Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц Цыплята клюют зернышки. Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы. 5. Упражнения для губ и щек Индюк. Сильно надуть щеки и по возможности долго удерживать воздух в ротовой полости. Упражнения для языка Клювы домашних птиц. Показать, какой острый клюв у петуха, сой широкий клюв у селезня и гуся. Индюшонок учится «болботать». Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий звук л. Индюки «болбочут». Индюк из города идет, индюшку за собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить:л-бл-бл-бл-бл». Развитие речевого дыхания и голоса Птичьи голоса. Произносить слоговые сочетания и фразы на юм выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко-ко». Цыпля-«Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах». Утка:«Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?» Речевая зарядка Цыпленок Не хочу один клеваться! Пусть скорей приходят братья! —Где ж они? —Под старой липой! —Как зовут их? —Цыпа-цыпа! Т. Виеру Психогимнастика. Пластические этюды Представить себя заботливой хозяйкой. Показать: вы ухаживаете за птицами: сыплете им зерно, наливаете воду. Уточка пропускает водичку через клюв. Выдувать воздух по очереди каждым углом рта. Широкий клюв утки и селезня. Вытянуть вперед сомкнутые губы. Выразить состояние хозяйки, у которой пропали гуси. Обыгрывание народной песенки «Жили у бабуси два веселых гуся». Изобразить домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам; гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство; сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят; индюка, распушившего хвост. Тема «Дикие животные» Развитие мелкой моторики Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца. * * * — Мальчик с пальчик. Где ты был? (Четыре раза сгибать большой палец левой руки.) — Долго по лесу бродил! (Четыре раза сгибать большой палец правой руки.) Встретил я медведя, волка, Зайку, ежика в иголках. (Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.) Встретил белочку, синичку, Встретил лося и лисичку. Всем подарки подарил. Всяк меня благодарил. (Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются И. Лопухина * * * Мама мишек будит рано. (Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв) указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.) Не встают они с дивана! (Удивленно пожать плечами.) —Эй, Большак! Вставай скорей! (Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.) —Ну, а ты, лентяй Указка, (Разогнуть указательные пальцы и указа» на дверь.) У тебя засохла краска! (Изобразить руками ведро.)  Вы должны с Середняком (Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.)  Побелить амбар и дом. Безымянный, мой бедняжка! (Погладить безымянный палец пальцами другой руки.) Знаю, болен был ты тяжко. Пожалею я тебя, (Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.) Полежи еще два дня. Ты, Мизинчик-малышок, (Разогнуть мизинцы.) Роста у тебя — вершок! (Показать, какого роста мизинец.) Но зато проказ и драк (Погрозить мизинцу пальцем.) Сосчитать нельзя никак. Е. Карельская Мимические упражнения Лисенок высматривает мышку. Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы). Упражнения для мышц шеи Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы. |