МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие и характеристика коммуникаций.





При изучении данного вопроса студент должен обратить внимание на то, что по данным исследования, менеджеры тратят на коммуникации от 50 до 90% рабочего времени, поскольку обмен информацией является неотъемлемым атрибутом всех основных видов управленческой деятельности.

 

& Так, приблизительно 80% рабочего времени менеджеры тратят на общение с другими людьми. 48 минут в час они проводят на встречах, в разговорах по телефону и просто в неформальных разговорах, в коридорах. Остальные 20% времени менеджера уходит на работу за столом, большая часть из которой представляет собой те же коммуникации, только в виде чтения или письма.

 

Коммуникация – это обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми

 

Коммуникации находятся в центре системы управления организацией (рис. 13.1).

 

       
 
 
   
Коммуникации

 

 


Рис. 13.1 – Место коммуникаций в системе менеджмента организации

Целью коммуникации является понимание и осмысление переданной информации. Часто информация при передаче может быть искажена, что вызывает неправильное ее понимание и, как следствие, принятие неправильного решения. Поэтому эффективными являются такие коммуникации, при которых полученное сообщение оказывается ближе по значению к первичной.

При рассмотрении данного вопроса студенту следует обратить на то, что существуют следующие виды коммуникаций: межличностные и организационные коммуникации.

Межличностные коммуникации – общение работников организации между собой по поводу определения целей, распределения заданий, обсуждения способов выполнения работы, разрешения проблем, корректировки действий, назначения вознаграждений и др.

1. Коммуникации между двумя индивидами. При этом обе стороны выступают отправителями и адресатами информации. Каналом передачи информации является голос (звук) или взгляд (жест), а обратной связью – ответ каждого из участников этой коммуникации.

2. Коммуникации между индивидом и группой. Возникают когда один человек доводит определенную информацию значительному кругу других лиц. Особенностью таких коммуникаций является плохая обратная связь, что усложняет передачу информации.

3. Коммуникации в середине группы. Возникают, когда небольшое количество людей собирается вместе с определенною целью (например, для реализации какого-либо проекта). Наиболее оптимальный для коммуникаций размер группы – 10-12 человек.

Организационные коммуникации – коммуникации, возникающие между организациями, а также подразделениями, уровнями, звеньями в середине организации.

Внешние коммуникации. Направлены на:

- получение более полной и достоверной информации о внешней среде с помощью анализа данных, опубликованных в средствах массовой информации и официальных документах;

- сообщение потребителям, партнерам, конкурента о состоянии дел на фирме и формировании у них положительного восприятия ее деятельности средствами public relations, целенаправленной рекламы товаров, публикаций ежегодных отчетов и др.

Внутренние коммуникации.

1. Формальные коммуникации – это обмен информацией по каналам, предусмотренными организационной структурой предприятия: вертикальными, горизонтальными и диагональными.



1.1. Вертикальные – коммуникации между уровнями управления:

- по нисходящей – приказы, распоряжения, указания. Охватывают следующие вопросы: внедрение целей и стратегий, должностные инструкции и приказы, процедуры и правила, обратная связь по результатам деятельности, внушение идей.

- по восходящей – это передача информации от объекта к субъекту. Основные виды сообщение: проблемы и вопросы, предложения по улучшению, отчеты о результатах деятельности, жалобы и споры, финансовая и бухгалтерская информация.

1.2. Горизонтальные – это взаимоотношения между исполнителями в одном отделе, между структурными подразделениями.

1.3. Диагональные коммуникации – являются разновидностью горизонтальных. Существуют между различными управленческими уровнями не в форме прямого подчинения, а с целью согласования действий линейных и функциональных руководителей.

2. Неформальные – каналы распределения слухов.

