ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Конфликт и фрустрация — типичные ситуации педагогического взаимодействия Большинство людей время от времени в определенных ситуациях бывают эмоционально неустойчивыми. Учителя также не свободны от этого. У них есть свои проблемы, которые могут вызвать конфликт, фрустрацию (переживание, вызванное трудностями), обиду, чувство вины, тревожности. Хотя их проблемы — это реальные проблемы бытия, учителя несут за их разрешение большую ответственность, чем другие люди, потому что в проблемные ситуации включены и их ученики — хитрые и шаловливые, тревожные и замкнутые, доверчивые и ранимые. Но как иногда трудно бывает себя сдержать! Каждому учителю из собственного опыта работы в школе или по рассказам коллег знакомы ситуации, подобные следующим. Ситуация 1. Учитель входит в класс со звонком и начинает урок. В классе тихо звучит музыка. Учитель несколько повышает голос, музыка усиливается. Ситуация 2. На перемене учитель на доске написал текст, необходимый для работы на уроке русского языка. На несколько минут вышел из класса за журналом. Войдя в класс, начинает вести урок. В какой-то момент урока обращается к тексту и видит, что в тексте допущено большое количество ошибок. Ситуация 3. В течение пяти минут идет урок. В классе тишина, ребята внимательно слушают учителя. Учитель подходит к столу, опускает глаза на журнал и видит мышь. (За день до этого ученики параллельного класса узнали, что учитель страшно боится мышей). Ситуация 4. Ученик решает задачу по физике у доски. Учитель долго добивается от ученика правильного решения. Наконец ученик говорит: "А вы сами не знаете, как она решается!" Ситуация 5. В ответ на замечание учителя: "Как ты разговариваешь с учителем?" — ученик говорит: "Человек, который неправильно произносит слова "пиджак" и "коридор", вообще не имеет права быть учителем!" У учителя подобные ситуации могут вызвать определенные эмоциональные состояния, от которых зависит эффективность его деятельности. Среди эмоциональных явлений, оказывающих существенное влияние на продуктивность профессиональной деятельности учителя, особое место занимает фрустрация, достаточно часто встречающаяся в работе педагога. Всестороннее изучение данного явления, а также анализ условий и выявление способов предупреждения негативных последствий фрустрации могут способствовать как повышению эффективности и качества труда учителя, так и сохранению эмоционального и соматического здоровья педагогов, являющихся представителями одной из самых массовых профессий. Проблема адаптации человека к критическим факторам среды издавна привлекала людей. Интерес современной науки к этой проблеме возрос в последние десятилетия в связи с ростом болезней, вызванных стрессом. Согласно демографическим данным, на протяжении последних 25-30 лет в индустриально развитых странах свирепствует своеобразная эпидемия, ежегодно лишающая жизни миллионы людей. Поражения сердечно-сосудистой системы (в частности, инфаркт миокарда, возникающий вследствие ишемической болезни) являются причиной более 50% процентов всех случаев смерти. Установлено, что эти поражения обусловлены главным образом неблагоприятными для человека формами эмоционального напряжения. В нашей стране с 1980-го по 1990 год смертность от ишемической болезни сердца увеличилась в два раза. Особенно интенсивным это увеличение стало в последние пять лет. Обусловленность многих сердечно-сосудистых болезней неблагоприятным развитием эмоциональных реакций —эмоциональным дистрессом — привлекла внимание ученых и практиков медицины, физиологии, психологии к проблеме стресса, к изучению его физиологических и психологических механизмов, к анализу его перехода в болезнь. Было обнаружено, что к болезням стресса, возникающим в связи с эмоциональным перенапряжением, следует причислить также некоторые болезни желудка и кишечника, отдельные злокачественные опухоли и неврозы, кариес и атрофию десен. Кроме того, возможны формирование отрицательных черт характера, деформации личности в условиях длительно и часто повторяюшихся отрицательных эмоциональных состояний. Вот что пишет по этому поводу в своем отчете завуч школы А. Ребята подарили учительнице 3. к 8 Марта открытку с поздравлениями и сувенир с изображением льва. 3. в этом увидела намек на себя. Она кричала: "Это меня вы называете львицей? Это я способна растерзать кого угодно?". Завуч школы, вызванная на урок, попыталась ее успокоить, объяснить, что она неправильно поняла ребят (а ребят тем временем надо было просто видеть!). Забрав этот злополучный подарок, завуч вышла из класса, ей было смешно. После этого случая прошло 3 года, но до сих пор все ученики называют 3. "львицей". Ведущим фактором эмоционального стресса являются эмоции общения. Наиболее часто встречающейся разновидностью эмоционального стресса в сфере общения является фрустрация. Фрустрация в психологии рассматривается как один из видов психических состояний, выражающийся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Состояния фрустрации различны и зависят от разных причин: силы фрустраторов, значимости их действия, привычки к ним, индивидуальных особенностей. Реакции могут быть как активные, астенические (агрессия, фиксация, капризное поведение, уход в отвлекающую деятельность), так