ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Следует отметить, что под агрессивностью мы понимаем свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Полученные результаты отражены в Диаграмме  Рис. 2.2.2 Уровень агрессивности подростков Из диаграммы видно, что из 25 испытуемых с высоким уровнем агрессивности в классе 5 человек, что составляет 20%. Преимущественно это мальчики. По показаниям теста у этих школьников в основном преобладает вербальная агрессия. Практически не прослеживается применение физической агрессии. Повышенный уровень агрессии, энергия и пробивные способности, возможно, помогают достигать испытуемым своих целей. Тем не менее, агрессивный стиль поведения разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты. Таким подросткам необходимо учиться контролировать свои эмоции, пытаться направить их в мирное русло - спорт, творчество. В категорию со средним уровнем агрессивности попало 10 детей, что составляет 40%. В категорию с низким уровнем агрессивности попало так же 10 человек - 40% . Эти подростки набрали менее 17 баллов. Они отличаются спокойствием, уравновешенностью, склонны решать конфликты с помощью компромисса. При качественном анализе бланков ответов, следует отметить, что для данной группы испытуемых характерно наличие вербальной агрессии. При чем, у мальчиков она встречается чаще. Следует иметь в виду, что тест основан на самооценке. Его точность зависит от откровенности испытуемых. Таким образом, проведенная диагностическая работа позволяет сделать вывод, что в группе испытуемых в основном преобладают подростки со средним уровнем эмоциональности, агрессивность которых находится в пределах допустимых нормой. Взаимосвязь агрессивности и эмоциональности На данном этапе исследования, обработанные в результате тестирования данные были занесены в сводную таблицу (см. Таблица 2.3.1). Далее полученные данные были перенесены в сводную таблицу для статистической обработки (см. Приложение, 6). Им были присвоены определенные значения: ü Уровень эмоциональности – 0 – отсутствие данного уровня эмоциональности, 1 – преобладание данного уровня эмоциональности ü Уровень агрессивности. При наличии того или иного уровня агрессивности присваивалось значение – 1, при отсутствии – 0 В результате чего, у нас стало 6 переменных: Var 1 ( Переменная 1) | Высокий уровень эмоциональности | Var 2( Переменная 1) | Средний уровень эмоциональности | Var 3( Переменная 1) | Низкий уровень эмоциональности | Var 4( Переменная 1) | Высокий уровень агрессивности | Var 5( Переменная 1) | Средний уровень агрессивности | Var 6( Переменная 1) | Низкий уровень агрессивности и | Для обработки результатов мы использовали пакет статистики Statistika 6.0. Корреляционный анализ Спирмена. Таблица 2.3.1 Сводная таблица диагностики агрессивности и эмоциональности Код | Пол | Уровень эмоциональности | Уровень агрессивности | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | | М | | | + | | | + | | М | | | + | | + | | | М | + | | | + | | | | М | | + | | | | + | | М | | + | | | + | | | М | + | | | | | + | | М | | + | | | + | | | М | | + | | | | + | | М | | + | | | + | | | М | | + | | + | | | | М | + | | | + | | | | М | | + | | | | + | | Ж | | + | | | + | | | Ж | | + | | | | + | | Ж | | + | | | | + | | Ж | | + | | | | + | | Ж | | + | | | | + | | Ж | + | | | + | | | | Ж | | + | | | | + | | Ж | | | + | | + | | | Ж | | + | | | + | | | Ж | | + | | | + | | | Ж | | + | | | + | | | Ж | | + | | | + | | | Ж | + | | | + | | | Таблица 2.3.2 Взаимосвязь эмоциональности и агрессивности у подростков | Правиль N | Spearman R | t(N-2) | p-level | Var1 & Var4 | | 0,328300 | 0,79749 | 0,430123 | Var1 & Var5 | | 0,041136 | 0,25379 | 0,801022 | Var1 & Var6 | | 0,063122 | 0,38989 | 0,698796 | Var2 & Var4 | | -0,036267 | -0,22371 | 0,824179 | Var2 & Var5 | | -0,002082 | -0,01284 | 0,989826 | Var2 & Var6 | | -0,265780 | -1,69950 | 0,097398 | Var3 & Var4 | | -0,057426 | -0,35458 | 0,724863 | Var3 & Var5 | | 0,061628 | 0,38062 | 0,705603 | Var3 & Var6 | | 0,270172 | 1,72978 | 0,091785 | Таким образом, в результате соотнесения всех полученных данных мы проследили зависимость между переменными и сделали следующие выводы: · Подростки с высоким уровнем эмоциональности склонны к большему проявлению агрессивности. Это следует из того, что между этими переменными есть статистически значимая связь (Переменная 1 – Переменная 4=0,328300при вероятности ошибки p=0,24). Между другими переменными значимая связь не обнаруживается. Таким образом, наше предположение о том, что уровень эмоциональности и уровень агрессивности взаимосвязаны подтвердилась. Высокий уровень агрессивности во многом отрицательно влияет на взаимоотношения с окружающими, вызывает конфликты. Поэтому нами рекомендовано тренинговое занятие, которое посредством игр позволит показать подросткам более конструктивные пути решения конфликтов, научит контролировать свои эмоции, в частности проявление агрессивности (см. приложение 7) Выводы по второй главе В эмпирической части работы нами была проведена диагностика подростков с целью выявления уровня эмоциональности и агрессивности , а так же установления связи между этими показателями. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что подростки с высоким уровнем эмоциональности склонны к большему проявлению агрессивности. Это следует из того, что между этими переменными есть статистически значимая связь (Переменная 1 – Переменная 4=0,328300при вероятности ошибки p=0,24). Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем эмоциональности и агрессивности подтвердилась полностью ЗАКЛЮЧЕНИЕ На сегодняшний день проблема эмоций в психологии относится к числу мало разработанных. В настоящее время наблюдается кризис психологии эмоций. Нерешенных вопросов в психологии эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных. Тем не менее, проблема эмоциональной сферы жизни подростка волнует многих исследователей. Цель данной работы заключалась в выявлении взаимосвязи уровня агрессивности с уровнем эмоциональности. В теоретической части исследования анализ литературных источников позволяет сделать следующий вывод: устойчивая индивидуальная выраженность характеристик эмоций человека дает основание говорить об эмоциональных свойствах человека: эмоциональной возбудимости, эмоциональной глубины, эмоциональной ригидности - лабильности, эмоциональной устойчивости, экспрессивности. Во второй части работы была проведена диагностика агрессивности и эмоциональности подростков. Для получения более достоверных данных при определении взаимосвязи была использована статистическая обработка данных. В результате мы получили следующее: существует зависимость между высоким уровнем эмоциональности и высоким уровнем агрессивности, то есть более эмоциональные подростки чаще попадают в категорию с повышенным уровнем агрессивности. Им свойственна вспыльчивость, агрессивность, они более раздражительны, чем их сверстники, не всегда способны контролировать свои эмоции. Таким ребятам могут быть рекомендованы тренинги занятия направленные на развитие умения конструктивно строить свои отношения со взрослыми и одноклассниками. Таким образом, наше предположение о том, что существует зависимость между уровнем эмоциональности и агрессивность у подростков подтвердилась полностью. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы школьными психологами для построения плана работы с данной группой, для разработки методических рекомендаций и занятия. Данная информация будет полезна и для педагогов, так как они смогут более индивидуально подходить к каждому ученику. Данное исследование не является окончательным, дальнейшей разработки требуют вопросы, касающиеся изучения эмоциональности учеников и особенностей их темперамента, особенностей восприятия учебного материала. Так же необходимо исследование направленное на формирование у подростков положительных эмоции в учебной деятельности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М., 1998. 2. Вилюнаc В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. М., 2000. 3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 4. Вундт И. Психология душевных явлений // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1984. С. 47-94. 5. Гинецинский В.И.Пропедевтический курс общей психологии. СПб., 1997. 6. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.80-84. 7. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. 8. Изаpд К. Э. Психология эмоции. СПб., 2000. 9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001. 10. Козубовский В.М. Общая психология. Личность. Мн., 2004. 11. Крейг Г. Психология развития. СПб., 2000. 12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971 13. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М., 2005 14. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов ВУЗов. В 3 кн. Кн.1.Общие основы психологии. М., 2006. 15. Першина Л. А. Общая психология М., - 2000. 16. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1984. 17. Реан А.А. Бордовская Н.В. Психолгия и педагогика. СПб., 2002. 18. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979. 19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., 1996. 20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1, 2. М., 1999. 21. Симонов П.В. Информационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1984. С.178-186. 22. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1984. 29-47. 23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум - Ростов-на-Дону, Феникс, 1999. 24. Тесты определения индивидуальных особенностей вегетативного реагирования. - М.,1976. 25. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье. М., 1999. ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |