ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией мя могут быть начитаны, чрезмерно информированы в узких областях знаний, рассудительны, не по возрасту серьезны. Следует отметить, что интеллектуальная и личностная дисгармония в той степени присуща большинству детей с дцп. На разных возрастных этапах удельный вес органических и психологических расстройств бывает неодинаков: • в дошкольном возрасте: психоорганические симпто мы — инертность, замедленность психической деятель ности, общая или парциальная задержка психического развития, истощаемость, повышенная чувствительность к внешним раздражителям (оборонительный вместо ори ентировочного). В 3-4 года — страхи. Неправильное вос питание особенно неблагоприятно сказывается в этом возрасте, так как формируется личность и интеллект; • в 7-9 лет — появляется осознание своего дефекта. Ситу ационные нарушения поведения сочетаются с апатико- адинамическими и церебрастеническими явлениями; • в подростковом и юношеском возрасте психогеннные из менения личности начинают преобладать над психоор ганической симптоматикой, которая с возрастом начи нает носить стертый характер. В отличие от подростков без органического поражения, личностные переживания дефекта неглубоки, сочетаются с недостаточной критич ностью. Средовые влияния вызывают разную картину измененного поведения в зависимости от уровня и глуби ны поражения мозга. Дети и подростки проявляют слабые волевые усилия для преодоления дефекта. Возможно, что в этих случаях помимо неблагоприятных условий воспитания, оказывают влияние астения, адинамия, снижение уровня познавательной деятельности. Патологическое формирование личности бывает чаще у детей со спастическими формами, реже — при гиперкинетической, т.е. средовые влияния, накладываясь на те или иные формы поражения мозга, вызывают разную картину измененного поведения. Развитие личности ребенка с ДЦП осложняется тем, что родители этого ребенка, с рождения испытывающие тяжелый пролонгированный стресс, также имеют психологические проблемы, приводящие к аномальной личностной изменчивости. ____________________________ Глава 4_________________________ Психологический портрет родителей детей-инвалидов включает такие характеристики как: интровертность (75%), обидчивость, ранимость с высоким уровнем тревожности и очень низкой самооценкой (80%). Нередко у отцов отмечается безучастность, эгоистические отклонения от воспитания, игнорирование проблем и переживаний ребенка. Среди матерей часто преобладают идеи обвинения, привычки ставить в вину ребенку все его неудачи, оплошности и поступки. В семьях с такими проблемами у родителей возникают изменения взаимоотношений, конфликты. В результате нарушается геометрия семьи, появляются стереотипы воспитания, формирующие неправильные формы воспитания. Образование прочной связи «мать-ребенок», а также монопольное право в уходе и воспитании больного ребенка нередко являются причиной распада семьи. Наиболее частым вариантом отношений с ребенком-инвалидом является гиперопека. В отдельных случаях гиперопека трансформируется в симбиоз — патологическая связь между ребенком и матерью. Больные, выросшие в условиях симбиоза крайне тяжело самостоятельно адаптируются в жизненных ситуациях. У детей развивается тяжелая дезадаптация, приводящая к суицидальным попыткам. Выделяют три типа отношений членов семьи к ребенку с ДЦП: оптимальный, при котором родители относятся к больному как равному члену семьи; второй тип — сокрытие факта наличия ребенка-инвалида от окружающих; третий тип — игнорирование ребенка в семье. Развитие личности больного с ДЦП зависит и от формы школьного обучения. В России имеются три варианта получения образования ребенком с ДЦП: специализированные школы-интернаты; общеобразовательные школы; получение образования на дому. Исследования подтверждают, что у учащихся специализированных школ-интернатов адаптационные возможности выше, чем в двух других вариантах обучения. Для лиц с последствиями ДЦП характерно обостренное чувство трудовой деятельности. Уже в подростковом возрасте они осознают, что факт наличия трудового места означает хорошую интеграцию в обществе. В выборе будущей профессии подростки с ДЦП ориентируются не на перспективные возможности профессии, а на популярность специальности в |