МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общие закономерности эмоций





 

Проблема эмоционального развития решалась на протяжении всей истории педагогики. Изучением ее занимались В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон. В последние годы эту проблему исследовали Е.П. Ильин, Н.Л. Кряжева, Е.М. Торошилова [9]. Исследование роли эмоций и чувств в личностно-познавательном развитии школьника изучали В.Г. Белинский, Л.М. Курганская, А.С. Макаренко, М.Г. Яновская и др.

Практически все мыслители, начиная с древних времен, так или иначе в своих умозрительных рассуждениях затрагивали проблему человеческих страстей, волнений, переживаний и их природы. Первые научные трактовки эмоций появились в конце 19 века. Из зарубежных исследователей большой вклад в развитие психологии эмоций внесли В.Вундт, Ч.Дарвин, У.Джеймс, К.Изард, У.Кеннон, Е.Клапаред, Н.Н.Ланге, Дж.Уотсон, Т.Рибо, З.Фрейд и др. [17].

Основы для изучения эмоций в России были заложены трудами В.М.Бехтерева, Н.Д.Левитова, И.П.Павлова, И.М.Сеченова. Основные положения современной концепции эмоций определены преимущественно в теоретических работах С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева. Значительный вклад в разработку проблемы внесли труды П.В.Симонова, В.К.Вилюнаса, А.Е.Ольшанниковой, В.И.Ковалева, Б.И.Додонова и других, в которых разрабатывались идеи, касающиеся сущностных особенностей эмоций как специфических явлений человеческой психики, возрастные закономерности, индивидуальные и типические проявления [10].

В данном подразделе речь будет идти о представлениях, касающихся внутренних закономерностей протека­ния и развития эмоционального процесса. Этот аспект проблемы эмоций практически не освещается в современных концепциях, склонных рассматривать эмоциональную сферу как систему незави­симых реакций на определенные условия и ситуации. В концепциях прошлого, подчеркивавших взаимодействие и взаимообусловлен­ность эмоциональных переживаний в генетическом и ситуатив­ном их развитии, вопрос о динамике эмоций занимает, как правило, важное место. Для начала необходимо определиться с понятием «эмоции» [1].

Согласно определению, данному в «Большом психологическом словаре», эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивамии отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей [13].

Различные авторы дают разные определения понятия «эмоция». Некоторые, например, В.Н.Мясищев, сводят понятия «эмоции» к понятию «переживание» [14]. Наиболее часто в определениях эмоций выделяются категории «отражение отношения», «значимости» или «личностного смысла» ситуации. В определении П.В.Симонова указывается на механизм возникновения эмоции: эмоция - функция актуальной потребности и возможности (вероятности) ее удовлетворения [15].

К наиболее характерным признакам эмоциональных явлений относятся изменения в протекании физиологических процессов (органический компонент эмоции), эмоциональные переживания (субъективный компонент) и внешние выразительные движения (двигательный компонент) [3]. В зависимости от теоретических установок конкретного исследователя, акцентироваться может любой из этих компонентов.



Подчеркивание субъективной стороны эмоций характерно для отечественных авторов. Эмоциональное переживание представляется как форма, в которой отражается личностный смысл и значение ситуации. Эмоции рассматриваются как неотъемлемая часть мотива. Отмечается тесная связь эмоций с познавательными процессами [12].

В работах В.Вилюнаса эмоции определяются, как физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствования и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения [3, с. 17]. Тем не менее эти определения неполны, так как они не отражают ряд существующих характеристик эмоций и их отличие от познавательных процессов.

В теоретическом осмыслении эмоций, как известно, на сегодня выделяются четыре приоритетных направления в исследовании эмоциональной жизни человека:

- когнитивное,

- мотивационное,

- физиологическое,

- эволюционное.

Значительно углубить понимание механизмов развития интеллекта и личности в целом может выяснение закономерностей эмоционального развития. Так, отечественный психолог Л.С.Выготский отмечал, что «отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков традиционной психологии» [20].

Любое психическое явление осуществляет две основные функции - отражения и регуляции, — эмоциональные явления осуществляют их совершенно иначе, чем познавательные процессы. Эмоции — более древняя ("первичная") форма отражения, чем в значительной степени более осознанные, опосредованные речью познавательные процессы, и их главное назначение сигнализировать о пользе или вреде для организма того или иного явления. Эта оценка знака явления (положительная или отрицательная) является первичной. Экспериментально показано существование такой эмоциональной первооценки, которая предшествует более развернутой, логической, осознанной оценке (Е. Ю. Артеньева) [25].

«Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма. Именно это свойство организма - определять благодаря эмоции качество воздействия с помощью самого древнего и универсального критерия всего живого на Земле - выживаемости - и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма», - отмечает П. К. Анохин [15, с. 173].

Тесная связь с потребностями — важнейшая характеристика эмоций. Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются (П. В. Симонов, М. X. Русалова, и др.). Анализируя в одной из своих ранних работ происхождение эмоций из инстинктивных потребностей, Л.С.Выготский приходит к мысли, что эмоции «являются как бы результатом оценки самим же организмом своего отношения со средой». Они возникают в «критические и катастрофические минуты поведения», в момент, когда равновесие между организмом и средой так или иначе нарушается. Эмоции, в понимании Л.С.Выготского, являются не пассивным состоянием организма, они побуждают его к активности, стимулируют и регулируют его взаимоотношение с окружающей средой, осуществляют всякий раз «как бы диктатуру поведения». Такой взгляд на эмоции, их происхождение и функцию позволяет понять, почему Л. С. Выготский в своих поздних исследованиях выделил именно «переживание» как центральное звено в психическом развитии ребенка [17, с. 157].

Можно выделить несколько тенденций, характерных для изображения динамики эмоций в психологической теории.

Даже если рассматривать эмоции как изолированные реакции на определенные воздействия, естественно встает вопрос о том, обнаруживают ли эти реакции некоторое временное развитие, или же остаются без изменения. Этот вопрос рассматривался В. Вундтом в отношении аффектов (так как только они являются реакциями, имеющими независимое, самостоятельное раз­витие). Вундт считает, что это развитие заключается как в коли­чественном, так и в качественном изменении эмоционального пе­реживания и что специфический характер этого изменения и отличает один аффект от другого. Достигнув стадии аффекта, эмоциональный процесс подчиняется уже не внешним воз­действиям, а именно «форме» этого аффекта, которую он должен пройти, постепенно угасая или приводя к формированию волевого побуждения [4].

Подавляющее большинство обычных эмоциональ­ных переживаний не являются, согласно Вундту, автономными, так как с момента своего возникновения они вливаются в общий поток других переживаний, вступая с ними во взаимодействие и видо­изменяясь. Таким образом, в учении Вундта отчетливо обозна­чено еще одно положение, касающееся динамики эмоций — поло­жение о соединении, слиянии, суммации отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. Этим исследователем было показано существование как пространственного взаимодействия и суммации эмоциональных впечатлений, переживаемых одновременно (например, при восприятии пейзажа, архитектурного ансамбля), так и временной суммации переживаний, следующих друг за другом (например, при восприятии музыкального произ­ведения) [4].

Для многих теорий возможность соединения эмоций служит важнейшим принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых. Согласно X. Вольфу, одно из опреде­лений эмоций заключается в раскрытии состав­ляющих ее элементов. Так, сострадание Р. Декарт объ­ясняет соединением печали и любви, ревность, согласно Б. Спинозе – сложный аффект, состоящий одновременно из любви и ненависти к любимому лицу и зависти к тому, кого он любит.

В комплексе эмоциональных переживаний, соединяющихся в бо­лее сложные образования, иногда можно найти элементы, связанные причинно-следственными отношениями. Такая способность эмоций порождать и обусловливать друг друга является еще одним моментом, характеризующим их дина­мику [5].

В выявлении и описании конкретных закономерностей порож­дения одних эмоций другими больше всего было сделано Б. Спинозой. Приводимый им материал показывает, что эмоциональные отноше­ния, развивающиеся при различных обстоятельствах из некоторой исходной эмоции, в отдельных случаях могут быть весьма сложны и разнообразны. Так, субъект, охваченный любовью, сопереживает аффекты того, кого он любит. Вследствие такого сопереживания любовь может распространиться на другое лицо.

В полном своем виде эмоциональная реакция является как бы разветвленной и каждая из таких ветвей означает потен­циальную возможность ее дальнейшего развития, отвечающего тому или иному варианту изменения ситуации. Такая ор­ганизация эмоциональных реакций является важным эволюционным приобретением, существенно повысившим возможность гибкого адаптивного поведения [9].

В представлениях об обусловленности эмоций друг другом особое место занимает положение о взаимопорождении оцениваю­щих (удовольствие-неудовольствие и их производные) и побуждаю­щих (желания, влечения) переживаний. Значение этих простых естественных положений (неприятное порождает желание от него избавиться, неудовлетворенное желание вызывает неудовольствие и т. д.) заключается в том, что их принятием или отвержением решается вопрос об отношении эмоций и мотивации, в конечном счете — о «выходе» эмоций в действие [11].

Таким образом, проанализировав научную литературу, мы склонились к определению понятия «эмоции» данному Симоновой П. В. «эмоции представляют собой особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций» [21].

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.