МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Использование нейронных сетей для решения задач маршрутизации





Маршрутизация является одной из важных задач для телекоммуника­ционных сетей различного назначения Задачи, связанные с выбором маршрута, планированием работы средств связи и т п , относятся к классу сложных комбинаторно-оптимизационных задач, как правило, не имею­щих простых аналитических решений Кроме того, сложность необходи­мых вычислений экспоненциально возрастает при увеличении количества узлов в сети Поэтому в настоящее время широко применяют различные эвристические алгоритмы и процедуры, полученные путем творческого поиска, интуиции и опыта исследователя Альтернативой существующим методам решения задач маршрутизации является использование нейросе­тевых моделей, которые позволяют при значительном снижении времен­ных затрат получить хорошие субоптимальные решения Так, для реше­ния комбинаторно-оптимизационных задач широко используются модели построенные на основе НС Хопфилда, впервые примененные для решения задачи о коммивояжере Эти модели явились началом развития нейрон­ных методов решения сложных оптимизационных задач Большинство последующих исследований так или иначе базировались именно на них

Рисунок 3. Архитектура НСВ3

Коротко остановимся на формулировке и основных принципах организации вычислений при решении задачи коммивояжера

Для некоторой группы городов с известными расстояниями между ни­ми требуется найти кратчайший маршрут посещения каждого города один раз с возвращением в исходную точку

Обозначим города, которые необходимо посетить, буквами А, В, С , а расстояния - dAB, dAc dBc Решением является упорядоченное множе­ство из п городов Последовательность, в которой обходятся города удобно представлять матрицей пхп , строки которой соответствуют горо­дам, а столбцы номерам городов в последовательности Например, имеет­ся пять городов А, В, С, D, Е, а последовательность обхода этих городов задана матрицей

 
А
В
С
D
Е

(3 1)

Таким образом город С посещается первым, город А - вторым и т д Длина маршрута равна dcA+ dAE +…. + dc В каждом столбце и в каждой строке этой матрицы может быть только одна единица, так как в каждый момент посещается только один город и каждый город посещается только один раз Матрицу вида (3 1) можно воспринимать как состояние нейрон­ной сети из N / п2 нейронов Задача состоит в том, чтобы из nмар­шрутов выбрать один с наименьшей длиной Состояние каждого нейрона описывается двумя индексами, которые соответствуют городу и порядко­вому номеру его посещения в маршруте Например, К = 1 показывает, что город х был j -м по порядку городом маршрута

Запишем функцию вычислительной энергии для сети, предназначен­ной для решения задачи коммивояжера, в которой состояние с наимень­шей энергией соответствует самому короткому маршруту В общем виде такая функция для рассматриваемой сети может иметь следующий вид

где Е - искусственная энергия сети, wtj - вес от выхода нейрона / к входу нейрона j , Уу- выход нейрона j , /у - внешний вход нейрона j , Гу -порог нейрона j

Изменение энергии, вызванное изменением состояния j -нейрона, можно вычислить следующим образом

где 5Yj - изменение выхода j -го нейрона



Каждому состоянию системы соответствует конкретная величина вы­числительной энергии Устойчивое состояние имеет меньшую энергию, чем неустойчивое Эволюция системы во времени - это движение в про­странстве состояний в поисках минимума энергии и остановка в этой точке

Для рассматриваемой системы функция энергии должна удовлетворять следующим требованиям [32] Во-первых, она должна поддерживать ус­тойчивые состояния в форме матрицы (3 1) Во-вторых, из всех возмож­ных решений функция энергии должна поддерживать тс, которые соот­ветствуют коротким маршрутам Этим требованиям удовлетворяет функция энергии вида (при этом, YXJ = 0,1)

Первые три члена выражения (3 4) поддерживают первое требование, четвертый член - второе, А, В, С, D - положительные множители Первый член равен нулю, если каждая строка х содержит не больше одной еди­ницы Второй член равен нулю, если каждый столбец содержит не более одной единицы Третий член равен нулю, если в матрице вида (3 1) п еди­ниц Таким образом, без учета четвертого члена функция энергии имеет минимумы = 0) во всех состояниях, представленных матрицей с одной единицей в каждом столбце и каждой строке Все другие состояния имеют более высокую энергию Короткие маршруты поддерживает четвертый член В нем индексы j берутся по mod л, для того чтобы показать, что ; -й город соседствует в маршруте с (п-1)-м н первым, т е У4 = Y^ Четвертый член численно равен длине маршрута

