ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Рассмотрены актуальные проблемы психологии семейных отношений. Освещены вопросы половых различий применительно к семье, проблема выбора брачного партнера, супружеская адаптация в молодой семье, удовлетворенность и совместимость в браке, социально-демографические проблемы, общение в семье. Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускника по специальности 020400 — Психология (утвержден Госкомвузом РФ 11.07.96) и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 521000 — Психология (утвержден Госкомвузом РФ 31.12.93). Приведены содержание дисциплины с вопросами лля самопроверки после каждого раздела, темы семинарских занятий и список основной и дополнительной литературы. Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями к минумуму содержания и уровню подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускника по специальности 020400 — 11сихология (утвержден Госкомвузом РФ 11.07.96) и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 521000 — Психология (утвержден Госкомвузом РФ 31.12.93). Дисциплина «психология семейных отношений» изучается в 8-м семестре и является одной из важнейших дисциплин гуманитарного цикла при подготовке специалистов и бакалавров в области психологии. Цель преподавания дисциплины — обучение определения причин испособов разрешения семейных проблем. Задачи курса 1. Ознакомление студентов с основными проблемами современной семьи,с тенденциями развития семейно-брачных отношений. 2. Обзор методов изучения супружеских отношений. 3. Обучение приемам определения причин и разрешения супружеских конфликтов. В результате изучения материалов курса студенты должны: — приобрести знания о проблемах в области современных семей но-брачных отношений, - знать основные отечественные и зарубежные работы по психологии, социологии семьи, а также психологического консультирования супружеских пар; — научиться самостоятельному анализу и коррекции семейно-брачных проблем; - владеть разнообразными методиками исследования супружеских отношений. Изучение «Психологии семейных отношений» базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Сексология», «Психология развития». Общий объем курса для специалистов (бакалавров) — 30 часов. Он включает в себя аудиторные занятия. Аудиторные занятия для специалистов — 30 часов (из которых лекции — 20 часов, практические занятия — 10 часов). На лекциях освещаются наиболее трудные вопросы курса. Чтобы овладеть знаниями в области дефектологии, студенты должны большое внимание уделять самостоятельной работе с рекомендуемой литературой, как основной, так и дополнительной, а также с изданиями периодической печати. Форма отчетности — экзамен. Содержание дисциплины Раздел 1. Семья и брак (основные понятия) 1.1. Определение брака и семьи. 1.2. Функции семьи. Классификация семей по их структуре: семья нуклеарная, пополненная, смешанная, семья родителя- одиночки. Особенности семей разного состава. 1.3. Жизненный цикл семьи. Стадии развития семьи по различным классификациям. Сложности, возникающие на разных стадиях. Изменения в семье: позитивные и негативные, нормальные и ненормальные, неожиданные и ожидаемые, их влияние на супружеские отношения. 1.4. Семейные легенды. Понятие семейных легенд и мифов, их роль в семейных отношениях. Связи семейных легенд с куль- туральными мифами, со сведениями средств массовой ин формации. Примеры семейных легенд. 1.5. Семейные правила. Понятие семейных правил, их роль в жизни семьи. Правила открытые и скрытые. Вопросы для самопроверки 1. Стадии развития семейных отношений. 2. Роль семейных легенд в поддержании «устойчивого состояния» семейных отношений. 3. Открытые и скрытые семейные правила. 4. Изменения в жизни членов семьи и их роль в возникновении семейных кризисов. Раздел 2. Проблема половых различий и семейные отношения 2.1. Понятия полового диморфизма и дипсихизма. Концепция В. А. Геодакяна о женском и мужском как наследственности и изменчивости в развитии вида. Теория психологической андрогинии. Достоверные, сомнительные и неподтвержденные исследования между полами по данным Э. Маккоби и К. Джеклин. Данные лаборатории Б. Г. Ананьева о половых различиях в познавательной сфере и в стрессовой ситуации. 2.2. Социально-психологические различия мужчин и женщин. Половые различия в ценностях и жизненных фазах. Различия в социальной реализации потенциала, в отношении к интимности и автономии, в ориентациях на оценку окружающих. Различия в стилях общения между мужьями и жена ми. 2.3. Потребности мужей и жен в браке, их различия, связь с удовлетворенностью браком. Сравнение данных американских исследований (У. Харли) и отечестненных исследований (Т. В. Андреева, 1999). Возрастные различия в потребностях в браке. Вопросы для самопроверки 1. Факты, подтверждающие теориюВ. А. Геодакяна о половом диморфизме. 2. Половые различия в познавательнойи эмоциональной сферах. 3. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами. 4. Различия в потребностях мужей и жен в браке. Раздел 3. Подготовка к семейной жизни. 3.1. Половая социализация и подготовка к браку. Понятие поло вой социализации. Психологические механизмы половой социализации и формирования половой идентичности: теории идентификации, половой типизации, самокатегоризации. Проблема полового воспитания. 3.2. Проблема адекватных брачно-семейных представлений юно шей и девушек. Предбрачные представления молодежи по исследованиям социологов, «пигмалионизм» в межличностном восприятии юношей и девушек. Проблема формирования эталонов мужественности и женственности. Основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни. Понятие «способности к браку». 3.3. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак. Проблема неадекватности выбора брачного партнера, его факторы. Теории выбора брачного партнера. Благоприятные и негативные факторы для будущих супружеских отношений. Вопросы для самопроверки 1. Теории формирования половой идентичности. 2. Особенности предбрачных представлений молодежи. 3. Факторы риска при вступлении в брак. Раздел 4. Проблемы любви и брака 4.1. Сексуальность, любовь и брак. Типы мотивации сексуального поведения. Типология чувств по античным представлениям. Типология любви по исследованиям американских психологов. Гипотезы о механизмах зарождения любовных переживаний и природы любовной страсти (психологические модели Д. Теннов, Бершайда и Уостера, Д. Делиса, О. Вейнингера). Мотивация вступления в брак. Типы брачных мотивов. Механизм «эмоциональной идентификации с семьей» как фактор, укрепляющий брак. Вопросы для самопроверки 1. Типология любовных переживаний по античным представ лениям. 2. Типология чувств по исследованиям Д. Ли. 3. Мотивация брака и ее влияние на удовлетворенность супружескими отношениями. Раздел 5. Проблемы молодой семьи 5.1. Классификация семей по жизненному циклу. Периодизация семейной жизни и трудности в отношениях на разных ее стадиях. Понятие «идеализация партнера». 5.2. Понятие адаптации и интеграции в семье. Адаптация материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно- личностная. Цели супружеского союза и супружеское благополучие. Конфликты в молодой семье и их связь с правилами в родительских семьях. 5.3. Проблема распределения ролей в семье. Основные виды супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские (по Киркпатрику К.). Согласованность мнений супругов по различным аспектам семейной жизни (профессиональной занятости женщины, проведении досуга и др.), их влияние на удовлетворенность браком. Период жизни молодой семьи, связанный с рождением ребенка-первенца, и его особенности. Вопросы для самопроверки 1. Семейные трудности, связанные с различными стадиями существования семьи. 2. Виды супружеской адаптации. 3. Классификация супружеских ролей. Раздел 6. Удовлетворенность браком и супружеская совместимость 6.1. Удовлетворенность браком. Понятие удовлетворенности бра- ком и его стабильности. Характеристики, влияющие на удовлетворенность браком. 6.2. Супружеская совместимость. Аспекты (уровни) супружеской совместимости. Результаты конкретных исследований, соотнесенные с уровнями совместимости. Понятие компле-ментарности и гомогамии применительно ксупружеской совместимости. Становление личности в родительской семье и супружеская совместимость. Позиция ребенка в родительской семье и ее влияние на различные сферы жизни (в том числе на построение семейных отношений). Зрелость личности и построение семейных отношений. Вопросы для самопроверки 1. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком. I! 2. Супружеская совместимость и ее уровни. 3. Совместимость по характеристикам темперамента. 4. Совместимость на социальном уровне (понятие гомогамии). 5. Становление личности и совместимость в браке. 6. Позиция ребенка в семье и ее влияние на совместимость в браке. Раздел 7. Проблемы семейного общения 7.1. Возможности позитивного общения в семье. Принципы бе зобвинительного общения. Коррекция семейных проблем при «дисбалансе объективных обстоятельств». 7.2. Трудности общения в семье. Типы семейных конфликтов и их причины. Закон многоуровневой круговой каузальности и различные аспекты межличностных отношений. Отличия счастливых и несчастливых семей по данным американских исследований. Вопросыдля самопроверки 1. Принципы безобвинительного общения. 2. Причины семейных конфликтов и их типы. 3. Закон многоуровневой каузальной атрибуции. Раздел 8. Разрушение брака и семьи 8.1. Проблема ревности и супружеских измен. Понятие ревности и ее типы. Ревность и фазы развития любовных отношений. Особенности мужской и женской ревности. 8.2. Внебрачные связи. Отношение к супружеским изменам по данным опросов. Отношение к изменам и реальное поведение граждан. Мотивы вступления во внебрачные связи. Различия в мотивировках измен у мужчин и женщин. Супружеские измены и их связь с неудовлетворенностью в браке. 8.3. Проблема разводов и повторного брака. Разводы: факторы экономического, культурного, религиозного и политического характера. Причины разводов по данным отечественных психологов. Статистика разводимости. Период жизненного цикла семьи и опасность развода. Периодизация послераз- водного процесса. Типы взаимоотношений разведенных супругов по данным американских авторов. Понятие бинук- леарной семьи и правила в ней. Последствия разводов для детей, мужчин и женщин. Статистика повторных браков и данные о них. Вопросыдля самопроверки1. Типы ревности. 2. Причины и мотивы внебрачных связей. 3. Развод: последствия для детей, мужчин и женщин. Раздел 9. Социально-демографические проблемы семьи 9.1. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая ситуация в стране за период с 1970-х годов до настоящего времени. Понятие коэффициента естественного прироста и его значения в 1990-е годы. 9.2. Репродуктивные установки. Понятия прокреационной и ре продуктивной потребности. Потребность в детях как духовная потребность зрелой личности. Понятия протогенети- ческого и интергенетического интервалов. Показатели репродуктивных установок: идеальное число детей, желаемое число детей, ожидаемое число детей, «подобающее число де тей». Степень удовлетворенности потребности в детях и факторы, ее обусловливающие. 9.4. Факторы, влияющие на репродуктивные установки. Внешние и внутренние факторы, влияющие на РУ. Позитивная и негативная мотивация репродуктивных установок. 9.5. Репродуктивные установки и семейные отношения. Совпадение репродуктивных ориентации мужей и жен. Исследование связи числа детей в семье и удовлетворенности бра ком. Семья как малая группа и влияние числа детей в семье на их воспитание. Позиция ребенка в семье по порядку рождения и особенности его личностных характеристик. Вопросыдля самопроверки 1. Понятие репродуктивной установки. 2. Факторы, влияющие на репродуктивные установки. 3. Позиция ребенка в семье и ее влияние на особенности воспи- тания. Темы семинарских занятий 1. Проблемы любви и брака. 2. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак. 3. Проблемы молодой семьи. 4. Распределение ролей в семье. 5. Совместимость супругов в браке. 6. Супружеские конфликты и их разрешение. 7. Проблемы ревности и супружеских измен. 8. Потребность в детях и проблемы воспроизводства населения. Основная литература Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.:СПбГУ, 1998.Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.Харли У. Законы семейной жизни. М., 1992. Дополнительная литература Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дис. ...канд. Психол. Наук. М., 1985. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник Моск. Унта. Сер. 14. Психология. 1987. № 2. Андреева Т. В., Бакулина Ю. А. Представления молодых супругов (с ребенком-первенцем) о распределении семейных ролей и удовлетворенность браком // Психология: итоги и перспективы: Тез. конф. СПб., 1996. Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988. ГолодС. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984. Дементьева И. Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М., 1991. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи: Дис.... канд. психол. наук. М., 1993. Каган В. £. Воспитателю о сексологии. М., 1991. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988. Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. СПб., 1996. НикитинаЛ. А. Наши уроки. СПб., 1992. Обозов Н. Н. Мужчина женщина. СПб., 1995. Обозов Н. Н., ОбозоваА. Н. Факторы устойчивости брака//Семья и личность. М., 1979. ОбозоваА. Н. Супружеская совместимость — фактор устойчивости брака//Личность в системе общественных отношений. Ч. 4. М., 1983. Ричардсон Р. Силы семейных уз. СПб., 1994. Скиннер Р., КлиизД. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989. Трапезникова Т. М. Этика и психология семейных отношений. Л., 1988. Фотеева Е. В. Семья в современном буржуазном мире. М., 1988. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990. ХарчевА. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990. Юркевич Н. Г. Советская семья: функции и условия стабильности. Минск, 1970. ЯффеМ., ФенвикЭ. Секс в жизни женщины. М., 1991. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |