Вопрос 18. Обследование речи и неречевых процессов у детей с дизартрией. Обследование строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики описанных выше речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем меньше ребенок и чем ниже общий уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений. В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики дизартрии. Наиболее частым первым проявлением дизартрии является наличие псевдобульбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорожденного. Это — слабость крика или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного). Крик у таких детей длительное время остается тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипываний, которые производятся в момент вдоха. Дети плохо берут грудь, вяло сосут, при сосании захлебываются, синеют, иногда молоко вытекает из носа. В тяжелых случаях дети в первые дни жизни вообще не берут грудь, их кормят через зонд, отмечаются и нарушения глотания. Дыхание поверхностное, нередко учащенное и аритмичное. Эти нарушения сочетаются с асимметрией лица, подтеканием молока из одного угла рта, отвисанием нижней губы, что препятствует захвату соски или соска. По мере роста все больше выявляется недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций. Звуки гуления, лепета отличаются однообразием и появлением в более поздние сроки. Ребенок длительное время не может жевать, кусать, давится твердой пищей, не может пить из чашки. Врожденные безусловные рефлексы, которые были угнетены в период новорожденное™, проявляются в значительной степени, затрудняя развитие произвольной артикуляционной моторики. По мере роста ребенка в диагностике дизартрии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: стойкие дефекты произношения, недостаточность произвольных артикуляционных движений, голосовых реакций, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразования и речевого дыхания, задержанное развитие речи. Особую сложность представляет диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии. Основные критерии диагностики: • наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации; • наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка); • замедленный темп артикуляционных движений; • трудность удержания артикуляционной позы; • трудность в переключении артикуляционных движений; • стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков; • наличие просодических нарушений. В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы. Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону. Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии. Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизартрии, отметить особенности общего речевого развития, определить уровень речевого развития, а также дать качественную характеристику структуры дефекта, отметив, является ли у ребенка дефект только фонетическим или фонетико-фонематическим. В школьном возрасте отмечается влияние речедвигательного дефекта на письменную речь, наличие фонематической или артикуляционно-акустической дисграфии. В речевой карте ребенка с дизартрией, наряду с клиническим диагнозом, который ставит врач, отражая по возможности и форму дизартрии, необходимо логопедическое заключение, основанное на принципе системного подхода к анализу речевых нарушений. Например: 1. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетический дефект. 2. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие. У школьника может быть такой вариант: Псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Артикуляторно-акустическая дисграфия. 3. Псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (III уровень). При обследовании детей с дизартрией особое внимание обращается на состояние артикуляционной моторики в покое, при мимических и общих движениях, прежде всего артикуляционных. При этом отмечаются не только основные характеристики самих движений (их объем, темп, плавность переключения, истощаемость и т. д.), но и точность и соразмерность движений, состояние мышечного тонуса в речевой мускулатуре, наличие насильственных движений и оральных синкинезий. Состояние артикуляционной моторики соотносится с общими моторными возможностями ребенка, отмечаются даже незначительные двигательные расстройства. Для дифференциальной диагностики дизартрии и дислалии необходимо сопоставить произношение звуков в словах при назывании дошкольником картинок, школьником при дополнении слов и предложений, а также при чтении отраженно вслед за логопедом в словах и изолированно в звуках и сопоставить эти данные с особенностями спонтанного произношения. Логопед определяет характер нарушений артикуляционных движений, приводящих к неправильному звукопроизношению. Наиболее частыми нарушениями при дизартрии являются: недостаточный подъем кончика языка, нарушенная скорость в образовании смычки, неправильные структуры, используемые в контакте, недостаточное напряжение, короткая продолжительность контакта, замедленное ослабление или выход из контакта, неправильное направление воздушного потока. Запись кинетического анализа Ошибки Кинетический фонетические анализ в — б недостаточное натяжение губ в — ч скольжение губ вместо скольжения языка б — м слабое сокращение мягкого нёба л. — ф слабое сокращение мышц губ Подобная оценка позволяет определить моторный механизм нарушенного звукопроизношения и обосновать дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики и массажа. Нарушения звукопроизношения оцениваются в зависимости от характера коммуникационного материала, скорости произношения и ситуации общения. Они сопоставляются с особенностями фонематического восприятия и звукового анализа. Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроизношения в чужой и в собственной речи, как он дифференцирует на слух нормально и дефектно произносимые им звуки (в словах, слогах и изолированно). Обследование лексико-грамматической стороны речи проводится общепринятыми в логопедии приемами. Логопедическое обследование позволяет выявить структуру и тяжесть фонетико-фонематического нарушения, сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также общим психическим и речевым развитием ребенка. Вопрос 19. Планирование индивидуальной работы с дошкольниками с логопедическим заключением: «ОНР, обусловленное псевдобульбарной дизартрией» Дети с общим недоразвитием речи III, IV уровней и спастической формой псевдобульбарной дизартрии – основной контингент логопедических групп в дошкольных образовательных учреждениях. Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с детьми-логопатами, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. В настоящее время образовательный процесс в ДОУ отличается преимущественно “учебной” направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей. Поэтому мы приступили к активным поискам новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы. Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее превентивных (профилактических) направлений в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования. Во-первых, мы обращаем главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками в целом. Во-вторых, считаем, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз. В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов. Система логопедического воздействия на ребенка при псевдобульбарной дизартрии носит комплексный характер. Нами составлена специальная коррекционно-оздоровительная программа “Комплексный подход в системе преодоления общего недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией”. Еецель: оптимальная коррекция речевых дефектов, развитие психических функций, укрепление здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи. Для детей с общим недоразвитием речи III, IV уровней и спастической формой псевдобульбарной дизартрии характерно: недоразвитие общей и мелкой моторики; несформированность движений органов артикуляционного аппарата и, как следствие, нарушение звукопроизношения; присутствие саливации, синкенезий, гиперкинезов; недоразвитие мимических мышц; нарушение просодических компонентов речи (диафрагмального и речевого дыхания; силы и высоты голоса; темпа и ритма речи); недоразвитие фонематического слуха и восприятия; недостаточное развитие лексико-грамматических компонентов речи; связной речи. В связи с этим работа учителя-логопеда ведется в нескольких направлениях: развитие общей и мелкой моторики; стимуляция работы артикуляционного аппарата; нормализация работы мимических мышц; борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями; формирование просодических компонентов речи; коррекция звукопроизношения; развитие основных фонематических процессов; устранение общего недоразвития речи; нормализация основных психических процессов. Вопрос 20. Планирование индивидуальной работы с дошкольниками с логопедическим заключением: «ФФН, обусловленное псевдобульбарной дизартрией» Направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются основными общедидактическими и специфическими принципами. Взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта, определяет необходимость коррекции нарушений речи при ФФНР у детей со стёртой формой дизартрии в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности. Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Исходя из вышесказанного, процесс коррекции фонетико-фонематического недоразвития должен строиться как с учетом общедидактических, так и специфических принципах: 1. Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений 2. Принцип онтогенеза. Он должен учитывать закономерности становления звуков речи у детей в норме, закономерности формирования различных форм, функций речи у детей в норме. 3. Принцип поэтапности. Логопедическое воздействие – это сложный педагогический процесс. В нём выделяют различные этапы. Каждый имеет свои цели, задачи, методы и приёмы коррекции. 4. Принцип системного подхода и учёта структуры дефекта. Этот принцип предполагает, что логопед должен: a. Определить ведущий дефект. b. Определить соотношение первичных и вторичных симптомов. c. Воздействовать на все структурные компоненты языка. 5. Принцип комплексности. При всех речевых нарушениях у детей имеются неврологические проявления. Поэтому необходимо проводить лечебно-оздоровительную работу: психотерапия, соответствующее социальное окружение. 6. Принцип использования обходного пути (опора на сохранные предпосылки ребёнка, создание новых функциональных систем). 7. Принцип деятельностного подхода. Логопед должен проводить коррекционную работу, учитывая возраст и ведущую деятельность. 8. Принцип дифференцированного подхода. 9. Принцип активизации речевой практики. Использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности. |