинофильмы, видеофильмы, диапозитивы, кодограммы, слайды и т.п.);

-формирующие понятийно-логические компоненты структуры деятельности (учебно-технологические и инструкционные карты, учебники, справочники, программированные материалы).

Эффективность использования учебно-методических комплексов заключается в следующем:

-даются указания, организующие действия студентов;

-процесс познания основан на системе последовательно чередующихся, целенаправленных умственных и материальных действий;

-знания не передаются в готовом виде, организуется активная мыслительная деятельность, развивается творческая активность и самостоятельность студентов;

-повышается доступность обучения;

-повышается темп изложения программного материала;

-утомляемость студентов снижается, наблюдается повышенный интерес к занятию;

-сэкономленное время используется для творческой деятельности, увеличивается доля времени на самостоятельную работу;

-возникают предпосылки создания (на начальном этапе работы преподавателя) и дальнейшего совершенствования учебно-материальной базы кабинета;

-обеспечивается возможность целенаправленного педагогического воздействия на характер формируемых знаний, умений и навыков, их ускоренное формирование, вы­полнение разнохарактерных заданий, освоение рациональных форм организации учебного труда. Труд студентов становится более качественным и производительным, резко сокраща­ются сроки профессиональной адаптации выпускников в новых условиях самостоятельной трудовой жизни;

-теория приближается к практике;

-изменяется структура учебного занятия, соотношение между рассказом, беседой, объяснением и демонстрацией пособий преподавателем;

-изменяется характер деятельности студента на всем протяжении занятия. Происходит постоянный переход от словесного и текстового объяснения материала к модели, динамическому плакату, электрифицированному стенду, учебному кино- или видео­фильму, действующему приспособлению, инструменту, станку, к проверке знаний студентов, с применением простых контролирующих устройств, ЭВМ или компьютерной техники [70].

Это выражает сущность развивающего обучения:

-студент из объекта педагогического воздействия превращается в субъект активной познавательной деятельности;

-обучение основано на формировании механизма технологического мышления, а не на эксплуатации памяти;

-процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания, дви­жении мысли от общего к частному, обобщениях [45, с.28].

Основные задачи, решаемые посредством учебно-методического комплекса:

-определение содержания, объема и последовательности изучения разделов дисциплины, установление требований к уровню освоения содержания дисциплины студентом;

-определение содержания и объема самостоятельной работы студента, форм и средств контроля ее выполнения;

-осуществление методического и информационного сопровождения образовательного процесса и реализация инновационных подходов к обучению студента;

-обеспечение каждого студента индивидуальными учебно-методическими пособиями — руководствами, вовлекающими студентов в адекватную активную познавательную деятельность;

-целостное видение образовательного процесса [50, с.3].

 

Содержание и структура учебно-методического комплекса

Системный подход к средствам обучения позволяет установить состав компонентов учебно-методического комплекса, раскрыть их взаимосвязи, изучить структуру. Под структурой, как известно, понимается внутренний способ организации целостной системы, взаимосвязь между ее элементами. Структура подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого. Поскольку основания для организации системы могут быть различными, то и ее элементы можно выделить по-разному. Другими словами структура учебно-методического комплекса как целого может быть вариативной.

Структура учебно-методического комплекса является одним из важнейших средств, с помощью которых осуществляется руководство учебной деятельностью.

Содержание комплекса представляет собой проект, в котором зафиксирована учебно-программная доку­ментация, учебная и методическая литература, набор средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения всех узловых вопросов программного материала приме­нительно к каждой теме учебной программы.

Значительную часть учебно-методического комплекса составляют средства обучения, которые должен разработать педагог.

Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [10, с.177].

Средства обучения являются компонентом учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы учебного заведения.

Будучи компонентом учебного процесса, средства, обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы и методы.

Учебно-методический комплекс состоит, как правило, из нескольких учебных модулей, соответствующих основным разделам конкретного предметного курса [2, с.229].

А. Ф. Щепотин, М. А. Чекулаев и др. подходят к обоснованию компонентного состава и содержания комплексного учебно-методического обеспечения по учебным дисциплинам и специальностям с позиций деятельностного подхода.