и пассивные, астенические (депрессия, регрессия). Но во всех случаях фрустрация сопровождается различными отрицательными эмоциями; другими словами, фрустрация — это переживания, связанные с неудачей. Поведение в таких ситуациях дезорганизованно и несообразно мотиву, его необходимым признаком является утрата ориентации на исходную цель. Поведение не обязательно лишено всякой целенаправленности, внутри себя оно может содержать некоторую цель (скажем, побольнее уязвить соперника). Важно то, что достижение этой цели лишено смысла относительно исходной цели или мотива данной ситуации. В то же время человек порой преодолевает значительные трудности, не впадая в состояние фрустрации. Упорядоченное и организованное поведение, адекватность реагирования в сложных ситуациях разрабатываются преимущественно как проблема фрустрационной толерантности (эмоциональной устойчивости). Под фрустрационной толерантностью понимается способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. В основе ее лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации — с другой. Формы фрустрационной толерантности могут быть различными. • Наиболее "здоровым" и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок. • Толерантность может быть выражена в известном напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций. • Толерантность может быть типа бравирования, которым в ряде случаев маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. • Фрустрирующая ситуация может интерпретироваться как своего рода благодеяние, выгода, приносящая удовлетворение. Способность противостоять трудностям формируется в жизни постепенно, она теснейшим образом связана с отражением собственных возможностей человека, с опытом разрешения аналогичных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий в сложной ситуации. Выбор способа преодоления трудности во многом определяет поведение человека. В сфере межличностных трудностей и конфликтов учителя и учащегося, которые могут возникнуть в самых разнообразных педагогических ситуациях, выбор учителем адекватного способа преодоления трудностей в значительной мере определяет дальнейшие взаимодействия его и ученика. Все многообразие способов преодоления трудностей и конфликтов во взаимодействии можно разделить на конструктивные и неконструктивные. В основе неконструктивных способов преодоления трудностей лежат механизмы психологической зашиты. Психологическую защиту 3. Фрейд определил как общее обозначение всех приемов, которыми "Я" пользуется в ситуации конфликтов, способных привести к неврозу. Прототипом всех специальных способов защиты является "вытеснение", а мотив и цель всякого "вытеснения" составляет не что иное, как избегание неудовольствия. Главной целью защиты считается достижение непротиворечивости и целостности внутреннего мира, устранение тревоги и напряженности, а все остальные цели рассматриваются как промежуточные. Сами защитные механизмы (3. Фрейд назвал девять основных типов: регрессия, подавление, отрицание, обращение против себя, проекция, интроекция, реверсия, реактивные образования, изоляция), представлены процессами, действующими нереалистически, без учета целостности ситуации и долговременной перспективы. Неудивительно, что цели психологической зашиты, если и достигаются, то ценой объективной дезинтеграции поведения, ценой уступок, самообмана или даже неврозов. В основе конструктивных способов преодоления конфликтов и трудностей во взаимодействии лежат механизмы психологической регуляции, основными целями которых считаются: достижение реалистического приспособления к окружающему миру, реалистический учет целостной ситуации, умение пожертвовать частным, ситуативным, способность разбивать всю проблему на мелкие, потенциально разрешимые задачи. Функция, которая приписывается защитным процессам, состоит в предоставлении времени для подготовки других, более продуктивных процессов совладания. "Удачное" совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности человека, как реалистическое, гибкое, включающее произвольный выбор, активное поведение, в котором человек стремится к самоактуализации, совершенству и реализации своих потенциальных возможностей. Фрустрационная толерантность для учителя — это способность противостоять разного рода педагогическим трудностям, сохраняя психологическую адаптацию. В ее основе лежит способность учителя адекватно оценивать реальную педагогическую ситуацию и видеть, если необходимо, выход из нее. Высокий уровень развития эмоциональной устойчивости предполагает отказ от первоначальных (фрустрированных) целей и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых. Поясним это положение на конкретном примере. Учитель вынужден был поставить двойку ученику за ответ. Тот, садясь, произносит: "Черт лысый!" Он сказал это очень тихо, но был всеми услышан. Учитель выдержал паузу и спросил с улыбкой: "Юра, а разве черти бывают лысые?.." В нашем примере учитель сумел отказаться от первоначальной цели (ведения урока) и заменить ее новой — налаживанием отношений с учеником; сумел погасить в себе первоначальный отрицательный эмоциональный порыв и заменить его положительным — улыбкой, юмором. При этом он не стал обвинять ученика, а попытался представить ситуацию как малозначащий эпизод в его отношениях с