ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Психологические аспекты понимания неврозов Сегодня мы довольно часто пользуемся термином "невротик", не имея, однако, какого-либо ясного представления о том, что он обозначает. Нередко под ним понимается не более, чем несколько высокомерный способ выразить свое неодобрение: тот, кто ранее довольствовался бы словами "ленивый", "ранимый", "чересчур требовательный" или "подозрительный", теперь, вероятно, скажет "невротичный". Однако мы действительно имеем в виду нечто определенное, когда используем этот термин, и, не вполне осознавая это, опираемся на особые критерии при его выборе. Можно выделить, по крайней мере, два признака неврозов: определенная ригидность (жесткость, твердость), реагирования и разрыв между возможностями человека и их реализацией. Оба эти признака требуют дополнительного объяснения. Под ригидностью реагирования понимается отсутствие той гибкости, которая позволяет нам реагировать различным образом на разные ситуации. Например, нормальный человек становится подозрительным, когда чувствует или видит причины для этого; невротик может быть подозрительным все время, независимо от того, сознает он это или нет. Нормальный человек способен видеть различие между искренними и неискренними комплиментами; невротик не проводит различия между ними или ни при каких условиях им не верит. Нормальный человек разозлится, столкнувшись с ничем не оправданным обманом; невротик реагирует злобой на любой намек (даже если понимает, что это делается ради него самого). Нормальный человек может временами испытывать нерешительность, столкнувшись с важным и трудным вопросом; невротик постоянно находится в нерешительности. Аналогичным образом расхождение между потенциальными возможностями человека и его действительными жизненными достижениями бывает вызвано лишь внешними факторами. Невротик сам стоит у себя на пути. Оставляя в стороне картину внешних проявлений и обращаясь к рассмотрениюдвижущих сил, участвующих в порождении неврозов, можно обнаружить один существенно важный фактор, общий как для развития невроза, так и для развития творческого начала учителя. Им является внутреннее (или внутриличностное) противоречие. Невротические реакции, сопровождающие внутренний конфликт здорового человека, в отличие от невроза как устойчивой характеристики личности, проявляются только ситуативно. Дальнейший ход становления личности будет зависеть от ее способности к преодолению конфликтной стадии. Что же следует считать адекватным разрешением конфликтной ситуации? Завершающий этап развития внутриличностных противоречий — рождение новых отношений к миру, новых требований к себе и другим, новых повседневных действий и привычек. Конструктивное разрешение означает новый этап развития личности, который в ходе этого развития поднимает человека еще на одну ступень, приближая к идеалу полного раскрытия человеческой сущности. В результате реакции преодоления самого острого уровня противоречия — конфликта — личность перейдет на качественно новый способ жизнедеятельности: то, что служило поводом и причиной для переживания, может перевоплотиться во внутренний опыт, который будет регулировать последующую программу развития этой личности. Важным условием развития является наличие сильно выраженного стремления к реализации (актуализации) своего творческого "Я", которое стимулирует учителя к активному поиску и выводит его на качественно новый виток профессионального развития. Чем более невыносимой является тревожность, тем более основательными должны быть меры зашиты. Исследователи невротического поведения выделяют четыре основных средства, которыми индивид пытается защитить себя от базальной (основной) тревожности: любовь, подчинение, реакция ухода (отстранение) и власть. Первое средство, получение любви в любой форме, может служить в качестве могущественной зашиты от тревожности. Формула здесь такая: если вы меня любите, вы не причините мне зла. Необходимость такой зашиты нужно искать в детстве, в отсутствии подлинной теплоты и привязанности между родителями и детьми. Главная же причина того, что ребенок не получает достаточной теплоты и любви, заключается в неспособности родителей давать любовь вследствие их собственных неврозов. Кроме того, существуют такие формы отношения учителей к детям, которые не могут не вызывать в них враждебность, например, предпочтение других детей, несправедливые упреки, непредсказуемые колебания между чрезмерной снисходительностью и презрительным отвержением, невыполненные обещания и, наконец, такое отношение к потребностям ребенка, которое проходит через все градации — от временной невнимательности до постоянного вмешательства и ущемления самых насущных и законных желаний. Например, попытки расстроить его дружбу с кем-либо, высмеять проявление независимого мышления, игнорирование его интересов — будь то художественные, спортивные или технические увлечения. В целом такое отношение учителей, если и не умышленно, но тем не менее по сути, означает ломку воли ребенка и ослабление самой основы уверенности в себе. Часто, взрослея, человек не способен поверить ни в какую любовь и привязанность, но испытывает потребность в любви как в защите. Второе средство — подчинение, формирует адаптивный тип поведения, в основе которого лежит личностная зависимость, несамостоятельность. Здесь верна формула: если я уступлю, мне не причинят зла. Третьим средством является уход. Не стоит это понимать буквально как полное уединение, просто формула жизни и поведения такова: если я реагирую отстранением, уходом, ничто не заденет меня. Четвертое средство зашиты от тревожности связано с использованием власти — это стремление достичь безопасности путем обретения реальной власти над людьми и подчинения их себе. Это одно из основных средств защиты, принятых в нашем обществе и образовательной системе, поэтому остановимся на нем подробнее в следующем параграфе. Часто успокоение от сильной тревожности человек ищет в разных направлениях. Невротик может одновременно испытывать настоятельную потребность повелевать другими, хотеть, чтобы его любили, и в то же время стремиться к подчинению, при этом навязывая другим свою волю, а также избегать людей, не отказываясь от желания быть ими любимым. Именно такие абсолютно не разрешимые конфликты обычно являются динамическим центром неврозов. Прочитав этот параграф и вспомнив свои собственные конфликты, каждый из Вас может задать себе вопрос: невротик я или нет? Наиболее достоверный критерий состоит в том, можете ли Вы правильно воспринять и осознать конфликт и конструктивно преодолеть его, направив свои усилия на самосовершенствование и в личностном, и в профессиональном планах. Или Вы пытаетесь обвинить всех и вся в возникающих проблемах и конфликтах и пользуетесь главным образом психологическими защитами. |