Раскрывая скобки в (3 4) и приравнивая коэффициенты при квадратич­ных и линейных членах в полученном выражении и общей формуле энер­гии (2 2). опоелелясм матоицу связей и внешние взаимодействия

нальных состояний соответствует самому короткому маршруту

Рассмотрим вариант совместного решения задачи маршрутизации и планирования использования линий радиосвязи для сети пакетной радио­связи с многоскачковой топологией Важность взаимосвязи между мар­шрутизацией и вопросами планирования последовательности выбора на­правления для передачи по используемым линиям связи показана в [65] Там же обобщен случай непрерывного трафика для определенного класса сетей При этом выбор маршрутов максимизирующих степень узла в сети, позволяет спланировать работу так, чтобы время ее выполнения было ми­нимальным Степень узла для этого случая, определяется как сумма всех потоков, поступающих в узел и исходящих от узла Например, линия, ко­торая должна активироваться, три раза добавляет поток из трех единиц к обоим узлам, которые она соединяет При этом, критерий качества рабо­ты, выбираемый для задачи маршрутизации, должен отражать цели, свя­занные с соответствующей задачей составления плана работы линий связи

Пусть заданы граф связности сети пакетной радиосвязи, ряд пар NSD -исходная точка - пункт назначения (SD) и ряд линий связи, соединяющих каждую пару SD Предполагается, что в системе используется тактиро­ванный множественный доступ и длительность временных окон соответ­ствует длине пакета (все пакеты имеют фиксированную длину), а на каж­дом узле имеется только один приемопередатчик Между каждой парой узлов сети SD имеет место одинаковый трафик, равный одному пакету на цикл передачи Считаем также, что линии связи между соответствующи­ми парами узлов активизируются (используются для передачи) по мере необходимости

Требуется выбрать единственный маршрут между каждой парой SD с таким расчетом, чтобы минимизировать желаемый критерий качества работы

Показатель качества работы должен согласовываться со структурой НС Хопфилда По аналогии с рассмотренной выше задачей коммивояжера такой показатель, называемый "энергией перегрузки" задается формулой

Цель состоит в минимизации Еь с учетом того, что для каждой пары SD выбирается только один маршрут (те Vy = 1 для единственного зна­чения у для каждого значения /) В этом случае энергия перегрузки со­ответствует сумме числа общих узлов всех выбранных маршрутов (одного для каждой SD пары), взятых попарно Например, на рис 3 4 показана простая сеть пакетной радиосвязи с шестью узлами и двумя маршрутами между каждой из двух SD пар

Рисунок 4

гию перегрузки Eh = 1, так как эти маршруты имеют один общий узел (узел 6).

Теперь рассмотрим модель НС Хопфилда, используемую в этом случае для выбора маршрута между несколькими SD парами в сети пакетной ра­диосвязи. Выходные напряжения нейронов (которые и определяют их состояния) такой НС приближаются к двоичным значениям по мерс пе­рехода сети к состоянию устойчивого равновесия с минимальной "энерги­ей". Соединения между нейронами i и j описываются весом Тч, который

положителен если соединение возбуждающее и отрицателен, если соеди­нение тормозящее (запрещающее). В рассматриваемой модели НС для каждого маршрута между каждой SD парой определяется один нейрон. Вариант модели НС для сети изображенной на рис. 3.4 представлен на рис. 3.5. В соответствии с рис. 3.5 нейрон ij отображает j маршрут меж­ду SD парой I.

НС эволюционирует от какого-то начального состояния до состояния равновесия, которое отображает минимум (не обязательно глобальный) функции энергии Ляпунова, которая по аналогии с (3.2) может быть запи­сана через веса соединений, токи смещения и напряжения на выходах нейронов следующим образом [111]:

для энергии перегрузки, определяемое с помощью выражения (3.6), при­менимо в полной мере только для аналоговой реализации системы.

