МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Связь педагогики с другими науками





Перед педагогикой как наукой о воспитании стоит задача

точно и ясно установить, как должно быть организовано воспи-

тательное воздействие на личность, какие оно может принимать

формы, какими пользоваться приемами и куда быть направлено.

Другая задача заключается в том, чтобы уяснить, каким законам

подчиняется самое развитие человеческого организма. В зависи-

мости от этого педагогика охватывает несколько отдельных об-

ластей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему

развития ребенка, она включается в цикл наук биологических,

т.е. естественных. С другой* поскольку всякое воспитание ставит

себе известные идеалы, цели или нормы, постольку оно должно

иметь дело с философскими или нормативными науками. Отсю-

да возникает постоянный спор в педагогике относительно фило-

софской и биологической сторон этой науки. Несомненно, что

педагогика занимает пограничное положение между теми и дру-

гими.

Будучи вполне своеобразной эмпирической наукой, педагогика

опирается на вспомогательные науки —на социальную этику, кото-

рая указывает общие цели и задачи воспитания, и на психологию с

физиологией, которые указывают средства для решения этих задач.

Рассмотрим наиболее традиционные связи педагогики с други-

ми науками.

Философия и педагогика. Эта связь обусловливается самой сущно-

стью философского, мировоззренческого осмысления места чело-

века в мире. От системы философских взглядов, которых придер-

живаются педагоги-исследователи, зависит направление педагоги-

ческого поиска, определение целевых и технологических подходов

к моделированию образовательного процесса. Методологическая

функция философии проявляется в том, что она разрабатывает си-

стему общих принципов и способов научного познания, которым

подчиняется и педагогическое знание. Философия является теоре-

тической основой осмысления педагогического опыта и создания

новых педагогических концепций.

Глава 2. История становления педагогической науки и практики 47

Психология и педагогика. Эта связь традиционна, так как педаго-

гика не может не учитывать механизмы, законы психической дея-

тельности и развития личности, которые изучает психология.

Выдающиеся педагоги всегда строили свои теоретические концеп-

ции, соотносясь с этими закономерностями, особенностями, свой-

ствами и возможностями, изучаемыми в психологии.

Биология и педагогика. Одна из важнейших задач для педагоги-

ки —проблема соотношения природных и социальных факторов

развития человека, поэтому педагогика опирается на биологиче-

ские исследования, изучающие индивидуальное развитие человека.

Медицина и педагогика. Эта связь привела к появлению коррек-

ционной педагогики как специальной отрасли педагогического

знания, предметом которой является образование детей, имеющих

врожденные или приобретенные отклонения в развитии.

Социология и педагогика. Обе эти науки связаны планированием

образования, выявлением основных тенденций развития социаль-

ных групп, закономерностей социализации личности.

Политология и педагогика. Эта связь обусловлена тем, что образо-

вательная политика всегда являлась отражением государственной

идеологии. Педагогика стремится выявить условия и механизмы

становления человека в качестве субъекта политического созна-

ния.

В настоящее время мы видим, что один из важнейших видов че-

ловеческой деятельности —воспитание детей —претерпел за мно-

говековую историю своего развития существенные изменения,

превратившись из бытового процесса в научно обоснованный сис-

темный комплекс воздействия, основанный на результатах теоре-

тических и практических исследований в области педагогики, пси-

хологии, физиологии, социологии и других наук.

Появление такого комплексного, системного подхода к воспи-

танию и обучению обусловлено не только естественным развитием

педагогической науки, которой, как любой области человеческой

деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и

назревшим кризисом существующей системы образования.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие условия привели к выделению педагогики как самостоятельной облас-

ти научного знания?

2. Проиллюстрируйте на примерах связь педагогической науки с практикой

обучения и воспитания.

48 Часть I. Педагогика

3. Какая педагогическая теория, на Ваш взгляд, может быть положена в

основу создания эффективной образовательной системы? Приведите ар-

гументы.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Вклад древнегреческих философов в методологию педагогики.

2. Особенности развития педагогической теории и практики в советский пе-

риод (1917-1991).

3. Современное состояние отечественной педагогической науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 2000.

2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.

3. Константинов И.А., Мединский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.,

1982.

4. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983.

5. Пряникова ВТ., Рывкин З.И. История образования и педагогической мысли.

М., 1995.

6. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. М., 1999.

7. Счастенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1998.

