МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РИНОФОНИИ





Ринофония (palatophonia, disphonia, palatina)—назализо­ванная фонация, своеобразное нарушение высоты, силы, тембра голоса и мелодико-интонационной стороны речи. В отличие от ринолалии понятие ринофонии не включает нарушение артикуля­ции и звукопроизношения. Связано это с анатомо-физиологиче-скими причинами возникновения дефекта Ринолалия обычно сопровождает врожденные расщелины твердого и мягкого нёба, дефекты носовой полости, когда изменяются структуры и функ­ция речевого аппарата, а следовательно, и механизм формиро­вания звуковой стороны речи ребенка. Ринофония возникает главным образом на фоне приобретенных дефектов мягкого нё­ба и носовой полости, когда звукопроизношение у ребенка уже сформировано. С анатомо-фнзиологической точки зрения возник­новение ринофонии объясняется рядом причин, которые нарушают взаимодействие и взаимообусловленность артикуляционных, гортанных и дыхательных механизмов, а также нормальное со­отношение носовой и ротоглоточной полостей, что лежит в основе деназализованной фонации. При ринофонии нарушается вза­имосвязь носового и ротоглоточного резонаторов в процессе голо сообразования, а также функциональная связь между мягким нёбом и гортанью, между глоткой и гортанью, между мягким небом и дыхательной'системой (особенно диафрагмой). Малейшее изменение положения мягкого нёба вызывает асинхронность и асимметричность в функции голосовых складок, а также вялость, некоординированносгь в работе дыхательных мышц. При паре­зах, параличах, рубцовых изменениях мягкого нёба, его укороче­нии и малой подвижности затруднено образование замыкающего глоточного кольца (или нёбно-глоточного затвора). Нарушение дыхания проявляется в коротком поверхностном вдохе, незначителыюм объеме вдыхаемого воздуха и большой потере выдыхаемою воздуха через носовые ходы.

Таким образом, мышцы замыкающего глоточного кольца, гортани и голосовых складок, дыхательного аппарата составляют единую двигательную систему, синхронно участвующую в про­цессе голосообразования При открытой и закрытой ринофонии в силу различных причин разрушается единство деятельности голосообразующего механизма

Так, открытая органическая ринофония возникает при врож­денном укорочении, парезах,и параличах мягкого нёба, миасте­нии, перфорациях, свищах, рубцах твердого и мягкого нёба.

Появлению открытой ринофонни способствуют также узкое рото­вое отверстие (Kelly, 1434, Williamson, 1944), отодвинутый назад язык (Hixon, 1949), чрезмерно длинныи язык (Riper Srvm, 1965)1 Открытая функциональная ринофоння появляется у ослабленных, астеничных детей с вялою артикуляцией на фоне истерического синдрома, при снижении слуха.

Закрытая ринофония образуется при пониженном носовом резонансе Ее причины—различные болезненные процессы в но соглотке аденоиды, полипы, фибромы искривления носовон перегородки, отек слизистой носа и т.д.

По своим акустическим признакам ринофония характеризуется. изменением высоты, силы и тембра голоса Назализация лишает тембр приятных, красивых модуляции, звуковысотных изменений, звонкости и полетности голоса При открытой ринофонии (гиперназализации) отмечается слабость и истощаемость голоса, подчас его зажатое, сдавленное монотонное звучание иногда сиплое, хриплое, приглушенное и фальцетное. Тусклый, «мертвый» звук голос и обедняет естественные речевые интонации и мелодику речи. Эмоциональные, волевые и логические интонации оказываются почти недоступными этим больным. При закрытой ринофонии (гипоназализации) тембр гопоса меняется засчет неточного звучания гласных звуков—они прнобретают деназализованный, приглушенный «мертвый» тусклый монотонный неестественный оттенок за счет заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях.



Таким образом при открытой и закрытой ринофонии наблюдается нарушение тембра голоса — он приобретает оттенок гипер или гипоназализации, что объясняется изменением анатомо-физиологических условий фонации Назализованная фонация снижает выразительность и красоту речи. Нарушение мелодико-интонационной стороны речи снижает коммуникативные возможености ребенка, создавая для него речевые и психологические трудности общения в коллективе. Поэтому ранняя логопедичеекая работа создает все условия для полноценного речевого об щения и обучения ребенка.

Логопедическая работа по устранению ринофонпн призвана восстановить целостное функционирование речевою аппарата во всех его звеньях. Эффективносгь логопедических занятий зависит от ряда психофизиологических факторов.

1) длины, подвижности мягкого неба и функции Uvula,

2) подвижности задней стенки глотки

3) подвижности языка, возможности его расслабления и напряжения, а также его положения в ротовой полости

' Цит по кн. Винарская Е. Н, П у....Дизартрия н ее топико-диагностическое значение в клинике очагових поражений мозга. Ташкент, 1973, с 26

4) объема ротового резонатора,

5) участия губ, щек и челюстей в процессе артикуляции зву­ков речи,

6) строения и функции носового резона-юра, 7) подвижности голосовых складок,

8) деятельности дыхательного аппарата Большое значение также имеют возраст ребенка и функция его воспринимающего аппарата, который привыкает к назализованному звучанию голоса. Поэтому необходимым условием успешности логопедической работы является понимание анатомо-физиологических механизмов рече и голосообразованпя в нормальных и патологических условиях, а также знание основ возрастной и педагогической психологии.

Начальным звеном логопедической работы является клинико-логопедическое обследование детей, страдающих ринофонией.

Врач оториноларинголог (или фониатр) обобщает жалобы больного и анамнестические данные о раннем общем развитии ребенка, обследует носоглотку, ротоглотку, гортаноглотку. При этом обращается внимание на строение резонаторов и их функционирование.

I Исследование носа и носоглотки (форма и объем носовой полости наличие в ней препятствий для нормального голосообразования—аденоиды полипы, фибромы, искривление носовой перегородки, заращение хоан, отек слизистой носа и т.д.). II Исследование полости рта и ротоглогки (наличие и состояние зубов, прикус, форма твердого неба, длина и подвижность мягкого неба и Uvula, состояние небных миндалин, форма и подвижность языка)

III Исследование гортани (состояние слизистой оболочки подвижность элементов гортани, голосовые складки и весчибулярные складки, состояние межчерпаловидного простраиства, характер смыкания голосовых складок, форма голосовои щели) Отмечается у певцов наличие «узелков» фибром, паллипул или других новообразований.

IV Исследование ушей (слуховой проход, барабанная перепонка, исследование слуха)

При необходимости назначается дополнительное специальное обследование стробоскопия рентгенография и томография гортани, спирометрия и пневмография, а также обследование пациентов терапевтом и невропатологом

Системное логопедическое обследование выявляет особенности развтия речевой и голосовой функции больного. Уровень речевого развития выясняется при описании жалоб ребенка при составлении рассказа по картине, по серии картин пересказа и т.д. При этом фиксируется и звучание голоса его высота сила, продолжительность, тембр, модуляции качество вокального голоса Логопедическое обследование выявляет не только строение и функцию резонаторной, генераторной и дыхатель

ной систем, но и их взаимосвязанное функционирование, что, по данным физиологии, оказывает регулирующее влияние на формирование тембра голоса.

«Энергетическая» система (дыхательная) сообщает энергию для колебаний голосовых складок, увеличивая силу голоса.

«Генераторная» система (голосообразующая) образует звук голоса, основной тон и много обертонов. Основной тон и оберто•ны усиливаются и модулируются благодаря системе резонаторов глотки, ротовой полости, полости носа с придаточными пазухами. Резонаторная система формирует гласные и согласные звуки дифференцирует их по шумовым признакам. Поэтому изучение больного, страдающего ринофонией, начинается с обследования его резонаторной системы. I. Артикуляционный аппарат, его строение и функция.

1) Строение: зубно-челюстная система, губы, язык, твердое

и мягкое нёбо (длина, налцчие рубцов, свищей, субмукозной щели), Uvula.

2) Подвижность губ, щек, челюстей, языка, мягкого нёба Uvula. Отмечается точность, четкость, плавность, соразмерность сила, синхронность и переключаемость артикуляционных движений.

3) Подвижность лицевой мускулатуры, участие мимики лица в процессе рече- и голосообразования.

4) Четкость дикции при произнесении гласных, согласных слогов (прямых, обратных, закрытых, со стечением согласных) слов, пословиц, поговорок, скороговорок.

II. Дыхательный аппарат, его функция. :

1) Дыхание в покое—отмечается характер и глубина вдоха и выдоха.

2) Дыхание при речи—отмечается характер, глубина и тип дыхания, возможность дифференциации носового и ротового ды­хания, сила, продолжительность ротового выдоха, наличие утеч­ки воздуха через носовые ходы.

III. Голосообразующая система, ее функция.

Работа голосового аппарата выявляется опосредованно при произнесении гласных, согласных, слогов, слов, чтении текстов при пении гаммы и песен. При этом отмечается высота, сила тембр голоса, мелодико-интонационная сторона речи.

1) Сила звучания—проверяется умение изменять силу голоса при произнесении гласных, слогов, слов, чтении текстов (oт шепотного до громкого произнесения с постепенным усилением и ослаблением голоса, от forte до piano).

2) Высота голоса—отмечается возможность голосовых модуляций при речевой и певческой фонации.

3) Тембр голоса — выявляется красота, «полетность», Звон­кость голоса при чтении басен, сказок, стихотворных и прозаи­ческих текстов.

4) Мелодико-ннтонациопная сторона речи характеризуется по степени использования выразительных средств речи: ударе­ния, пауз, тембра и модуляций голоса, изменения темпа, ритма и громкости речи. Отмечается, как при инициативной, стимули­руемой и автоматической речи ребенок передает основные интонемы: вопрос, восклицание, утверждение, удивление, восторг, страх,гнев, боль,презрение, негодование,восхищение и т. д.

За норму звучания принимается голос средней .громкости, среднего регистра, звонкий, сильный, «полетный», модулирован­ный, мелодичный, естественный, чистый, живой, передающий все оттенки мыслей и чувств, все интонационное богатство языка.

Нарушенный голос—это голос глухой, хриплый, сиплый, грубый, резкий, сдавленный, зажатый, слабый, тихий, иссякающий, назализованный, монотонный, «тусклый», «металлический», фальцетный, диплофоничный, крикливый и лающий. В ходе логопедического обследования голос пациента записывается на магни­тофонной пленке.

Логопедическое обследование позволяет выявить также восприятие собственной и чужой речи больным. По данным психо­лингвистики, восприятие интонации обусловлено ее физическими свойствами, структурой воспринимаемых качеств, языковыми значениями интонации, планом мысли и отношением аудитора. В силу длительного нарушения голоса у пациента, страдающего .ринофонией, происходит перестройка речевого слуха, привыкание к назализованной фонации, формируется патологическая афферентная кинестетическая импульсация от органов речи. Поэтому такой больной не контролирует слухом и не дифференцирует па­рализованное и нормальное звучание.

В процессе обследования отмечаются некоторыепсихолого-педагогические особенности ребенка—его интеллектуальное развитие, характер, поведение, настроение, отношение к дефек­ту, что имеет большое значение для эффективности логопедиче­ской работы. Одна группа больных безнадежно и безразлично относится к своему дефекту, сжилась с ним, снижен волевой им­пульс на его преодоление. Другая группа страдает от дефекта, стесняется своего голоса, подчас отказывается от общения с окружающими (особенно в подростковом возрасте), стремится устранить назализацию.

Систематизировав и обобщил данные клпцпко-логопелического обследования, логопед переходит к коррекциоппой работе по устранению ринофонии, что представляет значительную труд­ность.

Предлагаемая нами методика логопедической работы по устра­нению носового оттенка голоса опирается на опыт немецкой и французской логопедической школы при исправлении ринолалии. Так, Т. Гутцман использовал артикуляционные, дыхательные упражнения, общую гимнастику тела, электромассаж, вибромассаж и речевые упражнения. Будучи представителем силового направления в логопедии, Г. Гутцман предлагал толчкообразныое резкое, короткое произнесение звуков с большим напряжением мышц шеи и плечевого пояса, с сильными ударами кулаком столу или коленям. При постановке согласных звуков он рекомендовал зажим крыльев носа, чтобы создать сильное внут...товое давление, которое должно пассивно поднять вялую нёбную занавеску.

При работе над голосом Г. Гутцман (а затем и М. Е. Хватцев) предлагал использовать фальцетный голос, переводя его на грудное звучание через 2—3 месяца. Все упражнения носили си­ловой характеры и требовали большого напряжения от обучаю­щегося.

В. Во и С. Борель-Мезони (Франция), представители щадя­щего направления в логопедии, заложили основы ортофонического метода постановки голоса. Они предлагали постановку правильного дыхания и голоса «в маску», как при обучении пению, особую роль отводили вокальным упражнениям. При этом рекомендовали естественные, ненапряженные дыхательные и голосовые упражнения.

Впоследствии советские ученые и логопеды (Е. Ф. Pay, 3. Г. Нелюбова, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова и др.) модифи­цировали и дополнили немецкую и французскую методику применительно к фонетической системе русского языка. Особенно интересны и поучительны методические приемы работы по коррекции дефектного звукопронзношения при ринолалии. Но в литературе почти не раскрыта методика логопедической работы по устранению носового оттенка голоса, по развитию его высоты, силы и тембра, а также мелодико-интонационной стороны речи.

В настоящее время наиболее целесообразным и эффективным методом устранения ринофонпи является комплексный ортофонический метод, который предполагает, что и обследовании и ле­чении этих больных необходимо участие оториноларинголога, фониатра, физиотерапевта, педагога и логопеда.

Основная цель ортофонического лечения — создание или восстановление функциональном взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. В связи с этим выделяются следующие задачи логопедической работы:

1) дифференциация носового и ротового дыхания;

2) получение длительного и сильного ротового выдоха;

3) активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки;

4) вызывание громкого, звонкого, сильного, «полетного», мо­дулированного голоса без носового оттенка;

5) развитие мелодико интонационной стороны речи; . 6) развитие слухового контроля. Логопедическая работа проводится под контролем слуховых, двигательных. тактильно-вибрационных и мышечных ощущений, играющих роль тех проприоцептивных (афферентных) сигналов, которые являются контролирующим звеном в процессе рече- и голосообразования.

Выделяются два этапа логопедической работы по устранению носового оттенка голоса:

Первый — подготовительный этап, который включает:

1) психотерапию;

2) артикуляционную гимнастику;

3) активизацию мышц мягкого нёба и задней стенки глотки,-

4) дыхательную гимнастику.

Второй — основной этап, который включает:

1) развитие певческого голоса;

2) развитие высоты голоса;

3) развитие длительности и силы звучания голоса;

4) развитие тембра голоса;

5) развитие мелодико-интонационной стороны речи. В процессе логопедических занятий трудно провести резкое разграничение этих этапов. Работа проводится последовательно и параллельно, индивидуально и фронтально. Но следует отметить, что развитие голоса невозможно без предварительной по­становки речевого дыхания, дифференциации носового и ротового дыхания, активизации мышц мягкого неба и глотки. На каждом последующем этапе усложняются логопедические приемы работы и добавляются специфические дыхательные и голосовые упраж­нения, нормализующие процесс голосообразования. Подготовительный этап преследует цель подготовить артикуляционный и дыхательный аппарат ребенка к последующим ин­тенсивным голосовым упражнениям, а также активизировать личность ребенка на преодоление дефекта, стимулировать его мотивацнонную сферу, потребность в деятельности, настроить восприятие речи (речевой слух) на правильное звучание голоса.

