Сущность и специфика управленческой деятельности изучение данного вопроса студент должен с уяснения того, что основными элементами менеджмента являются объект, субъект управления и отношения, возникающие между ними. Объект управления – элементы, на которые направленная управленческая деятельность. Субъект управления – лицо, которое осуществляет управленческое влияние. Управленческие отношения – определенные связи, которые возникают между субъектом и объектом управления. Существует два вида формальных управленческих отношений: 1) отношение субординации, которые предусматривают подчинение объекта субъекту управление; 2) отношение координации – отношения, которое возникают между руководителями, структурными подразделениями и работниками одного уровня, а также между звеньями управления, которые находятся на одном уровне. Субъект и объект управления в совокупности вместе с системой прямых и обратных связей образуют систему управления. В системе управления объект управления называется управляемой системой, а субъект – управляющей. Например, в универмаге управляющей подсистемой есть управленческий аппарат во главе с директором, а – управляемой (секции). В отделе (секции) в свою очередь управляющей подсистемой будет управленческий аппарат во главе с заведующим отделом (секцией), а что управляемой – продавцы. Управленческая деятельность воображает собою специфическую разновидность трудового процесса. В связи с этим необходимо выяснить сущность и особенности управленческой работы.  | Управленческий труд – это вид общественной работы, основной задачей которой является обеспечение целенаправленной скоординированной деятельности как отдельных участников общего трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. | Сущность управленческого труда, его функции и специфика определяются с одной стороны, задачами, которые он решает, с другой, - его предметом, средствами и самой работой по управлению (рис. 1.1). Управленческий труд – преимущественно умственный труд. Он хотя непосредственно и не выступает созидателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного работника. Неслучайно поэтому оценка деятельности управленцев (и, прежде всего высшего руководства) связана с результатами деятельности компании. Рис. 1.1 – Особенности управленческого труда Объективность процессов управления предусматривает разделение управленческого труда, что способствует повышению качества управляющих воздействий. Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников. Выделяется горизонтальное (назначение конкретных менеджеров для руководства подразделениями) и вертикальное (координация управленческой работы) виды распределения. Вертикальное разделение руда приводит к формированию уровней управления. Большинство организаций имеет три уровня: Институциональный уровень – директор, заместители директора, президент, вице-президент. Высшее руководство выполняет концептуальную роль, обеспечивая постановку целей деятельности, стратегическое планирование, разрешение проблем на перспективу. Управленческий уровень – руководители функциональных подразделений. Они обеспечивают реализацию разработанной высшим руководством стратегии, принятие оперативных тактических решений, отвечают за доведение детализованных заданий к подразделениям и их выполнение. Технический уровень – руководители первичных структурных подразделений: заведующие отделами и секциями, заведующие производством (в общественном питании). Отвечают за донесение поставленных задач к непосредственным исполнителям и эффективность их выполнения. Этим уровням соответствуют три группы менеджеров (руководителей): - руководители высшего звена – топ-менеджмент; - руководители среднего звена – мидл-менеджмент; - руководители низшего звена – ловер-менеджмент. Распределение управленческого труда по вертикали и горизонтали является предпосылкой формирования эффективной организационной структуры управления. Этот процесс обеспечивает четкую иерархию, специализацию управленческого труда, что способствует росту эффективности системы менеджмента организации. Увеличение или уменьшение количества уровней управления повлечет за собой снижение эффективности менеджмента в организации. Методология менеджмента. При изучении данного вопроса студенту следует обратить внимание на то, что с целью выяснения тенденций развития, законов и принципов менеджмента используют разнообразные методы исследования: Диалектический метод – изучает явления в развитии, а именно - взаимообусловленное и противоречивое развитие явлений действительности. Конкретно-исторический метод – предусматривает изучение исследуемого явления в развитии с учетом причин, условий и факторов, которые обусловили изменения, тенденции развития явления и другое. Системный метод – представляет собой совокупность методологических средств, процедур, приемов, направленных на исследование сложных объектов с учетом всех имеющихся взаимосвязей и динамических характеристик. Аналитический метод – заключается в расчленении целого на части и рассмотрении их как одного целого. Балансовый метод – используют для измерения влияния факторов на обобщенный показатель. В его основе находится составление балансов, которые являются аналитической формой сравнение плановых и отчетных показателей, поступлений и затрат, активов и пассивов. Этот метод дает возможность проанализировать соответствие показателей в стоимостных и количественных величинах, выявить отклонения и причины, обусловившие такое состояние вещей. Методы моделирования – используют при условии, когда невозможно из-за сложности взаимосвязей исследовать развитие объекта под влияние разнообразных факторов. - вербальная модель – словесная модель. - физическая модель – представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или умешенного описания объекта или системы; - аналоговая модель – представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой (график соотношения между объемами сбыта и издержками); - математическая – предполагает использование символов для описания свойств или характеристик объекта или события. Экспертные методы – используются при условии, когда невозможно количественно определить данные параметры. К ним относят органолептические методы, т.е. определение в количественной форме результатов субъективного восприятия специалистами (экспертами) признаков или свойств оцениваемого явления. Экономико-математические методы. К ним относят методы изучения случайных или вероятностных явлений. Благодаря им выявляют закономерности среди случайностей. К этой группе относят: - методы элементарной математики (дифференциальное, интегральное или вариационное исчисление); - методы математического анализа (изучение одномерных и многомерных статистических зависимостей); - методы математической статистики (производственные функции, межотраслевой баланс и др.); - эконометрические методы (линейное, нелинейное, блочное, динамическое программирование); - методы математического программирования (метод выпуклого программирования, сетевое планирование, управление запасами и др.); - методы экономической кибернетики (системный анализа, имитационные методы); - методы теории вероятностей и др. Социологические методы – анкетирование, интервьюирование, тестирование. Основываются на социологических опросах выборки целевых респондентов. Для расширения познавательных, исследовательских возможностей целесообразно интегрировать все методы, что будет способствовать формированию комплексного видения сущности, развития взаимосвязей между основными категориями менеджмента. |