МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Краткое описание динамики взаимодействия членов группы на разных стадиях создания коллективной композиции.





Каждой из них дано соответствующее название, подчеркивающее ее наиболее характерные системные особенности. Данный цикл хорошо виден в работе динамических групп и может протекать в рамках одной сессии.

 

Первая стадия: «формирование границ». Обособленная работа участников группы над созданием индивидуальных рисунков на общем пространстве листа. Высокая степень контроля над изобразительным процессом. Индивидуальные рисунки отражают конвенциональные, связанные с темой представления и актуальный для членов группы опыт социальных отношений. Ориентация на внутриличностные процессы и высокие эстетические качества изображения. Проективно-символический (точнее, проективно-знаковый) способ коммуникации, «Дипломатичная» и несколько скучная атмосфера в группе.

 

Вторая стадия: «преодоление границ». Попытки выхода за границы индивидуальных рисунков, «вторжения» в рисунки друг друга и более тесного взаимодействия. Снижение степени контроля ситуации и изобразительной деятельности. Работа приобретает менее предсказуемый характер. Рост эмоциональной вовлеченности членов группы в процесс художественной экспрессии, проявление любопытства, досады, обиды, раздражения, гнева, симпатии и т. д. Художественные образы отражают более широкую гамму переживании и ассоциации с темой, а также семейный опыт, отношения с отцом, матерью, сиблингами. Появление аллопсихических, соматопсихических и аутопсихических проекций. Коммуникация имеет не только внутриличностную. но и межличностную, а в отдельных случаях — и общегрупповую направленность. Использование более широкой гаммы материалов, в том числе объемных. Попытки «включения» работы в пространство и выстраивания ее архитектоники. Использование не только проективно-символического и вербального, но и сенсомоторного (движение, голосовая экспрессия) и драматически-ролевого способов коммуникации, Более активное применение воды или иных «связывающих» или «растворяющих» агентов (как в прямом, так и в переносном смысле).

 

Третья стадия: «хаос». Наиболее тесное взаимодействие членов группы в процессе художественной экспрессии, в то же время отдельные члены группы всеми силами пытаются защитить личные границы или выходят из процесса. «Размывание» или «растворение» границ индивидуальных образов. Нарастание спонтанности реакций и поведения участников. Утрата контроля над процессом. Во многих случаях также утрата композиционности и упорядоченности работы и появление ощущения ее «хаотичности», «перенасыщенности» и «полифоничности». Образы отражают не только опыт социальных отношений, но и переносов аллопсихических, соматопсихических и аутопсихических проекций, а также примордиальный опыт. Преимущественно общегрупповая и межличностная направленность коммуникации. Максимально широкий диапазон различных способов коммуникации (включая проективно-символический, сенсомоторный, драматически-ролевой и вербальный). Выражение сильных чувств, в том числе тревоги, гнева, агрессии, радости, переживание экстаза. Попытки деструкции, в одних случаях имеющие открытый и наиболее драматический характер, в других случаях — имеющие более «мягкий», «символический» характер. Ритуальный характер действий, в том числе исполнение ритуала «жертвоприношения»; проявление феноменов идентификации с «жертвой» и с «козлом отпущения». Использование огня (в виде изображения, зажигания свечи, воскуривания благовоний, поджигания отдельных элементов коллективной работы). Связь работы с окружающим пространством и ее восприятие в качестве микрокосма. Попытки изменения уровня освещенности в помещении. Сакрализация процесса и созданной членами группы коллективной композиции.



 

Четвертая стадия: «упорядочение хаоса». Снижение драматического и экстатического характера переживаний участников и возникновение состояния созерцательности с попытками обнаружения скрытого порядка работы. Более или менее длительный процесс постепенной интеграции связанных с работой разнообразных чувств, мыслей и ассоциаций. Проработки собственных проблем. Встраивание работы в мифопоэтический контекст путем использования художественных описаний, привлечения разнообразных текстов и образов — мифологических, религиозных, поэтических и т. д. Осознание смысла работы и ее связи с внутриличностными, межличностными и общегрупповыми процессами. Интернализация опыта создания коллективной композиции с последующим дистанцированием от работы.

Для оценки внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений большую ценность может иметь использование тех или иных моделей и систем их описания. Определенный интерес может представлять, например, модель Рутана и Стоуна (Rutan & Stone, 2001), предназначенная для характеристики различных ролей и фокусов внимания психотерапевта в групповом процессе на основе применения системы осей. Они, в частности, пишут о том, что в зависимости от теоретических взглядов, конкретной ситуации и задач работы психотерапевт может гибко менять роли и фокусы внимания. Многообразие ролей психотерапевта, по их мнению, может быть описано с использованием трех основных осей: активности-пассивности; открытости—закрытости; а также поддержки—фрустрации членов группы.

 

Что касается фокусировки внимания психотерапевта, то, как полагают Рутан и Стоун, в ходе групповой психотерапии она может динамично перемещаться по шести основным осям:

 

· прошлое <–> настоящее <–> будущее;

· групповые процессы <–> межличностная коммуникация <–> внутригрупповые процессы;

· события в группе <–> события вне группы;

· аффекты <–> познавательные процессы;

· процессы <–> содержание;

· понимание <–> коррегирующий эмоциональный опыт.

 

Предлагаемая Рутаном и Стоуном многоосевая модель для описания различных ролей и фокусов внимания психотерапевта в групповой психотерапии имеет нечто общее с используемой Б. Болл (2001 ) системой кодирования информации в ходе наблюдений за арт-терапевтическим процессом. Хотя данная система применяется Б. Болл для описания процесса индивидуальной психотерапии, ее в определенной мере можно адаптировать к условиям групповой арт-терапии, объединив, с моноосевой моделью Рутана и Стоуна.

По поводу используемой ею системы кодирования информации в ходе арт-терапевтического процесса Б. Болл пишет: «Я попыталась использовать такой способ кодирования информации, который позволил бы отразить взаимодействие клиента и психотерапевта с изобразительным материалом (продукцией) и друг с другом. Используемая мной система кодирования информации позволяет описывать наблюдаемые феномены по пяти основным осям» (Ball, 2000, р. 20). Б. Болл применяет следующие оси:

I — «фокус взаимодействия»;

II — «вид деятельности»;

III — «структура процессов в ходе сессии»;

IV — «темы психического опыта клиента и психотерапевта, проявленные в ходе арт-терапевтической сессии»;

V — «форма и содержание изобразительной продукции».

Используя многоосевую модель Рутана и Стоуна, систему кодирования информации в арт-терапевтическом процессе Б. Болл и некоторые другие формы описаний (в частности, модель уровней взаимодействия в группе Фолькиса и классификацию видов экспрессивного поведения (Jennings, 1998), автор книги «Системная арт-терапия» Копытин построил рабочую системную модель для оценки внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений в арт-терапевтическом процессе. Она, в частности, использована в приведенном выше описании различных стадий создания коллективной работы и также может применяться во многих других случаях, в том числе при использовании техник индивидуальной и парной работы в групповом арт-терапевтическом процессе. Копытин считает, что данная модель может быть неоднократно использована в течение одной сессии, а также на разных этапах арт-терапевтического процесса, прежде всего с целью динамической оценки коммуникативных процессов в арт-терапевтической группе. Данная модель включает три основные оси: «Уровни коммуникации»; «Направленность коммуникации»; «Способы коммуникации».





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.