ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Итоговый этап эксперимента Результативность диагностики определяется выявлением детей с высоким, средним, низким уровнем развития воображения. На контрольном этапе исследования был проведен итоговый контрольный срез, который позволил отследить динамику развития творческого воображения в экспериментальной и контрольной группах. Диагностика была ориентирована на непрерывное наблюдение педагогических условий, обеспечивающих наиболее эффективное развитие творческого воображения средствами музыкально-игровой деятельности. В ходе диагностики преподаватель выполнял одновременно функцию наблюдателя и был участником музыкально-игровой деятельности. Это позволило исследовать многие аспекты индивидуальных показателей, а также зависимость развития творческого воображения от условий, средств, методов, приемов и принципов обучения. На занятиях преподаватель мог делать диагностический срез сразу по всем видам деятельности, так как средства музыкально-игровой деятельности давали возможность каждому ребенку быть ведущим и показать свой вариант исполнения, продемонстрировать свою степень активности и включения в работу. Для определения изменения уровня развития творческого воображения на заключительном этапе эксперимента мы провели диагностику творческого воображения, используя аналогичные констатирующему этапу эксперимента задания. Отслеживание роста творческого воображения осуществлялось по той же структуре, что и на констатирующем этапе: - звуковысотный слух; - музыкальный ритм; - музыкальная память; - эмоциональная отзывчивость на музыку. Диагностические срезы уровней развития творческого воображения детей дошкольного возраста, в ходе опытно-экспериментальной работы выявили положительную динамику результатов. Перейдем к их рассмотрению. Из обследуемых детей (ЭГ и КГ) 17 детей экспериментальной группы показали высокий уровень развития творческого воображения в процессе восприятия музыкипо сравнению с детьми контрольной группы. Данные как показано на рис. 2.3.1. фиксируют результаты констатирующей и контрольной диагностик, показывают изменения в развитии творческого воображения дошкольников на контрольном этапе эксперимента. Сравнительный анализ динамики роста уровня развития музыкального слуха в экспериментальной группе изменил свой показатель с 8,5% на 40,4% (высокий уровень), с 23,4% на 53,2% (средний уровень), с 68,1% на 6,4% (низкий уровень); у контрольных групп динамика роста музыкального слуха показала следующие результаты: с 18,4% на 26,5% (высокий уровень), с 34,7% на 47% (средний уровень), с 46,9% на 35,7% (низкий уровень). Задание на определение музыкального слуха было изменено как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе. Так, для определения уровня гармонического слуха детям предлагалось прослушать Немецкий танец №6 Трио Л. Бетховена (соль мажор). Дети делились на 2 группы. Дети первой группы были лисичками, двигались в соответствии с ритмическим рисунком верхнего голоса, дети второй группы были волками, двигались в соответствии с ритмическим рисунком нижнего голоса. Задача заключалась в том, что дети должны услышать свою мелодию. Группа лисичек - высокий регистр, группа волков - низкий. Также дети должны были исполнить ритмический рисунок, передать его осторожными движениями ножками (как лисички). У лисичек мелодия более витиеватая, подвижная (восьмые и четверти), у волков (дети идут широкими шагами, загребая по очереди руками) спокойная, ровная (четверти). Таблица 2.3.3. Результаты развития творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки Компоненты творческого воображения | Уровни | КГ | ЭГ | | Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | Музыкальный слух | Высокий | | 26,5 | | 40,4 | | Средний | | | | 53,2 | | Низкий | | 26,5 | | 6,4 | Музыкальный ритм | Высокий | | 38,8 | | 61,7 | | Средний | | 40,8 | | 31,9 | | Низкий | | 20,4 | | 6,4 | Музыкальная память | Высокий | | 42,9 | | 48,9 | | Средний | | | | 23,4 | | Низкий | | 10,1 | | 27,7 | Эмоциональная Отзывчивость на музыку | Высокий | | 30,6 | | 57,4 | | Средний | | 42,9 | | 27,7 | | Низкий | | 26,5 | | 14,9 | | | | | | | | | |  Рис. 2.3.1.Динамика уровня развития музыкального слуха у детей контрольной и экспериментальной групп К концу года это задание не вызвало никаких затруднений в экспериментальной группе. Дети не только хорошо слышали каждый свой голос, точно проходя ритмический рисунок, но и превосходно изображали своих героев. В контрольной группе задание осложнялось исполнением ритмического рисунка, не все дети различали свой голос. Для определения ладового слуха детям предлагалась игра "Спрячься от дождика" на музыку Д.Б. Кабалевского Легкие вариации на тему украинской народной мелодии. Композитор в своем произведении использует переменный лад. Когда звучит мажор, дети пляшут на полянке, как только они услышат минор, сразу должны спрятаться под зонтик или под дерево (присесть). С возобновлением мажора — опять пляшут. Задание усложняется тем, что характер музыки при смене лада не меняется (остаются те же штрихи и ритмический рисунок). Меняется только гармония. Почти все дети из экспериментальной группы справились с заданием. Движения детей стали более свободными, раскрепощенными, они научились лучше владеть своим телом. В свободной пляске дети показали более разнообразные и выразительные движения по сравнению с началом учебного года. Дети контрольной группы показали более низкий уровень развития ладового слуха, но показатели были выше по сравнению с началом учебного года. Для выявления уровня развития чувства ритма у детей контрольной и экспериментальной групп предлагались следующие игры. К игре «Умные ладошки» была добавлена игра «Умные ножки». Детям предлагалось пройти ритмический рисунок с дирижированием, а также прохлопать ритмический рисунок стихотворения, своего имени или несложного музыкального произведения. Сложность этого задания заключалась в том, что дети должны запомнить музыкальный материал и по памяти, повторить, а также скоординировать свои движения. Дети должны были также двигаться в соответствии с темпом произведения и его изменениями. Игра «Непослушная музыка» не вызвала у детей как контрольной, так и экспериментальной групп никаких затруднений. Дети реагировали на изменение темпа, ритма, характера музыки, отражая эти изменения в движении. Игра «Умные ладошки» и «Умные ножки» вызвала некоторые затруднения как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Большинство детей экспериментальной группы справились с предложенным заданием. При этом исполнение ритма произведения значительно улучшилось. Если в контрольной группе дети исполняли движения не координировано (хотя ритмический рисунок произведения был достаточно прост), путались, не согласовывая движения рук и ног, то в экспериментальной группе ритм движений ног и координация движений рук почти у всех детей совпадали. Сравнительный анализ динамики роста уровня развития музыкального ритма в экспериментальной группе изменила свой показатель с 21,3% на 61,7% (высокий уровень), с 48,9% на 31,9% (средний уровень), с 29,8% на 6,4% (низкий уровень), как показано на рис. 2.3.2.  Рис. 2.3.2. Динамика развития чувства музыкального ритма детей В контрольной группе изменились показатели уровня развития музыкального ритма с 24,5% на 38,8% (высокий уровень), с 36,7% на 40,8% (средний уровень), с 38,8% на 20,4% (низкий уровень). С целью определения динамики развития музыкальной памяти использовались игры на запоминание музыкального материала, а также на воспроизведение пройденного. Описание предыдущих игр также способствовало выявлению уровня музыкальной памяти, способности к запоминанию музыкального материала. Результаты повторной диагностики свидетельствуют о том, что у детей экспериментальной группы повысился интерес к выполнению заданий по ранее пройденному музыкальному материалу по сравнению с контрольной. Дети экспериментальной группы самостоятельно, правильно и быстро воспроизводили ранее пройденный музыкальный материал, проявляли большую инициативу и интерес к запоминанию. Дети контрольной группы нуждались в постоянной подсказке преподавателя. Данные результаты можно представить в диаграмме (см. рис. 2.3.3.) Динамика развития уровня музыкальной памяти детей экспериментальной группы, составила следующие показатели: с 14,9% на 48,9, % (высокий уровень), с 27,7% на 23,4% (средний уровень), с 57,4% на 27,7%о (низкий уровень). Контрольная группа показала следующие результаты: с 16,3% на 42,9% (высокий уровень), с 32,7% на 47% (средний уровень), с 51% на 10,1% (низкий уровень).  