По определению А. Ф. Щепотина, под составом комплексного учебно-методического обеспечения понимаются все те его структурные компоненты, из которых оно складывается как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям.

Для того чтобы выявить состав учебно-методического комплекса образовательного процесса, необходимо определится, что собой представляет образовательный процесс. По мнению академика Ю. К. Бабанского, деятельность педагога и деятельность обучаемых являются главными составляющими реального образовательного процесса. Поэтому необходимо комплексно обеспечивать именно дидактическую деятельность педагога и познавательную деятельность обучаемых. Необходимо использовать деятельностный подход, позволяющий с позиции деятельности педагога выявить все составные компоненты учебно-методического комплекса [32, с.43].

Во-первых, для обеспечения продуктивной деятельности педагога необходимы нормативная и учебно-методическая документация, которая является основанием проектирования им образовательного процесса.

Во-вторых, назначение педагога состоит в реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития обучаемых. Для решения этих задач необходимы средства обучения, которые по определению Л. Г. Семушиной, заключают в себе учебную информацию, или выполняющие тренирующие функции и предназначены для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, а также управления их познавательной деятельностью.

В-третьих, одним из главных условий эффективности педагогической деятельности является контроль, который помогает установить соответствие достигнутых результатов заданным целям. Средства контроля также используются педагогом для решения своих профессиональных задач и дают возможность получить информацию о результатах обучения, с тем, чтобы более совершенно спроектировать образовательный процесс.

В учебно-методическом пособии для техникумов М. И. Ерецкий излагает свой подход к рационализации труда преподавателей в сочетании с разработкой методических комплексов.

Содержание и структуру информации предлагается подразделять на учебные элементы и выявлять их структурные связи с помощью графа.

Учебным элементом он называет подлежащий изучению предмет, процесс, явление, свойство, а также связь (отношение), способ применения, метод действия. Вершины графа учебной темы представляют собой учебные элементы, а ребра показываю их связи и соподчинения.

Для комплекса методического обеспечения учебного процесса необходима опти­мальная система учебно-методической документации и средств обучения, включающих учебные планы, программы, нормативы оснащения учебных кабинетов и лабораторий, учеб­ники и учебные пособия, пособия по методике преподавания, частные методики, справочни­ки, сборники задач, наглядные пособия, тренажёры, технологическую документацию и др. [33].

Авторы другого методического пособия для СПО утверждают, что «состояние разработки вопроса о составе учебно-методического комплекса еще не соответствует значению самого вопроса» [95].

Объективно установленный состав комплекса позволит понять структурное строение такого обеспечения, более полно выявить и систематизировать его содержание и сформулировать требования к его созданию.

По мнению М. А. Чошанова, в форме учебно-методического комплекса (учебный план и программа, учебное пособие, методическое пособие, комплекс дидактических средств) материализуются целевая, содержательная, технологическая и оценочная компоненты учебного процесса [93].

Примеров создания и использования учебно-методических комплексов у нас в стране достаточно много. Это показывает, что, как в высшем, так и в среднем профессиональном образовании достаточно актуальным остаются вопросы структуры и содержания учебно-методических комплексов их разработки, апробации и внедрения как современного средства обучения.

Результаты теоретического исследования показали, что в настоящее время не существует единого состава учебно-методического комплекса, он инвариантен. Вариативность предусматривается при наполнении такого состава учебно-методического комплекса содержанием в зависимости от дисциплины и специальности, но в соответствии с Государственными образовательными стандартами. Также немало важную роль при формировании учебно-методического комплекса играет личность самого преподавателя, его профессиональная компетентность, опыт работы и творческий подход.

Состав учебно-методического комплекса, прежде всего, определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине.

Таким образом, в структуру учебно-методического комплекса могут входить:

-титульный лист;

-выписка из ГОС;

-сведения об авторах;

-учебная программа;

-рабочая программа;

-теоретический материал;

-практикум;

-контрольные мероприятия;

-словарь терминов и персоналий.

Титульный лист

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

- наименование министерства;

- наименование организации, от имени которой выпускается издание;

- сведения об авторах, участвующих в создании издания;

- заглавие издания;

- подзаголовочные данные;

- место и год издания.

Выписка из государственного образовательного стандарта профессионального образования

Отражает место и соответствие учебной дисциплины Государственному образовательному стандарту профессионального образования.

Учебная программа

Это утвержденный министерством образования документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся [8, с.140].

Учебная программа содержит: пояснительную записку, основную часть, библиографический список.

Пояснительная записка – своего рода методическое руководство преподавателя. В ней раскрывается место (назначение) предмета в системе подготовки специалиста, образовательные и воспитальные задачи, а также задачи развития, которые должны быть решены в процессе обучения, указывается связи учебного предмета с другими предметами, с производственной практикой и пути реализации преподавателем этих целей, даются рекомендации по использованию различных форм и методов обучения, организации самостоятельной работы учащихся.

Основная часть учебной программы – раздел «Содержание предмета» – указатель заголовков, раскрывающих состав издания. Выносятся наиболее значимые элементы учебно-методического комплекса, внутренние заголовки оформляютсяс абзацного отступа. Рубрикация включает, например, раздел, тему, параграф [7, с. 38-39].

Библиографический список включает: Федеральные законы, основную литературу, изучение которой является обязательным для овладения знаниями по дисциплине в полном объеме; дополнительную литературу, которая рекомендуется для самостоятельного изучения, при выполнении курсовых и контрольных работ, написании рефератов, а также для углубления и расширения знаний по данной дисциплине [6, с.227].

Рабочая программа

Это учебная программа, разработанная на основе типовой, применительно к конкретному учебному заведению с уче­том регионального компонента стандарта профессионального образования [9, с.15].

К содержанию рабочих программ предъявляются следующие требования:

- соответствие программ Государственным образовательным стандартам.

- соответствие программ принципам профессионального образования: универсальность и фундаментальность образования;

- отражение в программах основных направлений научной, творческой и педагогической деятельности учебного заведения;

- включение в содержание программы регионально-ориентированного материала, способствующего пониманию общенаучных и специальных знаний;

- отражение в программах междисциплинарных интегративных связей, обеспечивающих высокое качество профессиональных компетенций будущих специалистов;

- соответствие программ общей логике образовательного процесса по годам и семестрам обучения.

Преподаватель вправе творчески использовать различные способы построения программы (линейный, концентрический, тематический, проблемный, модульный и др.)

Календарно-тематический план – план, который составляется по одной из учебных дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Календарно-тематический план помогает преподавателю увидеть перспективу своей работы в более детальном виде. Назначение его в том, чтобы распределить содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям, заранее спланировать практические работы; определить объемы домашних заданий, предусмотреть их равномерное распределение; подготовить нужные средства обучения (книги, наглядные пособия, дидактические материала, компьютерное сопровождение) [6].

Теоретический материал

Теоретический материал должен содержать систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания. При подготовки материала следует руководствоваться следующими положениями:

-особое внимание должно уделяться связи рассматриваемых вопросов с объектами профессиональной деятельности выпускника и требованиями его образованности;

-должны отражаться различные взгляды на рассматриваемые вопросы независимо от личной позиции преподавателя;

-не допускается использование устаревших или вызывающих сомнение сведений;

-должна содержаться сопоставительная оценка отечественных и зарубежных достижений;

-особое внимание должно быть уделено рассмотрению новых сведений (концепций, фактов);

-краткие выводы (резюме) по теме должны ориентировать студента на определенную совокупность сведений, которые следует надежно усвоить и запомнить.

Материал должен быть разбит на логические структурные единицы, сопровождаться схемами, рисунками, графиками. Однако не следует перегружать пособие громоздкой нумерацией. В конце каждой темы желательно наличие вопросов или тестов.