Специфической формой управленческой информации являются слухи. Они представляют собой продукт творчества людей, пытающихся объяснить сложную, эмоционально значимую для них ситуацию при отсутствии или недостатке официальных сведений. Достоверность этого варианта зависит не только от истинности исходного, но и от потребностей и ожиданий аудитории, а поэтому может колебаться в диапазоне от 0 до 80 – 90%. Тем не менее, результаты проведенных исследований показывают, что информация передаваемая по каналам неформального сообщения, чаще оказывается точной, а не искаженной. Согласно исследованиям, 80 – 99% слухов точны в отношении непротиворечивости информации о самой компании, однако уровень точности не такой высокий, если речь идет о личной информации.

Способы коммуникаций:

Коммуникации могут осуществляться разными способами – письменно, устно и невербально. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, что обусловливает сферы их использования.

1. Письменные коммуникации – это передача информации на бумажных, магнитных, лазерных носителях. Наиболее часто используются при написании отчетов, докладов, оформлении объявлений, информирования широкого круга пользователей информации.

Преимущества:

- возможность обоснованно подготовить сообщение, привести его в соответствие к стандартным требованиям (лаконичность, системность изложения, корректность, полнота)

- возможность сохранять информацию на протяжении длительного времени.

Недостатки:

- требуют тщательной подготовки и значительных затрат времени для написания сообщения для того, чтобы изложенную информацию адресат воспринимал однозначно, именно так, как этого хотел бы отправитель;

- медленная обратная связь (если в письме есть непонятная информация или ошибка, для ее выяснения необходимо несколько дней).

2. Устные коммуникации – предусматривают общение с помощью устной речи (беседа с собеседниками, совещания, выступления перед аудиторией, телефонные разговоры).

Преимущества: экономия времени, быстрое понимание, обеспечивают оперативную обратную связь, способствуют быстрому принятию решений.

3. Невербальные коммуникации – это коммуникации через мимику, жесты, выражение глаз и др., что свидетельствует об отношении собеседников один к другому и к информации, которой они обмениваются.

& Считается, что 55% процентов сообщения воспринимается по лицу собеседника, позы, жесты, 38% - посредством модуляции и интонации голоса, а лишь 7% - через слова.

Невербальные сигналы («язык тела») могут много чего рассказать о внутреннем состоянии даже незнакомого человека. Они усиливают восприятие собеседником услышанного, подтверждая его достоверность (в случае адекватных символов) или опровергая (когда невербальные знаки указывают на обман). Умелое их использование дает возможность понимать людей, вести переговоры, разрешать конфликты, выступать перед аудиторией, вызывать доверие и др.

& Считается, если человек, с которым вы ведете переговоры, отклонился назад, это означает, что его решение не в вашу пользу. Следует срочно вводить в действие другие аргументы, которые должны повысить заинтересованность партнера в положительном решении вопроса. Если в процессе разговора возникла пауза и собеседник посмотрел на вас – он ждет вашего ответа. Если же после своей паузы собеседник отвел глаза в сторону – это просьба не перебивать его. Поглаживание уха, глаз, бровей – свидетельство напряженного обдумывания полученной информации.

Выбирая способ коммуникаций, следует обратить внимание на:

- способность собеседника принимать символы, которыми кодируется информация (человек без инженерной подготовки не понимает чертежей, ему лучше объяснить сущность задания устно);

- установленные требования к точности воспроизведения и неоднозначности понимания информации (законы, инструкции, правила, приказы следует направлять в письменной форме);

- способность выбранного метода в определенное время предоставлять информацию необходимому количеству адресатов. На пятиминутках, например, руководитель устно сообщает подчиненным, что именно им необходимо сделать. Если имеется отдаленность адресатов от источника информации, целесообразно информацию высылать письменно (например, уведомление акционеров о времени проведения собраний и их порядке проведения);

- обеспечение доступности информации для ее восприятия (доклад, насыщенный цифрами, лучше воспринимается, если усиленный вспомогательным материалом в виде графиков, таблиц, плакатов);

- соблюдение требований по минимизации затрат на обмен информацией (если все распоряжения и указания будут оформлены письменно, это приведет к росту бумажных потоков).

