Объект, предмет, задачи и функции педагогики Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Г83 Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003. - 480 с. ISBN 5-8297-0096-4 (в пер.) Отражается современное состояние педагогики и психологии, в частно- сти подходы и концепции, наиболее распространенные как в отечественной, так и в зарубежной науке. Структура и содержание учебного пособия соответ- ствуют государственном)' образовательному стандарту высшего профессио- нального образования второго поколения по дисциплине ≪Педагогика и психология≫. Книгу дополняют практические задания и глоссарий. Высокая культура и одновременно простота изложения материала помогают оптима- льному его усвоению. Для студентов высших учебных заведений, педагогов и психологов. УДК 37.01+159.9 (075.8) ББК 74.00+88 В оформлении переплета использован фрагмент картины Пьеро делла Франчески ≪Бичевание* ISBN 5-8297-0096-4c ≪Гардарики≫, 2001 c Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., 2001 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 9 Часть I. ПЕДАГОГИКА Глава 1. Общие основы педагогики 13 1.1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики 13 1.2. Методология и методы педагогической науки 15 1.3. Основные понятия педагогики 24 Вопросы и задания 32 Примерные темы рефератов 32 Литература 32 Глава 2. История становления педагогической науки и практики 33 2-1. Становление педагогической науки 33 2.2. Современная структура педагогики 42 2.3. Связь педагогики с другими науками 46 Вопросы и задания 47 Примерные темы рефератов 48 Литература 48 Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 49 3.1. Цели и задачи образования 49 3.2. Образовательная система России 51 3.3. Содержание образования 54 3.4. Современные тенденции развития образования 67 Вопросы и задания 73 Примерные темы рефератов 73 Литература 73 Глава 4. Педагогическая деятельность 74 4.1. Психологическая природа педагогической деятельности 74 4.2. Стиль педагогической деятельности 78 4.3. Педагогические способности 81 4.4. Педагогические умения 82 4.5. Педагогическая культура 86 Вопросы 88 Примерные темы рефератов 89 Литература 89 Глава 5. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей 90 5.1. Воспитание и социализация 90 5.2. Теории воспитания 92 Оглавление 5.3. Самовоспитание 94 5.4. Методы воспитания 95 5.5. Содержание и направления воспитательного процесса 99 Вопросы и задания 112 Примерные темы рефератов 113 Литература 113 Глава 6. Общие положения дидактики 114 6.1. Цели, задачи, функции и принципы обучения 114 6.2. Теории обучения 117 6.3. Формы организации обучения 122 6.4. Методы обучения 129 6.5. Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения. . . 132 Вопросы и задания 137 Примерные темы рефератов 137 Литература 137 Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 138 7.1. Семья как социальный институт 138 7.2. Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания. . . . 141 7.3. Нарушения в детско-родительских отношениях 147 7.4. Воспитание в семьях, где родители являются педагогами 152 7.5. Роль семьи в развитии личности ребенка 155 Вопросы 158 Примерные темы рефератов 158 Литература 159 Глава 8. Управление педагогическими системами 160 8.1. Государственный характер управления системой образования 160 8.2. Функции и управленческая культура руководителя 163 8.3. Педагогический анализ, планирование и контроль как основные направления управления педагогическими системами 165 8.4. Роль организации в управлении 170 Вопросы и задания 173 Примерные темы рефератов 173 Литература 173 Часть II. ПСИХОЛОГИЯ Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 177 1.1. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками 177 1.2. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологической науки 179 i 1.3. Методы психологии 191 Вопросы и задания 196 Примерные темы рефератов 197 Литература 197 Глава 2. История развития психологической науки 198 2.1. Этапы развития психологии 198 2.2. Возникновение ассоцианизма 205 2.3. Методологический кризис 209 Оглавление 2.4. Характеристика основных психологических школ 215 Вопросы и задания 235 Примерные темы рефератов 235 Литература 235 Глава 3. Психика и организм 236 3.1. Первые исследования биологических оснований психики 236 3.2. Эволюционная теория Ч. Дарвина 240 3.3. Психофизиология органов чувств, психофизика и психометрия . . . . 241 3.4. Теория доминанты 244 3.5. Теории рефлекса 245 Вопросы 249 Примерные темы рефератов * 249 Литература 249 Глава 4, Развитие психики 250 4.1. Развитие психики в филогенезе 250 4.2. Причины возникновения сознания. Его уровни и структура . . . . . . 