МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Особенности развития воображения





ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования состоит в том, что в нем рассматриваются проблемы модернизации системы образования в современной России, направленной на воспитание творческой личности, способной к инновационной деятельности. Развитию креативности детей в значительной мере способствует сложившаяся к настоящему времени в нашей стране многоуровневая система музыкального образования.

Почти вся материальная и духовная культура является продуктом творческого воображения людей. Благодаря ему, человек создает художественные произведения, разумно планирует свою деятельность, управляет ею. Как показали исследования Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других ученых, воображение выступает не только как предпосылка эффективного усвоения старшими дошкольниками новых знаний, но и является условием саморазвития личности, творческого преобразования имеющихся у детей знаний, определяет эффективность учебно-воспитательной работы в детских школах искусств.

Изучение проблемы развития творческого воображения у детей в процессе музыкальных занятий, очевидно, должно опираться на общепсихологические представления об этой проблеме. В этой связи отметим, что Е.И.Игнатьев характеризует воображение (т.е. продуктивный уровень сферы представлений), как «процесс неотступного думанья».

Феномен воображения волнует лучшие философские умы на протяжении многих столетий. В эпоху Просвещения проблема развития творческого воображения стала предметом особого внимания ученых, психологов и представителей других наук. Попытки экспериментального исследования функций воображения были сделаны на рубеже XIX-XX веков В. Вундтом, Т. Рибо, Э. Мейман, С. Д. Владычко.

Миссия учителя музыки заключается не в том, чтобы сводить проблемы музыкального воспитания и образования к формальной информации, а в том, чтобы средствами искусства учить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы в конечном итоге у них развивался не только интеллект, но и душа.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей.

Предмет исследования — целостная модель развития творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыки.

Гипотеза исследования: развитие творческого воображения детей дошкольного возраста будет наиболее успешным и продуктивным, если будет применяться педагогическая модель развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Задачи исследования:

1) изучить теоритические особенности слушания музыки как вида деятельности дошкольника;

2) рассмотреть особенности проявления творческого воображения у детей дошкольного возраста;

3) определить возможность формирования творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки;

4) разработать и экспериментально апробировать модель развития творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.



Структура данной работы состоит с введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования творческого воображения у детей в процессе восприятия музыки

 

Особенности развития воображения

 

Человек как субъект деятельности, не только созерцает и познает мир, но и изменяет, преобразует его, создает что-то новое. Но для того, чтобы воплощать эти преобразования во внешнем мире, необходимо уметь осуществлять это в мыслях. Именно это и обеспечивает наше воображение. Способность к воображению присуща только человеку, как одна из фундаментальных характеристик человеческой субъективности, отличает ее от всех других существ. Она противопоставляется процессу подражания и имитации. Воображение возникает из потребности человека предусмотреть, объяснить, заглянуть в будущее, чтобы как-то повлиять на него.

В самом широком смысле, под воображением понимают любой процесс, протекающий в образах. Однако образы воображения отличные от образов памяти и восприятия, потому что они представляют собой нечто новое, то, что еще не существовало в действительности. Поэтому возникает необходимость обозначить воображение в более узком смысле, который раскрывает С.Л. Рубинштейн: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование настоящего и порождение на этой основе новых образов, являющихся продуктами творческой деятельности и прообразами для нее». [6,с.296]. И вместе с тем, образы, созданные в воображении, всегда опираются на реальные образы восприятия и памяти, отмечает Л.С. Выготский: «... связь воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в предыдущем опыте человека» [3, с. 8-9]. Однако, в новом образе эти элементы преобразованы, изменены, соединены в необычных сочетаниях.

Учитывая такое ​​сложное функциональное строение, Л.С. Выготский считает адекватным применение понятия психологической системы для определения процесса воображения. По сути, воображение есть и процесс, и результат преобразующей деятельности. И все-таки, как возможно создание новых образов в процессе воображения?

Процесс преобразования имеющихся образов действительности в новые образы воображения не является чисто произвольной их изменением. Основной механизм работы воображения лежит в особенностях ее образов и возможно благодаря таким их характеристикам, как гибкость и динамичность. Этот механизм воображения находит свое выражение в типичных способах и приемах преобразования действительности.

Одним из наиболее распространенных способов такого преобразования является комбинирование - сочетание имеющихся в опыте элементов в необычных комбинациях.

Это процесс существенного преобразования, обобщения и синтеза элементов, что приводит к рождению нового целостного образа. Комбинирование регулируется и направляется определенной тенденцией, заключается в мотивах деятельности воображения, что наполняет его содержанием. Этот прием находит применение, как в науке, так и в искусстве. Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основании «склеивания» представлений.

Количественный аспект выражается в изменении величин, в уменьшении (литоты) и увеличении (гиперболы), что опять-таки является мотивированным какой-то содержательной тенденцией. Линия же типизации, так сказать специфического обобщения, приводит к обобщенности нового образа. Акцентуювання отдельных черт сочетается с рядом других преобразований, в результате чего превращается весь образ в целом, приобретая обобщенный характер.

Физиологическую основу воображения составляют остаточные процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. При этом, важное значение имеет вторая сигнальная система, слово, потому что все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролируя путь их становления, является средством их содержание, закрепления и изменения.

Нетрудно заметить, что воображение является одной из фундаментальных характеристик личности. Во-первых, воображение тесно связана с такими познавательными процессами, как восприятие, память и мышление, а также с эмоциональными процессами. Во-вторых, в преобразующей деятельности воображения сказываются мотивы и цели личности, ее потребности и интересы, чувства и желания. «Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности», - говорит С.Л. Рубинштейн.

Выделение различных видов или уровней воображения определяется в первую очередь тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших его этапах, процесс воображения имеет непроизвольный, бессознательный, хаотический характер. Однако высшие формы воображения связаны уже с сознательным, активным отношением человека к процессу формирования образов. И так различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение.

У низших, непроизвольных формах, воображение проявляется в создании новых образов под влиянием малосознательных или бессознательных потребностей, влечений, установок. Она осуществляется без определенного умысла со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля за ходом своих представлений.

При таком виде воображения, образы скорее самостоятельно трансформируются, чем формируются. Этот процесс воображения протекает обычно на низших уровнях сознания, в дремлющем состоянии, в мечтах, в состоянии «бездумного» отдыха. При этом образы возникают непроизвольно, заменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая нередко фантастические и необычные формы.

В высших, произвольных формах воображения, происходит настоящее, сознательное, преднамеренное формирование и преобразование образов, согласно поставленным человеком целей. Она осуществляется с помощью волевых усилий. При таком виде воображения, человек, как правило, осознает мотивы преобразующей деятельности, понимая ради, чего она производит образы. Наиболее ярко произвольное воображение проявляется в игровой деятельности, а также в трудовой.

Различают также воспроизводящее и творческое воображение. В ходе воспроизводящей воображения, так же как и при всех видах этого процесса, формируются новые образы, но они являются новыми для этого человека, то есть субъективно новые, тогда как объективно, предметы, соответствующие имеющимся образам, уже существуют в общечеловеческой культуре. Этот процесс заключается в том, что человек представляет, воспроизводит то, что сам она не воспринимал, однако слышал или читал.

Подобное воспроизведение образов может происходить на основании словесного (устного или письменного) описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей. Такой вид воображения лежит в основе передачи общечеловеческого опыта. Творческое же воображение заключается в самостоятельном создании объективно новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Такой вид воображения находит применение, как в искусстве, так и в науке. Разновидностями творческого воображения являются те специфические виды воображения, которые являются результатом различных видов творческой деятельности.

Так различают конструктивную, художественную, техническую, музыкальную и другие виды воображения в соответствии с теми специфическими видами творческой деятельности, результатом развития которого они являются [7].

В зависимости от характера тех образов, которыми оперирует воображение, выделяют также абстрактную и конкретную воображение.

Такое различение возможно благодаря разнообразию образов, продуцируемых воображением. Абстрактное воображение, в отличии от конкретной, использует образы более обобщенные и генерализованные.

Необходимо также различать виды воображения по отношению к реальности, к будущему: мечта и фантазия. Мечта всегда есть образ желаемого будущего, стимулируя нас к деятельности, призванной воплотить мечту в действительность, она направлена ​​на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Д. И. Писарев писал: «Если бы человек, был совершенно лишенной способности мечтать ... если бы она не могла бы хоть изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине, то самое творение, которое только начинает складываться под его руками, - тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни ...». Однако мечта продуктивная только в том случае, когда она действительно связывает образ желаемого будущего с действительностью. В противном случае, мечта становится пустой мечтательностью, фантазией, превращаясь из стимула деятельности в ее заменитель.

Образы мечты и фантазии отличаются ярким, живым, конкретным характером и эмоциональной насыщенностью, становясь привлекательными для субъекта.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.