Правильный выбор способов коммуникаций и их совмещение обеспечивает эффективный обмен информацией, а неправильный – усложняет общение, приводит к непониманию, которое даже может привести к конфликтной ситуации.

Эффективность коммуникаций в значительной мере зависит от правильно выбранного канала передачи информации.

Коммуникационный канал – путь по которому передается информация.

Коммуникационные каналы характеризуются с помощью пропускной способности.

Пропускная способность – объем информации, который может быть переданным через канал за один прием.

Пропускная способность определяется:

1) способностью обрабатывать несколько сигналов одновременно,

2) возможностью осуществления быстрой двухсторонней обратной связи,

3) способностью обеспечить личный подход к коммуникациям.

Виды коммуникационных каналов:

1. Физическое присутствие (личное общение). Является наиболее эффективным каналом, поскольку гарантирует прямое взаимодействие, передачу многих информационных сигналов, мгновенную обратную связь и личный подход.

2. Интерактивные каналы – это общение по телефону, с помощью электронных средств связи. Характеризуются ускоренным объемом информации, но отсутствием личного контакта. Поэтому в последнее время очень популярными становятся видеоконференции.

3. Персональные письменные каналы – записки, письма замечания. Имеют личную направленность, но не обеспечивают быструю обратную связь.

4. Безличные коммуникативные каналы – отчеты, бюллетени. Имеют наименьшую пропускную способность и не обеспечивают обратной связи.

Следовательно, каждый коммуникационный канал имеет свои преимущества и недостатки и, в зависимости от обстоятельств, может быть эффективным или нет.

 

           
 
Наиболее емкий канал
 
Наименее емкий канал
   
 

 

 

  Личное общение     Интерактивные каналы Персональные письменные каналы Безличные коммуникативные каналы

Целесообразно использовать для нестандартных, многозначных, сложных сообщений

 

 


Рис. 13.2 – Классификация коммуникационных каналов в зависимости от пропускной способности

Выбор канала зависит от тог, каким является сообщение – обычным, рутинным или нестандартным, сложным. Обычные сообщения содержании много разных данных или просто закрепляют в письменной форме то, о чем уже есть устная договоренность такие сообщения можно передавать через менее емкие канала. Письменные коммуникации целесообразны и тогда, когда информация является официальной или когда участники коммуникации отдалены друга от друга на значительные расстояния. Нестандартные сообщения, как правило, являются неоднозначными и могут быть неправильно восприняты. Часто их передают при форс-мажорных обстоятельствах, поэтому следует выбирать более емкие каналы.

 

Процесс коммуникаций.

Приступая к изучению данного вопроса, студент должен обратить внимание на то, что обеспечение согласованной работы подразделений организации, отдельных исполнителей, групп работников, а также необходимых контактов с внешней средой требует своевременной передачи информации различных видов, определенного качества, необходимой достоверности и др.

 

Коммуникационный процесс – процесс обмена информацией с целью решения какой-либо проблемы.

 

Цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, которая в данном случае является предметом обмена.

Элементы коммуникационного процесса:

1. Отправитель – лицо, передающее информацию, формирующее значение того, что он хочет передать.

2. Сообщение – информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал – средство передачи информации.

4. Получатель – лицо, которому предназначена информация.

Этапы коммуникационного процесса:

1. Зарождение идеи. Отправитель информации может иметь большой объем различной информации. Но не вся информация имеет ценность для получателя, поэтому обмен информацией начинается с формулировки идеи, которую отправитель считает нужным и правильным сделать предметом обмена. После формулирования идеи осуществляется выбор информации. Следовательно, в коммуникационном процессе используют только ту информацию, которая отвечает сформулированной идее, раскрывает ее содержание. На этом этапе идеи еще не закодирована в слова или символы. Отправитель только принимает решение, какую именно идею он желает сделать предметом коммуникации.

2. Кодирование и выбор канала. Информацию кодируют с помощью слов, символов, интонации, жестов. Вследствие кодирования идея превращается в сообщение.

3. Передача. На этом этапе осуществляется передача сообщения от отправителя к получателю информации с помощью выбранного канала.

4. Декодирование. Получив сообщение от отправителя, получатель декодирует его. В процессе декодирования символы отправителя переводят в мысли получателя.

При изучении коммуникационного процесса следует обратить внимание на два момента: обратная связь и помехи.

Обратная связь – ответ получателя на послание. Это дает возможность отправителю узнать, дошло ли послание до адресата и как оно декодируется. Обратная связь свидетельствует о мере понимания получателем сообщения.

Шум – возникающие на всех этапах коммуникационного процесса искажение содержания сообщений. Источники шума варьируются от языка (в вербальным и невербальном оформлении) до различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации.

 

Коммуникационная сеть – совокупность источников каналов поступления и распространения информации, созданной субъектом управления для принятия обоснованных решений и доведения их до исполнителей.

 

Участниками коммуникационной сети являются:

– лицо, принимающее решение;

– исполнители, которые берут участие в его подготовке и реализации, предоставляют информацию о ходе его реализации.

Коммуникационные сети подразделяются на две группы, различающиеся по степени централизации поступления и распространения информации (рис. 13.3);

– централизованные сети – решение проблем и принятие решений предусматривает взаимодействие с одним и тем же самым сотрудником;

– децентрализованные сети – члены команды вольно общаются между собой, в одинаковой степени обрабатывают информацию и принимают согласованные решения.

Эффективность обеих групп коммуникационных сетей зависит от того, какого содержания задания решают команды. В частности, централизованные сети эффективны при решении простых заданий: работники команды просто передают информацию лидеру, принимающему решение. Например, при контроле за выполнением планов по реализации товаров информация от старших продавцов доходит до коммерческого директора, который и принимает решение о корректировке календарных планов в случае возникновения «узких мест». Здесь коммуникации осуществляются по схеме «крест». По схеме «Y» часто работают работники малых предприятий. Например, для принятия решения о расширении ассортимента товаров директору предприятия необходимы консультации коммерческого директора (состояние рыночной конъюнктуры) и главного бухгалтера (финансовые возможности фирмы).

 

  Медленные и менее точные Быстрые и более точные
Простые задачи      
Комплексные задачи      

 

Централизованные сети Децентрализованные сети
           
Y –образные «Крест» «Круг» Все каналы
Менее централизована, к лидеру приближены два лица, выполняющие роль советника Все информационные потоки проходят через одно центральное лицо (лидера) Равномерный поток информации между всеми членами команды, лидер отсутствует, сеть неорганизованна, неустойчивая, но активная Прямой доступ к информации всех участников команды, все берут одинаковое участие в обсуждении, групповой лидер не имеет чрезмерной власти

 

Рис. 13.3 – Эффективность командных коммуникативных связей.

 

В децентрализованных сетях информация «обходит» всех членов команды до тех пор, пока кто-либо из работников не соберет ее и не найдет решение. Это замедляет решение простых заданий. А в проблемных ситуациях децентрализованные сети работают быстрее, чем централизованные, поскольку информация доступна всей команде и каждый работник берет активное участие в принятие решений. Поэтому, например, сети тапа «все каналы» целесообразно использовать для разработки стратегических решений, когда лидеру необходимы консультации всех ключевых лиц фирмы и ведущих специалистов. Сеть «колесо» применима для решения взаимосвязанных задач, когда информация, полученная от одного лица, служит отправной точкой для следующего этапа работ и завершения информационной цепи является основой для следующего цикла работ, требующих выводов предыдущей работы (например, при разработке продукта).

Аналогичная картина наблюдается и по точности решений, принимаемых командами. Для решения сложных проблем менеджеру следует обеспечивать свободный доступ к информации всем членам команды, т.е. создавать децентрализованных коммуникационные сети, а при решении рутинных заданий целесообразно формировать централизованные.

Одновременно эффективный менеджер должен использовать и неформальные каналы передачи информации, делающие ее более четкой и достоверной.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.