МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА





Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространя­ет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и опери­рованием ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве от­правной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства — это преемственность в культуре и творческие прорывы, но­ваторство. Рассмотрим их более подробно.

Преемственность связана с сохранением и передачей цен­ностей от одного поколения к другому. Таким образом мо­гут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Навер­ное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомка­ми, — в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью вос­производится следующими поколениями определенной этни­ческой группы, например, свадебная церемония. Но насле­доваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворе­ния, просмотра полотен в картинной галерее.

Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порож­дает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изо­бретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современника-Ми, но многие из этих произведений сохраняются и переда­ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверж-

10*


давших истинность гелиоцентрической системы, или гени­альные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на мно­го веков опередившего свое время.

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА

Культура любой исторической эпохи обладает непреходя­щей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как не­однородно по своему составу создающее ее общество. Внут­ри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед на­шими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений чело­веческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создава­емые представителями отдельных социальных групп, приня­то называть субкультурами.

Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы по­знакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных со­циальных групп.



Проиллюстрируем конкретным примером процесс форми­рования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринима­лись как уменьшенные копии взрослых, им даже шили ана­логичную одежду. Общество пока не понимало, что мир дет­ства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена — начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Со­временная субкультура детства неоднородна — выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы мо­жем сказать, что в процессе социального развития происхо­дит дробление (в других случаях — размывание) отдельных субкультур.

Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универ сальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культуроло­гами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремя-


щихся вытеснить ее. Во-вторых, под контркультурой пони­мают ценностную систему асоциальных групп. В этом зна­чении понятие «контркультура» начали употреблять запад­ные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.