Рис..5. Модель НС дл* ист, и-юбраженной на рис. 2.4

Рассматриваемая задача оптимизации с целым рядом ограничений мо­жет быть сведена к задаче без ограничений за счет включения ограниче­ний в целевую функцию посредством использования множителей Ла-гранжа Функция энергии перегрузки при этом приобретает следующий вид:

Ограничения для задачи являются соответствующими членами урав­нения энергии перегрузки Ес (равны нулю, если ограничение выполняет­ся) и формулируются так:

1) На SD пару активизируется (выбирается) не более одного мар­шрута:

Хотя последнее ограничение представляется избыточным (выполнение первых двух гарантирует удовлетворение последнего), его включение в уравнение энергии полезно для достижения более быстрой сходимости.

Подстановка выражений для Еь и Јt в (3.8) дает:

Одним из самых важных вопросов при разработке модели НС Хоп-филда и дальнейшем моделировании работы системы является вопрос выбора коэффициентов At. Фактически, любые значения Л, приведут к получению справедливых выражений для Е1пш1. Однако при эволюции системы может быть гарантирован только локальный минимум, то есть конечное состояние зависит от начального состояния, при котором начи­нается эволюция системы. Таким образом, различные значения коэффи­циентов приводят к получению различных результатов. В большинстве исследований, посвященных использованию НС Хопфилда величины ко­эффициентов полагаются постоянными, лучшие значения которых обыч­но определяются в ходе испытаний при программном моделировании. Однако существует ряд подходов, позволяющих во всей полноте исполь­зовать метод множителей Лагранжа . В этом случае величины Хс изменяются по мере изменения состояния системы

Оценить качество решения задачи обычно не представляется возмож­ным, так как число возможных решений для больших сетей очень велико. Например, для 100-узловой сети существует приблизительно 51035 раз­личных решений. Поскольку исчерпывающий поиск для такой сети ис­ключается, то при моделировании выполнялся случайный поиск 2-Ю6 вы­борок решений для получения опорного уровня качества работы для оценки работы НС . Наилучшее решение, полученное с помощью случайного поиска, имело энергию перегрузки Еь - 567 . Использование традиционных эвристических методов решения задачи маршрутизации позволило получить £А=313. Наилучшее решение найденное с помо­щью НС Хопфилда дало Јfc = 291. Наибольшее значение энергии пере­грузки в этом случае было Eh - 303. Моделирование выполнялось от 50 различных начальных состояний. Таким образом, результаты моделиро­вания показывают эффективность рассмотренной модели для минимиза­ции перегрузки в больших сетях. Тот факт, что глобальный минимум на­ходится не всегда, скрашивается тем обстоятельством, что возможно осуществление нескольких испытаний при различных начальных услови­ях, так что найденное наилучшее решение может выбираться в качестве решения задачи.

Большое количество работ посвященных использованию НС при ре­шении задачи маршрутизации и близость получаемых результатов к оп­тимальным свидетельствуют о робастности таких моделей.

3.4. Использование нейронных сетей при планировании сотовых сетей подвижной радиосвязи

Одним из основным этапов проектирования сотовых сетей подвижной радиосвязи (ССПР) является этап территориального планирования, в ходе которого выбираются структура (конфигурация) сети, места размещения базовых станций (БС), рассчитываются возможность обеспечения охвата (покрытия) требуемой зоны обслуживания с заданным качеством связи и емкость сети, требуемая для обслуживания абонентской нагрузки с за­данной интенсивностью потерь (отказов в обслуживании).

В качестве технических основ планирования используются характери­стики стандартов ССПР, характеристики приемо-передающего оборудо­вания и антенн, условия распространения радиоволн, требуемая напря­женность поля полезного сигнала, средняя нагрузка на одного абонента, допустимое значение вероятности блокирования вызовов [3].

Таким образом, прогнозирование напряженности поля в зоне обслужи­вания БС является одним из этапов планирования современных систем подвижной связи. В настоящее время широко используются две стратегии прогнозирования напряженности электрического поля. Одна из них со­стоит в выводе эмпирических формул на основе измерений, а другая ос­новывается на аналитических моделях, использующих теорию дифракции. Практика показывает, что и та и другая модели имеют ряд недостатков [2].

