РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПУТЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ Развитие человечества неизбежно ведет к приданию нового облика (обновлению) всем сферам общественной жизни. Модернизация образования — явление мировое: социально-экономические изменения, новые требования рынка труда, возрастающее значение знаний о культуре требуют соответствующих перемен в образовании. «Подобно тому как взрослый человек не может носить одежду, которая годилась ему в детстве, — писал один из видных деятелей просвещения США, — так и система образования не может противостоять требованию перемен в то время, когда все вокруг изменяется». Необходимость модернизации системы российского образования, проводимой в начале XXI в., объясняется рядом факторов. Во-первых, принципиальные изменения в мире и стране выдвигают перед образованием новые задачи: — ускорение темпов развития общества требует подготов ки людей к жизни в быстро меняющихся условиях; — переход к постиндустриальному обществу, необходи мость решения глобальных проблем в рамках международ ного сотрудничества, расширение масштабов межкультурно го взаимодействия выдвигают на первый план задачи формирования творческого мышления, коммуникабельности и толерантности; — динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости определяют по стоянную потребность в повышении профессиональной ква лификации и переподготовке работников, росте их профес сиональной мобильности. Во-вторых, необходимы существенные изменения в целях и содержании образования, направленные на то, чтобы они отвечали социально-экономическим и политическим трансформациям в стране, современному уровню науки, техники, технологии, ориентировали на формирование фундаментальных знаний, постижение общей культуры; нацеливали на развитие личности обучающихся, индивидуальный подход к ним, повышение качества знаний. В-третьих, надо от декларации о приоритетности образования перейти к ее практической реализации; от провозглашения всеобщности и доступности образования — к реальному воплощению этих принципов. Необходимо поднять социальный статус педагогов, чья оплата труда — одна из самых низких в стране, улучшить материально-техническое оснащение учебных заведений. Модернизация должна сочетать продуманные новации с уважительным отношением к несомненным достижениям российского (в том числе советского) образования, использовать мировой опыт с учетом особенностей развития страны. Модернизация прежде всего направлена на выполнение главной задачи — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Назовем некоторые конкретные направления модернизации: разработка государственных стандартов среднего и высшего образования; разработка новых учебных программ; подготовка нового поколения учебников, которые могут поступить в школы лишь после их одобрения ведущими на-Учными учреждениями страны; проведение Единого государственного экзамена, призванного заменить выпускные экзамены в средних школах и вступительные в вузы; осу- ществление профильного обучения в школе; развитие внешкольных форм образования (Интернет, библиотеки, дома творчества, спортивные школы и т. п.); улучшение финансового обеспечения образования и в связи с этим повышение социального статуса педагогов. Модернизация образования вызвала широкий общественный интерес, активно обсуждаются проблемы доступности всех ступеней образования и повышения его качества. Назовем некоторые проблемы, относящиеся к общему среднему образованию: — с какого возраста начинать обучение в школе: с 5, 6 или 7 лет; — сколько классов должна охватывать начальная школа: 4, 5 или 6; — нужна ли профильная школа (10—11 классы), каким должен быть ее учебный план (например, нужны ли гума нитарию математика и физика); — целесообразно ли законодательное решение об обяза тельном 11-летнем обучении; — как улучшить работу сельских школ; — нужно ли, по примеру многих развитых стран, пере ходить к 12-летней школе. В правительственных документах указывается: опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно потребности личности, общества и государства будут определять направления изменений и развития системы образования России. ■■Основные понятия:образование, непрерывное образование. мины:модернизация, компетентность. Проверьте себя 1) Что такое образование, чьим интересам оно должно отвечать? 2) Какие качества формирует образование у человека? 3) В чем состоит влияние образования на функционирование и развитие общества? 4) Охарактеризуйте взаимосвязь образования и культуры. 5) Каким образом образование способствует укреплению национальной безопасности России? 6) В чем выражается сущность и значение принципов «научиться самостоятельно добывать знания», «научиться работать»? 