Начальным звеном логопедической работы является рацио­нальнаяпсихотерапия, цель которой—сознательное, активное, воленое включение ребенка в процесс устранения рипофонин психотерапия предполагает индивидуальный подход к больному с учетом его возраста, особенностей личности, характера и длительности расстройства голоса. В ходе бесед выявляются жалобы пациента, составляется представление о круге его интересов, отношении к дефекту, устанавливается личный и рабочий кон­такт. Логопед вселяет в больного уверенность в успехе занятий, демонстрирует магнитофонные записи голосов других пациентов до и после проведения логопедических занятий. Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика, активизация мышц мягкого неба и задней стенки потки, вводятся вокальные упражнения 1

Цель артикуляционной гимнастики—выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата Необходимо, с одной стороны, уменьшить скованность, напряженность артикуляционных мышц, с другой стороны, повысить их тонус и силу Артикуляционная гимнастика активизирует ротоглогочные мышцы, или, наоборот, их релаксация уменьшает чрезмерное участие спинки и корня языка, гортани в процессе фонации (снимает ларингеальную гиперфункцию) Как известно при ринофонии наблюдается излишнее напряжение мимической мускулатуры—больной пытается уменьшить носовой оттенок голоса, при этом морщит нос, лоб, хмурится, сдвигает брови. Для снятия напряжения с мышц лица применяется гигиенический массаж, который заключается в легких поглаживаниях кончика ми пальцев лба, носа, щек, губ.

Применяется общепринятая в логопедии артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных чаастей артикуляционного аппарата Гимнастика проводится перед зеркалом ритмично,плавно и четко.

1. Движение челюстей. Особая роль отводится упражнениям для нижней челюсти, так как от нее зависит степень раскрытия рта, что определяет форманты гласных звуков. С другой стороны, от движений нижней челюсти зависит подъем мягкого неба— при произнесении 1ласных а, э мягкое небо максимально поднято, при произнесении о, у, и—опущено.

Упражнения для челюстей открывание и закрывание рта, имитация жевания, боковые движения нижней челюсти, беззвучное произнесение гласных а, э, и, о, у. При этом обращается внимание на спокойное положение корня языка—кончик языка у нижних резцов (дорсальная позиция).

2. Движение губ: вытягивание вперед трубочкой, складывание кружочком, растягивание в улыбке, укрепление губ при беззвучном произнесении согласного п-п-п и гласных у-о-и.

3. Движение языка: высовывание языка, повороты вправо-влево, облизывание губ, укрепление кончика языка—покусывание, «щелкание» кончиком языка, присасывание к нижним и верхним резцам, проталкивание сквозь стиснутые зубы, произнесение т-т-т,д-д-д, р-р-р При излишнем напряжении спинки и корня языка применяется похлопывание шпателем по средней части языка, высовывание широкого распластанного языка, массаж кончика языка, вокальные упражнения.

4. Гимнастика для мышц шеи для релаксации глоточных и гортанных мышц опускание головы вниз, запрокидывание назад,

1 Методику проведения вокальных упражнении см и на стр. 101 Пение условно отнесено к основному разделу логопедической работы

повороты головы вправо-влево, в дальнейшем эти движения со­четаются с произнесением звуков а-э-и о-у

5. Движение гортани и голосовых складок, что активизирует и глоточную мускулатуру.

1) Вибрационный массаж гортани для активизации голосовых складок—производятся энергичные, ритмичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и гори­зонтальном направлении с легким надавливанием на область щитовидного хряща;

2) Поглаживающий массаж гортани

3) Подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, лаю, плачу.

4) Произнесение гласных звуков а-э-и-о-у

5) Пропевание гласных звуков 6. Активизация мягкого нёба.

1) Массаж мягкого неба—производятся поглаживающие, разминающие движения пальцем по средней линии твердого и мягкого нёба от верхних резцов до Uvula для получения глоточного рефлекса.

2) Активная гимнасгика мягкого неба позевывание, глотание воды, слюны, покашливание, полоскание горла, имитация жевания, произнесение гласных а, э на твердой атаке. При этом тренируется способность одномоментного подъема мягного небa, затем и длительного удерживания его и подиятом положении подсчет. При этом стимулируется глоточная и гортанная мускула­тура. Примерные упражнения.

7. Упражнения для развития четкой, координированной рабо­ты всех частей артикуляционного аппарата (pa6oтa над дикци­ей), что предполагает одновременную тренировку дыхания и голоса.

1) Произнесение гласных шепотом и громко

' Точка над буквой означает короткое твердое произнесение

2) Произнесение слогов и слов на выдохе. Согласные тренируются в определенной последовательности—по степени их артнкуляционной сложности, длительности выдоха н участию голоса:

в, э, ж. ф, с, ш, л, р..б. д. г. п, г, к'. При этом слоговые упражнения произносятся громким голосом (а не шепотом). Объясняется это рядом анатомо-фнзиологических условии образования глухих и звонких согласных. Так, звонкие согласные требуют: :

а) активных колебаний голосовых складок (при глухих—от­сутствие колебании);

б) меньшей силы артикуляции (при глухих—большая сила артикуляции);

в) опускания гортани (при глухих—подъем гортани); ' г) меньшей длительности смычки (при глухих—большая длительность смычки);

д) меньшей силы взрыва (при глухих—большая сила взрыва). Поэтому при произнесении звонких согласных снимается напряжение с артикуляционного и дыхательного аппарата, гортани, глотки за счет меньших мышечных усилий.

Шепотное произнесение целесообразно в том случае, если наблюдается ларингеальная гиперфункция, т. е. сдавленное, на­пряженное, зажатое, хриплое звучание голоса. В этом случае «выключается .фонация для устранения патологического участия гортани и артикуляции»2. После исчезновения ларингеального оттенка начинается тренировка громкого звучания3.

Одновременно с психотерапией, артикуляционной гимнастикой, активизацией мягкого нёба проводится дыхательная гимнастнка. Последняя занимет особое место в системе коррекционной работой так как эффективность логопедических занятий зависит главным образом от двух факторов: активности мягко­го нёба и длительности ротового выдоха. Цель дыхательной гимнастики—дифференциация носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса. Диафрагма регулирует уровень подсвязочного давления воздуха, увеличивая иди уменьшая силу смыкания, частоту, амплитуду колебаний голосовых складок.

При устранении ринофонии применяется статическая и динамическая дыхательная гимнастика, но на начальном этапе логопедических занятий особенно важны статические упражнения, которые фиксируют внимание ребенка на длительном ротовом выдохе.

Статические упражнения включают дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, задувание свечи, игра на дудке, свирели, губной гармошке (что развивает губную мускулатуру, тренирует удлиненный выдох, формирует кинестетические ощущения от мышц артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, тем самым настраивая слуховое восприятие ребенка на правильное звучание голоса). При проведении статических дыхательных упражнений дифферен­цируется носовой и ротовой вдох и выдох (вдох через нос—вы­дох через нос, вдох через нос — выдох через рот, вдох через рот - выдох через рот). При этом ребенок не должен напрягать плечи,

шею и переполнять грудь воздухом.

Для занятии с детьми очень полезны игровые дыхательные упражнення:

1) «Цветочный магазин»—тренировка глубокого медленного

вдоха через нос.

2) Свеча—тренировка ровного, медленного выдоха на пламя свечи.

3) «Упрямая свеч а»—тренировка интенсивного сильного выдоха.

4) «погаси свечу»—тренировка интенсивного препывистого выдоха с произнесением фу! фу!

5) Тренировка продолжителыюго выдоха при длитеном произнесенин звукосочетания «пшшипи»...

6) «Комар»—тренировка продолжительного выдоха с длительным произнесениемзззз...7) «...”—тренировка продолжительного вы­доха с длительным произнесениемССССС... .

Затем включается громкое и длительное произнесение гласных и их сочетаний, звонких и глухих щелевых и взрывных согласных, слогов:

При произнесении звукосочетаний и слогов постоянно фикснруется внимание ребенка на длительном ротовом выдохе, подня­том мягком нёбе, контролнруетсяя утечка воздуха через нос, включается слуховой контроль. Подобное сочетание артикуляционных и дыхательных упражнении формирует навыки речевого дыхания.

