Связь педагогики с другими науками Перед педагогикой как наукой о воспитании стоит задача точно и ясно установить, как должно быть организовано воспи- тательное воздействие на личность, какие оно может принимать формы, какими пользоваться приемами и куда быть направлено. Другая задача заключается в том, чтобы уяснить, каким законам подчиняется самое развитие человеческого организма. В зависи- мости от этого педагогика охватывает несколько отдельных об- ластей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития ребенка, она включается в цикл наук биологических, т.е. естественных. С другой* поскольку всякое воспитание ставит себе известные идеалы, цели или нормы, постольку оно должно иметь дело с философскими или нормативными науками. Отсю- да возникает постоянный спор в педагогике относительно фило- софской и биологической сторон этой науки. Несомненно, что педагогика занимает пограничное положение между теми и дру- гими. Будучи вполне своеобразной эмпирической наукой, педагогика опирается на вспомогательные науки —на социальную этику, кото- рая указывает общие цели и задачи воспитания, и на психологию с физиологией, которые указывают средства для решения этих задач. Рассмотрим наиболее традиционные связи педагогики с други- ми науками. Философия и педагогика. Эта связь обусловливается самой сущно- стью философского, мировоззренческого осмысления места чело- века в мире. От системы философских взглядов, которых придер- живаются педагоги-исследователи, зависит направление педагоги- ческого поиска, определение целевых и технологических подходов к моделированию образовательного процесса. Методологическая функция философии проявляется в том, что она разрабатывает си- стему общих принципов и способов научного познания, которым подчиняется и педагогическое знание. Философия является теоре- тической основой осмысления педагогического опыта и создания новых педагогических концепций. Глава 2. История становления педагогической науки и практики 47 Психология и педагогика. Эта связь традиционна, так как педаго- гика не может не учитывать механизмы, законы психической дея- тельности и развития личности, которые изучает психология. Выдающиеся педагоги всегда строили свои теоретические концеп- ции, соотносясь с этими закономерностями, особенностями, свой- ствами и возможностями, изучаемыми в психологии. Биология и педагогика. Одна из важнейших задач для педагоги- ки —проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, поэтому педагогика опирается на биологиче- ские исследования, изучающие индивидуальное развитие человека. Медицина и педагогика. Эта связь привела к появлению коррек- ционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих врожденные или приобретенные отклонения в развитии. Социология и педагогика. Обе эти науки связаны планированием образования, выявлением основных тенденций развития социаль- ных групп, закономерностей социализации личности. Политология и педагогика. Эта связь обусловлена тем, что образо- вательная политика всегда являлась отражением государственной идеологии. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического созна- ния. В настоящее время мы видим, что один из важнейших видов че- ловеческой деятельности —воспитание детей —претерпел за мно- говековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно обоснованный сис- темный комплекс воздействия, основанный на результатах теоре- тических и практических исследований в области педагогики, пси- хологии, физиологии, социологии и других наук. Появление такого комплексного, системного подхода к воспи- танию и обучению обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какие условия привели к выделению педагогики как самостоятельной облас- ти научного знания? 2. Проиллюстрируйте на примерах связь педагогической науки с практикой обучения и воспитания. 48 Часть I. Педагогика 3. Какая педагогическая теория, на Ваш взгляд, может быть положена в основу создания эффективной образовательной системы? Приведите ар- гументы. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Вклад древнегреческих философов в методологию педагогики. 2. Особенности развития педагогической теории и практики в советский пе- риод (1917-1991). 3. Современное состояние отечественной педагогической науки. ЛИТЕРАТУРА 1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 2000. 2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963. 3. Константинов И.А., Мединский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1982. 4. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983. 5. Пряникова ВТ., Рывкин З.И. История образования и педагогической мысли. М., 1995. 6. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. М., 1999. 7. Счастенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1998. Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики Цели и задачи образования Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию Бога. В таком определении содержится и ре- лигиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка. Истоки самого понятия ≪образование≫ находятся в раннем Средне- вековье и соотносятся с понятием ≪образ≫, ≪образ Божий≫. В рели- гиозной модели мира человек рассматривается как созданный но образу и подобию Бога, а процесс его уподобления Божественному образу рассматривается как процесс образования человека. Начи- ная с эпохи Возрождения, когда человек сам становится ценно- стью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения к культуре, формирования мировоззренческих ценно- стей и установок. Образование становится способом создания свое- го образа, личности. При этом образ культуры проецируется на со- держание, организацию и методы, используемые в образовании. Цель образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю на- правленность. Внешняя цель образования как государственного ин- ститута состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-истори- ческих условиях, в развитии его производительных сил, общей куль- туры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутрен- няя целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умения- ми и навыками с возможностью их применения на практике. Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует це- ленаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти усилия должны быть направлены как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реали- зацию открывающихся на каждом историческом этапе новых воз- можностей для духовно-нравственного совершенствования челове- 4-4455 50 Часть I. Педагогика ка. В этом процессе реальная возможность развития личности мо- жет быть обеспечена только всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не ре- шает задачу эффективного формирования полноценно развитой личности. Необходима организация систематического процесса обучения и воспитания, построенного на знании объективных воз- растных особенностей развития личности и общих закономерно- стей процесса усвоения знаний, умений, навыков. Сегодня человека можно назвать образованным, если он владе- ет идеями, принципами и методами, которые определяют общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружа- ющей действительности, и располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно больше- му числу частных случаев. Образование в современном обществе —это общественно орга- низуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности. В процессе культурно-исторического развития общества пред- ставления о социальных функциях человека изменяются. Это, в свою очередь, опосредует те социальные требования, которые предъявляются к личности. Под влиянием этих факторов формиру- ются две важнейшие составляющие образовательного процесса — структура и содержание образования. Образование является процессом, структура которого харак- теризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опы- та, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представ- лениями о социальных функциях человека, принятыми в обще- стве в данный момент времени. Эти структурные элементы опре- деляют содержание образования, т.е. именно от них зависит тот комплекс социально значимого опыта, усвоение которого необхо- димо подрастающему поколению для эффективного включения в жизнь общества. Образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет собой комплекс целенаправленных педаго- Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 51 гических воздействий. Их целью является передача подрастающе- му поколению знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития обще- ства, а также выработка социально приемлемых и социально одоб- ряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процес- са путем целенаправленного развития интеллектуального, нравст- венного, эстетического и физического потенциала решается важнейшая задача общества по формированию личности. Педагогическая наука, которая позволяет не только анализиро- вать и систематизировать достижения педагогической практики, но и теоретически прогнозировать и моделировать дальнейшее развитие педагогического процесса. Педагогическая практика, которая выявляет эффективность применения тех или иных педагогических теорий и моделей. Социальный заказ, потребности государства и общества в сфере образования. Влияние этого источника на развитие педа- гогического процесса чрезвычайно велико. История педагогики показывает, что государство через систему образования способ- но инициировать, фасилитировать или дискредитировать те или иные тенденции педагогического процесса. Общество, разви- ваясь, диктует насущную потребность в подготовке специали- стов, которые могут быть востребованы в новых политических и социально-экономических условиях. Это влияет и на формули- ровку задач обучения и воспитания, и на определение содержа- ния педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и средств. |