классом. Его реакция была направлена на разрешение проблемы — как преодолеть трудности в межличностном взаимодействии с учениками, а не на защиту себя, своего "Я". В педагогической психологии показано, что фрустрации у учителя оказывают преимущественно деструктивное влияние на ход учебно-воспитательного процесса. И, наоборот, фрустрационная толерантность как необходимое личностное качество учителя определяет его способность противостоять разного рода трудностям и конфликтам. При всей очевидной теоретической и практической важности проблема развития фрустрационной толерантности у учителя еще мало изучена. Фрустрации учителя, их профилактика и коррекция стали предметом нашего специального исследования (Митина, 1992; 1994). В результате исследования были вычислены показатели степени социальной адаптации у учителей с разным стажем работы в школе и разным уровнем педагогического мастерства. Прежде чем описывать результаты исследования, вероятно, имеет смысл развести понятия "социальная адаптация" и "личностная адаптация". Социальная адаптация — один из основных механизмов социализации личности. Высокий показатель социальной адаптации, по нашему мнению, — это умение работать в условиях совместной деятельности, адекватно реагировать в экстремальной ситуации и в условиях новой социальной среды, конструктивно разрешать межличностные конфликты, преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации. Личностная адаптация, на наш взгляд, — это пассивное принятие целей и ценностных ориентации группы, подчинение среде, отсутствие у личности стремления к независимости от воздействий извне, неспособность к гибкому поведению и спонтанности. Как правило, независимая самостоятельная личность характеризуется высоким показателем социальной адаптации и наоборот. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что показатели степени социальной адаптации у учителей ниже, чем у других обследованных профессий (летчиков, инженеров, студентов). Невысокая степень социальной адаптации дает основание считать, что у учителей часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими, т. е. они недостаточно адаптированы к своему социальному окружению. К негативным последствиям повторяющихся фрустраций следует отнести возможность формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость или неуверенность в своих силах, тревожность. Учителя, работающие с учениками среднего школьного возраста, имеют фрустрационную толерантность выше по сравнению с учителями, работающими с младшими школьниками и старшеклассниками. По-видимому, подростковый возраст — период бурного и неравномерного развития организма — требует к себе более тактичного отношения и более гибкого поведения учителя, тем более что важнейший момент в развитии личности подростка — развитие самосознания и самооценки. Центральный фактор физического развития в переходном возрасте — половое созревание. Оно оказывает существенное влияние на работу органов внутренней секреции, что порождает высокую чувствительность и ранимость. Учитывая это, педагоги, работающие с подростками, должны действовать более гибко. Фрустраиионная толерантность снижается по мере увеличения стажа работы в школе. У 30% учителей с большим стажем работы ее показатель равен или даже ниже, чем у больных неврозами. Это значит, что молодому учителю (впрочем, как и любому педагогу) необходимо специально развивать у себя фрустрационную толерантность. Из многочисленных приемов повышения эмоциональной устойчивости прежде всего можно рекомендовать следующие: • Пытайтесь заменять отрицательное эмоциональное состояние положительным на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки. - "Включайте" интеллект, логику между негативным стимулом и вашей ответной реакцией (народная мудрость гласит: "Прежде чем нагрубить — сосчитай до десяти", а древнегреческий философ Хилон советовал: "Не позволяй твоему языку опережать твою мысль"). • Накапливайте и фиксируйте собственный опыт педагогических находок, успехов, достижений, добрых слов и дел (помните: "Доброта завоевывает и разоружает, с нею легко добиться того, что не под силу грубому нажиму или запугиванию"). • Будьте внимательны и тактичны с окружающими, отмечайте похвалой самую маленькую удачу, а не разглагольствуйте по поводу очевидных неудач (Марк Твен как-то сказал, что одного комплимента ему хватает на три месяца безоблачного настроения). • Чаше пользуйтесь добрым юмором, поддерживающей шуткой ("Здоровье человека зависит не столько от физического состояния, сколько от состояния духа!" — считают Елена и Николай Рерихи). • Если же с вами случился конфуз, проанализируйте ситуацию, сделайте вывод на будущее и прекратите "самобичевание". Единственный путь — это "стремление к превращению индивидуалистически-эгоцентрической ситуации в ситуацию типовую, развенчание субъективной значимости тяжелых переживаний объективным пониманием присущих им закономерностей" (С. И. Консторум). • Овладейте и пользуйтесь одной из систем психомышечной релаксации (расслабления), подходящей вам. • Занимайтесь профилактикой фрустрирующих ситуаций, прогнозируйте ответную реакцию учеников на ваше поведение. • Читайте психологическую литературу о формах проявления неврозов в жизни и педагогической работе и способах психического оздоровления. |