Рис. 2.3.3. Динамика уровня развития музыкальной памяти Для определения эмоциональной отзывчивости на музыку детям предлагались задания «Музыка и ты». В ходе игры детям предлагалось подвигаться под музыку, передать ее характер в движении. Степень эмоциональности, отзывчивости на музыку проявлялась в самом характере движений детей. Дети экспериментальной группы выражали ярко-эмоциональное отношение к музыкальным произведениям, при смене характера музыки проявляли фантазию, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание и выразительность движений. При выполнении задания на определение эмоциональной отзывчивости на музыку дети контрольной группы часто подражали друг другу, движениями вяло реагировали на эмоционально определяющие аспекты музыкального языка, но почти не затруднялись в определении характера музыки. Так результаты качественного и количественного роста уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей экспериментальной группы составил следующие показатели: с 19,2% на 57,4% (высокий уровень), с 31,9% на 27,7% (средний уровень), с 48,9% на 14,9% (низкий уровень); у детей контрольной группы: с 22,4% на 30,6% (высокий уровень), с 36,8% на 42,9% (средний уровень), с 40,8% на 26,5% (низкий уровень). Данные результатов диагностики представлены в рис. 2.3.4.  Рис. 2.3.4. Динамика уровня развития музыкальной отзывчивости на музыку В целом, экспериментальное исследование показало, что произошли существенные изменения в развитии творческого воображения детей. Об этом свидетельствуют полученные результаты диагностического обследования детей по выявлению уровней развития творческого воображения детей дошкольной группы. Как видно из приведенных ранее диаграмм, сравнительный уровень и динамика развития творческого воображения у дошкольников показал, что процент детей, отнесенных к высокому уровню развития творческого воображения выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Этому способствовала успешная реализация педагогических условий и модели развития творческого воображения средствами восприятия музыки. В рис. 2.3.5. приведены сводные результаты диагностики уровня развития творческого воображения средствами восприятия музыки у дошкольников в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и заключительном этапах эксперимента. Полученные данные диаграммы показали, что общий низкий уровень развития творческого воображения детей экспериментальной группы снизился на 39,2%, у контрольной группы на 24,5%, средний уровень экспериментальной группы увеличился на 0,9%, у контрольной группы на 12,2%, высокий уровень экспериментальной группы увеличился на 39,1, в контрольной группе на 12,3%.  Рис. 2.3.5. Общий уровень развития творческого воображения детей экспериментальной группы Такая разница между показателями высокого, среднего и низкого уровней творческого воображения констатирующего и контрольного экспериментов для контрольной и экспериментальной групп говорит о результативности развития творческого воображения в процессе восприятия музыки. Следовательно, проведенное исследование показало, что рабочая гипотеза подтвердилась. Таким образом, восприятие музыки способствует процессу развития общих и специальных компонентов творческого воображения детей дошкольного возраста, создает благоприятную атмосферу радости и непринужденности, способствует эмоциональному развитию дошкольников. Реализация педагогических условий по развитию творческого воображения (применение принципов обучения в действии, образности, сходства и различия, сотворчества, синкретизма музыки, движения и речи) наиболее полно способствует поставленной и цели и решению задач исследования. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ Исходя из полученных результатов, мы можем сделать следующие выводы. 1. Целью констатирующего этапа эксперимента явилось определение уровня сформированности творческого воображения дошкольников. В связи с этим, были определены контрольная и экспериментальная группы, их количественный состав; выбраны подходящие для дошкольного возраста методы диагностики творческого воображения; определены уровни развития творческого воображения для контрольной и экспериментальной групп, даны их характеристики. 2. Основными структурными компонентами творческого воображения, взятых за основу по Б.М. Теплову, являются музыкальный слух, музыкальный ритм, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость на музыку, двигательные навыки. 3. Принципы применения процесса восприятия музыки в воспитательной работе с дошкольниками послужили основанием для проведения формирующего этапа эксперимента. 