252 4.3. Развитие психики в онтогенезе 259 Вопросы . 270 Примерные темы рефератов 270 Литература 270 Глава 5. Поведение и деятельность 271 5.1. Активность и ее виды 271 5.2. Теория деятельности Рубинштейна — Леонтьева 272 5.3. Исследования поведения в бихевиоризме 276 Вопросы 281 Примерные темы рефератов 282 Литература 282 Глава 6. Когнитивные процессы 283 6.1. Ощущения и восприятие 283 6.2. Память 295 6.3. Мышление 305 6.4. Воображение 321 6.5. Мышление и речь 325 6.6. Внимание 332 Вопросы 335 Примерные темы рефератов 335 Литература 336 Глава 7. Мотивация и эмоции 337 7.1. Психология мотивации, ее общая характеристика 337 7.2. Эмоциональные процессы 340 7.3. Воля 359 Вопросы 362 Примерные темы рефератов 362 Литература 363 Глава 8. Индивидуальность и личность 364 8.1. Общая характеристика понятий ≪индивид≫, ≪индивидуальность≫, ≪личность≫ 364 Оглавление 8.2. Индивидуальность. Индивидуальные качества и стиль деятельности человека 366 8.3. Основные теории личности 379 8.4. Проблема личности в современной психологии 426 Вопросы 434 Примерные темы рефератов 434 Литература 434 Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 435 9.1. Общение 435 9.2. Малая группа. Общая характеристика групповой динамики 447 Вопросы 453 Примерные темы рефератов 454 Литература 454 Практические задания 455 Глоссарий 471 ПРЕДИСЛОВИЕ Психология и педагогика изучают факты и закономерности психической жизни и процессов воспитания и обучения. Эти науки взаимосвязаны, так как без знания психологии, которая является своеобразной методологической базой педагогики, нельзя понять законы и способы адекватного воспитательного воздействия на других, в том числе и на детей, невозможна и разработка методик обучения. В то же время психологии необходима практическая проверка ее теоретических концепций, что и происходит в педаго- гическом процессе. Взаимодействие этих наук обеспечивает разви- тие теории и практики, позволяющее лучше понять человека, его поведение и переживания, причину его радостей и тревог. Значение этого курса связано и с формированием научного зна- ния читателей, и с требованиями реальной жизни. С одной сторо- ны, содержание этого предмета, по сути, является основой культу- ры, необходимой для человека в любой области его деятельности. И психология, и педагогика связаны с многими гуманитарными на- уками — этнографией, социологией, теорией культуры, искусство- ведением, логикой, языкознанием. Все дисциплины, которые прак- тически или теоретически имеют дело с человеком, приходят, в конце концов, к психологии, чтобы затем, исходя из нее, обога- тить эти науки. Полученные знания помогут читателю понять, что прогресс, под которым подразумевается появление качественно лучшего, идущего вперед по сравнению со старым, нового знания, возможен в технике, но не в гуманитарной науке. Да, действительно, в насто- ящее время мы знаем намного больше о структуре атома, о нер- вной системе человека, но плоды духовной деятельности психоло- гов, философов и педагогов Древней Греции или Рима были не ме- нее значительными или интересными, чем труды наших современников. Именно синтез всех знаний, всех данных о психи- ке, о логике становления внутреннего мира людей и их представле- 10 Предисловие ний об окружающем делает современную психологическую и педа- гогическую науки значимыми и реально помогающими в жизни. Целью авторов было не только дать представление о содержа- нии психологии и педагогики, но и побудить читателей к переносу полученных знаний в собственную научную и практическую дея- тельность, помочь более объективно разобраться в себе и окружа- ющих. Знаниями в области житейской психологии обладают все, кто хоть немного задумывался о проблемах познания мира, своих переживаниях и стремлениях. Однако житейская психология, на- ряду с некоторыми важными понятиями, несет в себе и множество стереотипов, заблуждений, предрассудков, мешающих людям пра- вильно и объективно разобраться в себе и других, осознать право окружающих быть самими собой, т.е. отличными от других. Осо- бенно важно (и наиболее сложно) понять и принять индивидуаль- ность и самостоятельность близких нам людей, а также невозмож- ность при всем нашем желании переделать их по своему образцу. Осознание уникальности любого человека приводит к мысли о тех сильных и слабых сторонах, которые есть у каждого и которые надо сознавать и уметь уравновешивать. Не менее значимыми явля- ются и проблемы способностей, определяющих склонности и воз- можности людей, а также закономерностей процесса познания мира и тех сложностей, что встают перед людьми на этом пути. Еще одной проблемой, которая находит отражение в учебнике, является социализация, т.е. процесс вхождения человека в окружа- ющий мир, общения с другими людьми и нахождения той группы, с которой человек идентифицируется, считая ее своей. Естественно, что в книге дано только краткое и достаточно по- пулярное освещение тех сложных проблем, которые решили и ре- шают в настоящее время психология и педагогика. В ней раскрыты преимущественно те вопросы и достижения этих наук, которые имеют непосредственное отношение к жизни большинства людей, а не только специалистов-психологов. Авторы надеются, что читатели не только получат достаточно полное представление о предмете и проблематике этих наук, но и всерьез заинтересуются ими, а полученные знания не будут забыты после сданного экзамена, но помогут в решении реальных жизнен- ных вопросов. Часть I ПЕДАГОГИКА Глава 1. Общие основы педагогики Объект, предмет, задачи и функции педагогики Объект и предмет педагогики Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это об- разование, изучением которого занимается целый ряд наук (фило- софия, психология, социология и др.). Предметом педагогики выступает образование как реальный це- лостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тен- денции и перспективы образования как фактора и средства разви- тия человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педа- гогика разрабатывает теорию и технологию организации образова- тельного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их взаимодействия. Педагогика в первую очередь изучает три главных составляю- щих образовательного процесса: цели обучения (для чего учить); содержания обучения (чему учить); форм и методов обучения (как учить). Задачи педагогики 1. Определение и изучение закономерностей в областях воспита- ния и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как свя- зи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов вы- ступают обученность, воспитанность и развитость личности. 2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и на- учную интерпретацию передового педагогического опыта, выяв- 1 4 Часть 1.1 Педагогика ление в инновационных авторских подходах того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой стороны, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе. 3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. Теоретические модели предполагаемого развития образо- вательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для управления политикой и экономикой образования, совершенство- вания педагогической деятельности. 4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и вос- питания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физио- логии, социологии и др.), а также определяется пониманием спе- цифики современного социального заказа в области образования (например, сегодня от выпускника школы в большей степени тре- буется наличие творческих способностей, и, следовательно, педа- гогическая наука вынуждена более интенсивно разрабатывать спо- собы решения этой задачи). 5. Внедрение результатов педагогических исследований в прак- тику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффек- тивность решения этой задачи во многом достигается привлечени- ем педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования и созданию нового педагогического продукта (технологии, методи- ки, методического оснащения и пр.). Функции педагогики Функции педагогики обусловлены ее предметом и задачами. 1. Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: описа- тельном (изучение передового, инновационного педагогического опыта); диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся); прогностическом (экспериментальные ис- следования педагогического процесса и построение более эффек- тивных моделей этого процесса). Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности и закономерностей педагогических явле- ний, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом Глава 1. Общие основы педагогики 15 уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагоги- ческих систем, опережающие практику образования. 2. Технологическая функция также реализуется на трех уровнях: проективном (разработка методических материалов, определяю- щих содержание и характер образования: учебные планы, програм- мы, учебные пособия и методические рекомендации); преобразова- тельном (внедрение достижений педагогической науки в практи- ку); рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспи- тания, коррекция научно-практической деятельности). |