7) Охарактеризуйте основные тенденции развития образования в XXI в. 8) В чем заключается сущность опережающего развития образования, почему это необходи- mo? 9) Каковы главные задачи модернизации образования России и как они выполняются? Подумайте, обсудите, сделайте 1. Некоторые ученые полагают, что в образовании клю чевыми понятиями являются «самоанализ», «самодисципли на» и «самоконтроль». Как вы понимаете сущность назван ных понятий, согласны ли вы с тем, что именно они являются ключевыми? Свое мнение аргументируйте. 2. В современных дискуссиях об образовании иногда ис пользуются такие словосочетания: знание-понимание, зна ние-сочувствие, знание-размышление. Какое содержание, на ваш взгляд, вкладывается в них, есть ли достаточные осно вания для выделения этих характеристик знания? 3. Один из современных философов утверждает, что при определении содержания образования нужно исходить из за кона «технико-гуманитарного равновесия». Как вы понима ете этот закон, как он может учитываться в общем образо вании и при профессиональной подготовке в техникумах, вузах? 4. В Российской Федерации государственные органы при зывают работодателей участвовать в формировании и реали зации образовательной политики. В чем, на ваш взгляд, мо жет выражаться это участие и кому оно выгодно? Свое мнение аргументируйте и конкретизируйте. 5. Ныне выпускники средних школ многих регионов РФ сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). В чем, на ваш взгляд, состоят положительные стороны и недостатки этой формы аттестации знаний? Целесообразно ли считать ЕГЭ единственной формой школьных выпускных и вузов ских вступительных экзаменов? 6. В России из года в год растет количество студентов вузов. Однако многие выпускники долгое время не могут найти работу по специальности. Вместе с тем остаются ва кантными рабочие места, требующие лишь среднего проф образования. В чем, по вашему мнению, причина этих яв лений и какие меры общество и государство должны при нять для упорядочивания подготовки специалистов различ ных образовательных уровней? 7. В последние годы большое развитие получило платное обучение. Чем это объясняется? Каковы социальные послед ствия введения платного обучения? Каково, на ваш взгляд, Должно быть соотношение между платным и бесплатным обучением в вузах? 8. Опираясь на свой опыт, сформулируйте, что надо из менить в школе для того, чтобы она обеспечивала высокое качество знаний и учитывала интересы учащихся. Поработайте с источником Прочтите отрывок из педагогических сочинений выдающегося русского педагога П. Ф. Каптерева. Об истинно образованном человеке: 1. Это такой человек, который владеет не только разно сторонним знанием, но и умением им распоряжаться, кото рый не только знающ, но и сообразителен, у которого есть царь в голове, единство в мыслях; который умеет не толь ко думать, действовать, но и работать физически, и наслаж даться красотой природы и искусства. 2. Это такой человек, который чувствует себя живым и деятельным членом современного культурного общества, по нимает тесную связь своей личности с человечеством, со своим родным народом, со всеми прежними работниками на поприще культуры, который по мере сил двигает человече скую культуру вперед. 3. Это такой человек, который чувствует раскрытыми в себе все свои способности и свойства и не страдает от внут ренней дисгармонии своих стремлений. 4. Это человек физически развитый, с здоровыми органа ми тела, с живым интересом к физическим упражнениям, чувствительный и к радостям тела. Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. — М., 1982. — С. 435. ЯШ Вопросы и задания к источнику. 1)Почему овладение разносторонними знаниями необходимо и вместе с тем недостаточно для образованного человека? 2) Что значит уметь распоряжаться своими знаниями? 3) Что значит быть «живым и деятельным членом современного культурного общества», по мере сил двигать вперед человеческую культуру? 4) Почему необходимо развитие всех своих способностей? 5) Раскройте связь здоровья, физического развития с образованностью человека. Об этом спорят Существуют две точки зрения на роль образования. Первая: образование трактуется исключительно как средство подготовки к будущему. Вторая: образование должно не только «работать» на будущее, но и обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем здесь и сейчас. Какую точку зрения вы разделяете и почему? Ваше мнение аргументируйте. § 33. Роль религии в жизни общества Вспомните: что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии? В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место. Для религиозного мировоззрения характерно разделение всего сущего на мир земной и небесный, а также признание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними. Почему человек верит в сверхъестественное? Исследователи прошлого объясняли это, например, страхом перед непредсказуемостью и могуществом природы или глубоким невежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современному обществу? Философы, культурологи, социологи, психологи по-разному отвечают на этот вопрос. Но очевидно, что религия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социально значимые функции, которые мы рассмотрим ниже. |