Вслед за статической дыхательной гимнастикой применяется динамическая гимнастика. Последняя физически укрепляет орга­низм ребенка, улучшает функцию его диафрагмы, брюшного прес­са, развивает фонационное дыхание, подгогавливает к интенсив­ным голосовым упражнениям, положтелыю влияет на настрое­ние и эмоции ребенка, вызывая у него чувство радости и бодрости. Динамические упражнения включают ходьбу, медленный бег, движения рук, ног и туловища. Они являкися более акцизными, естественными и сильными no сравнению со статическими. Дина­мическая дыхательная гимнастика построена на сочетании дви­жений туловища и конечностей с произнесением звуков, зву­косочетаний на выдохе.

Таким образом, артикуляционная и дыхательная гимнастика подготавливает ребенка к голосовым упражнениям по устране­нию рииофонии.

Основной этап логопедических занятии начинается сразви­тия высоты голоса—одного из наиболее важных средств его выразительности. Изменение высоты тона разивает диапазон, модуляции, гибкость голоса, усиливая выразительность речи, бо­гатство ее интонационной окраски. При устранении ринофонии развитие высоты голоса начинается свокальных упражнении, при которых создаются наиболее благоприятные анатомо-физиологические условия для работы голосового аппарата. При пении го­лосовые складки не укорачиваются и не удлиняются, не утолща­ются и не утончаются, глоточный резонатор не меняет своей фор­мы; при повышении тона надгортанник и нёбная занавеска поднимаются, ротовой резонатор увеличивается в объеме, но поч­ти не изменяется по форме, рот широко раскрыт, язык спокойно ле­жит на дне ротовой полости, прижимаясь к нижним резцам, при этом спинка и корень языка расслаблены. Рот становится мощ­ным звуковым излучателем.

Вокальные упражнения проводятся по подражанию с музы­кальным сопровождением. Они начинаются спения вокализов (мелодия без слов). Вокализы поются на один гласный звук, т.е. вокализируются. Гласные звуки вокализируются в следую­щей последовательности а, э, о, у, и, при этом учитывается сте­пень подъема мягкого неба, напряжение спинки и корня языка, степень раскрытия рта А, э—наиболее громкие звуки за счет наименьшего имнеданс») в ротоглоточной полости.

Вначале гласные поются наlegato, т е связно, плавно, звук «льется» легко и свободно. Ребенок видит широко раскрытый рот, поднятое мягкое небо, ощущает движения днафрагмы, брюшного пресса, голосовых складок, слышит свой чистый, звонкий. неназализопанпый голос. Затем поется гамма (с постенеиным увеличением числа тонов), что вырабатывает ровность, певучесть гибкость, модуляции голоса. При пении гаммы звук голоса не должен тремолировать и форсироваться.Пение мелодии песен

на гласных звуках, что отрабатывает ровно плавное и медленное пение с повышением и понижением голоса. Отработав приемы связного, плавного, медленного (кантнленного) пения, можно переходнть к упражнениям в более быстром темпе (поются глас­ные, слоги, гаммы) Эти упражнения тренируют и силу голоса Пение песен на начальном этапе обучения пению в песнях преобладают короткие музыкальные фразы, несложный ритм, не бистрый темп простой словесный текст. Вкчючение текстa создает дополнительныe трудности для ребенка, усложняет контроль за звучанием голоса. Поэтому пение песен вводится лишь тогда, когда отработано четкое речевое звучание согласных звуков и их сочетаний Песня должна быть эмоционально окрашенной, радостной, бодрой, соответствовать возрасту ребенка и его голосовым возможностям.

Вокальные упражнения проводятся на всех этапах обучения ребенка, с первых же занятий. Они являются, с одной стороны, своеобразной гимнастикой голосового аппарата, а с другой— обогащают тембр голоса ребенка, способствуют развитию его разговорного голоса, настраивают слуховое восприятие на правильное звучание голоса.

Одновременно с вокальными упражнениями тренируется и ре­чевоепроизнесение гласных, их сочетании, слогов. Для детского возраста очень полезны игры, развивающие высоту голоса. Игры раскрепощают голосовой аппарат ребенка, вызывают у него радостный подъем настроения активизируют эмоциональные реакции, повышают общий тонус организма поэтому при проведении игр голос звучит весело, бодро, уверенно, свободно и легко. Игры проводятся как на индивидуальных, так и на групповых занятиях





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.