ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Что ищет в искусстве «человек массы»? Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Что происходит в душе человека, когда произведение искусства, например театральная постановка, нравится ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнует любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они были реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лирике он будет искать любовь и печаль, которыми как бы дышат строки поэта. В живописи зрителя привлекут только полотна, изображающие мужчин и женщин, с которыми в известном смысле ему было бы интересно жить. Пейзаж покажется ему «милым» как место для прогулки. Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни... Такие зрители смогут допустить чистые художественные формы, фантазию только в той мере, в какой эти формы не нарушают их привычного восприятия человеческих образов и судеб. Как только эти собственно эстетические элементы начинают преобладать и публика не узнает привычной для нее истории Хуана и Марии, она сбита с толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И понятно: им неведомо иное отношение к предметам, нежели практическое, то есть такое, которое вынуждает нас к переживанию и активному вмешательству в мир предметов. Скажем сразу, что радоваться или сострадать человеческим судьбам, о которых повествует произведение искусства, есть нечто отличное от подлинно художественного наслаждения... Тот, кто в произведении искусства ищет переживаний за судьбу Хуана и Марии... не увидит художественного произведения как такового... Художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально. Только при одном условии мы можем насладиться Тициановым портретом Карла V, изображенного верхом на лошади: мы не должны смотреть на Карла V как на действительную, живую личность — вместо этого мы должны видеть только портрет, ирреальный образ, вымысел. Человек, изображенный на портрете, и сам портрет — вещи совершенно разные: или мы интересуемся одним, или другим. В первом случае мы «живем» вместе с Карлом V; во втором «созерцаем» художественное произведение как таковое. Эстетика: философия культуры. — М., 1991. fllll Вопросы и задания к источнику. 1) Что, по мысли автора, свойственно эстетическому восприятию произведения искусства широкой публикой? 2) Чем характеризуется подлинное художественное наслаждение? 3) Разделяете ли вы утверждение философа о том, что художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально? Поясните свою позицию. Выводы к главе III 1. Культура — социальный по своему происхождению и характеру механизм регулирования общественной жизни. В современном мире сохраняется культурное многообразие. В сближении, взаимодействии, взаимообогащении проявля ется диалог культур. Духовный мир каждой личности уни кален, вместе с тем он может быть понят лишь в связи с духовной жизнью общества. 2. Влиятельным институтом общества является наука. Она превратилась сегодня в непосредственную производи тельную силу, выполняет познавательную, культурно-миро воззренческую, социальную функции. Возрастающее воздей ствие науки на различные сферы жизни общества ведет к усилению социальной ответственности ученых за результа ты научной деятельности. 3. Усиливается роль образования в обществе. Без него не возможно формирование качественного человеческого интел лектуального капитала — основного фактора прогресса в современном обществе. В условиях постиндустриального об щества особое значение наряду с усвоением готовых знаний приобретает овладение умениями искать необходимую ин формацию в различных источниках, осмысливать ее, опира ясь на имеющиеся знания, собственный социальный опыт. 4. Одним из наиболее долговременных, устойчивых, мас совых институтов общества является религия. Место и роль религии в нынешних условиях общественного развития оп ределяются ее важными функциями: регулятивной, воспи тательно-мировоззренческой, компенсаторной, культурной, интеграционной. Большинство верующих в современном ми ре являются приверженцами одной из трех мировых рели гий: христианства, ислама, буддизма. 5. С переходом от традиционного к индустриальному об ществу появились предпосылки зарождения массовой куль- туры. Сегодня продукты массовой культуры, начиная серийно изготовленными вещами и заканчивая музыкальными, литературными произведениями, модой и рекламой, вошли в повседневную жизнь людей. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают средства массовой информации, роль которых в обществе существенно возросла в последние десятилетия. Отношение ко все более широкому распространению в обществе массовой культуры неоднозначно. Вопросы и задания к главе III 1. Составьте развернутый план ответа на вопрос «Роль духовной культуры в жизни общества». 2. Сопоставьте общественные функции науки и образова ния, выявите общее, укажите различия. 3. Ниже приведены статистические данные, отражающие изменение числа приверженцев мировых религий, а также изменение численности нерелигиозного населения за 70-лет ний период. | 1928 Г' | | Население Земли | 1550 млн чел. | 4700 млн чел. | Христиане | 550 млн чел. | 1300 млн чел. | Мусульмане | 210 млн чел. | 800 млн чел. | Буддисты | 120 млн чел. | 230 млн чел. | Сторонники нерелигиозных взглядов | 214 млн чел. | 1555 млн чел. | Какие выводы об эволюции числа адептов мировых религий и сторонников нерелигиозных взглядов можно сделать на основании этих данных? Какие социальные факторы оказали наибольшее влияние на эти процессы? Сохранились ли тенденции указанного периода в последующее десятилетие? Отвечая на этот вопрос, используйте свои обществоведческие знания, другую социальную информацию. 4. Составьте два небольших сообщения на одну и ту же тему для: а) солидного еженедельника «Культурное наследие»; б) бульварного издания «Богема». В основу положите следующий факт: известная актриса М. серьезно заболела и не сможет принять участие в премьерном спектакле. 5. Изучите приведенную ниже таблицу. Структура капитала в странах Запада (в %) Физический (машины, оборудование)
70—80 77—79 67—69 52—53 31—33 L
Человеческий (образование, квалификация) 20—22 21—23 31—33 47—48 67—69 Какую общественную тенденцию отражают эти данные? Покажите ее конкретные проявления в современном обществе. Готовимся к экзамену 1. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к: а) элитарной культуре; б) экранной культуре; в) массовой культуре; г) народной культуре. 2. Форма культуры, в которой выражается способность че ловека к эстетическому освоению мира, называется: а) наукой; б) искусством; в) моралью; г) образованием. 3. В ряде стран приняты законы, облегчающие получение инвалидами среднего и высшего образования. Какую тенден цию характеризует этот факт? а) Гуманизацию образования; б) интернационализацию образования; в) гуманитаризацию образования; г) информатизацию образования. 4. Найдите в приведенном ниже списке средства массовой коммуникации, возникшие в XX в. а) Кинематограф; б) Интернет; в) телевидение; г) газеты; д) радио. Глава IV СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МИРОВОГО РАЗВИТИЯ |