ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Формы групповой арт-терапии Лекция № 9. (При подготовке к лекции задействованы материалы книги А.И. Копытина «Теория и практика арт-терапии) Разнообразие форм групповой арт-терапии и их продолжающееся развитие требуют, с одной стороны, их методологического обоснования и, с другой стороны, всестороннего исследования процесса групповой арт-терапии и различных связанных с ним внутриличностных, межличностных и обшегрупповых феноменов. Эволюция методов групповой арт-терапии связана с их проникновением в различные области их практического применения и созданием таких ее форм, которые в наибольшей степени отвечали бы особенностям тех или иных групп клиентов, условиям и задачам работы и являлись бы наиболее эффективными. Все это тесно связано с продолжающимся интенсивным развитием теории и практики групповой вербальной психотерапии и стремлением арт-терапевтов активнее использовать ее достижения. Несмотря на появившиеся в последние годы многочисленные публикации, посвященные описанию различных форм групповой арт-терапии (Adamson, 1984; Case &. Dalley, 1992; McNeilly, 1987; Skaife, 1990; Waller, 1991,1993; MacNiff, 1995; Malciriodi, 1995), эти работы в целом достаточно противоречивы: одни авторы, такие, например, как Адамсон (Adamson, 1984), Лидьят (Lydiatt, 1971), Мак-лаган (MacLagan, 1985), ставят во главу угла создание образов и интимный характер творчества, почти полностью игнорируя при этом групповую динамику. Другие, напротив, подчеркивают важность группового взаимодействия и феноменов переноса (McNeilly, 1987; Skaife, 1990; Waller, 1991,1993) и нивелируют значение художественной продукции (Liebmann, 1987; Silverstone, 1997). Имеется весьма ограниченное количество работ, посвященных подробному феноменологическому описанию процесса групповой арт-терапии, и, даже когда авторы все же описывают этот процесс, они обращают преимущественное внимание лишь на те феномены, которые в наибольшей степени согласуются с их системой взглядов. С учетом всего этого можно заключить, что на сегодняшний день имеется большая потребность в использовании таких моделей исследования групповой арт-терапевтиче-ской работы, которые учитывали бы: · многообразие действующих в ней факторов психотерапевтической) воздействия; · комплексный характер проявляющихся в ходе групповой арт-тералевтической работы феноменов внутриличностного, межличностного и общегруппового уровня; · институциональные и иные контекстуальные факторы, не вписывающиеся в рамки существующей теории феномены. Наиболее перспективным считается использование с этой целью эклектического и системного подходов. В этой лекции мы рассмотрим следующие основные вопросы: 1. краткая характеристика основных форм групповой арт-терапии; 2. основные факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии; 3. новые модели комплексного описания процессов групповой арт-терапии. 4. Связь невербальной коммуникации и различных форм творческой экспрессии с групповыми процессами. 5. Роль невербальной коммуникации и разных форм творческого самовыражения в групповой арт-терапии Формы групповой арт-терапии Различные формы групповой арт-терапии широко используются в настоящее время, что связано с их «экономичностью», возможностью проведения работы со значительно более широким, чем в индивидуальной арт-терапии, кругом клиентов, а также наличием целого ряда дополнительных, действующих лишь в условиях группы механизмов лечебно-коррекционных воздействий. М. Либманн (Liebmann, 1987), например, подчеркивает следующие достоинства групповой арт-терапии: · она развивает ценные социальные навыки; · учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем; · дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; · позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как изменение собственного поведения влияет на окружающих; · повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности; · развивает навыки принятия решений. Основные отличия групповой арт-терапии от индивидуальной заключаются в том, что она: · предполагает особую, «демократичную» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы, а также их меньшей зависимости от психотерапевта; · в большинстве случаев требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым нормам; · характеризуется, с одной стороны, наличием периодов погружения членов группы в свой внутренний мир, связанный с их индивидуальной изобразительной работой и, с другой стороны, периодов их тесного взаимодействия друг с другом. Все вышеперечисленные достоинства групповой арт-терапии свойственны также большинству форм вербальной групповой психотерапии. Основные же различиямежду групповой арт-терапией и вербальной групповой психотерапией заключаются в том, что первая предполагает не только взаимодействие с другими участниками группы, но и самостоятельную изобразительную работу, а также использование иных, отсутствующих в групповой вербальной психотерапии способов коммуникации и форм экспрессивного поведения. Групповая арт-терапия позволяет, с одной стороны, учитывать потребности членов группы к слиянию с ней и сохранению групповой идентичности и, с другой стороны, удовлетворить их потребность в независимости. Групповая арт-терапия предполагает как прямое, так и опосредованное художественной экспрессией и изобразительной продукцией взаимодействие между членами группы, что делает ее чрезвычайно богатой по своим возможностям. Она опирается на использование как методов и теории групповой вербальной психотерапии, так и тех представлений и приемов работы, которые характерны для индивидуальной арт-терапии. Вместе с тем процессы и психотерапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии, так и индивидуальной арт-терапии. На сегодняшний день используются три основные формы групповой арт-терапии: 1. студийная открытая группа; 2. динамическая (аналитическая) группа; Тематическая группа. Существуют также такие виды групповой арт-терапии, которые сочетают в себе признаки разных основных ее форм. Так, например, студийная работа может иногда дополняться проведением обсуждений изобразительной продукции, а работа тематической группы на определенных этапах может предполагать использование элементов динамического подхода. Одним из критериев, позволяющих дифференцировать разные формы групповой арт-терапии, является степень их структурированности. С учетом разной структурированности арт-терапевтических групп М. Либманн (Liebmann, 1987) приводит следующую их классификацию (см. табл. 1). По мнению М. Либманн, члены неструктурированной группы, находясь в общем помещении, работают в основном самостоятельно. Им не предлагается ни каких-либо тем, ни инструкций по выполнению работы. Структурирование, по определению Либманн, предполагает наличие определенных инструкций или правил, которые придают изобразительной работе членов группы определенную направленность. Инструкции или правила могут различаться по степени своей «жесткости». В одних случаях они могут сводиться к требованию изображать что хочется, но пользоваться при этом каким-то конкретным материалом (например, глиной). Таблица 1 Классификация арт-терапевтических групп и их признаки аА | Всегда структурирована | Имеется четко определенная цель работы | BB | Обычно структурирована | Аналогична А, по иногда члены группы работают самостоятельно | CC | Всегда структурирована | Аналогична Д, но иногда в процессе работы возникают общие темы | LD | Обычно структурирована | Участники группы находятся в одном « пространстве», но каждый работает самостоятельно, имея собственную цель | В других случаях изначально определяется тема. Причем она может предполагать разную свободу выбора тех или иных образов. Несмотря на то, что предлагаемый Либманн критерий дифференциации арт-терапевтических групп по степени их структурированности достаточно корректен применительно к тематическим и студийным группам, он не может применяться в отношении аналитической группы. Это связано с тем, что Либмапн не учитывает динамических характеристик группы и наличия в ней как явных, так и скрытых мотиваций (Bion, 1960). Участники аналитических групп, например, могут работать и совместно, но в то же время их деятельность не будет структурирована ни какой-либо темой, ни способами художественной экспрессии. При этом их деятельность все же будет носить взаимосвязанный характер, и подчиняться определенным закономерностям групповой динамики в связи с общими для всех членов группы базисными потребностями. Студийная открытая группа Слово «открытая» в названии этой группы означает, что она, как правило, не имеет постоянного состава. На любом этапе работы к группе могут присоединяться новые участники. Кроме того, участники такой группы могут в любое время прекратить свои посещения. «Студийной» такая группа называется потому, что изобразительная работа ее участников напоминает работу в художественной студии. Студийную группу можно определить как «неструктурированную». Занятия с открытой студийной группой проводятся в специально оборудованных кабинетах-студиях, в которых имеется определенное количество мест для художественной работы с индивидуальными наборами материалов. Кабинет-студия также обычно имеет зону отдыха с креслами и столом для чая и кофе, где посетители студии могут проводить время, не мешая другим, если им необходимо сделать перерыв в работе. Перед началом работы группы психотерапевт (или иной работающий с такой группой специалист) объясняет общие правила поведения и задачи группы. Поскольку глубокая психотерапевтическая работа при использовании студийного подхода не проводится, заключение контракта не предусматривается. Вместе с тем психотерапевт может в некоторых случаях подчеркнуть отличия этой работы от деятельности традиционных художественных студий, указав, в частности, на то, что обшей целью работы будет «свободное творческое самовыражение» и проявление членами группы в ходе изобразительной деятельности своих чувств, мыслей и фантазий. Кроме того, в некоторых случаях, особенно когда психотерапевт предполагает установление с членами группы индивидуального раппорта и использование определенных интервенций и вербальной обратной связи, в том числе в форме групповых обсуждений, он может подчеркнуть «психотерапевтическую направленность» деятельности группы, то есть то, что занятия посетителей студии изобразительным творчеством и выражение ими своих чувств, мыслей и фантазий в художественной форме будут способствовать достижению лечебного эффекта или способствовать решению имеющихся у членов группы психологических проблем и стабилизации их эмоционального состояния. Объясняя общие правила поведения членов группы, психотерапевт подчеркивает необходимость соблюдения тишины и уважения «личного пространства» других. Это означает, что они не должны вмешиваться в процесс художественного творчества других, находящихся рядом с ними людей и не пытаться давать свои оценки их работам, если, конечно же, не будут организованы групповые обсуждения. Психотерапевт также может сказать о том, что он будет находиться рядом с членами группы и оказывать им в случае необходимости ту или иную помощь. После этого он приглашает посетителей студии к работе. Поскольку они работают в разном темпе и отличаются разной степенью готовности к «свободному художественному самовыражению», психотерапевт должен проявлять достаточную гибкость, оказывая в случае необходимости членам группы индивидуальную по-мошь, которая может выражаться в структурировании их действий, фасилитации эмоциональной экспрессии, эмоциональной поддержке и т. д. Все это помогает членам группы ощутить себя в безопасности, справиться с тревогой и неуверенностью и перейти к изобразительной работе. С учетом особых показаний для отбора клиентов в данную группу, задач и условий ее деятельности и правил поведения ее участников подготовительный этап работы по сравнению с индивидуальной арт-терапией бывает менее продолжительным, а непосредственное отреагирование членами группы своих чувств, потребностей и фантазий в поведении проявляется в значительно меньшей степени. Психотерапевт контролирует поведение членов группы и при наличии у кого-либо из них слишком ярких, мешающих работе других эмоциональных проявлений, делает этому человеку замечание либо даже удаляет из группы. Во всем остальном студийная работа предполагает свободную, демократичную атмосферу и использование психотерапевтом недирективного подхода. Он, в частности, не стремится слишком настойчиво побуждать членов группы к изобразительной работе, понимая, что для некоторых из них может быть полезным и приятным даже простое пребывание в атмосфере студии с минимальным включением в изобразительную деятельность. Несмотря на то что вербальный контакт между членами группы в ходе изобразительной работы минимален, а группа является открытой, через некоторое время в ней формируется определенная культура. Это происходит главным образом за счет общения членов группы на символическом уровне — посредством создаваемых ими художественных образов, а также благодаря невербальной экспрессии и общения во время перерывов. Частота и продолжительность сессий при использовании этой формы групповой арт-терапии могут быть различными, так же как и длительность цикла. Гибкость временных границ при этой форме групповой арт-терапии позволяет наряду с долгосрочной работой применять ее в виде краткосрочных курсов. Чаще всего, однако, срок посещения клиентами такой группы заранее не оговаривается. Многое зависит от условий проведения работы (стационар, психотерапевтическое сообщество на базе социального центра и т. д.) и наличия у членов группы интереса к продолжению занятий художественным творчеством. Кроме того, с учетом гетерогенного состава многих открытых групп и разной способности их членов к самостоятельной художественной деятельности по мере достижения тех или иных результатов они могут постепенно выбывать из группы. В то же время нередки случаи многолетнего посещения клиентами таких групп. Открытые студийные группы в их традиционном виде имели наибольшее распространение на заре развития арт-терапии и были связаны с деятельностью пионеров арт-терапевтического направления, таких как, например, А. Хилл или И. Чампернон. В последующем, однако, эта форма групповой арт-терапии была в значительной степени вытеснена другими, связанными с использованием динамического подхода, принципов гуманистической и семейной психотерапии и т. д., с тем чтобы задействовать в ходе групповой арт-терапевтической работы дополнительные факторы психотерапевтического воздействия. Тем не менее, данная форма групповой арт-терапии может быть с успехом использована в работе с определенными категориями клиентов, главным образом с теми, для которых участие в других арт-терапевтических группах, предполагающих более тесное взаимодействие между их участниками, связано со слишком большой нагрузкой (например, для пациентов с хроническими психическими расстройствами), либо с теми клиентами, в работе с которыми на первый план выходит развитие