4. Успешность выявленной нами модели развития творческого воображения подтверждается результатами педагогической диагностики. В ходе апробации экспериментируемой модели развития творческого воображения произошли следующие результаты в структуре творческого воображения: Результаты экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о том, что восприятие музыки в музыкальном обучении способствуют более успешному развитию творческого воображения дошкольников, а также обеспечивают всестороннее и целостное развитие ребенка. На этой основе, представленные основные положения и выводы дают основания считать, что цель и задачи, поставленные перед исследованием, решены. Внедрение разработанной модели в практику работы образовательного учреждения, на базе которого проходил эксперимент, позволяют утверждать, что работа имеет реальную ценность. Заключение Представленные результаты позволяют сделать следующие выводы. Осуществлен анализ и систематизация современных подходов к исследованию проблемы развития творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыки и определена структура творческого воображения, включающая в себя следующие компоненты: музыкальный слух, музыкальный ритм, музыкальная память, двигательные навыки, эмоциональная отзывчивость на музыку. Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, эффективно развивают все компоненты творческого воображения, взятых нами в исследовании за основу - музыкальный слух, ритм, память, двигательные навыки, эмоциональную отзывчивость на музыку, помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия. Ритмика оказывает разностороннее влияние на детей, способствуя гармонично-развитой личности. В процессе занятий ритмикой у детей формируется художественный вкус, развивается чувство прекрасного. Вместе с тем, ритмика служит задачам физического воспитания. Она совершенствует двигательные навыки, вырабатывает умение владеть своим телом, укрепляет мышцы, благотворно воздействует на работу органов дыхания, кровообращения. Разработанная модель развития творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыки, состоящая из трех блоков: целевой (основная цель и поставленные задачи), процессуально-деятельностный (педагогические условия, включающие в себя принципы развития творческого воображения, средства, которые определяются музыкально-игровой деятельностью, методика, представляющая собой систему приемов, этапов и методов, а также видов деятельности ) и результативный (обеспечивается критериями, показателями, диагностической методикой определения уровней развития творческого воображения) способствует развитию всех компонентов творческого воображения дошкольников. Результаты опытно-экспериментального исследования доказали, что внедрение в образовательную практику модели развития творческого воображения дошкольников, а также реализация критериев и диагностической методики позволили повысить уровень развития творческого воображения у детей экспериментальной группы на 31,1 % (высокий уровень), у детей контрольной группы 12,3 %. Одним из основных итогов проведенного исследования является подтверждение тезиса о значимости восприятия музыки и использовании средств музыкально-игровой деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста, основанных на чувстве радости, рождающихся у детей на занятиях. Вместе с тем можно отметить, что полученные позитивные результаты поставили новые вопросы, требующие дальнейшего изучения. Перспективным в этой области может явиться исследование процесса музыкального воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Библиографический список 1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманистической педагогике. – М.: Амонашвили, 2001. – 496 с. 2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб, пособие. – М.: Просвещение , 2000. – 224 с. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с. 4. Гржибовская Р. Н. Музыкальное воображение; Теория и методика обучения игре на фортепиано (Под ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой). – М.: Владос, 2001. — 368 с. 5. Долгушин С. Л. Образ, цвет, звук. – Омск: АДМЭВ, 2000. – 166 с. 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. – СПб.: Питер,2009. - 720 с. 7. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: Смысл, 2001. – 252 с. 8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 2000. - 176 с. 9. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 271 с. 10. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. Искусство в школе № 2. - М. 1994. 11. Мухина В.С. Детская психология – М.: Просвещение, 1995. - 272 с. 12. Мясищев В., Готсдинер А., Старчеус М.С. Музыкальная психология. – М.: Наука, 1992. - 190с. 13. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры 5-е изд. М.: Музыка, 1987. – 240 с. 14. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. - 213с. 15. Немов Р.С. Психология образования, кн.3. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 606 с. 16. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2005. - 470 с. 17. Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др. Общая психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2004. - 389 с. 18. Дубровин И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 160 с. 19. Ражников В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» / В.Г. Ражников // Дошкольное воспитание. – 1996. - №9. – с.58-66. 20. Реан А.А., Бордовский Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. М.: СПб: Питер, 2002. - 432 с. 21. Речинская Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М.: Владос, 1999. - 121 с. 22. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. СПб.: Лидер, 2005. - 255с 23. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок //Обруч – 1996.- № 4. С. 24-27. 24. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 235 с. 25. Финкельшнейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. - СПб. Композитор, 2008. – 120 с. 26. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство, СПб.: Алетейя, 2001. – 320 с. 27. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М.: Просвещение, 1994. – 353 с. 28. Школяр Л. В. Изучение музыкальной культуры младших школьников; теория и методика музыкального образования детей. - М., 2000. -292 с. 29. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. - Вопросы психологии, 1997. №4,с.20-27. 30. Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре. – М: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 245 с. Приложение 1 Приведем игровые примеры, используемые в экспериментальной группе. Игры на тему «Характер музыки, средства музыкальной выразительности». Игра «Прогулка». Музыка Э. Беттольф «Прогулка». Дети слушают музыку и определяют, что она спокойного, неторопливого характера. Им предлагается подвигаться под нее. Они идут спокойно, гуляют. Во время прогулки можно заметить птичку на дереве, куст рябины или грибочек. Во время остановки в музыке, нужно остановиться и полюбоваться природой. Потом преподаватель объясняет детям, как надо правильно останавливаться, - оставляя одну ногу сзади. После исполнения произведения дети рассказывают, что привлекло их внимание во время прогулки. В этой игре дети определяют характер музыки и двигаются в соответствии с ним, учатся делать остановки соответственно музыке. Игра на тему «музыкальная форма». Музыка Ж.-Б. Векерлена «Детская песенка». Дети знакомятся с понятием «музыкальная фраза». Преподаватель исполняет пьесу и говорит: «Сегодня мы познакомимся с понятием «музыкальная фраза». Преподаватель: «Если я вам скажу «М», понятно, о чем я сказала? Дети отвечают: «Нет». А если я вам скажу «Маша?» Опять не понятно, что за Маша, и что она сделала? А если я вам скажу: «Хорошая девочка Маша пришла в музыкальную школу?» Дети отвечают, что поняли. Преподаватель: «Также и в музыке. Если я сыграю вам один звук, вам понятно, о чем музыка?» Дети отвечают: «Нет». Преподаватель: «А если два звука?» Дети отвечают: «Нет». Преподаватель: «А если я сыграю вам вот что». Играет музыкальную фразу. Дети отвечают: «Теперь понятно». Далее разбирается вся пьеса целиком, сколько в ней фраз, все ли они одинаковые по длине, или есть длинные и короткие. Определив характер музыки (легкая, быстрая, нежная) предлагается подвигаться, разделив пьесу на фразы: на первую фразу дети бегут на носочках как лисички, на вторую фразу хлопают, на третью фразу опять бегут и т.д. Далее предлагается детям поиграть в игру «Птички летят на дерево», музыка Ж.-Б. Векерлена. Игра «Птички летят на дерево». Детям предлагается, стоя на месте, раскрыть руки в стороны и помахать кистями рук, как крылышками. Дети «летают», приостанавливаясь в конце фраз, во время остановок, приставляя ногу к ноге. Это были подготовительные упражнения. Теперь игра. Роль дерева выполняет стул, который ставится по середине зала. Педагог вызывает четырех детей — три птички и одна кошка. Первая птичка летит на дерево на первую фразу (долетает до стула и останавливается возле него), вторая птичка - на вторую, третья - на третью фразу. Кошка выходит из угла на третью фразу, и все дети, сидящие на стульчиках кричат ей: «Кыш, кыш». На четвертую фразу птички, увидав кошку, улетают в свои гнездышки, а кошка опять прячется. Игры на тему «Метроритм». Игра «Зайцы и охотники». Музыка Е. Бекман «Зайчик». Дети слушают, запоминают и исполняют ритмический рисунок. Восьмые - хлопки (ти-ти-ти-ти), четверти - ладонь вниз (тата). Далее восьмые исполняют бегом, а четверти шагами. Первые шесть тактов прыгают зайчики, приподняв руки как лапки, прыгают легко, исполняют ритмический рисунок. Следующие шесть тактов идут охотники (с усилением динамики). Охотники идут, исполняя ритмический рисунок, громко топая ногами. Зайчики спрятались в это время. Охотники ушли. На последние шесть тактов зайчики опять пляшут, исполняя ритмический рисунок, радуясь, что их не заметили охотники. Приложение 2 |