Использование эмпирического метода прогнозирования напряженно­сти поля, основанного на использовании нейронных сетей, позволяет уст­ранить некоторые недостатки [102]. В этом случае НС решает задачу ап­проксимации некоторой функции по имеющимся значениям ряда точек. Для НС эти точки являются обучающим множеством. Кроме известныхзначений средней напряженности электрического поля на вход НС пода­ется приведенная к дискретной форме и нормализованная информация о покрове земной поверхности, рабочей частоте, высоте антенн и т д Па­раметры НС настраиваются таким образом, чтобы для любой входной комбинации погрешность значения формируемого на выходе НС была минимальна Выход сети в зависимости от требований может определять­ся в виде нормализованной напряженности поля в заданной точке, в виде потерь на трассе и др Динамический диапазон напряженности поля во многом определяется распространением радиоволн в свободном про­странстве Для повышения точности аппроксимации среднего значения напряженности поля, вклад последнего может вычисляться аналитически и исключаться из процесса обучения

Результаты использования НС для прогнозирования напряженности поля можно рассмотреть на следующих примерах

В первом случае используется хорошо известная формула Хата , отражающая эмпирическую аппроксимацию потерь при распространении L в городских районах

Диапазон частот / = 150 1500 МГц, высота расположения базовых станций (БС) hBC = 30 200 м , высоты расположения подвижных стан­ций hM =1 10м и дальность d = 1 20км Нейронная сеть, используе­мая для аппроксимации формулы имела четыре нейрона во входном слое и десять нейронов в скрытом слое Выход моделируемой сети отображает потери при распространении Lp

Применение НС для прогнозирования напряженности поля поясняется на рис 3 6

Нормализованная средняя ошибка моделирования М определяется следующим обпазом

Рис6 Вариант применениеНС для прогнозирования напряженности поля

После 1200 циклов обучения на примере обучающего множества из 2160 точек среднее отклонение составило приблизительно 0,18% Для то­чек тестирования, выбранных между точками обучения в рассматривае­мом параметрическом пространстве, отклонение увеличивается до 0,24%, при этом Мтах < 1,23% В этом эксперименте динамический диапазон составляет Lp max - Lp min = 1ЪОдБ

Другая типичная задача связана с использованием геометрической теорией дифракции Келлера [80] для случая дифракции на клине (см рис 3 7а) При этом также может использоваться многослойная НС с од­ним скрытым слоем Число нейронов во входном и скрытом слое выбира­ется исходя из задачи и предъявляемых к решению требований

В модели для аппроксимации нормализованной напряженности поля ЕI Еа на профиле трассы изображенной на рис 3 7а использовалась НС, имеющая 11 нейронов во входном слое и 8 нейронов в скрытом слое

О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 дБ

Расстояние, км

------- _ вычислено по формуле Келлера

_ - аппроксимация НС

топография профиля

Рис 7 Аппроксимация напряженности поля с помощью нейронной сети

Выборка топографических данных производилась в 10 точках, которые обеспечивают входные данные для 10 элементов Величина выборки мо­жет изменяться Данные о ней поступают на 11 вход В результате по­следней операции выборка приспосабливается к длине профиля трассы Моделирование проводилось для различных комбинаций высот, углов участков препятствия моделируемого "клином" Среднее отклонение вы­числялось по формуле (3 11) и после 20 ООО циклов обучения составило 0,3% В обоих случаях при обучении использовался алгоритм обратного распространения На практике для обучения НС могут использоваться как результаты аналитических расчетов, так и результаты текущих и ранее

проведенных измерений После завершения процесса обучения для тес­товых примеров максимальное отклонение Мтаж не превышало 6% (см рис 3 7)

Таким образом, подтверждается возможность использования НС для прогнозирования напряженности поля на этапе планирования современ­ных систем подвижной связи и в других случаях В целях повышения точности прогнозирования рассмотренные нейросетевые модели могут совершенствоваться Так, может более полно учитываться вся имеющаяся картографическая информация, информация о земном покрове и др

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.