у них навыков творческого использования различных материалов, проявление ими индивидуального художественного стиля и в других случаях. К. Кейз и Т. Делли (Case & Dalley, 1992) отмечают, что студийная арт-терапев-тическая группа может быть весьма удачной формой работы с детьми. Они, в частности, пишут, что «с детьми можно работать весьма успешно, используя возможности студии для художественных занятий и игр. Дети быстро идентифицируют себя с группой, приходя сюда в определенный день и час, однако вскоре каждый погружается в индивидуальную работу над своей, отражающей его проблемы темой. Арт-терапевт перемещается от одного ребенка к другому, останавливаясь и разговаривая с детьми. Иногда дети сами к нему обращаются. Дети могут образовывать пары и мелкие группки, создавая хорошую рабочую атмосферу высокой терпимости к каждому, что позволяет большинству из них успешно завершать свою работу без каких-либо помех. Такая группа может быть весьма ценной для развития социальных навыков детей, поскольку они чутко воспринимают ту модель отношений и терпимости к различиям, которую демонстрирует арт-терапевт. Дети также получают очень много — благодаря тому, что каждый имеет возможность выразить свои проблемы и переживания в безопасной атмосфере группы. То высокое доверие, которое при этом формируется, позволяет детям спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию и помогать друг другу» (Case & Dalley, 1992, p.199). Судя по приводимому Кейэ и Делли описанию, работа такой группы включает в себя определенные элементы закрытой динамической группы. Сочетание студийного подхода с элементами динамической группы и взаимодействия пациентов посредством коротких, проводимых в свободной форме обсуждений описывает П. Лузэатто (Luzzatto, 1998), использующая такой вид работы на базе психиатрической палаты для больных с острыми состояниями. В качестве основных достоинств студийного подхода, дополняемого элементами динамической группы она, в частности, называет гибкость пространственно-временных границ. Именно эта гибкость позволяет проводить такую работу в очень сжатые сроки в малоподготовленном для занятий помещении. Кроме того, очень важна возможность получения участниками опыта художественного творчества, а также учета их разнообразных потребностей и коммуникативных возможностей в условиях смешанной группы, включающей в себя пациентов с самыми разными видами психических нарушений, наличие у них права самим определять степень своей вовлеченности в работу; подчеркивание ее спонтанного характера, а также учет групповой динамики и возможности коммуникации на символическом уровне. В целом, однако, возможности открытой студийной группы, в особенности если она не дополняется элементами тематического или динамического подхода, относительно ограниченны. Основным фактором психотерапевтического воздействия в данном случае является художественная экспрессия; факторы психотерапевтических отношений и вербальной обратной связи используются при этом виде работы в значительно меньшей степени, что отражается на динамике арт-терапев-тического процесса и его результатах. Поскольку фактор художественной экспрессии при этой форме групповой арт-терапии оказывается ведущим, психотерапевтические эффекты связаны главным образом с отвлекающим, седативным, активизирующим или катарсическим воздействием художественного творчества. В тех же случаях, когда члены группы обладают способностью к созданию символических образов и рефлексии, они в какой-то мере могут приходить к осознанию содержания этих образов и их связи со своим внутренним миром и системой отношений. Для того чтобы помочь клиенту в осознании содержания своей изобразительной продукции, некоторые психотерапевты чередуют студийные групповые сессии с индивидуальными, что позволяет проводить обсуждение и анализ изобразительной продукции членов группы, либо периодически организуют общегрупповые обсуждения. Кроме того, при работе с открытой студийной группой, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей клиентов, психотерапевт может оказывать им индивидуальную помощь, выступая в роли «посредника» в «диалоге» клиентов с создаваемыми ими образами и проводя с клиентами краткие обсуждения их изобразительной продукции. В тех случаях, когда эмоциональный резонанс психотерапевта с участниками группы достаточно высок и когда он вступает с ними в более тесный вербальный контакт, а его присутствие приобретает для них большую значимость, можно говорить о воздействии фактора психотерапевтических отношений. Однако даже в этих случаях групповая динамика оказывается минимальной, а потому на первый план выступают те проявления арт-терапевтического процесса, которые связаны с самостоятельной изобразительной работой участников группы, их индивидуальными отношениями с психотерапевтом, а также с той или иной степенью осознания ими содержания своей художественной продукции, происходящего либо спонтанно, либо в меру использования психотерапевтом интерпретаций и вербальной обратной связи. |