Практикум

Практикум – структурный элемент учебно-методического комплекса, содержащий практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного материала. Практикум предназначен для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок. Рекомендуется представлять пошаговые решения типичных задач и упражнений с выдачей пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. Реализация практикума может варьироваться в зависимости от предметной области. Практикум может содержать:

Семинары – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно формулировать проблемы, аргументировать собственную позицию, вести полемику, отстаивать свои убеждения и опровергать неверные суждения; рассматривают ситуации, анализ которых способствует развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту [15, с.257].

Лабораторно-практические работы. В профессиональном обучении лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и про­изводственным обучением и служат одним из важных средств осу­ществления теории и практики. При этом с одной стороны, дости­гается закрепление и совершенствование знаний учащихся, с дру­гой – у них формируются определенные профессиональные умения, которые затем применяются в процессе производственно­го обучения [6, с.260].

Практические занятия — предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях происходит осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.

В состав учебно-методического материала семинарских и практических занятий входят:

-план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем, объема аудиторных часов, отводимых на каждую тему;

-краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме, позволяющие студенту ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых и изучаемых на семинарском и практическом занятии, со ссылками на дополнительные учебно-методические материалы, которые позволяют более глубоко изучить рассматриваемые вопросы;

-вопросы, выносимые на обсуждение, и список литературы, необходимой для работы студента при подготовке к семинару (список литературы оформляется в соответствии с правилами библиографического описания, с указанием конкретных страниц);

-тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на семинарских и практических занятиях. Практические занятия рекомендуется проводить и с использованием деловых ситуаций для анализа;

-контрольно-измерительные материалы (обучающие и контрольно диагностические компьютерные программы);

-иные материалы методического и материально-технического обеспечения на различных видах носителей информации (в том числе на дискетах и компакт-дисках).

Контрольные мероприятия

Необходимы для обеспечения контроля знаний студентов на разных этапах процесса обучения. Содержательная часть должна быть представлена тематикой (вариантной) контрольных работ, срезами, комплектами разно уровневых задач по каждой теме программы дисциплины, системой вопросов для самоконтроля студентов, перечнем литературы (основной, справочной) и средствами, которыми преподаватель дает возможность студентам пользоваться во время сдачи экзамена, комплектом экзаменационных билетов и задач к ним.

К ним относятся:

-контрольные вопросы по каждой теме учебной программы и по всему курсу (перечень вопросов представляется в заданной последовательности в полном соответствии с образовательной программой);

-тесты – стандартизированные методы исследования, предназначенные для точных количественных и определенных качественных оценок знаний студентов;

-вопросы к зачету (экзамену) – представляют сбой перечень вопросов по теоретическому курсу дисциплины;

-контрольная работа – это весьма эффективный метод контроля усвоения учебного материала. Сущность его состоит в том, что после изучения отдельных тем или разделов учебной программы преподаватель проводит письменные или практические контрольные работы с целью проверки и оценки качества усвоения знаний. В состав учебно-методических материалов по контрольным работам входят: примерная тематика контрольных работ; рекомендации по выполнению; рекомендуемая литература [59, с.199];

-курсовая работа – самостоятельная учебная работа студентов, выполняемая в течение курса (семестра) под руководством преподавателя. Включает комплекс исследовательских и расчетных работ по установленной тематике.

В состав учебно-методического материала по курсовой работе входят: тематика курсовых работ; методические указания по выполнению курсовой с указанием дополнительной литературы, использование которой позволяет более глубоко изучить отдельные вопросы, рассматриваемые в курсовой работе; методика выполнения курсовой работы, включающую описание исходных данных по курсовой ионной работе, порядок выполнения расчетной части работы, методику анализа полученных результатов, порядок оформления пояснительной записки по курсовой работе; методические рекомендации для преподавателей, руководящих курсовой работой, определяющие методику проведения занятий и консультаций, порядок защиты курсовой работы.

Словарь терминов и персоналий

В каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того чтобы студент мог качественно изучить материал курса, он должен точно понимать и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к изучаемой дисциплине. В качестве вспомогательного средства в данном случае необходимо иметь толковый словарь терминов и персоналий. В словаре должны быть даны определения всех встречающихся в курсе терминов, относящихся к данному предмету. Термины могут привязываться к темам или располагаться в алфавитном порядке.


 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.