Глава 3. Образование как глобальный объект

педагогики

Цели и задачи образования

Образование традиционно определяется как создание человека

по образу и подобию Бога. В таком определении содержится и ре-

лигиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка.

Истоки самого понятия ≪образование≫ находятся в раннем Средне-

вековье и соотносятся с понятием ≪образ≫, ≪образ Божий≫. В рели-

гиозной модели мира человек рассматривается как созданный но

образу и подобию Бога, а процесс его уподобления Божественному

образу рассматривается как процесс образования человека. Начи-

ная с эпохи Возрождения, когда человек сам становится ценно-

стью, образование рассматривается как способ его саморазвития,

приобщения к культуре, формирования мировоззренческих ценно-

стей и установок. Образование становится способом создания свое-

го образа, личности. При этом образ культуры проецируется на со-

держание, организацию и методы, используемые в образовании.

Цель образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю на-

правленность. Внешняя цель образования как государственного ин-

ститута состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-истори-

ческих условиях, в развитии его производительных сил, общей куль-

туры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса

отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутрен-

няя целевая направленность образования заключается в развитии

личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умения-

ми и навыками с возможностью их применения на практике.

Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического

развития общества не совершается автоматически. Оно требует це-

ленаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти

усилия должны быть направлены как на создание материальных

возможностей, объективных социальных условий, так и на реали-

зацию открывающихся на каждом историческом этапе новых воз-

можностей для духовно-нравственного совершенствования челове-

4-4455

50 Часть I. Педагогика

ка. В этом процессе реальная возможность развития личности мо-

жет быть обеспечена только всей совокупностью материальных и

духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не ре-

шает задачу эффективного формирования полноценно развитой

личности. Необходима организация систематического процесса

обучения и воспитания, построенного на знании объективных воз-

растных особенностей развития личности и общих закономерно-

стей процесса усвоения знаний, умений, навыков.

Сегодня человека можно назвать образованным, если он владе-

ет идеями, принципами и методами, которые определяют общий

подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружа-

ющей действительности, и располагает высоким уровнем развитых

способностей, умением применять изученное к возможно больше-

му числу частных случаев.

Образование в современном обществе —это общественно орга-

низуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной

передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого

происходит становление личности.

В процессе культурно-исторического развития общества пред-

ставления о социальных функциях человека изменяются. Это, в

свою очередь, опосредует те социальные требования, которые

предъявляются к личности. Под влиянием этих факторов формиру-

ются две важнейшие составляющие образовательного процесса — структура и содержание образования.

Образование является процессом, структура которого харак-

теризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опы-

та, накопленного в процессе культурно-исторического развития

общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых

форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. Тем

самым образование детерминировано определенными представ-

лениями о социальных функциях человека, принятыми в обще-

стве в данный момент времени. Эти структурные элементы опре-

деляют содержание образования, т.е. именно от них зависит тот

комплекс социально значимого опыта, усвоение которого необхо-

димо подрастающему поколению для эффективного включения в

жизнь общества.

Образование осуществляется в ходе педагогического процесса,

который представляет собой комплекс целенаправленных педаго-

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 51

гических воздействий. Их целью является передача подрастающе-

му поколению знаний об окружающем мире, социального опыта,

накопленного в процессе культурно-исторического развития обще-

ства, а также выработка социально приемлемых и социально одоб-

ряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процес-

са путем целенаправленного развития интеллектуального, нравст-

венного, эстетического и физического потенциала решается

важнейшая задача общества по формированию личности.

Педагогическая наука, которая позволяет не только анализиро-

вать и систематизировать достижения педагогической практики,

но и теоретически прогнозировать и моделировать дальнейшее

развитие педагогического процесса.

Педагогическая практика, которая выявляет эффективность

применения тех или иных педагогических теорий и моделей.

Социальный заказ, потребности государства и общества в

сфере образования. Влияние этого источника на развитие педа-

гогического процесса чрезвычайно велико. История педагогики

показывает, что государство через систему образования способ-

но инициировать, фасилитировать или дискредитировать те или

иные тенденции педагогического процесса. Общество, разви-

ваясь, диктует насущную потребность в подготовке специали-

стов, которые могут быть востребованы в новых политических и

социально-экономических условиях. Это влияет и на формули-

ровку задач обучения и воспитания, и на определение содержа-

ния педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и

средств.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.