Практическая деятельность студента - решение ситуационной задачи Алгоритм решения: Ø Оценка условий труда (оптимальные, допустимые, вредные) ü наличие фактора, ü условия, способствуюшие его нахождению в воздухе производственных помещений, ü уровень воздействия Ø Оценка имеющихся отклонений в состоянии здоровья (и, или, прогноз возможных проявлений работы в описанных условиях). При этом необходимо учесть ü Степень превышения ПДК ü Все свойства пыли, химических веществ ü Продолжительность воздействия (стаж) ü Способствующие обстоятельства (средства индивидуальной защиты, эффективность лечебно-профилактических мероприятий и т.п.) ü При необходимости предложить дополнительные исследования Ø Разработка комплекса профилактических мер по предупреждения неблагоприятных последствий работы в подобных производственных условиях (и оценка эффективности используемых в конкретном производстве) 5.Тестовые задания: 1: Дисперсность пылевых частиц определяет: +: поведение в воздухе +: глубину проникновения -: специфичность проявлений +: величину задержки в верхних дыхательных путях 2: Пути поступления ядов (по степени значимости в условиях производства): 1: ингаляционный 2: перкутантный 3: пероральный 3: Классификация ядов по показателям токсичности называется ### +: гигиеническ #$# 4: Виды комбинированного действия ядов: -: потенцирование, ослабление +: потенцирование, антагонизм, аддитивность -: усиление, ослабление, интермитирующее 5: Установите соответствие признаков в классификации ядов: L1: показатели токсичности L2: характер действия L3: высокочастотная R4: этиопатогенетическая R1: гигиеническая R2: токсикологическая R3: клиническая 6: Установите соответствие типов кумуляции: L1: материальная L2: функциональная R1: накопление вещества R2: накопление эффектов 7: Классификация пыли по дисперсности (мкм): L1: видимая L2: микроскопическая L3: ультромикроскопическая R1: 10 и > R2: 10-0,25 R3: < 0,25 R4: 20 и > R5: 1-10 8: Способы образования пыли (классификация): -: воздушный, смешанный +: конденсация, дезинтеграция -: размол, бурение, сварка 9: Способ образования пыли в процессе сварки металлов называется ### +: дезинтеграц#$# 10: Заболевание, возникающее при воздействии пыли, состоящей из свободной двуокиси кремния ### +: силикоз 11: Установите соответствие пылевых заболеваний: L1: специфические L2: неспецифические R1: бронхит, силикоз R2: фолликулит, кератит R3: силикоз, сикоз 12: Виды гигиенических нормативов (ПДК) для воздуха рабочей зоны: +: среднесменная и максимальная -: среднесменная и максимально разовая -: среднесменная и среднегодовая 13: Методы отбора проб воздуха: +: аспирационный, седиментационный -: седиментационный, весовой -: весовой, химический -: химический, аспирационный 14: Установите соответствие клинических проявлений профвредностей: L1: свинец L2: ртуть L3: пыль L4: бериллий R1: базофильная зернистость эритроцитов R2: эретизм R3: фиброз легких R4: гранулема в легких R5: пятнистая крапчатость зубов 15: Определение фактических концентраций пыли, ядов и уровней шума, вибрациивходит в группу ### профилактических мероприятий +: санитарно-гигиеническ#$# +: гигиенических +: санитарногигиеническ#$# 16: Установите соответствие мероприятий: L1: технологические L2: санитарно-гигиенические L3: архитектурно - планировочные L4: лечебно - профилактические R1: «мокрые» способы добычи угля R2: мониторинг воздушной среды R3: отделение шумных цехов от нешумных R4: выдача лечебно-профилактического питания R5: рациональный режим труда 17: Поведенческий тератоген: -: ртуть +: свинец -: бензол -: кадмий 18: Болезнь Минамата – отдаленное последствие воздействия ### +: ртути 19: Исключение или замена ядовитых веществ относятся к группе ### профилактических мероприятий: +: технологических +: технологическ#$# 20: Уменьшение величины порога острого действия приводит к ### опасности яда: +: увеличению 21: С увеличением зоны хронического действия - опасность яда ### +: уменьшается +: ослабевает +: снижается 22: Интермитирующее действие – это вариант: +: изменения концентраций во времени -: взаимодействия двух или более веществ -: постепенное снижение концентраций 23: Последовательность этапов токсикологической оценки: 1: первичная 2: токсикологическая экспертиза и паспортизация 3: полная 4: ПДК 5: клинические и гигиенические исследования 6: корректировка ПДК Практическое занятие «Физиолого-гигиеническая оценка трудовых процессов и вопросы профилактики утомления» Цель: --- усвоить теоретические основы физиологии физического и умственного труда, научиться планировать и оценивать результаты изучения функционального состояния организма работающего человека для выявления утомления, возникающего в производственных условиях. Подготовка к занятию Для подготовки к занятию студенту необходимо: № п/п | Содержание | Форма контроля | 2.1. | Повторить материал по анатомии и физиологии организма , раздел «мышечное сокращение», «работа цнс» | Самоконтроль | 2.2. | Изучить материал лекции ______ | Самоконтроль | 2.3. | Прочитать учебник »Гигиена», стр. 483-494 | Входной контроль, тестирование | 2.4. | Прочитать учебник »Гигиена труда », стр. | Входной контроль, тестирование | 2.5. | Прочитать учебник «Руководство к практическим занятиям по гигиене труда» | Входной контроль тестирование | 2.6. | Изучить дополнительную литературу - см. список рекомендуемой литературы | Входной контроль, тестирование | 2.7 | Быть готовым ответить на вопросы – см. «Вопросы для самоподготовки» | Самоконтроль | 2.8. | Изучить основную терминологию по теме – термины и их содержание приведены в рекомендуемой для подготовки литературе. | Самоконтроль, входной контроль | | | | | | | |