К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА №4 1. Тема: Виды РНК. Строение и функции. 2. Цель занятия:Показать роль и значение РНК в жизнедеятельности организма. 3. Задачи обучения:Формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма и их применении в клинической практике. 4. Основные вопросы темы: 1. Биологические макромолекулы: РНК. Виды РНК 2. Общий план строения и функции РНК: а) Особенности строения и функции мРНК. б) Особенности строения и функции тРНК. в) Особенности строения и функции рРНК. 3. Синтез первичного РНК- транскрипта. (транскрипция). 5. Методы обучения и преподавания: Обсуждение вопросов темы, тестирование студентов. Под руководством преподавателя студенты обсуждают вопросы темы. Работают со следующими таблицами и схемами: 1.Общая схема строения РНК (М. ст. 118) 2. Составные части зрелой мРНК (М. ст. 120) 3. Структура тРНК (М. ст. 122) 4. Схема третичной структуры тРНК (М. ст. 122) 5. Связывание тРНК с аминокислотой (М. ст. 123) 6. Состав цитоплазматической рибосомы эукариот (М. ст. 124) 7. Транскрипция ДНК одновременно несколькими молекулами РНК полимеразы. Под руководством преподавателя студенты зарисовывают следующие таблицы: 1. Общая схема строение РНК. 2. Составные части зрелой мРНК 3. Структура тРНК Литература 1. Лекции по теме занятия. 2. Н.Н.Мушкамбаров, С.Л.Кузнецова Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. М.2003. С-117-135. 3. П.К. Казымбет, Л.Аманжолова, Қ. Нұртаева. Медициналық биология. Алматы 2002. С-33-47 8. Контроль(схемы, таблицы, тесты.) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА №5 1. Тема: Генетический код. Транскрипция. Постранкрипционнная модификация РНК. 2. Цель занятия: Показать механизмы биосинтеза белка, научить моделировать процессы транскрипции и трансляции, пользоваться таблицей генетического кода. 3. Задачи обучения:Формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма и их применении в клинической практике. 4. Основные вопросы темы: 1. Генетический код, понятие, свойства. 2. Способ записи генетической информации. 3. Биосинтез белка. Фазы транскрипции. 4. Процессинг. Сплайсинг. 5. Методы обучения и преподавания: Под руководством преподавателя проводится обсуждение вопросов темы, тестирование студентов, демонстрация фильма (биосинтез белка) Самостоятельно студенты работают со следующими таблицами: 1. Генетический код. 2. Биосинтез белка. Транскрипция. Литература 1. Лекции по теме занятия. 2. Н.Н.Мушкамбаров, С.Л.Кузнецова Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. М.2003. С-13-40 3. П.К. Казымбет, Л.Аманжолова, Қ. Нұртаева. Медициналық биология. Алматы 2002. С-33-47 4. П.К. Казымбет ,Э.П. Мироедова , Биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. М.2006. С-53-57 7. Контроль(таблицы, тесты, задачи). 1. Генетический код – это система записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот в последовательности чередования нуклеотидов в ДНК или РНК образующих кодоны соответствующих аминокислот белков. Последовательнотсь аминокислот информирует последовательность белков. Основные свойства генетического кода 1) Триплетность – полследовательность и з трех нуклеотидов. 2) Специфичность – соответствие одной аминокислоты к каждому смысловому триплету. 3) Вырожденность – на одну аминокислоту приходится один или более чем один триплет. 4) Коллинеарность – линейное соответствие между последовательностью триплетов в экзонах гена и аминокислот в пептидной цепи. 5) Смысловая – кодирование той или иной из аминокислот. 2.Способы записи генетической информации. Для кодирования одной аминокислоты необходимо три нуклеотида т.е. 43 = 64 Для кодирования 20 аминокислот есть 64 способа выражения из 64 кодирует аминокислоту их называют смысловым кодоном, а 3 из кодона – бессмысленными, они не информируют аминокислоту они выполняют функции знаков препинания при считывании наследственной информации, к ним относятся: АТТ, АЦТ, АТЦ. Бессмысленные кодоны еще называют терминальными, они определяют границы между генами и подают сигнал об окончании транскрипции. Две цепи ДНК в области гена принципиально различаются по своей функциональной роли: одна из них является кодирующей или смысловой, вторая матричной. Это означает, что в процессе считывания гена (транскрипции или синтеза пре-мРНК) в качестве матриц выступает только одна – матричная цепь ДНК. С помощью матричной цепи ДНК при транскрипции воспроизводится в структуре РНК генетическая информация кодирующей цепи ДНК. 3.Биосинтез белка – (экспрессия, реализация) Ге на осуществляется в клетке в два этапа. I – этап – транскрипция II- этап – трансляция Транскрипция – это переписывание информации с гена и образование матричной м-РНК. Процесс транск рипции проходит в 3 этапа. I – инициация II - элонгация Ш – терминация Процесс транскрипции проходит в ядре с помощью фермента РНК полимеразы. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ |